Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
عبد الله بن عمرو بن العاص
Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас аль-Кураши ас-Сахми — известный сподвижник и сын сподвижника /его отец — ’Амр ибн аль-’Ас/. Обратился в ислам раньше своего отца и переселился в Медину. См. «Сыффату-с-саффа» Ибн аль-Джаузи, 1/655.
‘Абдуллах ибн ’Амр ибн аль-’Ас ибн Уаиль аль-Кураши ас-Сахми. Был из тех, кто много поклонялся Всевышнему Аллаху. Был хафизом [знал наизусть] хадисы Пророка ﷺ, но от него передано не так много риуаятов, как от Абу Хурайры, по причине его занятостью поклонением. Среди историков было разногласие где и когда он умер. Передается от имама Ахмада, что он умер во время событий, которые называются Ляйлиль-Харра, в конце месяца зиль-хиджа 63 года по хиджре, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.
‘Абдуллах ибн ‘Амр умер в 65 году по мусульманскому летоисчислению, и в то время ему было 72 года. См. «ат-Табакат аль-Кубра» ибн Са‘д 4/203.
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Люди покорились, а ‘Амр ибн аль-‘Ас — уверовал!» Этот хадис передали ар-Руяни в своём «Муснаде» 9/50/1-2, Ахмад 4/155 и ат-Тирмизи 3844 со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 971, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 155.
В пользу этого хадиса свидетельствует тот, который идет за ним: «Два сына аль-‘Аса верующие: Хишам и ‘Амр». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/283-284.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Я записывал все, что я слышал от посланника Аллаха ﷺ, желая запомнить это. Но курайшиты запретили мне поступать так и сказали: “(Неужели) ты записываешь (все?) Ведь посланник Аллаха ﷺ (иногда) говорит будучи разгневанным, а (иногда) будучи довольным”. Тогда я перестал записывать, а затем рассказал об этом посланнику Аллаха ﷺ. Он же (указал пальцем на свой рот) и сказал: “Записывай! Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа, из него не выходит ничего, кроме истины!”» Этот хадис передали Ахмад 2/162, 192, Абу Дауд 3646, ад-Дарими 484, аль-Хаким 1/105-106. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1196, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1532. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, а передатчики — надёжные».
Имам аз-Захаби сообщил: «Был известен глубокими знаниями религии и набожностью. С его слов было передано около 700 хадисов». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 3/80.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Никто из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, не передал от него больше хадисов, чем я, кроме ‘Абдуллы ибн ‘Амра. Поистине, он записывал их, а я нет». Это сообщение приводит аль-Бухари 113.
Этот свиток ‘Абдуллаха назывался «правдивым» /ас-сахифа ас-садыка/, как назвал его сам ‘Абдуллах. Со слов Сафвана ибн Сулейма сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: «Я спросил разрешение у посланника Аллаха ﷺ записывать то, что я слышал от него, и он дозволил мне это. И я стал записывать». ‘Абдуллах называл этот свиток «правдивым».
Муджахид говорил: «Я видел у ‘Абдуллаха свиток и спросил его о нём, на что он сказал: “Это правдивый свиток, в нём то, что я слышал от посланника Аллаха ﷺ когда между ним и мной не было никого”». Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 4/262.
Так и было положено начало составлению сборников хадисов в период сподвижников и таби’инов. А потом в середине 2 века — именуемым золотым веком знания, были составлены множество сборников хадисов, разбитые по главам или по именам сподвижников и т.п. И хвала Всевышнему, который сохранил нам нашу религию и хадисы, посредством которых мы узнаем многочисленные тонкости и понимаем правильно Книгу Аллаха!
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Того, кто совершал свои благодеяния, чтобы люди прослышали о нём, Аллах выявит Своим творениям в День воскрешения, а затем унизит его и сделает презренным». Ахмад (2/212), ат-Табарани в “аль-Аусат” (4984), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (6821). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (25).
- Учитель Суфьяна ибн ‘Уяйны и ‘Али ибн аль-Мадини – ‘Абдуллах ибн Дауд аль-Хурайби сказал: “Они (саляфы) любили, чтобы у них были скрытые благие дела, о которых не знали бы ни их жёны, ни кто-либо иной”. См. “Тахзиб аль-камаль” (14/464).
