Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أحمد بن حنبل
Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шейбани — из числа великих имамов, знаток хадисов, правовед, основатель и эпоним одной из четырёх религиозно-правовых школ.
Он родился 1-го числа месяца раби‘ аль-авваль 164 г.х.
Его отец служил в Мерве и скончался в возрасте около 30 лет.
Его мать, будучи беременной, покинула Мерв и переехала в Багдад, где мальчик и вырос сиротой.
В пятнадцать лет он начал изучать шариатские науки. Это произошло в тот самый год, когда умерли имамы Малик ибн Анас и Хаммад ибн Зейд.
Его учителями были такие выдающиеся улемы, как Ибрахим ибн Са‘д, Хушайм ибн Башир, Суфйан ибн ‘Уйайна, кади Абу Йусуф, Абу Бакр ибн ‘Аййаш, Вахб ибн Джарир, Сулайман ибн Харб, Кутайба ибн Са‘ид, ‘Али ибн ал-Мадини, Абу Бакр ибн Абу Шайба, Харун ибн Ма‘руф, Абу ‘Абдаллах аш-Шафи‘и и др. Только в своём знаменитом «Муснаде» имам Ахмад привёл хадисы, услышанные от более 280 шейхов.
Его ученики — знаменитые знатоки хадисов Мухаммад ибн Исма‘ил ал-Бухари и Муслим ибн ал-Хаджжадж, Абу Давуд ас-Сиджистани и Йахйа ибн Ма‘ин, ал-Хасан ибн ас-Сабах ал-Баззар и Абу Зур‘а, Абу Бакр ал-Маррузи и Абу Хатим, его сыновья Салих и ‘Абдаллах, его племянник Ханбал ибн Исхак. У него обучались и некоторые из его учителей, в том числе ‘Али ибн ал-Мадини, ‘Абд ар-Раззак, ал-Хасан ибн Муса ал-Ашйаб и Абу ‘Абдаллах аш-Шафи‘и. Последний, пересказывая хадисы своего ученика, не упоминал его имени, а говорил: «Заслуживающий доверия рассказал мне, что…»
Имам Ахмад обладал феноменальной памятью и посвятил свою жизнь изучению и распространению Cунны Пророка ﷺ. Он много путешествовал по миру в поисках знаний, нередко пешком. Как рассказывали его современники, в молодости он путешествовал, имея при себе только мешок со своими рукописями, который он клал под голову, когда ложился спать.
Женился имам Ахмад в возрасте около 40 лет. Абу Бакр ал-Халлал в книге «Ахлак Ахмад» (Нравы Ахмада) привёл рассказ его внука Зухайра ибн Салиха о том, что имам Ахмад сначала женился на арабке по имени ‘Аббаса бинт ал-Фадл, которая родила ему Салиха. После её смерти он женился на Райхане, от которой у него родился ‘Абдаллах. Она тоже умерла, и он приобрёл невольницу по имени Хусна, которая родила ему дочь Зайнаб. После этого она забеременела, но у неё произошёл выкидыш, и они потеряли близнецов, которых назвали ал-Хасаном и ал-Хусайном. Потом у них родились сыновья ал-Хасан, Мухаммад и Са‘ид.
Имам Ахмад пользовался доверием не только мусульман, но и людей писания, что свидетельствует об атмосфере веротерпимости в Халифате. Абу Бакр ал-Маррузи рассказывал, что как-то раз к Ахмаду пришёл врач-христианин с каким-то монахом. Врач сказал: «Он хотел взглянуть на Абу ‘Абдаллаха и попросил меня взять его с собой». Абу Бакр провёл их к Абу ‘Абдаллаху, и монах сказал: «Вот уже много лет я хочу увидеть тебя. Твоя жизнь — благо не только для ислама, но и для всех людей. Среди наших товарищей нет такого, который не был бы доволен тобой». Абу Бакр сказал имаму: «Я надеюсь, что люди во всех странах молятся за тебя». А он ответил: «О Абу Бакр, если человек познал самого себя, то слова людей не приносят ему пользы».
