Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
إمام الجويني
Абу Мухаммад ′Абдуллах ибн Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад бин Хайвайх аль-Джувайни, более известный как имам аль-Джувейни. Отец имама аль-Харамейн /имам двух святынь/ — Абу-ль Ма′али аль-Джувайни.
Он был одним из аш′аритов /в последствии покаился/. Был аскетом и проявлял сильную набожность в религии Всевышнего Аллаха, однако запутался во многих вопросах вероучения, которые он перенял от своих шейхов. Затем он увидел истину и понял, что она не в том, что он изучал ранее. Напротив, истина находится у праведных предшественников и тех, кто за ними последовал. Затем он утвердился на этом – да помилует его Аллах – и написал добрый совет своим братьям, сверстникам и шейхам из числа аш′аритов.
Он говорил: «Я записываю этот совет своим братьям в религии Аллаха, ибо я обязан любить их и желать им добра в вопросах атрибутов Аллаха. Я признаю, что долгое время я сам блуждал и колебался в трёх вопросах:
Вопросы атрибутов Аллаха, вопрос возвышенности и вопрос звуков и букв в славном Коране. Я колебался среди всех этих различных мнений, находящихся в книгах наших современников (интерпретация атрибутов, их искажение или их принятие в буквальном смысле, или остановка в этом вопросе, или их утверждение без интерпретации и отрицания, и без уподобления).
Я нахожу тексты в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника ﷺ, которые ясно разъясняют суть этих атрибутов. Также они утверждают возвышенность Аллаха и Его нахождение вверху. Также они говорят о буквах и звуках. Затем я нахожу, как поздние сторонники «калама» в своих книгах интерпретируют вознесение над троном как власть и овладение, интерпретируют снисхождение Аллаха как снисхождение Его повеления, интерпретируют две руки Аллаха как две Его милости или две Его мощи. Затем я нахожу, что они также называют речь Аллаха смыслом, находящимся в Его душе, и говорят, что речь Аллаха не состоит из бук и звуков. Они называют буквы Корана выражением (′ибара) тех смыслов, которые у Него в душе».
Затем он разъяснил, что приверженцы этих мнений занимают в его душе высокое положение, и упомянул, что учился у них. Он разъяснил, что его сердце неспокойно в отношении всех этих интерпретаций. Напротив, он находит в них грязь и мрак, его сердце сжимается и не раскрывается. Затем он сказал: «Я не переставал находиться в этом смятении и колебаниях, пока Аллах не проявил ко мне доброту и открыл перед слабым человеком лик истины».
Затем он утвердил возвышенность Аллаха, Его вознесение над троном, Его нахождение вверху. Он утвердил, что все атрибуты Аллаха возвращаются к Его возвышенности. Затем он разъяснил, что речь Аллаха состоит из букв и звуков. Он разъяснил и растолковал всё это в соответствии с убеждениями предшественников, давая искренний совет своим сверстникам и шейхам, чтобы они вернулись к пути предшественников.
См. послание «ан-Насыха» (Совет) аль-Джувейни.