Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
عبد الله بن الزبير
‘Абдуллах ибн аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам аль-Кураши аль-Асади — известный сподвижник и сын выдающегося сподвижника и двоюродного брата Пророка ﷺ.
Родился во 2 г. х. и был первым новорождённым у мухаджиров. Участвовал в битва при Ярмуке, в завоевании Магриба, в походе на Константинополь, а также в Верблюжьей битве. После смерти Язида ибн Му‘авии стал правителем Хиджаза, Йемена, Египта, Ирака и Хорасана. Погиб в Заповедной мечети в 73 г. х. С его слов было передано 33 хадиса.
‘Абдуллах ибн Зубайр был внуком первого халифа, Абу Бакра. Он был сподвижником и сыном сподвижника, его отцом был аз-Зубайр ибн аль‐Аввам, он из числа обрадованных Раем при жизни. Его матерью была Асма, дочь Абу Бакра. Его тетушкой была ‘Аиша, мать правоверных. Его бабушкой со стороны отца была Сафия бинт Абд-уль-Муталиб, тетя Пророка ﷺ. Его дедом со стороны отца был Аль-Аввам ибн Хувайлид, брат Хадиджи, да будет доволен Аллах ими всеми.
Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в Мекке она забеременела ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. (Асма, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «Когда я уезжала (в Медину), срок беременности уже почти закончился. Приехав в Медину, я остановилась в Куба и родила его там, а потом принесла (новорожденного) Пророку ﷺ и положила его ему на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот (ребёнку). Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха ﷺ. А после этого (Пророк ﷺ) помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение, и был он первым из родившихся в исламе. И (мусульмане) очень обрадовались этому, так как им сказали: «Поистине, иудеи заколдовали вас, и (в Медине) у вас потомства не будет»». аль-Бухари 3922; 5469.
Сообщается от ‘Урвы, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что один человек из числа ансаров начал тяжбу с аз-Зубайром в присутствие Пророка ﷺ из-за источника воды, которым пользовались для орошения пальм. Ансари сказал: «Позволь воде течь». Однако аз-Зубайр отказался. Пророк ﷺ сказал: «О Зубайр! Набирай воду (немного), а потом посылай соседу». Ансар разгневался и сказал: «Ты рассудил так потому, что он сын твоей тётки со стороны отца!?» Посланник Аллаха ﷺ изменился в лице, а затем сказал: «Поливай, о Зубайр, затем перекрой воду, чтобы её собралось (достаточно у твоих пальм)». Аз-Зубайр сказал: «Клянусь Аллахом, я считаю, что этот аят ниспослан как раз об этом: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними» (сура «ан-Ниса», аят 65)».) Муслим 2359–2360
Передают со слов Маймуна аль-Макки о том, что однажды он увидел как ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр руководил молитвой, поднимая руки, когда становился (на молитву), когда совершал поясной поклон, когда совершал земной поклон, когда вставал (после земного поклона) для простаивания, и когда вставал, он также поднимал руки. (Маймун сказал): «И я отправился к Ибн ‘Аббасу и сказал: «Поистине, видел я как совершал молитву Ибн аз-Зубайр так, как не видел никого совершающим её подобным образом«. И я рассказал ему об этих движениях, которые он совершал. (Ибн ‘Аббас) сказал: «Если тебе нравится смотреть на молитву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то следуй за молитвой ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра«». Также этот хадис передал Ахмад 1/255, 289. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих Аби Дауд» 724.
’Ата рассказывал: «Я слышал, как ’Абдуллах ибн аз-Зубайр говорил на минбаре: «Если кто-то из вас войдет в мечеть, когда люди будут находиться в поясном поклоне /руку’/, то пусть совершит поясной поклон как только войдет в мечеть, и идет в таком положении, пока не войдет в ряд. Поистине, это является Сунной!«». «Сильсиля ахадис ас-сахиха» 507 («ас-Сахиха», 229).