Удивительные стороны личности имама Ахмада раскрываются из рассказа его сына Салиха: «Я видел, как отец брал ломтик хлеба, стряхивал с него песок и крошил его в миску. Потом он заливал его водой, солил и ел. Я никогда не видел, чтобы он покупал гранаты, айву или какие-нибудь фрукты. Разве что арбуз он иногда ел с хлебом, изюмом или финиками. Как-то раз он сказал мне: “Твоя мать пряла тонкую пряжу в темноте и продавала занавеси за пару дирхемов, на которые мы жили”. Если мы покупали что-нибудь, то прятали от отца, чтобы он не заметил этого и не упрекнул нас. Иногда для него пекли лепёшку, которую крошили в глиняную посуду и смешивали с чечевицей, маслом и финиками, а он подзывал к себе детей и угощал их. Они смеялись и даже не прикасались к той еде. Он часто смачивал хлеб уксусом и говорил: “Я радуюсь, когда не нахожу куска хлеба”. Совершив омовение, он не оставлял того, кто черпал воду для него, и если кто-то заболевал, то он брал чашу с водой, читал Коран на неё и говорил: “Отпей отсюда и умой лицо и руки”. У него была тюбетейка из хлопчатобумажной ткани, которую он сшил сам, и он надевал её, когда молился по ночам. Иногда он брал молоток и отправлялся к ножовщику, чтобы изготовить что-нибудь своими руками. Он болел и лечился, а иногда отправлялся к бакалейщику, чтобы купить связку дров и ещё что-нибудь и сам приносил это домой. Бывало, он разжигал огонь дома. Как-то зимним днём он сказал мне: “Я хочу сходить в баню после заката. Предупреди хозяина бани”. Потом он передумал идти в баню и растопил печь дома. Я слышал, как он часто повторял: “О Аллах, спаси, спаси!”».
Имам Ахмад усердствовал в поклонении Аллаху, любил уединение и проводил долгие часы в молитве. ‘Абдаллах, сын имама Ахмада, вспоминал: «Отец совершал триста ракатов в течение суток, а когда его начали бичевать и он заболел, он молился по сто пятьдесят ракатов в течение суток». Он же рассказывал: «Отец каждый день читал седьмую часть Корана. Он спал лишь немного после вечернего намаза (салат ал-‘иша), а потом молился и взывал с мольбой до рассвета».
Скончался имам Ахмад 12 раби‘ аль-авваль 241 года хижры. При жизни он часто говорил сторонникам ереси и религиозных новшеств: «Разница между нами и вами выявляется на похоронах».
Хатыб аль-Багдади писал: «Умер имам Ахмад, да помилует его Аллах, 12-го числа месяца раби‘ аль-авваль 241 года хижры в возрасте семидесяти семи лет. Его похороны представляли собой грандиозную процессию, состоявшую из восьмиста тысяч мужчин и шестидесяти тысяч женщин…». См. «Тарих Багдад» аль-Хатыб аль-Багдади 4/422.
Аль-Хафиз Абу Зур’а сообщил, что их численность составляла — 2.5 миллиона человек.
Аль-Хафиз Абдуль-Уаххаб аль-Уаррак сказал: “Мы ни разу не слышали, чтобы в доисламские или исламские времена собралось на похороны больше людей, чем на захоронение Ахмада ибн Ханбаля”.
Кроме того, Ибн Абу Хатим сказал: “Я слышал, что в день смерти Ахмада ибн Ханбаля — 20.000 из числа иудеев, христиан и огнепоклонников приняли Ислам (даже некоторые неверующие с почтением и восхищением относились к шейху)”. См. Ибн Касир в «аль-Бидайя уа ан-нихайя», 10/342.
Ибн Хаджар приводит рассказ Абу ал-Хасана аз-Загуни: «Могилу Ахмада вскрыли, когда рядом с ним хоронили шарифа Абу Джа‘фара ибн Абу Мусу. Его саван нисколько не обветшал и не изменился, хотя с момента его смерти прошло 230 лет!» Да смилуется над ним Всевышний Аллах!
