Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

عثمان بن عفان‎

’Усман ибн ’Аффан, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, третий праведный халиф

’Усман ибн ’Аффан ибн Аби ’Ас ибн Умайя аль-Кураши, да будет доволен им Аллах — повелитель правоверных, третий халиф мусульман. Принял Ислам  одним из первых по причине Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, совершил две хиджры.

Пророк выдал за него свою дочь Рукайю, и когда она умерла, да будет доволен ею Аллах, он выдал за него замуж Умму Кульсум, да будет доволен ею Аллах. Поэтому ’Усман был назван «Зун-Нурайн» — обладатель двух светочей.

Пророк засвидетельствовал о нем, что он из обрадованных Раем и дал за него же присягу самому себе своей почетной рукой. Он стал халифом после ’Умара, да будет доволен им Аллах, так как ему дали присягу ахлю-шура в 24-м году по хиджре.

Был убит, пав шахидом от рук хауариджей, после асра в пятницу 18 зуль-хиджа. Был похоронен в ночь на субботу в 53 году хиджры, его могила известна на кладбище аль-Бакы, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.

Его матерью была Аруа бинт Курайз ибн Раби‘а ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф.

Его бабушкой была Умм Хаким бинт ‘Абдуль-Мутталиб, тётя посланника Аллаха ﷺ со стороны отца. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани «Марифат ас-Сахаба», 1/235.

Период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана считается золотым периодом правления праведных халифов, несмотря на все попытки невежд, заблудших и клеветников исказить эту истину. Во время правления ‘Усмана Ислам распространился и укрепился. В государстве царило благополучие и безопасность. Государство оказывало существенную материальную помощь своим гражданам. Этот период продолжался около двенадцати лет. Позже, в 35 году от хиджры началась смута. Восставшие против ‘Усмана ворвались в его дом и убили его, когда он читал Коран.

Хадисы о достоинстве ’Усмана ибн ’Аффана, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что ‘Укъба ибн Аус сказал:

— Как-то мы были с ‘Абдуллой ибн ‘Амром и он сказал: «Абу Бакр „ас-Сыддикъ“, вы по праву называете его по имени [Правдивейший]. ‘Умар „аль-Фарукъ“ — строгий правитель, вы по праву называете его по имени [Разделяющий между истинной и ложью]. ‘Усман ибн ‘Аффан — „Зу-н-Нурайн“ [Обладатель двух светочей — муж дочерей Пророка] был убит по несправедливости, и ему дарована двойная милость». Это сообщение передали Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 1153 и Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 3/170. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. «Тахридж Китабу-с-Сунна» 1153.

[1] Назаль ибн Сабра рассказывал: «Мы спросили ‘Али ибн Аби Талиба про ‘Усмана, и он сказал: „Этот человек был назван Зу-н-Нурайн в высшем обществе (ангелами), породнился с ним Пророк ﷺ двумя своими дочерьми, и гарантировал ему дом в Раю“». Абу Ну’айм в «Ма’рифату-с-сахаба» 240.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Абан рассказывал: «Однажды мой дядя Хусайн аль-Джу’фи сказал мне: „О сынок, знаешь ли ты, почему ‘Усмана прозвали Зу-н-Нурайн?“ Я ответил: „Нет“. Он сказал: „Никто не женился на двух дочерях пророка со времен сотворения Адама до Судного дня, кроме ‘Усмана ибн ‘Аффана! По этой причине он и был назван Обладателем двух светочей“». аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-Кубра» 13/569.

Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, ‘Усман был назван Зу-н-Нурайн по той причине, что мы не знаем никого, кто женился бы на двух дочерях пророка, помимо него». Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 1/372.

Передают со слов Къатады о том, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал им, что (однажды) Пророк ﷺ поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же ﷺ) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебе пророк, правдивейший и два шахида!» Этот хадис передали Ахмад 3/112, аль-Бухари 3675, Абу Дауд 4651, ат-Тирмизи 3697, Абу Я’ля 2910 со слов Анаса ибн Малика; ан-Насаи 3608, ат-Тирмизи 3703 со слов ‘Усмана; Ахмад 5/313, Абу Я’ля 7518 и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 6865 со слов Сахля ибн Са’да. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 131, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 875.

