Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
طلحة بن عبيدالله
Его имя Тальха ибн ’Убайдуллах ибн ’Усман ибн Амир ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка’б. Происходил из рода Тайм ибн Мурра племени курайш и, таким образом, был родственником Абу Бакра, но был лет на двадцать моложе него.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Абу Бакр в раю, ‘Умар в раю, ‘Усман в раю, ‘Али в раю, Тальха (ибн ‘Убайдуллах) в раю, аз-Зубайр (ибн аль-‘Аввам) в раю, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф в раю, Са’д ибн Абу Ваккъас в раю, Са’ид ибн Зайд в раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в раю».
Этот хадис передали Ахмад 1/193, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Ибн Абу Шейба 32616 со слов Са’ида ибн Зайда; ат-Тирмизи 3747 со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 50, «Мишкат аль-масабих» 6109, «Шарх аль-‘акъида ат-Тахавия» 727.
Передается от Джабира, что Тальха ибн `Убайдуллах прошел рядом с Пророком и тот (Пророк ﷺ), сказал (имея ввиду Тальху): «Шахид, шагающий по земле». Этот хадис передал Ибн Маджах, 125. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Как передал Зубайр, да будет доволен им Аллах: «В день битвы при Ухуде на посланнике Аллаха ﷺ было надето две кольчуги. Он попытался взобраться на гору, но из‐за тяжести не смог. Тальха, да будет доволен им Аллах, нагнулся, и Пророк ﷺ поднявшись на него, смог подняться на гору. В этот момент послышалось, как он сказал: «(Рай) стал обязателен для Тальхи». ат-Тирмизи « Сунан» 3738, с указанием, что хадис «хасан—сахих—гариб»; Альбани « Сахих ат Тирмизи» 2939, с указанием, что хадис «хасан».
После того, как люди принесли присягу ’Али, Тальха и аз-Зубайр попросили у ’Али разрешения отправиться в Мекку, и он разрешил им. Там они встретились с матерью верующих ’Аишей, да будет доволен ею Аллах. До нее дошло известие о том, что ’Усмана убили. Собравшись в Мекке, они решили во что бы то ни стало добиться отмщения за кровь ’Усмана.
Из Басры прибыл Йа’ля ибн Мунйа, из Куфы — ’Абдуллах ибн Амир. Они присоединились к Тальхе, аз-Зубайру и ’Аише и решили вместе с ними добиваться наказания убийц ’Усмана.
После этого они вышли из Мекки и направились в Басру со всеми, кто пожелал присоединиться к ним, чтобы покарать убийц ’Усмана. Они считали, что приложили слишком мало усилий для защиты ’Усмана.
’Али в это время был в Медине, а наместником в Басре был ’Усман ибн Хунайф, назначенный ’Али.
Когда они прибыли в Басру, ’Усман ибн Хунайф послал к ним спросить, чего они хотят. Они ответили, что требуют вы-дать им убийц ’Усмана. Он ответил, что не сделает этого, пока не прибудет ’Али, и не позволил им войти в город.
Затем к ним вышел Джабаля, один из тех, кто участвовал в убийстве ’Усмана, в сопровождении семисот человек и сражался с ними, однако они разбили его и убили многих из его воинов. Многие жители Басры примкнули к войску Тальхи, аз-Зубайра и ’Аиши, да будет доволен Аллах ими всеми.
’Али отправился из Медины в Куфу после того, как услышал о сражении между войском его наместника ’Усмана ибн Хунайфа и войском Тальхи, аз-Зубайра и ’Аиши. Там ’Али собрал десятитысячное войско, чтобы сражаться с войском Тальхи и аз-Зубайра.
Таким образом, это ’Али вышел к ним, а не они выступили против ’Али. Они не собирались сражаться с ним, как утверждают некоторые группы и их единомышленники. Если бы они хотели выступить против ’Али, они отправились бы в Медину, а не в Басру.
Ни Тальха, ни аз-Зубайр, ни ’Аиша не отрицали, что ’Али стал халифом по праву и является законным правителем Исламского государства. Никто из них не порицал и не осуждал его и не говорил о нем дурного. Никто из них не присягал другому правителю. И, направляясь в Басру, они не имели намерения сражаться с ’Али, поскольку ’Али в Басре не было.
