Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

عبدالله بن عمر

‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-­Хаттаб аль-­Кураши аль-‘Адави — выдающийся сподвижник и сын второго праведного халифа. Принял ислам вместе со своим отцом — тогда ‘Абдуллаху было четыре года, и совершил хиджру вместе со своим отцом, когда был ещё ребёнком. Когда скончался Пророк ﷺ ‘Абдуллаху был 21 год. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», Ибн аль-Асир 3/236.

Из-за юного возраста он не был допущен к участию в битве при Ухуде, и его боевым крещением стало сражение у Рва. См. «Танбихуль-афхам шарх ‘умдатуль-ахкам» шейха ‘Усеймина, с. 41.

‘Абдуллах ибн ‘Умар участвовал в битве при Муте, Ярмук, в завоевании Египта и Африки. См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», Ибн аль-Асир 3/236.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-­Хаттаб умер в Мекке около 73 года хижры в возрасте 86 лет. См. «аль-Бидая ва ан-Нихая» Ибн Касир 9/6.

Достоинства ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах

Пророк ﷺ сказал (сказал Хафсе): «Поистине, твой брат, — праведный человек», или он сказал: «Поистине, ‘Абдуллах — праведный человек». аль-Бухари 7016.

Он (‘Абдуллах Ибн ‘Умар) отличался набожностью и глубочайшими знаниями Корана и Сунны, хорошо знал исламское право. Анас ибн Малик сказал о нём: «После Зейда ибн Сабита имамом людей у нас был ‘Абдуллах ибн ‘Умар. На протяжении шестидесяти лет он выдавал людям фетвы на различные вопросы». С его слов было передано 2630 хадисов. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 3/221, 228.

Тавус сказал: «Я не видел более богобоязненного человека, чем ибн Умар, и более знающего, чем ибн Аббас» См. «Сиффатус саффа» стр 256.

Передал Нафи‘ (вольноотпущенник ибн ‘Умара): «Если ибн Умару очень нравилось что-то из своего имущества, он отдавал это на пути Аллаха». «Порою за один раз он раздавал 30 000 дирхамов. Ибн Амир дважды дал ему 30 000 дирхамов. Ибн Умар сказал мне: «Эй Нафи’! Я боюсь, как бы дирхамы ибн Амира не сбили меня. Ты свободен (ради Аллаха)». См.«Сиффатус саффа» стр 257-258.

Маймун ибн Михран сказал: «На одном собрание ибн ’Умару дали 22 000 дирхамов, он не поднялся с места, пока не раздал все».
И он также сказал: «Я входил в дом к ибн ’Умару. В нем не было ничего дороже моей стеганой куртки». «Сиффатус саффа» стр 258. Имам Ахмад «Зухд» 2/281/№ 1051.

Как передал Нафи’: «Ибн ’Умар проводил ночи в молитве. (Порой) он спрашивал: «Эй Нафи’! Уже утро?» Когда я отвечал нет, он продолжал молиться. Когда я говорил да, он садился и говорил /истигфар/ вплоть до утреннего намаза». «Рухбаниатуль лайл» стр 275.

’АбдуЛлах ибн ’Усман передал: «’АбдуЛлах ибн ’Умар освободил одну свою рабыню, которую звали Румейса. Он сказал «Я слышал как Аллах в Своей книге сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Клянусь Аллахом, в этом мире я больше всего люблю ее. (А затем сказал рабыне) Иди, ты свободна ради Аллаха». «Сиффатус саффа» стр 257.

От Нафи’ передаётся: «К моменту своей смерти ибн Умар освободил 1000 или (даже) больше рабов». «Сиффатус саффа» стр 259.

Хадисы, передаваемые от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поистине, для того, кто будет возводить на меня ложь, построят дом в Огне (ада)». Этот хадис передал Ахмад 2/22, 103, 144.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1694, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1618.

Передается от Ибн ‘Умара что Пророк ﷺ, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем». аль-Бухари 5025 и Муслим 815.

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами». Этот хадис передал аль-Хаким 2/368. Хафиз аль-Мунзири сказал, что иснад хадиса неплохой, а шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным.
________________________________________
Имам аш-Шафи’и говорил: «В ночь на пятницу и днем в пятницу я предпочитаю чтение суры «аль-Кахф» по причине того, что передается в отношении этого». См. «аль-Умм» 1/355.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Великий и Всемогущий Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Этот хадис передали Ахмад (2/91), аль-Бухари (2442), Муслим (2580), Абу Дауд (4893), ат-Тирмизи (1426), Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6707), «Сильсиля ас-сахиха» (504), «Ирвауль-гъалиль» (2450), «Мухтасар Муслим» (1830).