‘Абду-р-Рахман ибн Самура, да будет доволен им Аллах, передаёт, что когда посланник Аллаха ﷺ снаряжал войско для похода на Табук, ‘Усман ибн ‘Аффан принёс ему тысячу золотых динаров, завёрнутых в одежду, и высыпал их на колени посланника Аллаха ﷺ. Тот стал перебирать их, приговаривая: «Что бы ни делал Ибн ‘Аффан после этого дня, ему это уже не повредит». И он повторил эти слова несколько раз. Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснаде», 5/63. аль-Альбани назвал его хорошим хадисом. См. «Мишкатуль масабих», 6064.

Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды ‘Усман пришёл к Пророку ﷺ и попросил разрешения войти, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Открой ему и обрадуй его вестью о Рае, который ждёт его после тяжкого испытания». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3695; Муслим, 2403.

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт: «Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел к нам и сказал: „Недавно мне приснилось, что мне были даны ключи и весы. И меня поставили на одну чашу весов, а мою общину — на другую, и я перевесил. Затем привели Абу Бакра, и он также перевесил их, потом привели ‘Умара, и он перевесил их, потом привели ‘Усмана, и он перевесил их. А потом весы убрали“. Один человек спросил: „А где же мы?“. Посланник Аллаха ﷺ ответил: „Вы там, куда вы сами себя поместите“». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснаде», 2/76. Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным, 5469.

Мурра ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды посланник Аллаха ﷺ упомянул о грядущих смутах и подробно описал их, а в это время мимо проходил человек, завернувшийся в свою одежду. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В те времена этот человек будет следовать правильным путём». Мурра ибн Ка‘б сказал: «И я подошёл к нему, и оказалось, что это ‘Усман». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, 3704 с достоверным иснадом.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «О ‘Усман, если Аллах приведёт тебя к власти и лицемеры захотят, чтобы ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах [то есть, станут требовать, чтобы ты добровольно отказался от власти], не снимай её». Онﷺ сказал это трижды. Этот хадис приводит Ибн Маджах, 112, достоверно.

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый стеснительный в моей общине — ‘Усман ибн ‘Аффан». Этот хадис передал Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/56 со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1002, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/224.

В хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Аиши, сообщается, что однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ лежал у нее дома, и его бедра или голени были обнажены, к нему пришел Абу Бакр. Он попросил разрешения войти, и ему было позволено. Пророк ﷺ не изменил своего положения и начал беседовать с ним. Потом пришел ‘Умар и тоже попросил разрешения войти, и ему было позволено. Он начал беседовать с ним, продолжая лежать. Потом пришел ‘Усман и тоже попросил разрешения войти. Тогда Пророк ﷺ сел и поправил свою одежду. ‘Усман вошел, и они побеседовали, а после его ухода ‘Аиша сказала: «Когда вошел Абу Бакр, ты не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда вошел ‘Умар, ты тоже не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда же зашел ‘Усман, ты сел и поправил одежду». В ответ он ﷺ сказал: «Как я могу не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?». Муслим, 2401.

Наиболее известные хадисы, передаваемые от ’Усмана ибн ’Аффана, да будет доволен им Аллах

От Хумрана, вольноотпущенника ’Усмана ибн ’Аффана, да будет доволен им Аллах, передается то, что ’Усман велел принести себе воду для омовения и он полил из этой посуды себе на руки и помыл их трижды. Потом он засунул свою правую руку в эту воду, [и набрав воды] затем сполоснул рот, затянул в себя воду [носом], высморкался, потом трижды помыл свое лицо и помыл свои руки до локтей трижды, потом вытер свою голову, потом помыл обе свои ноги трижды, затем он сказал: «Я видел, как Пророк совершил такое же омовение, каким его совершил я, после чего сказал: «Кто совершит омовение таким же образом, как совершил его я, а потом совершит молитву в два рака’ата, ни на что не отвлекаясь при этом [не думая о каких-то вещах, не относящихся к молитве], то ему будут прощены все грехи, которые он совершил до этого»». Хадис привели Бухари 158 и Муслим 226.

Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей“».

В одной из версий (этого хадиса) сообщается о том, что как-то совершив омовение ‘Усман, сказал: «Я видел, как (однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, подобное этому моему омовению[1], после чего сказал: „Тому, кто станет совершать омовение подобным образом, простятся его предыдущие грехи[2], а за его молитву и за то, что он пойдёт в мечеть, (человек получит) дополнительную (награду)“».