- Саляма ибн Динар говорил: “Скрывай свои благие дела сильнее, чем ты скрываешь свои грехи!”. См. “ас-Сияр” (6/100).
‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды посланник Аллаха ﷺ, сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего Пророкﷺ сплел пальцы. Тогда ‘Абдуллах встал, подошел к Пророкуﷺ и спросил: «Что же мне делать в такое время?!» Пророк ﷺ сказал: «Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!» Ахмад 2/212, Абу Дауд 4342, Ибн Маджах 3957, аль-Хаким 4/525, достоверно.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Пусть тот, кто присягнёт правителю, ударит с ним по рукам, проявит по отношению к нему искренность сердцем и повинуется (этому правителю,) насколько сможет, если же явится кто-то другой и станет бороться с (первым за власть), отрубите этому другому голову!“» Этот хадис передали Ахмад 2/161, Муслим 1844, Абу Дауд 4248, ан-Насаи 4191, Ибн Маджах 3956. Ахмад Шакир назвал иснад хадиса достоверным. См. «Муснад Ахмад» 10/3. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2403, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 241. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».
От ‘Абдуллах ибн ‘Амра, который рассказывал о том, что слышал как Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если вы услышите муаззина, то говорите то, что говорит муаззин и затем сделайте на меня салят. Поистине, тот, кто сделает на меня один салят, Всевышний Аллах даст ему 10 салятов«. См. Муслим Забытые Сунны
- Салят от нас — это, когда мы просим благословение за Пророка ﷺ, то есть ду’а.
- А салят со стороны Всевышнего Аллаха — это хвала. То есть, если ты один раз попросишь за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то Всевышний Аллах 10 раз тебя похвалит.
От АбдуЛлах ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине шайтан приходит к одному из вас и спрашивает его: «Кто сотворил небеса?» Тот отвечает: «Аллах!» Затем (шайтан) спрашивает: «А кто сотворил землю?» Тот отвечает: «Аллах!» Затем (шайтан) спрашивает: «А кто сотворил Аллаха?» И если произойдёт это с кем-то из вас это, то пусть он скажет: «Я уверовал в Аллаха и Его Посланника» /آمنْتُ بِاللهِ و رَسولِهِ/. Забытые Сунны
См. «Сахих аль-Джами’» 26713, шейха аль-Альбани.
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто был убит по причине своего имущества, является шахидом». Этот хадис передал Ахмад 2/215. Шейх Ахмад Шакир сказал: «Его иснад достоверный. См. «Муснад Ахмад» 11/188. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный (хадис)».
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что Посланник Аллаха, ﷺ, часто обращался с мольбой с такими словами: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бремени долгов (т.е от многочисленных), от притеснения (со стороны) врага и от злорадства врагов!»
/اللهمَّ إنِّي أعوذُ بكَ منْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ وغَلَبَةِ العَدُّوِ وشماتَةِ الأعداءِ/
Этот хадис передали Ахмад 2/173, ан-Насаи 8/265 и аль-Хаким 1/531. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1296, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1541. Забытые Сунны
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кого дурное предзнаменование удержало от (совершения того, что ему) необходимо, впал в многобожие/ширк/!» (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, а каково искупление этого?» Он ответил: «Чтобы каждый из вас говорил: «О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя»/Аллахумма, ля тайра илля тайрука, ва ля хайра илля хайрука ва ля иляха гъайрука/»». Этот хадис передали Ахмад 2/220, Ибн ас-Сунни «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 292, Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 24/201. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/54, «Исляхуль-масаджид» 117. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Хороший хадис».
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: „Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!“» Этот хадис передали Ахмад 2/162, 190, 302, аль-Бухари 100, Муслим 2673, ат-Тирмизи 2652, Ибн Маджах 52. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1854, «Мухтасар Муслим» 1858, «ар-Рауд ан-надыр» 579.