Ахмад ибн Ханбал отличался превосходным нравом, терпением и скромностью. Ученики и соратники относились к нему с большим уважением и любовью. Как-то раз Йахйа ибн Ма‘ин сказал: «Я не видел людей, подобных Ахмаду. Мы находились рядом с ним пятьдесят лет, и он ни разу не возгордился перед нами своими достоинствами».
Ибрахим аль-Харби сказал: «Я считаю, что Аллах объединил в Абу ‘Абдуллахе все виды знания первых и последних поколений». См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188
Имам аш-Шафи’и сказал: «Ахмад являлся имамом в восьми вещах: имамом в хадисе, имамом в фикхе, имамом в знании языка, имамом в Коране, имамом в нищете, имамом в воздержанности и аскетичности, имамом в набожности, и имамом в Сунне». См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/5
Авторитет имама Ахмада среди подданных Халифата был настолько велик, что Абу ‘Абдаллах аш-Шафи‘и сказал о нём: «Какой бы хадис он ни рассказал, люди скажут: “Он говорит правду”».
Кутайба ибн Са‘ид говорил: «Лучшим в наше время был Ибн ал-Мубарак, а потом этот юноша. (Он имел в виду Ахмада ибн Ханбала.) Если увидишь человека, любящего Ахмада, знай, что он следует сунне. Если бы он жил в одно время с ас-Саури, ал-Ауза‘и и ал-Лайсом, то считался бы лучше них». Кутайбу спросили: «Ахмада можно приравнять к табиям?» Он ответил: «К старейшим из них». Он же говорил: «Если бы не ас-Саури, то исчезла бы богобоязненность, а если бы не Ахмад, то люди исказили бы религию. Ахмад — имам этого мира».
Имам аш-Шафи‘и говорил: «Когда я покидал Багдад, там не было человека достойнее, образованнее, смышлённее и благочестивее, чем Ахмад ибн Ханбал». Он также сказал: «Я не видел никого умнее, чем Ахмад и Сулайман ибн Давуд ал-Хашими».
‘Али ибн ал-Мадини говорил: «Я считаю Ахмада более достойным, чем Са‘ид ибн Джубайр в своё время, потому что у Са‘ида были равные ему». Он же говорил: «Аллах укрепил религию посредством ас-Сиддика (т. е. Абу Бакра), когда началось отступничество, и посредством Ахмада — когда началась михна».
Михной (араб. ‘испытание’) называется период мутазилитской смуты, когда улемов принуждали признать еретический тезис о сотворённости Корана. Преследования суннитских улемов начались в 218 г. х., при аббасидском халифе ал-Ма’муне (198/814—218/834), и проявились во всей своей жестокости в период правления его брата ал-Му‘тасима (218/834—227/843) и сына последнего ал-Васика (227/843—232/847). За годы михны сотни улемов были заточены в темницы и казнены, многие под страхом смерти уступили требованиям мутазилитов. Взоры всего мусульманского мира были обращены на самого известного учёного Багдада — имама Ахмада, который проявил величайшую стойкость и не сошёл с пути Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Его огромная заслуга в том, что он не позволил мутазилитской ереси овладеть умами мусульман, с одной стороны, и не допустил восстания против заблудших халифов — с другой стороны. Когда после смерти ал-Васика к власти пришёл его брат ал-Мутаваккил (232/847—247/861), полемике о несотворённости Корана был положен конец. Халиф помиловал всех репрессированных улемов и с большими почестями принял имама Ахмада. Несмотря на его отказ занять государственную должность, ал-Мутаваккил не назначал кадиев (судей) без консультации с ним.
Ибн Абу Хатим, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Однажды я спросил отца об ‘Али ибн аль-Мадини и Ахмаде ибн Ханбале: кто из них знает больше? Он ответил: “Они близки друг другу, однако Ахмад был умнее. И если ты увидишь человека, который любит Ахмада, то знай, что он — приверженец Сунны”».
