Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.
محمد بن صالح العثيمين
Полное имя шейха – Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн ’Абдур-Рахман ибн ’Усман ибн ’Абдуллах ибн ’Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Мукбиль аль-Вухайби ат-Тамими. Нисбу аль-Усаймин он унаследовал от своего прапрадеда ’Усмана, которого люди прозвали Усаймин. Шейх родился ночью 27 рамадана 1347 года хиджры / 9 марта 1929 г. в городе Унейза (провинция Эль-Касим, Саудовская Аравия).
Будущий ученый родился в религиозной семье среднего достатка. Его отец занимался торговлей, часто отлучаясь по коммерческим делам в Эр-Рияд. Поэтому по поручению отца начальным образованием мальчика занимался его дед со стороны матери — ’Абдур-Рахман ибн Сулейман аль-Дамиг, который обучал внука Корану. После этого он пошел в начальную школу к ’Абдуль-’Азизу ибн Салиху аль-Дамигу, где обучился грамоте, азам арифметики и литературы.
Затем мальчик стал посещать школу ’Али ибн ’Абдуллаха аш-Шухейтана — знатока Книги Аллаха, который был слепым — и под его руководством выучил наизусть весь Коран за шесть месяцев. Заметив незаурядные способности сына к учебе, отец решил поставить его на стезю приобретения шариатских знаний.
Шейх был женат на супруге, которую зовут Карима бинт Мухаммад Ибрахим Мансур ат-Турки. Она родила ему восьмерых детей: пять мальчиков и трех девочек. Своих сыновей шейх назвал ’Абдуллах, ’Абдур-Рахман, ’Абдур-Рахим, ’Абдуль-’Азиз и Ибрахим, а своих дочерей — Фатима, Зейнаб и Сумайя. Потомство шейха насчитывает более двадцати внуков.
В это время в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза преподавал шейх ’Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди. Прежде чем посещать занятия в качестве его учеников, студенты должны были пройти начальный курс обучения у одного из двух лучших учеников шейха, которых он назначил для этой цели. Первым из них был шейх Мухаммад ибн ’Абдуль-’Азиз аль-Мутавви’, а вторым — ’Али ас-Салихи. Юноша присоединился к кружку Мухаммада ибн ’Абдуль-’Азиза аль-Мутавви’, где он получил знания в вопросах единобожия, фикха и грамматики арабского языка.
Затем в возрасте 13 лет Ибн аль-Усаймин начал посещать занятия своего шейха ’Абдур-Рахмана ибн Насыра ас-Са’ди, у которого он изучал единобожие, толкование Корана, науку о хадисах, фикх и его основы, жизнеописание Пророка ﷺ, наследственное право и синтаксис. Занимаясь в научном кружке шейха, юноша выучил наизусть тексты (матн) по вышеперечисленным наукам. Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди по праву считается самым главным учителем Ибн аль-Усаймина, ибо он оказал на него наибольшее влияние: именно от него будущий ученый получил основные знания по исламским наукам, научился правилам приведения доказательств из Корана и Сунны, перенял педагогические навыки, воспринял методологию следования за шариатскими доводами.
Кроме того, Ибн аль-Усаймин не упускал возможность получать знания и у других ученых, считавшихся крупными специалистами в своей области и проживавшие в Унейзе. Например, когда ’Абдур-Рахман ибн ’Али ибн Аудан занимал должность шариатского судьи города, Ибн аль-Усаймин изучал у него принципы наследственного права, а когда в Унейзе учительствовал шейх ’Абдур-Раззак ’Афифи, он углублял у него свои знания по грамматике и риторике.
После того, как в Эр-Рияде был открыт Научно-исследовательский институт по шариатским наукам, выдающийся ученик шейха ас-Са’ди — ’Али ас-Салихи — посоветовал молодому человеку поступить туда. Получив разрешение от своего учителя ’Абдур-Рахмана ас-Са’ди, Ибн аль-Усаймин отправился в столицу и поступил в институт в 1372 году хиджры (1952 г.). В течение двух лет он обучался у видных богословов, среди которых следует выделить знаменитого толкователя Корана Мухаммада аль-Амина аш-Шинкыти, выдающегося факиха ’Абдуль-’Азиза ибн Насыра ибн Рашида и знатока хадисов ’Абдур-Рахмана аль-Ифрики. Во время своего обучения Ибн аль-Усаймин познакомился с будущим муфтием Саудовской Аравии ’Абдуль-’Азизом ибн Базом. Он изучал у него в мечети «Сахих» аль-Бухари и труды Ибн Таймийи. Кроме того, от Ибн База он перенял знания по хадисоведению, воззрениям ученых различных мазхабов и сравнительному фикху. По этой причине шейх ’Абдуль-’Азиз ибн Баз считается вторым наставником, который в наибольшей степени способствовал становлению Ибн аль-Усаймина как ученого.