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самым любимым постом для Аллаха является пост (пророка) Дауда, который постился день и разговлялся другой. И самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи». Этот хадис передали Ахмад 2/206, аль-Бухари 1131, Муслим 1159, Абу Дауд 2448, ан-Насаи 3/214, Ибн Маджах 1712 со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 170, «Ирвауль-гъалиль» 945, «Рияду-с-салихин» 1185.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) Пророку ﷺ передали, что я говорю: «Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!», — и Посланник Аллаха ﷺ спросил меня: «Так это ты говоришь так?». Я ответил: «Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха». Он сказал: «Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту» Я сказал: «Поистине, я способен на нечто лучшее!» Он сказал: «Тогда постись раз в три дня». Я сказал: «Поистине, я способен на нечто лучшее!» Он сказал: «Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, да благословит его Аллах и приветствует, и это — наиболее справедливый пост».
‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил Посланник Аллаха ﷺ (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества!»
‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост также как в молодости стало для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости.
В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал мне): „О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам“. Я сказал: „Да, о Посланник Аллаха“. Он сказал: „Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту“. Однако я настаивал, а потом был наказан за это. Я сказал: „О Посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!“ Он сказал: „Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!“ Я спросил: „А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?“ Он ответил: „Через день“.
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «… и, поистине, у детей твоих есть на тебя право…».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ трижды сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно».
Большинство их приводится в обоих «Сахихах» и только некоторые — в одном из них. аль-Бухари 1131, 1975, 1976, 1977, 1979, 3418, 5052, 5054 и Муслим 1159. См. «Рияду-с-салихин» имама ан-Навави стр. 89-92.
Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ, однажды сказал одному человеку: «Как ты встретил утро, о такой-то?». Он ответил: «أَحْمَدُ اُللَّهَ إِلَيْكَ — Вместе с тобой /сообщаю тебе о том, что/ восхваляю Аллаха*, о посланник Аллаха!». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это то, что я желал от тебя услышать». Шейх аль-Альбани посчитал хадис хорошим. См. Сильсиля ас-сахиха 2952. Забытые Сунны
Приводится от ’Абдуллаха ибн ’Амра, который сказал: «Мы были вместе с Пророком ﷺ в пути, возвращались из Мекки в Медину. Мы были уже у источника, который был у дороги. Поспешили люди, когда пришло время асра, и совершили омовение /вуду/. Мы достигли их и увидели, что их пятки бросаются в глаза, что не коснулась каких-то мест вода. И сказал Посланник Аллаха ﷺ: “Горе пяткам от адского Огня! Совершайте омовение тщательно!”. Этот хадис передал Абу Дауд 97. Шейх аль-Албани сказал: “Достоверный хадис/сахих/”. См. “Сахих Аби Дауд” 87, “Сахих аль-Джами’ ас-сагъир” 7132, “Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб” 221.
Подобный хадис приводит аль-Бухари 163, но без слов «Совершайте омовение тщательно». а также 60, 96; Муслим 241.
Имам Ибн аль-Асир относительно этого хадиса сказал: «Тщательное совершение омовения — это его полное совершение и доведение воды до всех частей (тела), которые необходимо омыть при совершении омовения». См. «Джами’ аль-усуль» 7/169.
‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то Посланник Аллаха ﷺ, сказал одному человеку: “Мне было велено избрать праздником день Жертвоприношения, каковым Всевышний и Всемогущий Аллах сделал его для этой общины”.
Тот человек спросил: “Скажи мне, если у меня нет ничего, кроме дойной овцы, которую мы используем, должен ли я принести её в жертву?”
Пророк ﷺ, ответил: “Нет. Однако подстриги свои волосы, обрежь свои ногти, укороти свои усы и побрей свой лобок. И это будет полноценным жертвоприношением от тебя перед Всевышним Аллахом”». Ахмад 2/169, Абу Дауд 2789, ан-Насаи 4365 и др. Данный хадис является достоверным, и все его передатчики надёжные.
- Следует отметить, что шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым по причине передатчика по имени ‘Иса ибн Хиляль ас-Садафи, которого он посчитал неизвестным (маджхуль). Шейх аль-Альбани сказал: «В иснаде этого хадиса передатчик по имени ‘Иса ибн Хиляль ас-Садафи, а для меня в нём есть неизвестность. Его упомянул Ибн Аби Хатим в книге “аль-Джарх уа-тта’диль” и не привёл на счёт него ни упрёка, ни похвалы. Но его посчитал надёжным Ибн Хиббан, а он известен своим послаблением в усилении неизвестных». См. «Тахридж аль-Мишкат» 1/466.