Поэтому аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ’Усмана и спросил: «Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?» Они ответили: «Придерживайся ’Али». Потом я встретился с ’Аишей в Мекке уже после того, как ’Усмана убили, и спросил ее: «Что ты велишь мне делать теперь?» Она ответила: «Присягай ’Али». Ибн Хаджар, «Фатхуль Бари» 13/38, который сказал: «приводил ат-Табари с достоверным иснадом».
Сражение, о котором пойдет речь далее, началось не сразу. Сначала стороны вели переговоры. ’Али послал аль-Микдада ибн аль-Асвада и аль-Ка’ка’ ибн Амра, чтобы они поговорили с Тальхой и аз-Зубайром. Они встретились и договорились о том, что не станут сражаться, и изложили друг другу свою точку зрения.
Тальха и аз-Зубайр считали, что нельзя оставлять безнаказанными убийц ’Усмана, тогда как ’Али считал, что возмездие нужно отложить, потому что если его осуществить сейчас, это принесет больше вреда, чем пользы. Он считал, что сначала все должно встать на свои места, и важнее добиться стабильности и спокойствия внутри государства. Таким образом, все считали, что убийц ’Усмана необходимо наказать, однако они разошлись во мнениях относительно того, когда это следует сделать.
Придя к согласию, оба войска устроились на ночлег. Сабаиты (убийцы ’Усмана) были крайне недовольны таким поворотом событий, о чем упоминают историки, в том числе ат-Табари (Ибн Джарир ат-Табари, «Тарих аль-Умам валь-Мулюк», 3/517), Ибн Касир (аль-Хафиз Ибн Касир, «Аль-бидайа уа ан-нихайа», 7/509), Ибн аль-Асир (Ибн аль-Асир, «аль-Камиль фит-тарих», 3/120), Ибн Хазм (Ибн Хазм, «аль-Фисаль», 4/293)и другие.
Они решили во что бы то ни стало расстроить достигнутое согласие. С этой целью в предрассветных сумерках отряд сабаитов напал на войско Тальхи и аз-Зубайра и, убив нескольких воинов, сбежали. Воины решили, что это войско ’Али предательски напало на них. Потом они проделали то же самое с войском ’Али, которое также решило, что войско Тальхи и аз-Зубайра поступило вероломно, неожиданно напав на них, и к полудню разгорелось настоящее сражение.
Предводители обоих войск предпринимали попытки прекратить сражение, однако безуспешно. Тальха кричал: «О люди! Может, вы послушаете?!» Однако они не послушали. Тогда он сказал: «Уф! Мотыльки, летящие в огонь!» См. «Тарих Халифа б. Хаййата», 182.
’Али также пытался остановить сражение, но люди не слушали его.
’Аиша послала Ка’ба ибн Сивара со списком Корана, чтобы таким образом остановить сражение, однако сабаиты изрешетили его стрелами.
Когда война разгорается, ее уже очень трудно остановить. Так было и в данном случае. Аль-Бухари приводит несколько стихов Имру аль-Къаиса, о смуте, № 7096.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Когда начинается смута, разумные люди зачастую оказываются не в состоянии остановить неразумных, и в этот раз даже великие и достойные люди не смогли погасить пламя смуты и усмирить тех, кто разжег ее, что, впрочем, обычно для любой смуты. Как сказал Всевышний Аллах:
«Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» Сура «аль-Анфаль», аят 25. См. аз-Захаби, «Мухтасар минхадж ас-Сунна».
Верблюжья битва произошла в 36 году от хиджры, то есть в самом начале правления ’Али. Она началась в полдень и за-кончилась перед самым заходом солнца в тот же день.
У ’Али было десять тысяч воинов, а у аз-Зубайра, Тальхи и ’Аиши — от пяти до шести тысяч. Знаменосцем ’Али был его сын Мухаммад, а знаменосцем его противников — ’Абдуллах, сын аз-Зубайра.
В тот день погибло много мусульман.
Ни Тальха, ни аз-Зубайр не участвовали в сражении, однако оба они были убиты. Сообщается, что перед битвой аз-Зубайр встретился с ’Али, и ’Али сказал ему: «Ты помнишь, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ты будешь сражаться с ’Али, будучи притеснителем?» И аз-Зубайр отказался от участия в сражении. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», 15/283, № 19674, в иснаде есть неизвестный передатчик. См. также Ибн Хаджара, «аль-Маталиб аль-Алийа», 4412.
Достоверно известно, что аз-Зубайр не участвовал в сражении, однако имела ли место приведенная выше история, знает только Всевышний Аллах, поскольку цепочку ее передатчиков нельзя назвать сильной, несмотря на то, что эта история известна и упоминается во многих книгах по истории.