Этот хадис передали Муслим 245 и ан-Насаи 1/91 в краткой форме и его текст таков: «Любому человеку (мусульманину), который хорошо совершит омовение, обязательно простятся его грехи, которые он совершил между этой и другой молитвой, до того, как завершит её». Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима). Также его передал Ибн Хузайма в своём «Сахихе» 1/4 в краткой форме, с похожим текстом как у ан-Насаи 1/91. И также его передал Ибн Маджах 285, тоже в краткой форме, и привёл в конце дополнение:

«И посланник Аллаха ﷺ сказал: „И пусть (это) никого не обольщает[3]“».

В версии ан-Насаи (сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Для того, кто совершит полноценное омовение, как повелел Всевышний Аллах, пять молитв станут искуплением тех (грехов), которые (он совершил) между ними».

Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 182, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6169.

[1] ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, обращался к людям, в присутствии которых он совершил омовение перед молитвой.

[2] Здесь речь идёт о мелких прегрешениях.

[3] То есть, пусть это не станет причиной того, что человек перестанет прилагать усилия в совершении других благих дел. См. «Хашия ас-Синди», стр. 89.

От ’Усмана ибн ’Аффана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, могила — это первое жильё мира иного (ахира), и если человек спасётся от неё, то всё последующее будет легче. А если он не спасётся от неё, то всё последующее будет намного тяжелее». Этот хадис передали Ахмад 1/63, аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 2820, ат-Тирмизи 2308, Ибн Маджах 4267 и аль-Хаким 1/371. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1684, «Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб» 3550, «Мишкатуль-масабих» 132.

В версии этого хадиса, которую приводит имам ат-Тирмизи, сообщается, что когда ‘Усман ибн ‘Аффан становился над могилой, он плакал так сильно, что промокала его борода. Однажды его спросили: «Когда мы говорим о Рае или об Аде ты не плачешь! Почему же ты плачешь из-за этого?» Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, могила — это первое жильё мира иного (ахира), и если человек спасется от неё, то всё последующее будет легче. А если он не спасётся от неё, то всё последующее будет намного тяжелее». И Пророк ﷺ также сказал: «Не приходилось мне видеть зрелища более ужасного, чем могила».

Передают, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во время омовения Пророк ﷺ прочесывал бороду пальцами. Этот хадис передал ат-Тирмизи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

Сообщается, что ’Усман ибн ’Аффан сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Тот, кого застал азан в мечети и вышел без какой либо нужды, без желания (затем) вернуться (назад), то он является лицемером“». Этот хадис передал Ибн Маджах, 734. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в существования других, подкрепляющих его хадисов.

Сообщается, что, когда люди (слишком затянули обсуждение намерения) ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, перестроить мечеть посланника ﷺ он сказал: «Поистине, вы слишком много (говорите), а я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Для того, кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, Аллах построит нечто подобное в Раю“». Этот хадис передали Ахмад 1/61, аль-Бухари 450, Муслим 533, ат-Тирмизи 318 и Ибн Маджах 736.

Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «После завершения погребения покойного Пророк ﷺ обычно (некоторое время) стоял у его (могилы) и он говорил: “Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы”».Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4760.

Передают со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». Абу ‘Абду-р-Рахман (ас-Сулями, который передал этот хадис от ‘Усмана) сказал: «Этот (хадис,) который (рассказал мне ‘Усман,) усадил меня на это моё место (для обучения Корану)». И он обучал (людей Корану) во времена (правления) ‘Усмана, пока не достиг (времени правления) Хаджаджа ибн Юсуфа». Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший достоверный». Этот хадис передал ат-Тирмизи (2907). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» 2907, «Сахих Аби Дауд» 1306, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3319, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1415, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1173.

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ничто не повредит (тому) рабу (Аллаха), который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий! /Би-сми-Лляхи аллязи ля йадурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арди уа ля фи-с-сама’и, уа хуа-с-Сами‘у-ль-‘Алим!/». Этот хадис приводят аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 660, Абу Дауд 5088 и 5089, ат-Тирмизи 3388, который сказал: «Хороший достоверный неизвестный хадис», Ибн Маджах 3869, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 15. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6426, «Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб» 655.

Наиболее известные асары, передаваемые от ’Усмана ибн ’Аффана

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал об Ангеле смерти: «Не забывайте его, ибо он не забывает вас». См. «аль-Муджаласа» 2/73.

