Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

أبو هريرة‎‎

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, один из крупных передатчиков хадисов

Его звали: Абу Хурайра ’Абдур-Рахман ибн Сахр ад-Дауси. Принял Ислам в год Хайбара (примерно в 7 году хиджры, за три года до смерти Пророка ). Присутствовал на этой битве и все время сопровождал Пророка и уделил особое внимание его хадисам. Мало этого, сам Пророк засвидетельствовал о том, что Абу Хурайра является одним из тех, кто стремится изучить хадисы Пророка . ’Абдуллах ибн ’Умар сказал: «Ты был одним из тех, кто больше всех находился рядом с Пророком и из тех, кто больше всех из нас знал о его хадисах». И нечто подобное передается от ’Умара, да будет доволен им Аллах. Сказал имам Бухари, что Абу Хурайра знал больше всех хадисов наизусть из тех, кто передавал хадисы в его времена. Передается, что он передал от Пророка 5374 хадиса. Он умер в 57 году по хиджре в Медине, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.

Абу Хурайра («отец кошечки») — прозвище ‘Абдур-Рахмана ибн Сахра. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но иногда Пророк  называл его Абу Хирр («отец кота»).

Достоинства Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах

Ибн ’Умар сказал: «Эй Абу Хурайра! Ты больше всех находился рядом с Пророком ﷺ и ты выучил больше всего его хадисов». См. «Сунан» ат-Тирмизи 3836.

Как передал Малик ибн Амир: «Один человек придя к Тальхе ибн Убайдуллаху, сказал: «Абу Мухаммад! Этот Абу Хурайра из Йемена, что более знающий, чем вы, что вы слышите предания, что не слышали от него? Или он наговаривает на посланника Аллаха ﷺ?» Тальха ответил: «Истина заключается в том, что он слышал те вещи, которые мы не слышали. Я в этом не сомневаюсь, (ведь) он был бедным нищим человеком, у которого ничего не было. Будучи гостем посланника Аллаха ﷺ он оставался среди /асхабу суффа/. Его рука была вместе с рукой Пророка ﷺ. А у нас были дома, дворы, имущество. Лишь дважды в день, то есть утром и вечером мы могли приходить к посланнику Аллаха ﷺ. Я не сомневаюсь что он (Абу Хурайра) слышал от посланника Аллаха те вещи, что мы не слышали. И нет никого, в ком было бы благо, и он который наговаривал бы на посланника Аллаха». См. «Сунан» ат-Тирмизи 3837.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Никто не передал больше хадисов, чем я и ’Абдуллах ибн ’Амр (ибн аль‐’Ас). Он записывал (их) а я нет». См. «Сунан» ат-Тирмизи 3841.

Как передал Арадж, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы спрашиваете, почему мухаджиры не рассказывают предания? Или почему ансары не рассказывают предания? Мои братья мухаджиры занимались тогровлей на базарах, и братья ансары присматривали за землей. А я посвятил себя знанию, очень часто бывал с Пророком. Когда их (других сахабов) не было (рядом), я был, когды они (что‐то) забывали я запоминал». См. «Сыффатус-саффа», стр. 316.

Как передал Абу Рафи, Абу Хурайра сказал: «Если кто‐то мне что‐то подарит, я это приму. Но никогда не попрошу о чем‐либо». См. «Сыффатус-саффа», стр. 318.

Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(В своё время) Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщили, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: „Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) карат“, и (Ибн ‘Умар) сказал: „Абу Хурайра преувеличивает!“ Однако ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, подтвердила правоту Абу Хурайры и сказала: „Я слышала, как то же самое говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует “. Тогда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, воскликнул: „(Значит,) упустили мы множество каратов (награды)!“» Сахих аль-Бухари 1323, 1324.