Абу Зур‘а как-то сказал ‘Абдуллаху, сыну имама Ахмада: «Твой отец знал наизусть один миллион хадисов». См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188; «Тарих Багдад» 4/419
Сыновья имама Ахмада, Салих и ‘Абдуллах, говорили: «Наш отец собственноручно записал один миллион хадисов».
‘Али ибн ал-Мадини сказал: «Аллах укрепил религию посредством Абу Бакра ас-Сыддика, когда началось вероотступничество, и посредством Ахмада — во время смуты людей, заявлявших о сотворённости Корана». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 11/177—358 с сокращением; «Тазкират аль-хуфаз» 2/15—16..
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, писал: «Поистине, имам Ахмад был наделён такой силой терпения и убеждённости, что только её одной уже было достаточно для того, чтобы считать его предводителем в религии. Он остался стойким перед натиском аж трёх халифов, поочередно сменявших друг друга, власть которых тянулась от Востока до Запада и приспешниками которых являлось бессчётное количество учёных каляма, судей, визирей, доносчиков, губернаторов провинций и всяких наместников. Его ссылали, заточали в тюрьму и даже угрожали смертной казнью…». См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 12/439.
Ибн аль-Марузи (ученик имама Ахмада) сказал: «Когда бы я ни приходил к имаму Ахмаду, он всегда читал книгу, держа её в руках». См. «Сияр `алям ан-нубаля», 11/185.
Наср ибн ‘Али сказал: «Ахмад ибн Ханбаль был самым лучшим человеком своего времени».
Кутейба сказал: «Если бы не Суфьян ас-Саури – то погибла бы набожность, а если бы не Ахмад ибн Ханбаль – то людям удалось бы внести в религию новшества».
Также он говорил: «Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавайх являлись имамами этого мира».
Аль-Маймуни рассказывал: «Я слышал, как ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Никто после Посланника Аллаха ﷺ, не сделал для Ислама столько, сколько сделал для него Ахмад ибн Ханбаль!» Тогда я спросил его: «О Абу аль-Хасан, и даже Абу Бакр ас-Сиддик?!» Он ответил: «И даже Абу Бакр ас-Сиддик, ибо у него были помощники и соратники, а у Ахмада ибн Ханбаля их не было». См. «Тарих Багдад» 4/417-418
‘Али ибн аль-Мадини сказал: «В моих глазах он лучше, чем Са’ид ибн Джубейр в свое время, ибо во времена Са’ида были те, кто мог посоперничать с ним, а во времена Ахмада ибн Ханбаля не было никого, кто мог бы составить ему ровню».
Также он говорил: «Поистине Аллах поддержал эту религию двумя мужами, и нет никого, кого можно было бы поставить третьим рядом с ними: Это Абу Бакр ас-Сиддик в дни повального вероотступничества, и Ахмад ибн Ханбаль в дни (му’тазилисткой) инквизиции». См. «Манакыб Ахмад ибн Ханбаль»/148, 149
Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салям сказал: «Знание закончилось на четверых: Ахмаде ибн Ханбале, ‘Али ибн аль-Мадини, Яхье ибн Ма’ине и Абу Бакре ибн Абу Шейбе. И Ахмад был наиболее грамотным среди них». См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/151
Кутайба ибн Са’ид сказал: «Если ты встретишь человека, любящего Ахмада ибн Ханбаля, то знай, что он приверженец Сунны и единой общины». См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/111
Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, писал: «Воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию Писанию Аллаха, Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также тому, что передается от сподвижников, их последователей и имамов хадиса. Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то же, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик. Мы не согласны с каждым, кто не согласен с ним, ибо посредством этого достойного и образцового имама, Аллах выявил истину, когда заблуждение подняло свою голову, и уничтожил нововведения и сомнения сбившихся с пути. Да пребудет милость Аллаха над этим великим имамом…». См. «Баян Тальбис аль-Джахмийя», 2/15, 2/334
Ахмад ибн Ибрахим ад-Даураки сказал: «Если вы услышите, что кто-то будет дурно отзываться об Ахмаде ибн Ханбале, то можете смело сомневаться в истинности его Ислама».