Передают со слов Салима ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умара о том, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказал ему, что однажды он был у Посланника Аллаха ﷺ, вместе с некоторыми его сподвижниками, и Посланник Аллаха ﷺ, повернулся к ним, и сказал: «О вы! Разве вы не знаете, что я Посланник Аллаха, (посланный) к вам?» Они ответили: «Конечно, мы свидетельствуем, что ты Посланник Аллаха!» (После чего) он спросил: «Разве вы не знаете, что Аллах ниспослал в своей Книге: «Тот, кто повинуется мне, тот (тем самым) повинуется Аллаху? «» Они ответили: «Конечно, мы свидетельствуем о том, что кто повинуется тебе, тот (тем самым) повинуется Аллаху, и что покорность тебе относится к покорности Аллаху!» (Тогда) он сказал: «Поистине, к повиновению Аллаха относится то, что вы должны повиноваться мне, а к моей покорности — то, что вы должны повиноваться своим правителям. (Поэтому,) повинуйтесь своим правителям, и если они совершают молитву сидя, то вы тоже молитесь сидя». Этот хадис передали Ахмад (2/93), Ибн Хиббан (2109), Абу Я’ля (5450) и ат-Табарани «аль-Му’джам аль-Кабир» (12/322 — № 13238).
Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным. См. «Аслю сыфати-с-саля» (1/87).
Шейх Мукъбиль, да смилуется над ними Аллах, назвал его достоверным в «ас-Сахих аль-муснад мимма лайса фи ас-сахихайн» (749).

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем для своей паствы и будет спрошен о них, и мужчина является пастырем для членов своей семьи и будет спрошен о них, и раб является пастырем над имуществом своего господина и будет спрошен за него и женщина является пастырем(, присматривающим) за домом своего мужа и будет спрошена за него»». Этот хадис передали Ахмад 2/5, 54, 111, 121, аль-Бухари в своём «Сахихе» 5200 и «аль-Адабуль-муфрад» 206, Муслим 1829,
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4569, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 151, «Мушкилятуль-факър» 93, «Гъаятуль-марам» 269.

’Абдуллах ибн ’Умар рассказывал, что Пророка ﷺ спросили: «Кто является лучшим из людей?» И [Пророк ﷺ] сказал: «Тот, у кого самые лучшие нравы». См, «Сильсиля ахадис ас-сахиха» 12; («Сахиха», 1837).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». Этот хадис передали Ахмад 2/132, 153, ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253, Ибн Хиббан 628, аль-Хаким 4/257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7063. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1903, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2282, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3143.
________________________________________
Шейх аль-Мубаракфури о словах: «пока не начнет издавать предсмертные хрипы» сказал: «Т.е. пока душа не подошла к горлу». См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.

Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что Пророк ﷺ, сказал: «Аллах прощает (грехи) муаззину так, насколько (далеко) достигает (голос произносимого им) азана, и за него просят прощения всё живое и неживое, что слышат его голос». Этот хадис передал Ахмад (2/136) с достоверным иснадом, а также ат-Табарани в «аль-Кабир» (13469).
Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Албани назвали хадис достоверным. См. «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1/143, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 233.
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад слабый из за скрытости передатчика от Ибн ‘Умара, а остальные его передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим)». 2/136

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Когда я спал, я увидел как совершаю обход вокруг Ка’бы, и (увидел) смуглого человека с прямыми волосами, который находился между двух мужчин и с его головы капала вода. Я спросил: «Кто это?» (Мне) сказали: «Сын Марйам». А потом я повернулся и увидел румяного дородного человека с курчавыми волосами, который был крив на правый глаз, и этот глаз был похож на выпуклую виноградину. Я спросил: «Кто это?» (Мне) сказали: «Это − Антихрист», а больше всего из людей походил на него Ибн Къатан — человек из числа Бану Мусталикъ*». Этот хадис передали Малик 1640, Ахмад 2/122, 126, 144, аль-Бухари 5902 и Муслим 169.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 869.
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями двух шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 2/122
___________________________________________
*Ибн Къатан − человек из племени хуза’а, погибший ещё в доисламские времена. Об этом сказал Ибн Шихаб аз-Зухри в версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари.