Наиболее известные хадисы, передаваемые от Абу Хурайры

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рууайбида». Его спросили: «А кто такой рууайбида?» Он ответил: «Глупец, который будет говорить о всеобщих делах!»» Ахмад 2/291, Ибн Маджах 4036.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах (они будут) тяжелы – (это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому /Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым/”». Этот хадис передали аль-Бухари, 7563; Муслим, 2694; ат-Тирмизи, 3467.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет говорить по тридцать три раза слова „Субхана-Ллах“, „Альхамду ли-Ллях“ и „Аллаху акбар“, говоря на сотый раз: „Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кули шей-ин къадир“, — простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской!» Муслим 597.

Абу Хурайра рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: „Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев!“» аль-Бухари 5024, Муслим 789.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий является зеркалом для брата своего, и верующий — брат верующему! Он не даст ему погибнуть и прикрывает его сзади». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 239, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6/113. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

А сам Абу Хурайра говорил: «Верующий является зеркалом для своего брата, и если он видит в нем недостаток, то исправляет его». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 238. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Пророка ﷺ спросили: „О посланник Аллаха, кто является наилучшими из людей?“. Он ﷺ сказал: „Я и те, кто со мной“.  Его спросили: „А затем кто?“. Он ﷺ ответил: „Те, кто следует асару“, повторив свои слова трижды». Ахмад, 2/340; Абу Ну’айм, 2/78. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха», 4/455; «Тахкыкъ аль-Муснад», 8464.

В шариатском значении «аль-асар» — это путь, по которому следовали Пророк ﷺ и его сподвижники.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскрешения?» Он сказал: «Разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День воскрешения люди будут собраны, и Он скажет: «Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!» И некоторые из них последуют за солнцем, некоторые за луной, некоторые за ложными божествами. А эта община вместе с лицемерами останется. И явится к ним Аллах, Который скажет: «Я – Господь ваш!» аль-Бухари 806.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». аль-Бухари, 2766; Муслим, 89; Абу Дауд, 2874; ан-Насаи, 6/257.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба притесненного, мольба путника и мольба родителей для их ребенка». Абу Дауд, 1536; ат-Тирмизи, 1906; ибн Маджах, 3862. Хадис хороший. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 4/407.

Передают со слов Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее — они объединяются, а если не находят общего — они расходятся». Этот хадис передали аль-Бухари 3336 и в «аль-Адабуль-муфрад» 900 со слов ‘Аиши; Ахмад 2/295, 527, 539, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 901, Муслим 2638, Абу Дауд 4834, Ибн Хиббан 6168 со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8912 со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2768, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 691, 692, «Мишкатуль-масабих» 5003, «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 12/35-36. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима». 2/295

Наиболее известные асары от Абу Хурайры

Абу Хурайра сообщил о том, проходя мимо рынка Медины, он зашел в него и сказал (купцам): «О люди рынка! Как вы беспомощны!». Тогда они спросили: «И что там, о Абу Хурайра?». Он ответил: «Там (делят) наследие посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а вы тут находитесь и не идете, чтобы взять свою долю из него». Они же спросили: «Где оно?». Он сказал: «В мечети». И они спеша отправились в мечеть, а Абу Хурайра остался на рынке, пока они не вернулись. Тогда он спросил их: «Что с вами?». Они ответили: «Абу Хурайра, мы пришли к мечети, а потом вошли в неё, однако мы не увидели, чтобы там что-то делили». Но Абу Хурайра спросил: «Разве вы никого не видели в мечети?». Они ответили: «Да безусловно, мы видели людей, которые совершали молитву, а также тех, кто читал Коран, и тех, которые говорили о дозволенном и запретном». Тогда Абу Хурайра сказал: «Горе вам, это и есть наследие Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха!». Данный хадис передал ат-Табарани в своем сборнике «Му’джам аль-аусат»; шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, назвал его хорошим в «Сахих ат-таргыб ат-тархиб».