Окончив экстерном институт в 1374 году хиджры /1954 г./, Ибн аль-Усаймин возвратился в Унейзу, где продолжил обучение у своего шейха ’Абдур-Рахмана ас-Са’ди. Одновременно он заочно учился в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда на факультете Шариата, пока не получил диплом о высшем образовании в 1377 году хиджры /1957 г./.
По настоянию шейха ’Абдур-Рахмана ас-Са’ди, который заметил в своем ученике научный талант и педагогический дар, в 1371 году хиджры /1951 г./ шейх Ибн аль-’Усаймин начал давать первые уроки в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза. Окончив Научно-исследовательский институт по шариатским наукам в Эр-Рияде в 1374 году хиджры /1954 г./, шейх стал давать регулярные уроки в мечети аль-Кабир, а также был назначен на должность преподавателя в научном институте Унейзы, где он работал до конца 1397 года хиджры /1977 г/. С 1398 года хиджры /1978 г./ он стал читать лекции на факультетах Шариата и основ религии в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда, преподавая там до конца жизни.
В четверг 23 числа месяца джумада аль-ахира 1376 года хиджры /24 января 1957 г./ мусульманский мир постигла тяжелая утрата: скончался шейх ’Абдур-Рахман ас-Са’ди. Погребальную молитву по нему совершил шейх Абдуллах аль-Бассам. Он же провел с людьми и пятничную молитву, а также пять молитв в субботу. В воскресенье главный шариатский судья Унейзы Мухаммад ибн ’Абдуль-’Азиз аль-Мутавви’ попросил 29-летнего шейха Ибн аль-’Усаймина занять должность имама-хатыба в мечети аль-Кабир и стать преподавателем вместо шейха ас-Саади. Предложение шариатского судьи поддержал губернатор провинции Эль-Касим и другие высокопоставленные лица города. Шейх Ибн аль-’Усаймин согласился. В тот же день он провел свою первую полуденную молитву в качестве имама мечети аль-Кабир и стал совмещать обязанности имам-хатыба8 с преподаванием в Национальной библиотеке Унейзы при той же мечети, основанной шейхом ас-Саади в 1359 году хиджры (1940 г.). После этого шейх Ибн аль-’Усаймин не прерывал преподавательскую деятельность в мечети аль-Кабир вплоть до своей смерти.
Примечательно, что шейх преподавал не только в своей мечети. В 1390 году хиджры /1970 г./ на месте глинобитной мечети ад-Дали’а была построена новая мечеть. Джамаат этой мечети обратился с просьбой к шейху Ибн аль-’Усаймину выделить время для уроков в их мечети. Шейх не отказал, и на протяжении последующих шестнадцати лет по воскресеньям и вторникам, после проведения закатной молитвы в своей мечети, он шел пешком около километра в мечеть ад-Дали’а, где преподавал «За’д аль-Мустакни», «Булуг аль-Марам» и «ар-Рахабийя» (поэма о правилах разделения наследства).
Количество учеников шейха Ибн аль-’Усаймина постепенно росло. В результате библиотека при мечети аль-Кабир уже была не в состоянии вмещать всех студентов. Это обстоятельство вынудило шейха перенести занятия в саму мечеть. Студенты как из других городов Саудовской Аравии, так и из разных уголков мира стали приезжать в Унейзу для получения у шейха фундаментальных знаний о религии. При чем они приезжали именно в качестве студентов для полноценного обучения, а не вольнослушателей. Во время одного из визитов короля Саудовской Аравии Халеда ибн ’Абдуль-’Азиза ас-Сауда в соборную мечеть Унейзы ему сообщили о студентах, приезжавших в город для обучения у шейха Ибн аль-’Усаймина. Тогда король приказал возвести рядом с мечетью здание и передать его студентам в качестве вакфа. После постройки здания оно стало студенческим общежитием, и в него переехала научная библиотека при мечети Унейзы.
Шейх Ибн аль-Усеймин обладал собственной уникальной методикой преподавания, которая может быть подытожена в следующих пунктах:
Таков перечень основных книг, которые шейх требовал от своих студентов выучить наизусть. Если студент не выучивал заданный текст, шейх выказывал ему свое порицание. В результате ученики шейха выучили под его руководством многие тексты по различным шариатским дисциплинам.