Сказал амир правоверных ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах: «Не было такого, чтобы скрывал кто-то тайну, кроме как выявил ее Аллах на его лице, или по обмолвке, слетевшей с его языка». См. «Тафсир Ибн Касир», 7-322.

’Усман ибн ’Аффан, да будет им доволен Аллах, говорил: «Я не хотел бы, чтобы настал такой день или такая ночь, в которую я не посмотрел бы в Книгу Аллаха». См. «аз-Зухд» имама Ахмад, стр. 128.

Шейхуль-Ислам сказал: «‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: „Прелюбодейка желает, чтобы все женщины прелюбодействовали“». См. «Маджму’уль-фатауа 28/151».

Убийство ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах

Из малых признаков Судного Часа — убийство ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах

Передают со слов Мухаммада [Ибн Сирина], что Джундуб [ибн ‘Абдуллах] сказал: «В тот день, когда в аль-Джара‘е [произошли известные события]*, я пришёл [туда, увидел] какого-то человека, который сидел [там], и сказал: «Сегодня здесь непременно прольётся кровь!» Этот человек сказал: «Клянусь Аллахом, нет». Я сказал: «Клянусь Аллахом, да!» Он [снова] сказал: «Клянусь Аллахом, нет». Я сказал: «Клянусь Аллахом, да!» Он сказал: «Клянусь Аллахом, нет, ибо я [исхожу из того,] что сказал мне посланник Аллаха ﷺ». Тогда я сказал: «С этого дня ты для меня плохой собеседник! Я возражаю тебе, [когда дело касается] того, что ты слышал от Посланника Аллаха ﷺ, а ты слышишь это и не [останавливаешь] меня!» Потом я сказал [себе]: «Откуда этот гнев?» — подошёл к нему, чтобы расспросить его [подробнее], и оказалось, что этим человеком был Хузейфа [ибн аль-Йаман]». Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» 2893, имам Ахмад в «аль-Муснад» 23436. См.: аль-Мунзири. Краткое изложение Сахиха Муслима 2017.

* аль-Джара‘а – место близ Куфы, где собрались жители города, чтобы встретить наместника халифа ‘Усмана, против назначения которого они протестовали, требуя, чтобы наместником был назначен Абу Муса аль-Аш‘ари. Их требования были удовлетворены.

От Заида ибн Хаваля, да будет доволен им Аллах, сообщается: «В одной из поездок мы были с Посланником ﷺ. Люди разошлись по своим местам и Посланник Аллаха остановился под тенью большого дерева. Он увидел меня, когда я возвращался, справив свою нужду. С ним находился ещё писарь, и он сказал: «Хочешь, мы запишем в твоём присутствии кое-что, о Ибн Хаваля?». Я спросил: «О Посланник Аллаха! Что именно?». Он отошёл от меня и принялся диктовать писарю определённые слова. Позже я подошёл ближе. Он снова сказал: «Хочешь, мы запишем в твоём присутствии кое-что, о Ибн Хаваля?».  Я спросил: «О Посланник Аллаха! Что именно?». Тогда он повернулся ко мне спиной и принялся диктовать писарю какие-то слова. После чего я пошёл, встал возле них и посмотрел вниз. Вначале я увидел написанным имя Абу Бакра и ‘Умара. Я сразу подумал, что о них пишется только в отношении всего хорошего. Он сказал: «Хочешь, мы предпишем тебе кое-что, о Ибн Хаваля?». Я ответил: «Да, о Пророк Аллаха». Он сказал: «О Ибн Хаваля, как ты поступишь во время смуты (искушений, конфликтов…), которая поднимется в различных сторонах Земли, подобно рогам коровы». Я спросил: «А как мне поступить? О Посланник Аллаха!». Он ответил: «Ты должен неотлучно быть в Шаме!». Затем он спросил: «Как ты поступишь во время смуты, (скорость распространения) которой подобна прыжку испуганного зайца?». Я ответил: «Я не знаю, что мне велят делать Аллах и Его Посланник». Он сказал: «Следуй за этим», указав на человека, стоявшего к нам спиной. Я сразу побежал к нему, взял за плечи и обернул его лицом к Посланнику Аллаха. Передо мной оказался ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах. Я спросил: «За этим?». Он ответил: «Да»». Этот хадис достоверный. Его передал имам Ахмад в «аль-Муснад» 17045. См.: аль-Альбани. «ас-Сахиха» 3118.

От ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, передано: «Посланник Аллаха ﷺ сказал во время болезни: «Я хотел бы, чтобы рядом со мной были некоторые мои сподвижники». Мы спросили: «О Посланник Аллаха! Не позвать ли нам тебе Абу Бакра?». Он промолчал. Мы спросили: «Не позвать ли нам тебе ‘Умара». Он вновь промолчал. Вскоре пришёл ‘Усман и остался с Пророком наедине. Посланник Аллаха ﷺ начал ему что-то говорить, а выражение лица ‘Усмана поменялось. Привел Ибн Маджах в «ас-Сунан» 113.

В самом конце разговора он хлопнул его по плечу и сказал трижды: «О ‘Усман! Если в один из дней Аллах установит тебя руководителем этого дела[1], а лицемеры захотят снять с тебя твою рубашку[2], которую одел тебе Аллах, то не снимай её[3], пока ты не встретишь меня». Привел Ибн Маджах в «ас-Сунан» 112, ат-Тирмизи в «ас-Сунан» 3705. Этот хадис достоверный. Его передал имам Ахмад в «аль-Муснад» 24610.

[1] Сделает правителем мусульман. См.: ас-Синди. «Комментарии к сборнику Ибн Маджах» (1/99).

[2] Рубашка означает здесь правление халифатом. См «Комментарии ас-Синди к сборнику Ибн Маджах» (1/99).

[3] Когда мятежники попытаются свергнуть тебя и лишить халифата, то не отдавай власть из-за них, ибо ты держишься истины, а они следуют лжи. См.: аль-Мубаркафури. «Тухфат аль-Ахвази» (9/117).

Абу Сахля — вольноотпущенник ‘Усмана сообщил: «В день блокады дома ‘Усмана, мы спросили: «О Повелитель правоверных! Не вступить ли нас с ними в бой?». Он ответил: «Нет. Ведь, Посланник Аллаха ﷺ взял с меня обещание, поэтому я терпеливо исполняю его». Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» 24298, Ибн Маджах в «ас-Сунан» 113. Шу‘айб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот хадис достоверный».

Кайс [Ибн Абу Хазим, передатчик хадиса от ’Аиши] сообщил: «Они убили его в тот же день». Этот хадис достоверный. Его передал Ибн Маджах в «ас-Сунан» 113.

ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Я спросил ’Аишу: «О Мать правоверных! Почему ты раньше не оповестила эти пророческие слова людям?». Она ответила: «Клянусь Аллахом, я забыла их и не помнила». ан-Ну‘ман сказал: «Тогда я рассказал об этом Му‘авии ибн Абу Суфьяну, да будет доволен им Аллах, однако он не принял мое сообщение, а отправил послание Матери правоверных с просьбой: «напиши мне этот хадис лично». И тогда она записала их ему в отдельном письме»». Этот хадис достоверный. Его передал имам Ахмад в «аль-Муснад» 24610, См.: аль-Альбани. «аль-Мишкат» 6070.

От Ибн ’Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается: «Посланник Аллаха ﷺ упомянул о смуте», и тут мимо проходил один человек. Пророк ﷺ сказал: «В те дни смуты его несправедливо убьют». Я посмотрел и увидел ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах». Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» 3708, имам Ахмад в «аль-Муснад» 5953.

От Ка‘ба ибн ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ упомянул о смуте, вразумительно разъяснил её суть и предостерёг от её серьёзной опасности». Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» 18143, ат-Тирмизи в «ас-Сунан» 3704.  Шейх Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «Это достоверный хадис».

Мимо нас прошёл некий человек с покрытой накидкой головой. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Этот и все, кто последует за ним, в те дни будут на правильном пути» [то есть в дни мятежа и смуты. См.: аль-Мубаркафури. «Тухфат аль-Ахвази» 5/469]. Я быстро пошёл, взял его за предплечья, повернул лицом к нему (Пророку), снял накидку с его головы и спросил: «Этот? О Посланник Аллаха!». Он ответил: «Да». Передо мной стоял ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах». Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» 18154, ат-Тирмизи в «ас-Сунан» 3704. Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «Этот хадис достоверный в силу других подкрепляющих версий».

