Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابن أبي العز الحنفي

Ибн Аби аль-‘Изз аль-­Ханафи, да смилуется над ним Аллах

имам, каждый, великий учёный, знаток основы фикха

Абу-ль-хасан Али бин Аляуддин Али бин Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад бин Шарафуддин Абу-ль-баракат Мухаммад бин Иззудин Абу-ль-’Изз Салих бин Абу-ль-изз бин Вухайб бин Ата бин Джубейр бин Джабир бин Вахб. Он родился в аль-Азраа, но в последствии переехал в Дамаск, более известен как Ибн Абу-ль-’Изз, родился, как об этом единогласно говорят биографы, 22 зуль-хиджа 731 г.х.

Комментатор принадлежал к известной своей образованностью и происхождением семье, возглавлявшей последователей ханафитского мазхаба Дамаска. Ряд ученых этой семьи занимали посты кадыев /судей/, давали фетвы и занимались преподавательской деятельностью:
— его отец Аляуддин Али бин Абу-ль-’Изз (ум. в 746 г.х.) был ханафитским кадыем;
— его дед Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад бин Абу-ль-’Изз – верховный казый, шейх, имам и авторитет ханафитов по целому ряду наук;
— его прадед, Мухаммад бин Абу-ль-’Изз Салих бин Абу-ль-’Изз, (ум. в 723 г.х.) в Дамаске.

Ибн Абу-ль-’Изз вырос в этой семье, в атмосфере просвещения и образованности, что наряду с дарованными ему Аллахом врожденными способностями, сильной жаждой к знаниям и феноменальной памятью, сыграло большую роль в достижении им высокой степени в науке и познании. Это позволило ему преподавать, читать проповеди, писать книги и занимать ученые должности, чего достигает только совершенный в знаниях и авторитетный человек, разум которого обогащен знаниями.

Так как его отец принадлежал к ханафитскому мазхабу, то и он внимательно изучил этот мазхаб и его проблематику, став одним из лучших знатоков ханафитского мазхаба, что подтверждается его назначением на посты ханафитского кадыя в Дамаске и Египте.

• Ученые должности, которые занимал автор комментария

Жизнь Ибн Абу аль-‘Изза аль-Ханафи была полна благотворными и плодотворными стараниями в области науки и служению ей в виде преподавания и написания трудов, и мы можем проследить этапы его деятельности, используя труды биографов:

1. 748 г.х. – начал преподавательскую деятельность в ханафитском медресе «аль-Кымазия» в возрасте не старше семнадцати лет;

2. 777 г.х. – стал преподавать в ханафитском медресе «аль-Рукнийа»;

3. 784 г.х., месяц раби’-аль-ахыр – после смерти ханафитского кадыя аль-Хумам давал уроки в медресе «аль-Азийа аль-баранийа»;

4. преподавал в ханафитском медресе «аль-Джавхарийа».

Скорее всего, можно предположить, что Ибн Абу аль-‘Изз, да помилует его Аллах, не ограничивался преподаванием ханафитского мазхаба в ханафитских медресе, помимо «аль-Азийа», которое основатель завешал в качестве вакфа для последователей различных мазхабов в разнообразных науках. Это объясняется тем, что он не считал обязательным соблюдение условия основателя вакфа, если это противоречило текстам Корана и Сунны, так как считал, что предназначение вакфа только определенной общине неверно по ряду причин:

а) Это служит причиной для укрепления разрозненности и разделения между людьми;

б) Преподаватель в этих медресе ограничен преподаванием только того мазхаба, которому были предназначены вакфы. Это заставляет его глубоко изучать и фанатично придерживаться только определенного мазхаба, отстаивая, в том числе, и ошибочные мнения, и используя слабые аргументы, не выдерживающие критики;

в) Ученики подобных медресе, изучая только определенный мазхаб, становятся еще более фанатичны в следовании мазхабу, что ослабляет в них способность к критическому осмыслению, анализу и осознанному выбору. Таким образом, они на всю свою жизнь остаются лишь слепыми фанатичными последователями.