Шейх Ибн аль-’Усаймин не ограничивался преподаванием лишь в родном городе. Везде, куда он приезжал, шейх читал людям лекции на различные темы. С 1402 года хиджры /1982 г./ он стал давать уроки в Заповедной Мечети Мекки и Мечети Пророка в Медине в сезон хаджа, во время месяца Рамадан и в течение летних студенческих каникул. Это происходило ежегодно вплоть до кончины шейха.
Таким образом, шейх Ибн аль-’Усаймин занимался преподавательской деятельностью полвека /1371-1421 гг. хиджры/1951-2001/.
Помимо преподавания в мечетях и ВУЗах шейх Ибн аль-’Усаймин занимался активной просветительской деятельностью:
Осуществляя свою благородную деятельность денно и нощно и неся на своих плечах огромную ответственность, шейх всегда стремился принести пользу окружающим, передавая им знания о религии, издавая фетвы и удовлетворяя их нужды. Даже уже будучи тяжело больным, он не переставал проводить ежедневные молитвы в качестве имама, обращаться с пятничными проповедями, отвечать на вопросы. Когда люди видели, какие трудности приходится преодолевать шейху из-за проблем со здоровьем, они жалели его и говорили: «Шейх, отдыхать ведь тоже надо», — на что он неизменно отвечал: «Отдых — это быть в услужении у мусульманской уммы».
Руководствуясь этим принципом, шейх Ибн аль-Усеймин активно занимался общественными делами:
В 1414 году хиджры /1993 г./ шейх стал лауреатом высшей международной премии имени короля Фейсала в номинации «За служение Исламу». Отборочная комиссия объявила, что эта высокая награда присуждена шейху Мухаммаду ибн аль-’Усаймину за:
Всевышний Аллах наделил шейха Ибн аль-’Усаймина великим даром понимания аятов Корана и хадисов, благодаря которому он умел приводить неопровержимые доводы по религиозным вопросам и извлекать шариатские законоположения из первоисточников. Его научные труды и методика исламского призыва полностью опирались на принцип следования по пути праведных предшественников из первых поколений мусульман. Знания шейха в области вероубеждения, тафсира, хадисов, фикха, грамматики арабского языка и риторики по праву привлекли внимание и принесли огромную пользу мусульманам в различных уголках мира, чьи сердца были едины и солидарны в своей любви к шейху, признании его достоинств и высокого места, которое он занимал на научном поприще.
Научное наследие шейха Ибн аль-’Усаймина состоит в основном из аудиолекций, которые переводят в книжный формат его ученики и верующие, требующие шариатское знание. Лекции шейха стали записываться не сразу. Когда шейх начал преподавательскую деятельность, его уроки не записывались. Во-первых, в Унейзе тогда еще не было звукозаписывающих магнитофонов, а, во-вторых, иногда люди вообще не приходили на урок, либо шейха ждали один-два студента. Поначалу обучение шло традиционным способом: ученики усаживались в кружок рядом с шейхом и конспектировали его слова в тетради. Первые попытки записывать лекции были сделаны после 1390 года хиджры /1970 г./. Однако поначалу шейх запрещал это делать, опасаясь, что вместо конспектирования уроков и заучивания их наизусть, ученики будут полагаться на аудиозаписи. Спустя десять лет шейх постепенно начал снимать запрет, однако не полностью: после аудиозаписи урока ученик мог внести в свой конспект необходимые дополнения, однако затем он должен был стереть запись. Наконец, полностью запрет был снят лишь в 1405-06 гг. хиджры /1984-85 гг./, когда количество учеников возросло, и возникла острая необходимость в аудиолекциях. Некоторые студенты открыли звукозаписывающие студии для переписывания на кассеты лекций шейха.
Из перечня доступных аудиоуроков самый ранний датируется 1402 годом хиджры /1982 г./ – «Булуг аль-Марам», «Глава об очищении», 14 кассет. С течением времени стали записываться все уроки шейха и его комментарии к известным трудам, при чем некоторые из лекций длились годами. В этой связи самым объемным считается цикл лекций под названием «Шарх аль-Мумти» к книге «Заад аль-Мустакни», который длился 15 лет /1404-1419 гг. хиджры/1984-1999 гг./. После смерти шейха эти лекции были изданы в книжном формате, который насчитывает 15 томов.
Ниже приводится перечень самых многочисленных аудиолекций шейха по разделам:
Вероубеждение: комментарии к поэмам «Нуния» Ибн аль-Каййима» и «ад-Дуррат аль-мудыйя» ас-Саффарини. Комментарии к книгам «Китаб ат-таухид» ат-Тамими, «Иктида сырат аль-мустакым» Ибн Таймийи, «аль-Акыда аль-Васития» Ибн Таймийи, «аль-Акыда ат-Тадмурия» Ибн Таймийи и др.