От Абу Хабиба вольноотпущенника аз-Зубайра ибн аль-Аууама сообщается: «Я зашёл в дом, и в нём находился ‘Усман, да будет доволен им Аллах. Я услышал, как Абу Хурайра попросил разрешения у ‘Усмана рассказать кое-что. Тот разрешил ему. Тогда он встал, восхвалил Аллаха и возвеличил, а затем сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, вы встретите после меня разногласия и смуты». Один из людей спросил: «С кем нам быть (в те неспокойные времена)? О Посланник Аллаха!». Он ответил: «Держитесь верного (правителя) и его последователей», указывая тем самым на ’Усмана»». Этот хадис достоверный. Его передал имам Ахмад в «аль-Муснад» 8522. Шейх Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «У него хороший иснад».

От Абдуллаха ибн Хаваля аль-Азди, да будет доволен им Аллах, передано: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто избежит (последствия, искушения или смуту) трёх вещей, тот спасётся! Кто избежит (последствия, искушение или смуту) трёх вещей, тот спасётся! Кто избежит (последствия, искушение или смуту) трёх вещей, тот спасётся!». Сподвижники спросили: «Каких именно? О Посланник Аллаха!». Он ответил: «Моей смерти, убийства покорного халифа, терпеливо придерживающегося истины, и Даджаля». Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» 17014. Аль-Альбани назвал его достоверным в книге «Зыляль аль-джанна» 1177.

От Мутаррифа ибн Абдуллаха ибн аш-Шаххира сообщается: «Мы сказали аз-Зубайру: «О Абдуллах, что случилось с вами? Вы потеряли из виду халифа (и не смогли защитить) и его убили, а потом вы пришли и потребовали немедленно наказать убийц». аз-Зубайр ответил: «Был ниспослан этот аят, когда мы вместе находились с Посланником Аллаха ﷺ: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив» (8:25). Мы читали его во времена посланника Аллаха, Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, и постоянно спрашивали: «Что является этим искушением (этой фитной)?». Мы даже не предполагали, что окажемся её свидетелями, до тех пор, пока она не произошла среди нас»». Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» 1414.  Ахмад Шакир расценил иснад данного хадиса как достоверный. Шу‘айб аль-Арнаут назвал его хорошим.

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда наступило утро, ‘Усман, да будет доволен им Аллах, обратившись к людям, сказал: “Я видел во сне в эту ночь Пророка ﷺ, и он сказал: “О ‘Усман, разговейся у нас”. И с утра этого дня он постился и был убит именно в этот день». Это сообщение хорошее с учётом других подкрепляющих версий. Его передали ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 31151, 38240; Абу Бакр аль-Баззар «Кашф аль-астар» 347; аль-Аджурри «аш-Шари‘а» 1431; Абу Ну‘айм «Тарих Асфахан» 1/260; Ибн ‘Асакир «Тарих Димашк» 39/384; аль-Хаким «аль-Мустадрак» 455.

Передают со слов Касира ибн ас-Салата, что ‘Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Касир ибн ас-Салат, я думаю, что эти люди станут моими убийцами», и я сказал: “Нет, Аллах поможет тебе против них, о повелитель правоверных!” Он сказал: “О Касир ибн ас-Салат, я думаю, что эти люди станут моими убийцами”. И я сказал: “Тебе было сообщено что-то об этом или же кто-то сказал тебе что-то?” И он ответил: “Нет, но я не спал прошлую ночь, и ненадолго задремал перед рассветом, и я увидел Пророка ﷺ, вместе с ним были Абу Бакр и ‘Умар, и Пророк ﷺ сказал: “Присоединяйся к нам и не задерживай нас, ибо мы ждём тебя”. И он был убит в этот день». Это сообщение хорошее с учётом других подкрепляющих версий. Это высказывание передаёт аль-Хаким с иснадом от Исхака ибн Сулаймана «Мустадрак» 3/103; 4542, и аль-Хаким сказал: «Это высказывание с достоверным иснадом, однако аль-Бухари и Муслим не передают его».

Кто убил ’Усмана ибн ’Аффана?

По прошествии некоторого времени люди из числа жителей Басры, Куфы и Египта отправились в Медину в 35 году от хиджры, делая вид, что собираются совершить хадж. Их истинным намерением было выступление против ’Усмана. да будет доволен им Аллах.

Относительно их численности среди учёных существуют разногласия.

  1. Согласно одной версии, было две тысячи человек из числа жителей Басры, две тысячи — из числа жителей Куфы и две тысячи — из числа жителей Египта.
  2. Согласно другой версии, их было всего две тысячи. То есть, их, в любом случае, было не менее двух тысяч и не более шести.