Суфьян ибн Уаки’ сказал: «Отношение к имаму Ахмаду у нас является мерилом. Если кто-то ругает его, то мы считаем его нечестивцем».
Абу аль-Хасан ат-Тархабази аль-Хамдани сказал: «Отношение к Ахмаду ибн Ханбалю является мерилом, благодаря которому можно отличить мусульманина от вольнодумца»
Ал-Маррузи рассказывал: «Когда Абу ‘Абдаллах вспоминал про смерть, слёзы душили его. Он говорил: “Страх не позволяет мне есть и пить. Вспоминая про смерть, я становлюсь равнодушен ко всему мирскому. Эта еда не еда, и эта одежда не одежда. Эти дни слишком коротки, и ничто для меня не сравнится с бедностью. Если бы я мог, то покинул бы эти места, чтобы никто даже не вспоминал обо мне”. А ещё он говорил: “Мне хочется поселиться в каком-нибудь ущелье в Мекке, где меня никто не знает. Слава стала для меня таким испытанием, что каждое утро и каждый вечер я мечтаю о смерти”».
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если у тебя появилось намерение совершить что-либо благое, то спеши воплотить это в жизнь, пока не возникло какое-либо припятствие для его совершения». См. «Манакъибуль имам Ахмад», 1/273.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Женщина это лучшее, что может получить мужчина и мужчина — это лучшее, что может получить женщина. Тавус говорил: “Женщина — это половина религии мужчины”». См. «аль-Уар», 118.
Пишет имам Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Раджаб аль-Ханбали:
«Праведные предшественники, такие как Анас, ас-Саури и Ахмад, сильнейшим образом запрещали возвеличивать их. Ахмад говорил: “Кто я такой, чтобы вы ко мне приходили? Идите записывать хадисы”. Когда его спрашивали о чем-либо, отвечал: “Спросите ученых”. А если спрашивали об осторожности к сомнительному, он отвечал: “Не разрешено мне говорить об осторожности к сомнительному. Если бы Бишр (аль-Хафи) был жив, он бы высказался насчет этого”. Однажды его спросили про чистосердечие (ихляс) перед Аллахом, и он ответил: “Иди к аскетам. Кто мы такие, чтобы ты к нам приходил (с такими вопросами)?” И пришел к нему человек, протер руками его рубаху, а затем протер ими свое лицо — разозлился на него имам Ахмад, сурово осудил и сказал: “От кого вы это взяли?”». См. «аль-Хикам аль-джадира би аль-иза’а», 47.
Аль-Фадль ибн Зияд рассказывал:
«Я слышал, как Абу ‘Абдуллаху (имаму Ахмаду) сказали: “Что ты скажешь о женитьбе в наше время?”
Он ответил: “В подобное этому времени мужчина обязан жениться. О если бы преуспел тот, кто женат на двух! Ведь никто из них не находится в безопасности от того, чтобы не бросить запретный взор и тем самым не сделать тщетным свои деяния”
Я спросил его: “А что делать, как прокормить жён?”
Он ответил: “А разве их пропитание исходит от тебя?! Их пропитание — от Всевышнего Аллаха!”» См. «Бадаи’ аль-фауаид» 4/1406.
Имам Ахмад сказал: «Благодеяние по отношению к родителям является искуплением (каффара) для больших грехов». См. Ибн Муфлих в «аль-Адабуль аш-Шар’ия», 1/389.
’Абдуллах бин Мухаммад аль-Уаррак, да смилуется над ним Аллах, передал: «В одно из наших собраний у Ахмада бин Ханбаля, он спросил нас: «Откуда вы пришли?». Мы ответили: «Мы были на собрании Абу Курайба». имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Записывайте знания, перенимаемые от него, ибо поистине он праведный шейх». Мы сказали: «Поистине он порочит тебя». На что он ответил: «Что же мне поделать? Он праведный шейх, а я стал для него испытанием» См.хафиз аз-Захаби, Сияр а’лям ан-Нубаля, Т.11, С.317.
Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда Ваки’ рассказывал нам от Исраиля хадис: «Когда Всемогущий и Великий Господь воссел на Престол (аль-Курси)…» один из присутствующих у Ваки’а мужчин вздрогнул. Тогда Ваки’ разозлился и сказал: «Мы застали аль-А’маша и ас-Саури, рассказывавшими эти хадисы, и они не отвергали их». Данное сообщение приводится у Абу Хатима от Ахмада.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Люди нуждаются в обходительности, доброте и побуждении к одобряемому без грубости, если только дело не касается человека, известного своим нечестием, ибо у такого нет почета!» См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам», с.346.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Вам следует изучать Сунну, хадисы и фикъх, что принесет вам пользу, и остерегаться споров и препирательств с приверженцами заблуждений!»
См. «аль-Ибана» 2/532
Сказал Ибрахим аль-Харби, что он слышал как имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если ты желаешь того, чтобы Аллах продолжал одорять тебя тем, что ты любишь, тогда и ты должен хранить постоянство в делах, совершаемых ради Него и которые Он любит».
См. «аль-Адабуш-Шар‘ия, 2/30.
По рассматриваемому вопросу от этого имама было передано бесчисленное количество высказываний. Имам Ахмад является знаменосцем Сунны, стойко перенесшим инквизицию му’тазилитов. Количество переданных от него сообщений о том, что он объявлял неверными утверждавших о сотворенности Великого Корана; о том, что он подтверждал наличие у Аллаха божественных качеств, а также Его Возвышенность и Предопределение; о том, что он утверждал о превосходстве Абу Бакра и ‘Умара над другими сподвижниками; о том, что вера увеличивается и уменьшается; и о многом другом из положений религии, описание которых займет много времени, достигает степени мутаватир.
Юсуф ибн Муса аль-Къаттан, шейх Абу Бакра аль-Халляля, рассказывал: «Как-то раз Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада) спросили: «Аллах поверх седьмого неба над Своим Троном, отделен от Своих творений, а Его Могущество и Знание во всех местах?» — и он сказал: «Да, Он над Своим Троном, но нет ничего скрытого от Его знания».
Данное сообщение передает аль-Халляль. шейх аль-Альбани: «Иснад сообщения достоверный».
Абу Талиб Ахмад ибн Хумайд рассказывал: «Однажды я спросил Ахмада ибн Ханбаля о мужчине, который сказал, что Аллах с нами, прочитав в подтверждение аят: «….Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым…». Он сказал: «Этот человек стал джахмитом. Они берут конец аята и игнорируют его начало. Ты прочел ему начало этого аята: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле…»? Это означает, что с ними Его знание (а не сам Аллах)». Так же и в суре «Каф» Аллах говорит: «Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» — «Это означает, что с ними Его знание».
Аль-Марвази рассказывал: «Однажды я сказал Абу ‘Абдуллаху: «Один человек сказал: «Я говорю ровно так, как говорит Аллах:«…Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым». Я говорю то же самое и не говорю что-то сверх этого». Ахмад сказал: «Это слова джахмитов. На самом деле, это Его Знание с ними. Начало этого аята указывает на то, что речь идет о Его Знании». Данное сообщение приводится у Ибн Батты в книге «аль-Ибана» от ‘Умара ибн Мухаммада Раджи от Мухаммада ибн Давуда от аль-Марвази.
Ханбаль ибн Исхакъ рассказывал: «Однажды Абу ‘Абдуллаха спросили: «Что значат слова Аллаха «…Он с вами…»?» и он сказал: «Это Его знание. Его Знание объемлет все сущее, а наш Господь над Троном без каких-либо пространственных границ и без описаний». Приводится у аль-Лялякаи.