Вполне возможно, что на своих уроках он приводил мнения разных имамов по некоторым проблемам, цитируя их доказательства и аргументы, анализируя их и выбирая из них наиболее правильное, более аргументированное и близкое к тексту Корана и Сунны мнение. Это позволяло воспитывать в учениках способность правильного понимания религии, и вело от слепого подражания к обоснованному следованию Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и, таким образом, формировало их как самостоятельную личность.

5. Автор комментария занимал должность хатыба в мечети «аль-Аф-рам», понимая, что проповедь имеет большое значение в расширении знания людей об исламе, формирует общественное мнение и двигает его в правильном направлении;

6. Занимал должность хатыба хасбана гарнизона «аль-Балка»;

7. В 776 г.х. был назначен ханафитским кадыем /судьей/ Дамаска вместо сына своего дяди Наджмуддина, которого перевели на должность кадыя Египта в месяце мухаррам 777 г.х. Через сто дней, после того как его брат подал в отставку с поста кадыя и вернулся в Дамаск, в месяце джу-мада-аль-ахира этого же года Ибн Абу аль-‘Изз был назначен вместо него ханафитским кадыем Египта. Этот пост он занимал около двух месяцев, после чего подал в отставку, и после принятия отставки вернулся в Дамаск, чтобы преподавать в медресе «аль-Кымазийа», «аль-Джавхарийа», а также к должности хатыйба.

• Его труды

Биографы упоминают ряд его научных трудов, некоторые из которых упомянуты ниже:

1. «Комментарий к вероучению имама ат-Тахави», включающий в себя глубокие и подробные исследования, а также уникальное и подробное изучение исламского вероучения путем предшественников в соответствии с принципами, заложенными праведными предшественниками;

2. «Танбих ала мушкилат аль-хидайа» («Указание на проблемные вопросы «аль-Хидайа»»), упоминаемое ас-Сахави и другими;

3. Сочинение, в котором содержатся ответы на ряд правовых вопросов; Ибн Абиль-‘Изз
В описании этого сочинения говорится: «Данная работа – интересное и важное примечание, содержащее в себе: исследование о правомочности следования за имамом из другого мазхаба; положение относительно четырех ракаатов после совершения пятничной молитвы; положение относительно воды попавшей на одежду во время совершения омовения. Автор – шейх, авторитетный ученый и исследователь Али бин Али бин Мухаммад бин Мухаммад бин Абу аль-‘Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, превосходно написавший и принесший пользу своими строками».

4. «Ан-нур аль-лами фи ма йа’малу бихи фи-ль-джами», в данной книге говорится о мечети Омеййадов и том, что в ней совершается;

5. «Аль-иттиба», была издана дважды, впервые в Дахоре (Пакистан) в 1401 г.х., и второй раз в Аммане в 1405 г.х.. Данная книга является опровержением сочинения одного из современников, Акмалуддина Мухаммада бин Махмуда бин Ахмада аль-Ханафи (ум. 786 г.х.), в котором он отстаивал необходимость следования мнению Абу Ханифы, да помилует его Аллах. Ибн Абу аль-‘Изз нашел в ней ряд спорных вопросов и указал на них, предупреждая об опасности запрещенного разделения и следования низменным страстям, что ему отлично удалось. В этом он придерживался научного метода, демонстрируя этикет дискуссии, силу доводов и широту кругозора, избегая фанатизма, стараясь объединить сердца и рассеять сомнения.

Умер Али ибн Абу Джа’фар Ибн Абу аль-‘Изз в месяц зуль-ка’да 792 г.х. и был похоронен у подножия горы Касиюн, да помилует его Аллах и охватит широкой милостью.

• Его принадлежность к ханафитскому мазхабу

Ибн Абу аль-’Изз, да помилует его Аллах, вырос в семье, члены которой принадлежали к мазхабу Абу Ханифы, более того, большинство ее представителей занимали должности кадыев ханафитов. Он подробно изучил мазхаб под руководством отца, это подготовило его к должности кадыя и преподаванию в медресе, основанных для изучения ханафитского мазхаба. Однако, милостью Аллаха, а затем вследствие своих врожденных способностей, жажды знаний, широкой осведомленности о мнениях ученых и их подробного изучения, а также высокой способности к их анализу, он смог избежать слепого следования мазхабу. Это позволило ему из различных мнений и школ выбрать то, что на его взгляд было истинным в силу доводов и отсутствия противоречий, даже если это противоречило мазхабу, к которому он себя относил.