Передается со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ночную молитву (следует совершать) попарно, попарно, а если боишься, (что уже наступает) рассвет, то соверши (один) земной поклон и (молитву) в два рак’ата перед утренней молитвой». Этот хадис передали Ахмад 2/79, Муслим 749, Ибн Хиббан 2623. Шейх Ахмад Шакир сказал: «Его иснад достоверный». См. «Муснад Ахмад» 7/244.
___________________________________________
В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим сообщается, что Ибн ‘Умара спросили: «А что значит попарно, попарно?» Он ответил: «(Это значит,) чтобы ты произносил слова приветствия после (завершения) каждых двух рак’атов».

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, сообщается, что он сказал: «Кто скажет трижды после каждой молитвы и когда уляжется спать: «Аллах премного велик столько раз, сколько количеств всех творений, самого Творца, и совершенных, благих и благословенных Слов Аллаха», а потом то же самое трижды скажет и про слова: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», то это станет для него светом в могиле, светом на мостах (аль-джиср и ас-сырат), пока эти слова не введут его в Рай, или пока он не войдёт в Рай». Ибн Аби Шейба № 31219. Достоверность этого сообщения подтвердили ‘Аляуддин аль-Хинди и Са’д аш-Шасри. См. «Канз аль-‘уммаль» 2/641, «Тахридж аль-Мусаннаф» 16/141.

/Аллаху Акбару кабиран ‘адада-шшаф’и уаль-уитр, уа калимати-Лляхи-ттаммати-ттайибатиль-мубаракат. Уа ля иляха илля-Ллаху ‘адада-шшаф’и уаль-уитр, уа калимати-Лляхи-ттаммати-ттайибатиль-мубаракат/.

اللَّهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا عَدَدَ الشَّفْعِ، وَالْوِتْرِ، وَكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ الطَّيِّبَاتِ الْمُبَارَكَاتِ،
وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ عَدَدَ الشَّفْعِ، وَالْوِتْرِ، وَكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ الطَّيِّبَاتِ الْمُبَارَكَاتِ
___________________________________________
Этот асар очень редкий, его приводит только имам Ибн Аби Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» № 31219 в главе «Что следует говорить после молитв».
Да, аль-Хинди сказал в «Канз аль-‘уммаль» (2/641), что иснад этого сообщения хороший.
Хотя некоторые исследователи считали, что он не просто хороший (хасан), а достоверный (сахих). К примеру, шейх Са’д аш-Шасри назвал его достоверным в исследовании сборника «аль-Мусаннаф» (16/141) Ибн Аби Шейбы.
И положение такого асара подобному тому, что взято от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о таких вещах от себя не говорили.

Наиболее известные асары, передаваемые от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара

Однажды один человек написал Ибн Умару: «Расскажи мне о знании», на что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, написал ему в ответ: «О сын моего брата, поистине, знание — обширно, но если ты можешь встретить Аллаха незапятнанным кровью мусульман, непричастным к их имуществу, удерживающим свой язык от нападок на их честь, привязанным к их общине, то сделай это!» Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 31/170, аз-Захаби в «ас-Сияр» 3/222. Асары саляфов.

Биляль ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что его отец ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, сообщил ему, что Пророк ﷺ, как-то сказал : «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети».
На что Биляль возразил : «Что касается меня, то я буду запрещать своим женщинам это, а кто хочет, пусть разрешает».
Тогда Ибн ‘Умар повернулся к нему и сказал : «Да проклянет тебя Аллах, да проклянет тебя Аллах! Я тебе передаю, что Посланник Аллаха ﷺ велел не запрещать это, а ты говоришь : «Я все равно буду запрещать!»»
После этого Ибн ‘Умар заплакал и ушел разгневанным.

Да будет доволен Всевышний Аллах всеми сподвижниками!

Эту версию данного хадиса, передали имам аль-Хаким и ат-Табарани, и его иснад является достоверным. А основа этого хадиса есть у Муслима 4/162. В других версиях этого хадиса сообщается, что Ибн ‘Умар поругал своего сына такими словами, которые никто до этого не слышал от него, и не заговорил с ним до самой своей смерти. Ахмад 5/194, Ибн Хузайма 1684.

Воистину, религиозная ревность сподвижников и их следование Сунне было великим!

Хафиз Ибн Хаджар в комментарии к этому хадису сказал :«Из этого хадиса извлекается порицание тому, кто отвергает Сунну на основании СВОЕГО МНЕНИЯ и спорит с ученым, опираясь на свою страсть».
См. Фатхуль-Бари 2/349.

Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нет такого глотка, который был бы большей наградой, чем глоток гнева, который человек проглотил ради довольства Аллаха». См. «Аль-адаб аль-муфрад, 1318», Имам Аль-Бухари.

Сообщается, что Тайсаля ибн Маййас рассказывал: «Я был (в рядах) Надждитов*. В один из дней я совершил грех, который считал из больших грехов и рассказал об этом Ибн ‘Умару, да будет доволен им Аллах. (Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах,) спросил: «Что же это?» Я ответил: «(Я совершил) то-то и то-то». (Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Это не из больших грехов. (Больших грехов) девять: придавание Аллаху сотоварищей, убийство человека, бегство с поля боя, клевета на целомудренную женщину, поедание имуществом, приобретенным при помощи ростовщичества, поедание имущества сироты, совершение греха в мечети, высмеивание религии и неподчинение родителям, что заставляет их плакать». Затем Ибн ‘Умар да будет доволен им Аллах сказал мне: «Желаешь ли ты избежать адского огня и войти в рай?» Я ответил: «Да, клянусь Аллахом!» Он сказал: «Живы ли твои родители?» Я сказал: «Жива моя мать». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если ты станешь мягко обходиться с ней, кормить и поить её, избегать больших грехов, обязательно войдешь в Рай»». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» 6.
—————————————————————
* Надждиты — это сторонники Наджда ибн Амира аль-Хариджи, который был из харуритов.

Нафи’ (вольноотпушенник Ибн ’Умара) рассказывал: «Ибн ’Умар считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: «Хариджиты берут аяты ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим». Ибн Уахб. См. «аль-Изтискар» 8/90. Это сообщение также приводит имам аль-Бухари в одной из глав своего «Сахиха», и хафиз Ибн Хаджар назвал иснад данного сообщения достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 12/286.

Передается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Было время, когда никто не считал, что он имеет больше прав на свои динары и дирхамы, чем его брат-мусульманин. Теперь же динары и дирхамы любимее для человека, чем его брат-мусульманин. Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Сколько соседей зацепятся в Судный день друг за друга, говоря: «О, Господь мой, этот человек закрыл передо мной дверь и отказался проявить ко мне обычную доброту!». Аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 111. Хадис хороший в силу существования других. См.: «Ас-Сахиха» 2646.

‘Укъба ибн Муслим рассказывал: «Однажды один человек спросил Ибн ‘Умара о чем-то, и он ответил: «Я не знаю». Тогда этот человек стал следовать за ним (добиваясь ответа), и Ибн ‘Умар сказал: «Вы желаете сделать из наших спин себе мосты в Аду, говоря: «Нам дал фатуа Ибн ‘Умар!»?!». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 44. Иснад достоверный.

Ибн ‘Умар говорил: «Не рассказывали рассказов ни во время Рророка ﷺ, ни во время Абу Бакра, ни во время ‘Умара, ни во время ‘Усмана. Впервые появились рассказы тогда, когда произошла смута (фитна)». Ибн Абу Шайба 5/290, Абу Ну’айм 164. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «Тахзир аль-хаууас» 60, «Сахих аль-Мауарид» 97-111.

Салим рассказывал, что однажды встретили Ибн ‘Умара, который выходил из мечети и говорил: «Ничто не вывело меня из мечети, кроме голоса этого вашего рассказчика!» аль-Маруази в «Китаб аль-‘ильм». См. «Тахзир аль-хаууас» 71.

Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: «Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост».
Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери.
ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. «Ируауль-гъалиль» 4/20

Сказал Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: «Из полноты молитвы — прямизна (стройность) ряда». См.«аль- Мусаннаф» Абдур-Раззака, 2428

От Ибн Сирин: «Однажды один человек сказал Ибн Умару: «Хочешь, я тебе принесу джаваришь?» АбдуЛлах бну Умар спросил: «А что это такое?» Он сказал: «Это такая вещь, которая, когда ты наелся и переел, помогает переварить пищу.» Ибн Умар ответил: «Я досыта не ел уже 4 месяца, и не по той причине, что мне нечего есть, а потому что застал людей (сподвижников), которые иногда ели досыта, а иногда голодали.» Асары саляфов.

