Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

علي بن أبي طالب‎

’Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, четвертый праведный халиф

Его имя ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф аль-Кураши аль-Хашими. Он носил кунью Абу аль-Хасан. Посланник Аллаха ﷺ прозвал его Абу Тураб (отец пыли). Он родился за десять лет до начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ и воспитывался в доме Посланника Аллаха ﷺ.

Его матерью была Фатима бинту Асад ибн Хашим ибн Абдульманаф, да будет доволен ею Аллах. Он был двоюродным братом, зятем и сподвижником пророка Мухаммада ﷺ.

Достоинства ’Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах

Если говорить о достоинствах ‘Али, то они столь многочисленны, что имам Ахмад даже сказал: «Ни о ком из сподвижников не передаётся столько, сколько передаётся об ‘Али». Ибн Касир посвятил отдельную главу своего труда «Аль-бидайа ва ан-нихайа» достоинствам ‘Али ибн Абу Талиба. Он перечислил множество достоинств повелителя верующих, в том числе: «Из десяти обрадованных при жизни благой вестью о Рае он ближе всех по происхождению к Посланнику Аллаха ﷺ».

Ибн Хаджар сказал: «Рафидиты приписывают ему вымышленные достоинства, хотя у него достаточно настоящих».

ан-Насаи собрал сообщения, в которых упоминаются достоинства и особенности ‘Али ибн Абу Талиба. Иснады большинства сообщений надёжные. Имам ан-Насаи написал отдельную книгу под названием «Особенности ‘Али да будет доволен им Аллах».

Многие учёные ислама включили в свои сочинения главу о достоинствах ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Это свидетельствует о любви Ахлю-с-Сунна к ‘Али, да будет доволен им Аллах. Ахлю-с-Сунна считают любовь к ‘Али, да будет доволен им Аллах, своей религиозной обязанностью.

Достоверна ли история о том, как ’Али сжёг рафидитов?

Есть история о том, что ’Али ибн Абу Талиб сжёг группу из числа рафидитов, которые стали утверждать, что он бог, который их сотворил и наделяет средствами существования. ’Али в течение двух дней их уговаривал и сказал, что если они вернутся к этому, то он накажет их страшной смертью. На третий день, когда они повторили свои убеждения, для них вырыли ров и бросив их туда сожгли их. Это сообщение передает Абу Музаффар аль-Исфарайини в «аль-Миляль ва ан-нихаль», а хафиз Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим в «Фатхуль-Бари» 12/270. Уа Ллаху алям!

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) отправляя нас в военный поход, посланник Аллаха ﷺ сказал нам: „Если встретите такого-то и такого-то, − после чего назвал имена двух курайшитов, − сожгите их“. А когда потом мы пришли к нему, чтобы попрощаться перед самым отъездом, он сказал: „Сначала я велел вам сжечь такого-то и такого-то, но, поистине, наказанию огнём вправе подвергать один лишь Аллах, (а поэтому) если вы захватите этих двоих, (просто) убейте их“». аль-Бухари 2954.

Сообщается, что, узнав о том, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сжёг каких-то людей , Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо Пророк ﷺ сказал: „(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха“. Я (просто) убил бы их, о чём Пророк ﷺ сказал так: „(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его“». Этот хадис передали Ахмад 1/217, аль-Бухари 3017, 6922, Абу Дауд 4351, ат-Тирмизи 1458, и др. Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха 1/798, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6125, «аль-Ирваъ» 2471.