Они вошли в город посланника Аллаха ﷺ. Это были самые сильные и дерзкие представители их племён. Они пришли для того, чтобы заставить ‘Усмана отказаться от власти, либо путём угроз, либо силой. Они осадили дом ‘Усмана в конце месяца зу-ль-кы‘да, требуя, чтобы он отказался от власти. Осада продолжалась до восемнадцатого дня месяца зу-ль-хиджжа. Именно в этот день был убит ‘Усман.

Таким образом, осада продолжалась около сорока дней, но не более сорока одного дня.

Во время осады ‘Усмана лишили не только возможности совершать обязательные молитвы в мечети, но даже воды. Молитвой людей в это время руководил один из предводителей смутьянов и Убайдуллах ибн ‘Ади ибн аль-Хаййар пришёл к ‘Усману и сказал: «С людьми молится один из предводителей смутьянов. Что ты велишь нам сделать?».
‘Усман сказал в ответ: «Молитва — лучшее из людских деяний, если люди совершают благие деяния, совершай их вместе с ними, а если они творят дурное, отстраняйся от их дурных деяний». Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», 695.

К ‘Усману пришли некоторые сподвижники посланника Аллаха ﷺ с намерением защитить его от бунтовщиков. Самые известные из них — аль-Хасан и аль-Хусайн, сыновья ‘Али, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Тальха ибн Убайдуллах и ‘Абдуллах ибн ‘Амр.

Они обнажили мечи перед лицами смутьянов, которые хотели убить халифа. Аль-Хафиз Ибн Касир «Аль-бидайа уа ан-нихайа», 7/148.

Мать верующих Сафиййа приехала к дому ‘Усмана на мулице, которую вёл её вольноотпущенник Кинана, однако аль-Аштар преградил ей путь и ударил по морде её мулицу. Тогда она сказала: «Отвезите меня назад, пусть этот пёс не позорит меня!». Ибн Са‘ад «ат-Табакат», (8/128) иснад хороший.

Однако ‘Усман велел сподвижникам воздержаться от сражения. В некоторых сообщениях упоминается о том, что около семисот сыновей сподвижников явились к ‘Усману, чтобы защищать его. Но, если даже предположить, что бунтовщиков было не более двух тысяч человек, мы видим, что их всё равно было намного больше, чем сподвижников, защищавших ‘Усмана.

‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а передаёт: «Я был вместе с ‘Усманом в его доме и он сказал: „Вели каждому, кто считает, что должен повиноваться мне, убрать руки и опустить оружие“». Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», 15/204, 19508, безупречный иснад.

Ибн Сирин передаёт, что Зейд ибн Сабит пришёл к ‘Усману и сказал: «У твоей двери ансары, которые говорят: „Если желаешь, мы будем помощниками Аллаха дважды, первый раз — с посланником Аллаха ﷺ, а теперь — с тобой“». ‘Усман ответил: «Если речь о сражении, то нет». Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», 15/205, 19509, безупречный иснад.

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл к ‘Усману во время осады его дома и ‘Усман сказал: «О Ибн ‘Умар, послушай, что они говорят. Они говорят: „Откажись от власти и не губи себя“». Ибн ‘Умар сказал: «Даже если ты откажешься от власти, разве ты будешь жить в этом мире вечно?». ‘Усман ответил: «Нет». Ибн ‘Умар сказал: «Я считаю, что ты не должен снимать рубаху, которую надел на тебя Аллах, чтобы это не стало обычаем, а иначе люди будут свергать халифа или предводителя, как только он им чем-то не понравится». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Фадаил ас-Сахаба», 1/473, 767.

‘Усман сказал своим рабам: «Каждый, кто сложит оружие, свободен ради Аллаха».

Таким образом, сам ‘Усман запретил людям сражаться.

И даже, несмотря на это, четыре человека из числа защитников ‘Усмана получили серьёзные ранения, когда пытались защитить ‘Усмана и их унесли с места схватки.

Это аль-Хасан ибн ‘Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Маруан ибн аль-Хакам и Мухаммад ибн Хатыб. Ибн Абд аль-Бар «аль-Истиаб», в месте с «аль-Исаба», 3/78.

Некоторое время смутьяны осаждали дом ‘Усмана, а потом перелезли через забор и убили его, когда он читал Коран, положив перед собой мусхаф.