Сообщается, что Нафи‘ сказал: «Когда жители Медины нарушили свою присягу Йазиду ибн Му‘ауии, Ибн ‘Умар собрал своё окружение и своих детей, а затем сказал им: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Для каждого изменника будет установлено знамя в Судный День». Поистине, мы дали этому человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником. Я не знаю большего предательства, чем дать человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником, а затем сражаться против него! Поистине, я считаю, что если кто-то из вас выйдет из-под присяги ему и последует за этими людьми, то это будет преградой между мной и ним!»» См. «Сахих аль-Джами‘», 5944

Сообщается, что однажды Маруан ибн аль-Хакам зашел к Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: «Давай я присягну тебе, ведь ты господин арабов и сын господина арабов!» Ибн ‘Умар ответил: «А что же я буду делать с жителями Ирака? Клянусь Аллахом, я не желаю править даже семьдесят лет, если по моей причине будет убит хоть один человек!» Ибн Са‘д в «ат-Табакъат» 4/169, Ибн Абу ад-Дунья в «аль-Ишраф» 7.

И сказал ‘Абдуллах Ибн ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими,:«Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям «Будь!», и они появились». Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный.

Ибн ‘Умар и ‘Укба ибн ‘Амир говорили: «На того, кто не принимает облегчения Аллаха ложиться грех, подобный горам долины ‘Арафа». Ахмад 5392, 17523. Шейх Ахмад Шакир назвал оба иснада достоверными.

Саид ибн Абдур-Рахман аль-Джумахи рассказывал, что однажды ибн ‘Умар проходил мимо мужчины, заучившего наизусть Коран, который был в обмороке, и спросил: «Отчего же это?» На что ему в ответ: «Воистину, когда ему читают Коран, или слышит поминание Аллаха, то он падает». Затем ибн Умар сказал: «Поистине, мы больше всех боимся Аллаха, но не падаем в обморок». После чего сказал: «Воистину, дьявол проникает в живот одного из вас. Такое не случалось со сподвижниками Мухаммада ﷺ когда кому- либо из них читали Коран». «Джамиъ лил-Ахкамиль-Куран»,15\237.

Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал одному человеку: «О ты! Улучши нравственность своего сына, ведь ты ответственен за него, а он ответственен за почтительное отношение к тебе!». См. «Мавсуа Ибн Абу ад-Дунья», 8/78.

Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, говорил: «Тот, кто противостоит Сунне, проявляет неверие (куфр)». См. «Ас-сираджа» 21/122. Шейх аль-Албани назвал иснад достоверным.

Сказал Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Десятикратную награду за благое деяние получают верующие бедуины. Что же касается людей, хорошо исповедующих Ислам, то им полагается большая награда. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Если поступок окажется хорошим, то Он (Аллах) приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (Сура ан-Ниса, аят 40)». См. «Тафсир ат-Табари», 5/91; «Тафсир ибн Касира», 1/498; «ад-Дурр аль-Мансур», 2/539.

Абу Бакр ибн Хафс рассказывал: «Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, никогда не ел, кроме как в его трапезе принимали участие сироты». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 136. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

ан-Нафи’ передает от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал: «О Аллах! Не отнимай у меня веру (иман) после того, как ты мне даровал ее!». См.«Мусаннаф» ибн Аби Шейба, 30946, иснад достоверный

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Поистине, в День воскресения люди будут стоять на коленях, и (члены) каждой общины будут следовать за своим пророком со словами «О такой-то, заступись, о такой-то, заступись!», (и так будет продолжаться) до тех пор, пока право заступничества не будет предоставлено Пророку ﷺ и в этот День Аллах приведёт его к месту достохвальному /аль-макам aль-махмуд/». См. «Сахих» аль-Бухари, 4718

’АбдуЛлах ибн ’Умар сказал: «Благочестие вещь не сложная — это весёлое лицо и мягкие слова». См. «Макарим аль-ахлякъ», 23-24.

От Ибн Умара, что он сказал: «С вещей закят не выплачивается, только если они не на продажу». Иснад достоверный, это привел Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68, АбдуРраззак 4/97 и Аль Байхакы 4/147 с достоверным иснадом.

Ибн Абу Хатим передавал о том, что Макхуль аль-Азди рассказывал: «Однажды я спросил Ибн ‘Умара: Что ты скажешь о тех людях, которые, совершая самоубийство, прелюбодеяние, воровство и употребляя алкоголь, поминают Аллаха? Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас»!». Ибн ‘Умар ответил: «Если они будут поминать Аллаха (в таких условиях), то Аллах будет поминать о них Своим проклятием, пока они не замолчат». См.: «Тафсир аль-Къуран аль-‘Азым» Ибн Касира, 1/305

‘АбдуЛлах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Самые ненавистные рабы для Аллаха — это часто ругающие и проклинающие людей». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 680, Ибн Аби ад-Дунья в «ас-Самт» 667.