Хадис о том, как Абу Хурайра схватил шайтана

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха ﷺ поручил мне хранить собранный в Рамадане закят[1], а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха ﷺ!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я − в крайней нужде!» Тогда я отпустил его, а утром Пророк ﷺ спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк ﷺ) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». Таким образом, я (заранее) узнал, что он вернётся, так как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, он вернётся», и я стал поджидать его. (Через некоторое время) он (и в самом деле снова) пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует !» Он сказал: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!» Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха ﷺ спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это Пророк ﷺ) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся». И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха ﷺ потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай Аят аль-Курси: «Аллах − нет божества, кроме Него, Живого, Вечносущего…» Сура аль-Бакара, аят 255 (от начала и) до конца, (и, если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» − и я отпустил его, а утром посланник Аллаха ﷺ спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Пророк ﷺ) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца айат трона: „Аллах − нет божества, кроме Него, Живого, Вечносущего…“, и ещё он сказал мне: „C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!“»

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал): «А они[2] больше всего стремились к благу».

(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «(Выслушав меня,) Пророк ﷺ сказал: „Он действительно сказал тебе правду(, несмотря) на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?“ Я сказал: „Нет“. (Пророк ﷺ) сказал: „Это − шайтан“».

Этот хадис передал аль-Бухари 2311.

[1] Имеются в виду пожертвования в пользу бедных определённого количества продуктов питания в конце рамадана /садакъат аль-фитр/.

[2] Имеются в виду сподвижники Пророка ﷺ.

Вопрос шейху Салиху аль-Фаузану: «Некоторые приверженцы нововведений приводят как довод хадис Абу Хурайры на то, что можно учиться у приверженцев нововведений, потому что Абу Хурайра взял знание от шайтана».

Ответ: «Он взял знания от Посланника ﷺ, а не от шайтана. Посланник тот, кто поведал ему об этом, он не взял это (знание) от шайтана! Он не опирался на слова шайтана, а опирался на слова Посланника ﷺ: «Он (шайтан) сказал тебе правду, хоть и является отъявленным лжецом». Приведение этого (аргумент в вопросе) как довода является неправильным!».

Запрещал ли ’Умар ибн аль-Хаттаб Абу Хурайре рассказывать хадисы»?

Есть асар, и это один из самых любимых аргументов шиитов, которые любят этим порочить Абу Хурайру, мол, даже ‘Умар ибн аль-Хаттаб ему запрещал передавать хадисы. Да будет доволен Аллах ими и всеми сподвижниками!

Вот как звучит полностью этот асар: Со слов ас-Саиба ибн Язида сообщается, что он сказал: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил Абу Хурайре: „Либо ты перестанешь рассказывать хадисы от Посланника ﷺ, либо я изгоню тебя назад на земли Даус“. И он также говорил Ка’бу: „Либо оставишь хадисы, либо изгоню тебя на земли обезьян (иудеев)“».

Этот асар очень редкий, его приводят Абу Зур’а в «ат-Тарих» 1475, Абу Шабба в «Тарих аль-Мадина» 3/16.

А что касается его достоверности, то касательно этого есть разногласия среди исследователей из числа современников.

Но выдающийся ученый — шейх ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими в «аль-Ануар аль-кашифа» (стр. 153) сказал, что это сообщение не является достоверным.

И потом, даже если этот асар был бы однозначно достоверным, то ‘Умар не выделил этим порицанием только Абу Хурайру, но сказал то же самое и Ка’бу. Более того, ‘Умар был из числа тех, кто порицал в общем часто передавать и рассказывать пророческие хадисы. Передаётся, что когда ‘Умар отправлял сподвижников в Куфу, он сказал им: «Поменьше передавайте хадисов от Посланника Аллаха ﷺ». Ибн Маджах 28. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

ОДНАКО, необходимо понимать правильно подобные слова! Да, некоторые имамы передавали такие сообщения от ‘Умара и других, чтобы указать на опасность рассказывать множество хадисов от Пророка ﷺ без уточнения их достоверности, понимания, опасения допустить ошибки, и т.п.