- Но в действительности ‘Ису ибн Хиляля ас-Садафи считал надёжным не только Ибн Хиббан, но и имам Я’къуб ибн Суфьян, известный, как аль-Фасауи (ум. 277 г.х.), который упомянул в своей книге ‘Ису в числе надёжных имамов из числа таби’инов. См. «аль-Ма’рифа уа-ттарих» 2/487. Про него имам аз-Захаби в «ас-Сияр» говорил: «аль-Хафиз, аль-имам, аль-худджа». Также имамы ат-Тирмизи и аль-Хаким считали его надёжным, поскольку называли его хадисы достоверными. Также его назвал надёжным и хафиз аль-Хайсами. См. «Маджма’у-ззауаид» 1/364.
- По этой причине некоторые ученики шейха аль-Альбани и другие учёные не были согласны с ним в ослаблении данного хадиса и находили ему оправдание тем, что он не знал о том, что ‘Ису ибн Хиляля за долго до Ибн Хиббана считал надёжным имам аль-Фасауи.
- Что же касается обладателей знания, которые подтвердили достоверность этого хадиса, то среди них: Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут, Мухаммад ибн ‘Али Адам аль-Атьюби, и др. См. «Ахкам аль-уста» 4/125, «аль-Мустадрак» 4/131, «Фатхуль-Бари» 12/103, «Нухаб аль-афкар» 14/512, «Тахридж аль-Муснад» 6575, «Тахридж Джами’ аль-усуль» 1626, «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» 5914, «Захыра аль-‘укъба» 33/285.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Тому, кто отправляется в мечеть для совершения коллективной молитвы, (за каждый проделанный) шаг стирается прегрешение и записывается благое дело, когда он уходит (туда) и возвращается (обратно)”». Этот хадис передал Ахмад (2/172) с хорошим иснадом, а также ат-Табарани и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (2039). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 299, «Сахих аль-маварид» 357.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Как-то раз посланник Аллаха ﷺ, поручил одному человеку возглавить людей в полуденной молитве и тот совершая молитву с людьми плюнул в сторону киблы. Когда наступило время послеполуденной молитвы, он отправил к другому (человеку) и тот первый стал опасаться (за себя). Он пришёл к Пророку ﷺ, и сказал: “О посланник Аллаха, относительно меня было что-то ниспослано?” Он ответил: “Нет, однако, ты стоял возглавляя людей в молитве и плюнул перед собой, тем самым оскорбив Аллаха и ангелов!”» Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (13/43-44/104) с хорошим иснадом. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 289, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3376.
Сообщается, что Абдуллах ибн Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Для того, кто построит мечеть ради Аллаха, Он возведёт дом в раю просторнее него”». Этот хадис передал Ахмад 2/221 со слабым иснадом хороший в силу существования других. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 273, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/1318.
‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ, говорил: “Тот, кто приписал мне то, чего я не говорил, пусть приготовится занять своё место в Огне!” И он запретил вино, азартные игры/майсир/, барабан/куба/ и вино (приготовленное) из кукурузы/гъубайраъ/, и сказал: “Всякое опьяняющее запретно/харам/”». Этот хадис передал Ахмад 2/158. Ахмад Шакир назвал иснад хадиса достоверным. См. «Муснад Ахмад» 9/193. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1708, «ан-Насыха» стр. 176.
Передавшего со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «На пятничную молитву приходят три (типа людей): один человек пришёл на неё для того, чтобы обращаться с мольбами и (для совершения) молитвы, и этот человек обращается с мольбами к своему Господу и если Он пожелает, то даст ему (то, о чём он просит), а если пожелает — откажет; (другой) человек пришёл на неё молчать и слушать, и это её (пятничной молитвы) право; и тот человек, который пришёл на неё пустословить, и это есть его удел от неё». Этот хадис передали Ахмад 2/181, Абу Дауд 1113 и Ибн Хузайма 1710. Ахмад Шакир назвал иснад хадиса достоверным. См. «Муснад Ахмад» 10/174. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8045, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 723, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 1341, «Сахих Ибн Хузайма» 1813.