аз-Зубайра предательски убил человек по имени Ибн Джурмуз, а Тальха погиб от случайной стрелы. Согласно наиболее известной версии этой истории, эту стрелу пустил Марван ибн аль-Хакам. Она попала Тальхе в ногу, разбередив старую рану, из-за чего он и умер. Это произошло, когда он пытался остановить сражающихся. В этой битве погибли многие из тех, кто защищал ’Аишу, которая сидела в своем паланкине, укрепленном на спине верблюда, из-за чего эта битва и получила на-звание Верблюжьей. Они храбро сражались, собравшись вокруг верблюда ’Аиши, но как только воины ’Али сумели подобраться к верблюду и подрезать ему поджилки, из-за чего он упал, они сдались, и победа досталась сторонникам ’Али. Но в действительности, это в ней никто не победил. Понес поражение Ислам и понесли поражение мусульмане в этом сражении.
После битвы, ’Али начал осматривать убитых и обнаружил среди них Тальху ибн ’Убайдуллаха. Он опустился на землю, приподнял его тело, стряхнул землю с его лица и сказал: «Тяжко для меня видеть тебя лежащим здесь, под звездами небесными, о Абу Мухаммад». Сказав это, ’Али заплакал и добавил: «Я хотел бы умереть за двадцать лет до этого!» Ибн Асакир, «Тарих мадинати Димашкъ», сокращенный вариант, 11/207, и «Усдуль гъаба», 3/88. Аль-Бусайри сказал: «передатчики надежные».
Увидев Мухаммада ибн Тальху, ’Али также заплакал. У Мухаммада было прозвище ас-Саджжад, потому что он много поклонялся Всевышнему Аллаху.
Все без исключения сподвижники, участвовавшие в сражении, пожалели о содеянном.
Ибн Джурмуз пришел к ’Али, держа в руках меч аз-Зубайра, и воскликнул: «Я убил аз-Зубайра, я убил аз-Зубайра!» Услышав это, ’Али сказал: «Этот меч столько раз защищал посланника Аллаха ﷺ!» А потом он добавил: «Скажи убийце сына Сафиййи приготовится к Адскому пламени!» И он не позволил ему войти к нему. Ибн Са’ад, «ат-Табакат», 3/105, иснад хороший.
После окончания битвы ’Али поручил людям доставить ’Аишу, да будет доволен ею Аллах, в Медину, что и было сделано с величайшим уважением и почтением. ’Али поступил так, как велел ему в свое время посланник Аллаха ﷺ.
’Али ﷺ передает, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто» [посланник Аллаха ﷺ имел в виду конфликт]. ’Али воскликнул: «Значит, я несчастнейший из людей!» Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет… Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснаде», 6/393, Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 13/60 сказал: «Иснад хороший».
’Али подчинился велению посланника Аллаха ﷺ.
Сообщается, что Тальха ибн ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды к посланнику Аллаха ﷺ явился какой-то человек из числа жителей Неджда[1] с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился к посланнику Аллаха ﷺ и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха ﷺ сказал: „(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи“. (Этот человек) спросил: „А должен ли я молиться сверх этого?“ (Пророк ﷺ) сказал: „Нет, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву“. Затем) посланник Аллаха ﷺ сказал: „(Ты должен соблюдать) пост в течение месяца Рамадана“. (Этот человек) спросил: „А должен ли я поститься сверх этого?“ (Пророк ﷺ) сказал: „Нет, если только сам ты не пожелаешь (поститься) дополнительно“».
(Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха ﷺ сказал ему (о необходимости выплаты) закята. (Этот человек) спросил: „А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?“ (Пророк ﷺ) сказал: „Нет, если только сам ты не пожелаешь этого“».
(Тальха) сказал: «И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) говоря: „Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять из него!“ − а посланник Аллаха ﷺ сказал: „Этот человек преуспеет[2], если говорит искренне[3]!“»
Этот хадис передали Ахмад 1/162, аль-Бухари 46, Муслим 11, Абу Дауд 391, ан-Насаи 1/226, 4/120, 8/118. Текст хадиса согласован. См. «Мишкат аль-масабих» 16.
[1] Название обширного центрального плоскогорья Аравийского полуострова.
[2] То есть попадёт в Рай.
[3] Другими словами, если он сделает то, о чём говорит.