Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.
عبد الرحمن بن ناصر السعدي
Абу ’Абдуллах ’Абдур-Рахман бин Насыр бин ’Абдуллах бин Насыр ас-Са’ди был выходцем из рода Тамим. Он родился в г. Унейза (область Эль-Касим) 12 мухаррама 1307 г.х. / 8 сентября 1889 г. Когда ему было всего четыре года, скончалась его мать, а спустя еще три года скончался его отец. Ребенок вырос сиротой, но получил хорошее воспитание. Его прозорливый ум и сильное желание постичь знания привлекали внимание окружающих. После смерти отца он начал изучать Коран и заучивать его наизусть. Когда ему было одиннадцать лет, он прекрасно знал наизусть Коран целиком. Он начал изучать шариатские науки у богословов родного города и посещал лекции тех, кто приезжали в Унайзу. Благодаря своему усердию он сумел хорошо усвоить каждую из шариатских наук, а когда ему исполнилось двадцать три года, он стал преподавать шариат другим. Несмотря на это, он не перестал углублять свои познания и не терял времени даром. К 1350 г.х. / 1932 г. ему удалось стать одним из крупнейших богословов своего города, а молодые студенты стремились попасть в число его учеников. Одним из учеников, на которого шейха оказал большое влияние и который впоследствии стал выдающимся ученым современности был Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин.
Первым, кто обучил его Священному Корану, был шейх Ибрахим бин Хамад бин Джасир. Абу ’Абдуллах всегда восхищался тем, насколько прекрасно его учитель знал хадисы Пророка Мухаммада ﷺ и часто рассказывал о его богобоязненности, а также любви и сострадательности к беднякам. Он вспоминал о том, как холодным зимним днем к шейху пришел бедняк. На нем в тот день было две рубашки, и он снял одну из них и подарил тому бедняку, хотя был небогатым человеком и сам нуждался в ней. Да смилостивится над ним Аллах!
Его другим учителем был шейх Мухаммад бин ’Абд аль-Карим аш-Шибал, обучивший его мусульманскому праву, арабскому языку и другим наукам. Шейх Салих бин ’Усман, бывший судья г. Унайза, преподавал ему единобожие, толкование Корана, основы и законоположения мусульманского права, а также арабский язык. Большую часть своих знаний он приобрел именно у него и повсюду сопровождал его вплоть до его смерти.
Вместе с тем он обучался у шейхов ’Абдуллаха бин Айида, Сааба аль-Кувейджири, ’Али ас-Сан’ани и ’Али ан-Насыра Абу Вадая. Последний обучил его науке о хадисах, шести основным сборникам хадисов и многим другим преданиям, вознаградив его соответствующим свидетельством.
Среди его учителей был известный ученый Мухаммад бин ’Абдуль-’Азиз аль-Мухаммад аль-Мани, который также преподавал ему в Унайзе. Когда же его родной город посетил шейх Мухаммад аш-Шанкыти, он присутствовал на его лекциях, посвященных толкованию Корана, науке о хадисах и терминологии, а также грамматике и морфологии арабского языка.
Шейх всесторонне разбирался в основах и законоположениях мусульманско гоправа. Следуя по стопам своих учителей, в молодости он придерживался ханбалитской религиозно-правовой школы и выучил наизусть несколько произведений богословов этого толка. Тогда же он написал труд, посвященный мусульманскому праву, и сочинил стихотворение в размере раджаз, состоящее из около 400 бейтов. К нему он написал краткий комментарий, но впоследствии отказался его опубликовывать, потому что он отражал его ранние воззрения.
В течение долгого времени он изучал труды Ибн Таймийи и его ученика Ибн аль-Каййима, а также многих других авторов. Приобретя глубокие знания в области единобожия, толкования Корана, мусульманского права и других полезных наук, он перестал придерживаться исключительно взглядов ханбалитской школы и стал отдавать предпочтение тем мнениям, которые опираются на священные тексты. Несмотря на это, в отличие от некоторых одержимых, он никогда не оскорблял тех, кто придерживался традиционных правовых школ. Да поможет Аллах и нам всегда принимать только правильные решения!