В своей работе «аль-Иттиба», стр. 88, он говорит: «Каждый, кто стремится к полезным знаниям, обязан выучить Книгу Аллаха и размышлять над ней, также он обязан выучить столько хадисов, сколько сможет, хорошо владеть ими и проникать в их глубокий смысл. Вместе с этим он должен изучить арабский язык и его синтаксис, что сделало бы правильной его речь, и помогло ему в понимании Корана, Сунны и высказываний праведных предшественников относительно их смысла. Затем он должен изучить, насколько сможет, мнения ученых: сподвижников пророка и их последователей без предпочтения кого-либо из них. Далее ему следует не выходить за рамки того, в чем они были единогласны, и изучать их доводы в том, относительно чего они имели различные мнения. При этом он не должен следовать своим страстям, и избегать слепой фанатичной приверженности. После этого тот, кого наставит Аллах, найдет истинный путь, а кого Он введет в заблуждение – тому не найти наставника или помощника».

Он считал, что причина разрозненности, разногласий и слабости, постигшей мусульман в его время – это фанатичная приверженность мазхабам и убежденность каждого из их последователей в исключительной правоте именно его мазхаба, а также обязательность следования только этому мазхабу во всех частных вопросах. Также он считал, что другим фактором, усиливающим эти противоречия и делающим их непрекращающимися и постоянными, являются условия, установленные теми, кто завешал свое имущество для медресе. Они ставили условием, что это медресе должно принадлежать такой-то общине, а это медресе – другой, и каждая из общин, чтобы не лишиться вакфа, ухватилась за своё и отвергала мнения других. К этим условиям прибавилось уверенность в правильности подобных условий и мнение, что условия основателя вакфа подобны тексту Корана и Сунны. И вот когда эти сомнения присоединились к страстям, болезнь усилилась, и некоторые невежественные основатели вакфов стали поступать подобным образом только потому, что они сами являлись приверженцами той или иной общины или имама. Их цель – оживление религиозных знаний, в основе своей была правильной, правильным было и назначение определенных ученых для этого вакфа. Однако их предназначения вакфа только определенной обшине или мазхабу было ошибочным, так как условия основателя вакфа необходимо рассматривать с точки зрения шариата, и то, что соответствует ему, должно быть принято, а что нет – отвергнуто, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Почему люди выдвигают такие условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха? Человек, выдвигающий условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха, (выдвигает недействительные условия,) даже если он сделает это сто раз, а условия Аллаха являются самыми истинными и надёжными». аль-Бухари 2561.

Также он считал, что назначение кадыя только из определенного мазхаба увеличивает разделение и разногласия, и именно по этой причине нарушены многие права людей, и что следование мнению определенного имама и неспособность от одного мнения перейти к другому не обеспечивает соблюдения интересов людей. Запрет разделения важнее, чем утверждение людей в разделении и стимулирование их упорства в этом, ведь этого не было на заре ислама (я говорю о назначении кадыев от каждого мазхаба), впервые это произошло в 664 г.х. во время правителя аз-Захира Бейбарса.

Одним из факторов усугубления разделения мусульман является назначение имама от каждого мазхаба в Священной мечети Мекки , а также в мечети Омеййадов в Дамаске и некоторых других мечетях, где каждый имам совершал молитву определенным образом. Однако достаточно привести в качестве аргумента против назначения более чем одного имама в каждой мечети «салат аль-хауф» – способ совершения коллективной молитвы в случае опасности, которая, несмотря на наличие действий, несовместимых с намазом, была предписана именно по причине совершения ее коллективно.

Итак, важнейшими факторами разделения, приведшими к ослаблению единства мусульман и угрозе их исчезновения, являются: фанатичная приверженность мазхабам, создание отдельных учебных заведений для каждого из мазхабов, назначение казыев из четырех мазхабов, а также назначение в мечетях имамов для каждого из мазхабов.