Аль-Асрам рассказывал: «Однажды я сказал Абу ‘Абдуллаху: «Я был у одного мухаддиса и он рассказывал людям хадис: «… и Милостивый наступит на него Своей Ступней». Среди присутствующих у него был один юноша, к которому он повернулся и сказал: «У этих слов есть свое толкование» — на что Абу ‘Абдуллах сказал: «Смотри, он говорит точно так же, как и джахмиты!»
Ибн Абу Хатим сказал: «Рассказал нам Салих, сын Ахмада ибн Ханбаля, следующее: «Я слышал, как мой отец доказывал, что Коран не сотворен. Так он говорил: «Всевышний сказал: «Милостивый, Он научил Корану». В этом аяте Аллах поведал нам, что Коран – это часть Его Знания». шейх аль-Альбани: «Другой сын имама Ахмада, Абдулла, тоже передает нечто подобное с его слов в начале своей книги «ас-Сунна»».
Я’къуб ад-Давраки рассказывал: «Ахмад сказал мне: «В своих утверждениях ляфзыты (течение, утверждающее о сотворенности произносимого Корана) крутятся вокруг того же самого, что говорил Джахм. Они полагают, что Джибриль принес (от Аллаха) нечто сотворенное».
Высказывание других имамов по данной теме, можно прочесть в сокращенной версии книги «Возвышенность Всевышнего Всепрощающего Аллаха». Автор: имам Шамсуддин аз-Захаби, да помилует его Аллах
Содержание
Предисловие редактора
Краткая биография имама Ахмада ибн Ханбаля
Выдержки из допроса имама Ахмада ибн Ханбаля и его прений с Ибн Абу Дуадом в присутствии аль-Му’тасыма
Вступление
Разъяснение заблуждений вольнодумцев (зиндиков), относительно неявных аятов Корана
Сомнение о коже обитателей Ада
Сомнение о безмолвии людей в День Воскресения
Сомнение о слепоте, немоте и глухоте неверных в День Воскресения
Сомнение относительно расспросов
Сомнение о молящихся
Сомнение о материи, из которой создан человек
Сомнение о Восходах и Закатах, упоминаемых в Коране
Сомнение о протяженности дня у Аллаха
Сомнение о попытке многобожников скрыть свое злодеяние в День Суда
Сомнение об ощущениях людей скоротечности пребывания в могилах
Сомнение о свидетельстве посланников
Сомнение о лицезрении Аллаха в Последней жизни
Сомнение о том, кто был первым верующим
Сомнение о самом страшном наказании
Сомнение о пище обитателей Ада
Сомнение относительно покровительства Аллаха
Сомнение о равенстве
Сомнение относительно близости между верующими
Сомнение о бессилии Иблиса над верующими
Сомнение о забвении Аллахом
И снова сомнение о слепоте неверных в День Воскресения
Сомнение о единственном и множественном числе
Заблуждения джахмитов
Глава о том, как Аллах проводит разницу между Своим Словом и Своим Созданием
Аллах объявляет ложным утверждение о том, что Коран может быть чем-то иным, нежели несотворенным откровением
Глава о том, что джахмиты отвергают в словах Аллаха: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». («Воскресение», 22-23)
Глава об отрицании джахмитами того, что Аллах разговаривал с Мусой
Глава об отрицании заблудшими джахмитами того, что Аллах пребывает над Своим троном
Глава о том, как джахмиты интерпретируют слова Аллаха: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым». («Препирательство, 7)
Глава о том, в каких смыслах в Коране упоминается выражение «…и Он с вами»
Глава о хадисах, на основании которых джахмиты заявляют, что Коран сотворен
Глава о том, как джахмиты трактуют слова Аллаха: «Он – Первый и Последний!» («Железо», 3)
Данный труд можно прочесть: здесь
Книга «Основы Сунны» Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах
«Если бы кто-нибудь отправился в Китай, чтобы изучить эту книгу (Основы Сунны), то и этого было бы мало…» Абу Я’ля аль-Ханбали