Он достиг больших высот в области толкования Корана, изучил целый ряд различных толкований, овладел этой удивительной наукой и написал прекрасное толкование Корана в нескольких томах. Этот труд был написан экспромтом, потому что у автора не было достаточно времени не только для составления более пространного толкования, но и для сочинения других книг. Зачастую он истолковывал аяты на уроках без подготовки и разъяснял ученикам смысл и пользу коранических откровений. Ему удавалось добраться до истинного смысла аятов и сделать из них много полезных выводов, а его слушателям хотелось, чтобы он никогда не смолкал, потому что его речь была прекрасна, а доводы и повествования — убедительны. Каждый, кто присутствовал на его лекциях или разбирал вместе с ним шариатские вопросы, становился свидетелем его всесторонних глубоких познаний. То же самое можно сказать о каждом, кто знаком с его произведениями и фетвами.
Сохранились многочисленные письменные заметки шейха и его ответы на вопросы, которые ему задавали жители Унайзы и других областей. Помимо этого, сохранились примечания на полях разных книг, попадавших ему в руки. Писать для него не составляло никакого труда, и поэтому его фетвы и сочинения представляют собой большое собрание. Он переписал известное поэтическое произведение Ибн Абд аль-Кави и собрался написать к нему комментарий, но решил, что этот труд окажется для него тяжелым. Тогда он объединил это произведение с книгой «аль-Инсаф» и переписал их своей рукой, чтобы люди могли легче понять его. Эту работу можно было назвать комментарием к вышеупомянутым стихам, но мы не причислили ее к его произведениям.
Наивысшей целью шейха при составлении сочинений было распространение знаний и призыв к истине, и поэтому он делал все возможное для того, чтобы опубликовать свои произведения. Он не пытался посредством этого обрести преходящие мирские блага и не охотился за богатством. Он раздавал свои книги бесплатно, чтобы они приносили пользу всем желающим. Пусть же Аллах воздаст ему добром от имени ислама и всех мусульман, а нас вдохновит совершать только богоугодные деяния!
Абу ’Абдуллах обладал множеством замечательных качеств и был удивительно скромным человеком. Он был прост в общении с детьми и стариками, богачами и бедняками. Часть своего времени он всегда уделял тем, кто хотел побеседовать с ним, и такие беседы всегда носили религиозный характер. Он любил обсуждать религиозные и общественные проблемы, и гости извлекали много полезного из его рассказов и проповедей. Даже простые беседы с ним зачастую превращались в религиозные собрания. Он умел находить общий язык с разными людьми и всегда подбирал такие темы для разговоров, которые могли принести пользу собеседникам как при жизни на земле, так и после смерти. Когда люди просили его разрешить какой-либо спор, он умел принять справедливое решение, удовлетворявшее обе стороны.
Шейх сочувствовал бедным, нуждающимся и неимущим странникам и, по мере своих возможностей, протягивал им руку помощи. При каждом удобном случае он призывал людей, любящих делать добро, помогать нуждающимся. Он был поистине добропорядочным, целомудренным и честным человеком, добросовестно выполнявшим любое начатое дело. Его по праву считали одним из самых образованных и благоразумных людей. Он часто устраивал дискуссии между своими преуспевающими учениками, чтобы сделать их мышление острым, и даже назначал премии для тех, кто заучивал религиозные тексты наизусть.
Он часто советовался со своими учениками при выборе наиболее полезной книги для последующего обучения. При этом он склонялся на сторону большинства, а когда голоса разделялись поровну, он принимал решение самостоятельно. Его занятия никогда не приедались ученикам, даже если они занимали много времени, потому что каждый присутствующий получал от них удовольствие. Да поможет Аллах нам и всем остальным верующим наилучшим образом использовать свое время и запастись нетленными благодеяниями!
Посвятив свою жизнь целиком науке, Абу Абдуллах Абдуррахман бин Насыр ас-Са’ди скончался в возрасте 69 лет. Это произошло в его родном городе в 1376 г.х. / 24 января 1957 г. Да смилостивится над ним Аллах!