аль-Хасана аль-Басри, который относился к числу старших последователей сподвижников и застал этот период, спросили: «Был ли среди убийц ‘Усмана кто-то из ансаров или мухаджиров?». Он ответил: «Нет, это были отребья из Египта». Халифа Хайат «ат-Тарих», стр. 176, иснад достоверный.

Предводители их известны. Это Кинана ибн Бишр, Руман аль-Йамани, Джабаля, Саудан ибн Хамран и человек из бану Садус по прозвищу «аль-Маут аль-Асуад» («чёрная смерть»).

Говорят также, что среди предводителей смутьянов был и Малик ибн аль-Аштар ан-Нахаи. Эти люди были организаторами заговора против ‘Усмана и именно они разожгли пламя смуты, завершившейся гибелью ‘Усмана.
Что же касается непосредственного исполнителя этого страшного деяния, то, согласно наиболее известной версии, это был человек из Египта по имени Джабаля.

’Амра бинт Артаа передаёт: «Я отправилась вместе с ‘Аишей в Мекку в тот год, когда погиб ‘Усман и мы проезжали через Медину и видели мусхаф, который лежал на коленях ‘Усмана, когда его убили. Первая капля его крови упала на начало аята: „Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он — Слышащий, Знающий“» Сура «аль-Бакара», аят 137. ‘Амра сказала: «И никто из них не умер, будучи привержен истинному пути». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Фадаил ас-Сахаба», 1/501, 817.

Мухаммад ибн Сирин передаёт: «Однажды, совершая обход вокруг Каабы, я услышал, как один человек говорил: „О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня!“. Меня очень удивили его слова и я сказал: „О раб Аллаха, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил нечто подобное!“. Он сказал в ответ: „Я обещал Аллаху дать ‘Усману пощёчину, если Он предоставит мне такую возможность и после его убийства тело его положили на постель в его доме и люди приходили и совершали молитву по нему. И я тоже вошёл в его дом, делая вид, что хочу совершить молитву по нему. Увидев, что в доме никого нет, я подошёл, открыл его лицо и ударил его по лицу, после чего рука моя отсохла“». Ибн Сирин сказал: «И я видел его руку, и она действительно напоминала сухую ветку». аль-Хафиз Ибн Касир «Аль-бидайа уа ан-нихайа», 7/200, рассказчики заслуживают доверия.

А теперь зададимся вопросом: «Как могло получиться так, что ‘Усмана убили и его не защитил никто из сподвижников?».

  1. Первым объяснением этого было то, что ‘Усман категорически запретил своим защитникам сражаться и предался на волю Всевышнего Аллаха. Это указывает на две вещи: мужество ‘Усмана и его милосердие по отношению к общине Мухаммада ﷺ. Он понял, что неотёсанные бедуины, осадившие его дом — нечестивцы, которые не остановятся ни перед чем. Он видел, что если сподвижники станут сражаться с ними, масштабы трагедии только увеличатся. А так погибнет только один человек — он сам. Если бы он разрешил сподвижникам защищать себя, это могло бы привести к жертвам среди них. Смутьяны могли перейти от убийств к изнасилованиям и грабежу. Поэтому ‘Усман решил для себя, что лучше погибнет он один и убережёт священный город посланника Аллаха ﷺ от поругания и сохранит жизни сподвижников посланника Аллаха ﷺ.
  2. Вторым объяснением случившегося было то, что число смутьянов-хариджитов намного превосходило число сподвижников. Сподвижники находились в то время в четырёх местах. Первым местом была Мекка, поскольку был сезон хаджа и многие из жителей Медины отправились совершать паломничество. Некоторые сподвижники к тому времени уже не жили в Медине, а поселились в Басре, Куфе, Египте, Шаме и других областях Исламского государства. Третьи в это время участвовали в джихаде, то есть отправились в военные походы. Остальные находились в Медине, однако, как мы уже говорили, численность бунтовщиков намного превосходила их численность.
  3. Третьим объяснением было то, что сподвижники, отправившие своих сыновей защищать ‘Усмана, не представляли себе, что дело примет столь серьёзный оборот и всё закончится убийством халифа. Они полагали, что смутьяны ограничатся осадой и выдвижением требований, после чего уберутся восвояси, но большинству сподвижников и в голову не приходило, что кто-то осмелится покуситься на жизнь ‘Усмана.

Наиболее веским объяснением является первое — ‘Усман запретил сподвижникам сражаться с хариджитами.