Имам Ибн Маджах назвал главу, в которой привёл упомянутое выше сообщение так: «Осторожность в хадисах от Посланника Аллаха ﷺ».

Имам аз-Захаби, после того как привёл эти сообщения от ‘Умара, сказал: «И он порицал многих сподвижников, распространявших хадисы, и таков был мазхаб ‘Умара и других. Заклинаю Аллахом, скажи, если многочисленность передачи хадисов была запрещена во время ‘Умара, несмотря на правдивость и достойность сподвижников и отсутствия иснадов (у хадисов), тогда что сказать про многочисленность передачи странных и отвергаемых хадисов в наше время, несмотря на длинные иснады, и, несмотря на наличие множества ошибок?! Мы ещё больше нуждаемся в том, чтобы запрещать такое! О если бы люди ещё ограничивались лишь распространением редких и слабых хадисов. Так клянусь Аллахом, они ещё передают и ложные хадисы и небылицы касательно основ религии /‘акыда/, ответвлений /фикх/, снов и аскетизма. Просим Аллаха о благополучии!» См. «ас-Сияр» 2/601.

Говорит хафиз Ибн Касир, после того, как упомянул первое сообщение ‘Умара: «Это понимается, как опасение ‘Умаром, что люди начнут ставить хадисы не на своё место, что будут обсуждать хадисы, в которых есть послабления, что если человек часто будет рассказывать хадисы, то быть может, допустит ошибку, к чему будет побуждать людей, и т.п.». См. «аль-Бидая уа-ннихая» 8/106.

Также прекрасным образом ответил на это сообщение хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказавший: «Некоторые из числа приверженцев нововведений, у которых нет знания и понимания, покушающиеся на Сунну, стали использовать этот хадис ‘Умара: «Поменьше передавайте хадисов от Посланника Аллаха ﷺ» и другие подобные его слова. Они сделали это преградой на пути к Сунне Посланника Аллаха ﷺ, без которой не понять смысла Книги Аллаха, и стали тем самым покушаться на мухаддисов. Нет в этом хадисе довода для них на что-либо из того, чего они желают. Обладатели знания поясняли эти слова ‘Умара. Из них есть такие, кто сказал, что ‘Умар опасался за людей, которые, не освоив Коран, станут отвлекаться от него чем-то иным, ибо Коран — основа всего. Так говорил Абу ‘Убайд.

Другие говорили, что ‘Умар имел в виду такие рассказы, которые не несут в себе никакого постановления и не являются Сунной.

Третьи вообще отвергли это сообщение от ‘Умара, потому что достоверные сообщения от него противоречат этому. Например, то, что передаётся в хадисе ас-Сакъифа, что во время пятничной проповеди ‘Умар восхвалил Аллаха, воздал Ему хвалу и сказал: «Поистине, я хочу произнести слова, произнести которые пришло время. И кто усвоит и запомнит их, то пусть передаёт это там, куда достигнет его лошадь. А кто опасается, что он не усвоит их, то я не дозволяю ему возводить на меня ложь! Поистине, Аллах послал Мухаммада с истиной и ниспослал с ним Писание, и из того, что было ниспослано — это аят о побивании камнями (за прелюбодеяние)».

Это указывает на то, что порицанием им много рассказывать хадисы и делать это поменьше являлось то, что он опасался возведения лжи на Посланника ﷺ. Он опасался, что если люди часто будут рассказывать хадисы, то станут делать это, не запомнив их как следует. Ведь тот, кто меньше передаёт хадисы точнее в передаче, чем тот, у кого много хадисов, и в малочисленной передаче вероятность допустить ошибку меньше, чем в многочисленной передаче. Именно в этом суть порицания. Разве ты не видел слов ‘Умара: «И кто усвоит и запомнит мои слова, то пусть передаёт это». Каким же образом он велит передавать пророческий хадис, но в то же время запрещает это? Этого быть не может. Более того, как он мог велеть поменьше передавать пророческие хадисы, но в то же время побуждает их передавать слова о нём самом?! Всё это поясняет то, о чём шла речь«. См. «ат-Тамхид» 3/239.

