Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

أبو بكر الصديق‎

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, первый праведный халиф

Его звали Абу Бакр ’Абдуллах ибн ’Усман ибн ’Амир ибн ’Амир ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тайм ибн Муррах.

Его мать звали Уммуль-Хайр, Салма бинту Сахр ибн Амир ибн Амир ибн Ка’б. Его назвали правдивым, потому что он первым подтвердил пророческую миссию Мухаммада /«Сыддик» на арабском означает — Правдивейший/. Так же говорили, что его впервые так назвали на утро, после ночи вознесения. Он был из тех, кто отстранялся от грехов даже до прихода ислама. Как отмечал имам Абу Дауд, Абу Бакр и ’Усман не употребляли алкогольных напитков еще в период джахилии.

Мубаракфури писал: «В числе первых, к кому обратился Пророк ﷺ со своим призывом, был друг Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, пожелав сообщить ему о том, какую честь оказал ему Аллах, Который сделал его Своим пророком и посланником, и призвал его уверовать в Него. И Абу Бакр сделал это, не колеблясь и не испытывая никаких сомнений, и произнес свидетельство истины, став первым уверовавшим из числа мужчин. Он был моложе Пророка ﷺ на два года, был его старым другом и знал о нём всё. А то, что Абу Бакр ас‐Сыддик, да будет доволен им Аллах, уверовал, явилось наилучшим доказательством его правдивости». См. «Жизнеописание посланника Аллаха ﷺ, глава «Первые мусульмане».

Ибн Хишам также отметил: «Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял Ислам, он открыто заявил об этом, призвал к Аллаху и к Посланнику Его ﷺ. Абу Бакр был человеком, уважаемым в своем народе, любимым, мягким. Он был самым лучшим знатоком рода курайшитов, самым сведущим среди них, — знал доброе и злое о них. Он занимался торговлей, было человеком высокой нравственности и большой доброты. Мужчины его племени приходили к нему и дружили с ним. Он начал призывать к Аллаху и к Исламу тех, кому он доверял из своего народа, кто посещал его, сидел у него. Как известно, по причине его призыва приняли Ислам ’Усман ибн ’Аффан, аз‐Зубайр ибн аль‐Аввам ибн Хувейлид, ’Абд ар-Рахман ибн ’Ауф, Са’д ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Убейдуллах, да будет доволен ими Аллах. Когда они согласились, он привел их к Посланнику Аллаха ﷺ. И они приняли Ислам, стали совершать молитву. Как мне рассказывали, Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кого бы я не призывал к Исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра ибн Абу Кухафа, который не отверг Ислам, когда я рассказал ему о нем и не сомневался в нем». См. Ибн Хишам «Сира», глава «Первые мусульмане».

Хадисы о достоинстве Абу Бакра, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что ‘Али сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Абу Бакр и ‘Умар, господа первых и последних зрелых людей рая, кроме пророков и посланников. (Однако) о ‘Али, не сообщай им об этом, пока они живы!“» Этот хадис передали Ахмад 1/80, ат-Тирмизи 3665, Ибн Маджах 95, 100, Абу Я’ля 533, ад-Дыйаъ в «аль-Мухтара», ат-Табарани «ас-Сагъир» 976, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 6904, Ибн ‘Асакир «Тарих мадинатуль-димашкъ» 30/165, Ахмад в «Фадаиль сахаба» 1/499, Абу Фадль Нури «Муснад джами’» 10322, аль-Баззар в «Муснад» 831. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Хадис достоверный». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 78, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 51, «Мишкат аль-масабих» 6050.

«Господа зрелых» — то есть тот, у кого появилась седина, а смысл этого в том, что они господа тех, кто умер с сединой, а в противном случае, в раю нет зрелости. См. «Шарх Ибн Маджах» ас-Синди.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра“. Абу Бакр заплакал и сказал: „А разве я и моё имущество не принадлежат тебе, о посланник Аллаха?!“» Этот хадис передали Ахмад 2/253 и Ибн Маджах 94. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Муснад Ахмада» 13/183, «Сахих Сунан Ибн Маджах» 77. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».

Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха ﷺ повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха ﷺ спросил: „Что ты оставил своей семье?“ Я ответил: „Тоже самое“. Следом (за этим) Абу Бакр принес все свое имущество. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: „Что ты оставил своей семье?“, (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: „Я оставил для них Аллаха и Его посланника“. И тогда я сказал: „Я никогда ни в чем не обойду тебя“». Этот хадис передали Абу Дауд 1678, ат-Тирмизи 3675, Рудани «Джами’уль фаваид» 5/8610, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 7563, ад-Дарими в «Сунан» 1667, Ибн Касир «Тафсир» 8/71. Шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль назвали хадис хорошим. См. «Тахридж аль-Мишкат аль-масабих» 5976, «Сахих аль-муснад» 996.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ обратился к (собравшимся в мечети) людям с проповедью и сказал: «Поистине, Аллах предоставил одному (из Своих) рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и (этот раб) выбрал то, что есть у Аллаха». (Услышав эти слова,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал, а я сказал себе: «Что заставляет плакать этого старца, если Аллах предоставил (кому-то из Своих) рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и (раб) выбрал то, что есть у Аллаха?» (Однако дело было в том, что) рабом этим являлся (не кто иной, как) посланник Аллаха ﷺ а Абу Бакр знал больше, чем мы.[1] (Что же касается Пророка ﷺ то) он сказал: «О Абу Бакр, не плачь!» − (а потом добавил): «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[2] из числа (членов) моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако (достойнее этого) братство и любовь в Исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!»»[3] Этот хадис передали аль-Бухари 466 и Муслим 2382.

[1] Имеется в виду, что только Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что жить Пророку ﷺ осталось уже недолго.

[2] «Халиль». Перевод этого слова как «ближайший друг» не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, именуется в Коране «халилю-Ллах», что же касается пророка Мухаммада ﷺ то друзей у него было много, но словом «халиль» он называл только Аллаха.

[3] Комната Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, как и комнаты жён Пророка ﷺ примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ спросил: „Кто из вас сегодня постится?“ Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я“. (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?“ Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я“. (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня накормил неимущего?“ Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я“. (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня навестил больного?“ Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я“. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: „Любой человек, (который будет делать всё это), непременно войдёт в Рай“». Этот хадис передали Муслим 1028, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 515 и Ибн ‘Асакир в своём «Тарихе» 9/288/1. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 3473, 3503, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 400, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 88.