Сообщается, что ‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца, передавшего от его деда (‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, который) сказал: Однажды к Пророку ﷺ, пришёл какой-то человек, который вёл тяжбу со своим отцом, и сказал: «О Посланник Аллаха, этот (мой отец) имеет потребность в моём имуществе (деньгах)!» И Посланник Аллаха ﷺ, сказал (ему): «Ты и твоё имущество принадлежат твоему отцу!» Этот хадис передал Ахмад (2/179, 214); Абу Дауд (3530) и Ибн Маджах (2292). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1487), «Сахих Аби Дауд» (3530), «Ахкамуль-джанаиз» (170), «Мишкатуль-масабих» (3354), «Ирвауль-гъалиль» (3/325).
- В другой версии сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Ты и твоё имущество принадлежат твоему отцу. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!»
- В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что Пророк ﷺ, также сказал: «И ешьте это на здоровье!»
- Однако, учёные всё же ограничивали право отца на имущество сына, а это чтобы он брал его, если в нём есть нужда, и так, чтобы это не обращалось вредом для сына, как это поясняли имам аль-Хаттаби и имам Ибн Къудама. См. «Ма’алиму-с-Сунан» (3/165), «аль-Мугъни» (5/178).
Сообщается, что ‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца, передавшего от его деда (‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, который) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Всякая молитва, в которой не читается (сура аль-Фатиха), является неполноценной, ещё раз является неполноценной, ещё раз является неполноценной”». Этот хадис передал Ахмад (2/204, 215). Шейх Ахмад Шакир сказал: «Его иснад достоверный». См. «Муснад Ахмад» (11/124).
- Также этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Къираату хальф аль-имам» (10, 14), Ибн Маджах (841) Ибн ‘Ади (5/1736), аль-Байхакъи в «аль-Къираату хальф аль-имам» (96, 97), с добавкой: «…“Открывающая Писание”».
- Аль-Хайсами упомянул его в «Маджма’у-з-заваид» (2/111) с текстом: «Всякая молитва, в которой не читается “Мать Корана”, (подобна) выкидышу, (подобна) выкидышу, (подобна) выкидышу». Затем он сказал: «Его передал ат-Табарани в “аль-Аусат”, и в нём (иснаде) присутствует Са’д ибн Сулейман ан-Нашиты, (относительно которого) Абу Зур’а сказал: “Просим Аллаха о благополучии, он не сильный (передатчик)”».
Однажды один человек спросил ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра: «Разве мы не из числа бедных мухаджиров (переселившихся)?!» ‘АбдуЛлах сказал ему: «У тебя есть жена, к которой ты устремляешься?» Тот ответил: «Да». ‘АбдуЛлах спросил: «У тебя есть жилище, в котором ты живешь?» Тот ответил: «Да». ‘АбдуЛлах сказал: «Тогда ты из числа богачей!» Тот говорит: «Так у меня еще есть и слуга!» На что ‘АбдуЛлах сказал: «Тогда ты из числа царей!» См. «Сахих Муслим» 2979.
Сподвижники ‘АбдуЛлах ибн ‘Амр и Фадаля ибн ‘Убайд, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Три вещи являются несчастием! Несправедливый правитель, который не благодарит, когда поступаешь хорошо, и не прощает, если сделал плохо. Плохой сосед, который увидев благое, скрывает это, а увидев плохое, рассказывает об этом. И скверная женщина, которая раздражает тебя, когда ты с ней, и относится предательски к тебе, когда ты отсутствуешь». Ибн Аби Шейба 5/347, Уаки’ в «аз-Зухд» 457.
’АбдуЛлах ибн ’Амр ибн аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Есть четыре таких качества, что, обладай ими, вы не потерпели бы ущерба, даже если бы у вас отобрали весь мир: добрый нрав, умеренность в еде, правдивость в словах и сбережение того, что было вверено на хранение». См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» 288.
’Укба ибн Уасадж рассказывал: «Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ’Абдуллаха ибн ’Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников посланника Аллаха ﷺ и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ибн Абу ’Асым в «ас-Сунна» 933.
Передают, что Хайсама сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с ’Абдуллахом ибн ’Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к ’Абдуллаху, тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» Управляющий ответил: «Нет», и ’АбдуЛлах велел ему: «Ступай и дай им всё, что положено», а потом сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет“». Муслим, 996.