Итак, даже если сообщение, про которое был задан вопрос, является однозначно достоверным, нет в нём никакого довода на то, что ‘Умар запрещал Абу Хурайре рассказывать хадисы, или запрещал это кому-либо иному просто так. Да и не сделал бы он такого никогда, как и не послушался бы его никто из сподвижников в подобном. Да упасёт Аллах от того, чтобы полагать, что сподвижники не передали пророческие хадисы даже, если никто этого и не запретил бы! Ведь сам Посланник Аллаха ﷺ их побуждал и даже повелевал передавать хадисы от него, говоря: «Да сделает Аллах прекрасным того, кто услышал мои слова, запомнил и усвоил их, и передал тому, кто не слышал их». Ахмад 1/436, ат-Тирмизи 2656, 2657, 2658, Абу Дауд 3660, Ибн Маджах 230, 231, 232, 233, 236. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 404.

Также он говорил: «Распространяйте от меня даже один аят». аль-Бухари 3461.

Поэтому Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, говорил, когда один из правителей запрещал ему рассказывать хадисы: «Даже если вы приставите меч к моей шее, а я решу, что успею передать слово, услышанное от Посланника Аллаха ﷺ, я сделаю это!» ад-Дарими 1/146, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/160, Ибн Занджауайх в «аль-Амуаль» 1237. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. «аль-Маталиб аль-‘алия» 3069.

Да и сам Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, не переставал и много рассказывал хадисов, и говорил: «Люди говорят, что Абу Хурайра передал много хадисов, однако если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного». Затем он прочитал следующие аяты: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный» Сура «аль-Бакара», аяты 159-160.

После чего Абу Хурайра сказал: «Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом, тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его, неотступно следовал за Посланником Аллаха ﷺ присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они». аль-Бухари 118.

А что касается сообщения от Ибн ‘Аджляна, что Абу Хурайра сказал: «Я передаю хадисы, которые если бы рассказал во время ‘Умара, то мне разбили бы голову», то это сообщение не является достоверным, так как Ибн ‘Аджлян не застал Абу Хурайру и не мог слышать этих слов от него.

В любом случае, множество текстов указывает на то, что сподвижники передавали всё, что видели и слышали от Посланника ﷺ, ибо опасались умереть, не передав того, что слышали от него, ибо его слова и дела были поклонением и основным источником знания. И причиной тому, почему сподвижники стремились передать все хадисы, являются две основные вещи, которые были упомянуты:

Первая, сам Пророк ﷺ повелевал передавать от него хадисы.

Вторая, они опасались скрывать знания исходя из аятов Корана, запрещающих подобное, а также и пророческих хадисов. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Того, кто утаит знание в День Воскрешения Аллах взнуздает огненной уздой». Ибн Хиббан 1/298, аль-Хаким 1/182. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 121.

Со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что когда Пророк ﷺ сказал Му’азу: «Какой бы раб Аллаха ни засвидетельствовал искренне от сердца, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник, Аллах обязательно сделает его запретным для Огня». Му’аз спросил: «О посланник Аллаха, так не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он сказал: «Тогда они станут полагаться на это». Анас сказал: «И Му’аз сообщил людям об этих словах Пророка ﷺ лишь незадолго до своей смерти, опасаясь впасть в грех (в случае не передачи этого хадиса)». аль-Бухари 128, Муслим 32.

И это лишь небольшая часть из числа фактов и доводов тому, что сподвижники передавали всё, что слышали от Посланника ﷺ, даже если изначально и скрывали что-то или запрещали рассказывать некоторые хадисы для общей шариатской пользы.

А что касается слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, то даже если это однозначно достоверно, о том, как необходимо понимать эти слова в совокупности с шариатскими текстами и его же собственными словами, были уже приведены пояснения имамов.

А Аллаху ведомо обо всём лучше!