Коранические науки: тафсир некоторых сур Корана (от «аль-Фатихи» до «аль-Анам», а затем от «аль-Кахф» и далее). Цикл лекций «Мин ахкам аль-Куран аль-Карим». Комментарии к трудам о науке толкования Корана: «аль-Каваид аль-Хисан фи тафсир аль-Куран» Абдуррахмана ас-Саади, «Мукаддима ат-Тафсир» Ибн Таймийи, «Усуль фи тафсир» (составил сам Ибн аль-Усеймин).
Хадисоведение: комментарии к сборникам «Сахих» аль-Бухари и Муслима (главы по вероубеждению, столпам Ислама и некоторым бытовым вопросам), «Рияд ас-салихин» ан-Навави, «аль-Арбаин ан-Нававийя» ан-Навави и др. Комментарии к трудам по терминологии хадисов: «Нухбат аль-фикр» Ибн Хаджара и поэме «аль-Байкуния» аль-Байкуни.
Основы фикха: Комментарии к трудам «Мухтасар ат-Тахрир» аль-Футухи, «аль-Каваид» Ибн Раджаба, поэме «аль-Варакат» аль-Джувейни, «аль-Каваид ва аль-Усуль» ’Абдур-Рахмана ас-Са’ди, «Каваид аль-Усуль ва Макасид аль-Фусуль» Сафиуддина аль-Каты’и, а также к поэме «аль-Бурхания» Мухаммада аль-Бурхани (наследственное право). Кроме того, шейх сам написал поэму по основам фикха «Манзума усуль аль-фикх» (103 стиха) и сделал к ней комментарий, а также составил труд «аль-Усуль мин ильм аль-Усуль», снабдив его подробным разъяснением, и ответил на вопросы, касающиеся вероубеждения, оформленные затем в книгу «Фикх аль-’ибадат» .
Фикх: комментарии к книгам «За’д аль-Мустакни» Мусы аль-Хаджави, «Умдат аль-Ахкам» Абдулгани аль-Макдиси, «аль-Кяфи фи фикх аль-имам Ахмад» Ибн Кудамы аль-Макдиси, «Найль аль-Аутар» аш-Шаукани, «Булуг аль-Марам» Ибн Хаджара.
Грамматика арабского языка: комментарии к книгам “аль-Аджуррумия” Ибн Аджуррума, “аль-Альфия” Ибн Малика, «ад-Дурра аль-ятимийя» Саида аль-Хадрами и «аль-Баляга»33.
Уроки: «Дурус аль-Харамейн» («Уроки из двух заповедных территорий», запись 1407-1421 гг. хиджры/1987-2000 гг.), «Дурус аль-Масжид ан-набавий» («Уроки в Мечети Пророка»).
Фетвы и просветительские встречи: «Фатава аль-Харам аль-Маккий» («Фетвы из заповедной территории Мекки», запись 1407-1421 гг. хиджры/1987-2000 гг.), «Фатава Нурун ‘аля ад-дарб» («Фетвы из радиопрограммы «Нурун ‘аля ад-дарб», запись 377 передач), «Ликаа аль-баб аль-мафтух» («Встреча при открытых дверях», запись 1412-1421 гг. хиджры/1991-2000 гг.), «аль-Лика аш-шахрий» («Ежемесячные встречи», запись 82 встреч), «Ликаат рамаданийя» («Встречи в месяц рамадан», запись 1410-1416 гг. хиджры/1989-1995 гг.) и т.д.
Разное: комментарии к предисловию «аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб» ан-Навави (воспитательное), «Хильят талиб аль-ильм» Абу Зейда Бакра ибн Абдуллаха (воспитательное), «ас-Сыяса аш-шар’ийя» Ибн Таймийи (шариатская политика), а также отдельные лекции о правилах очищения, молитвы, поста, хаджа, жизни супругов, торговых сделок и т.д.
Что касается письменного наследия шейха, то он либо составлял небольшие труды по какой-то теме в жанре посланий (по вероубеждению, омовению, молитве, посту, закяту, хаджу, правилам призыва к Исламу и т.д.) или в формате «вопрос-ответ», либо редактировал и снабжал полезными примечаниями собственные лекции, переписанные учениками для издания в виде книги. Первой письменной работой шейха была книга «Фатх Рабб аль-Барийя би-талхыс аль-Хамавийя» /«Озарение от Господа творений: краткое изложение (фетв) аль-Хамавийя»/, которую он написал в 1380 году хиджры /1960 г./. При жизни шейха было издано свыше пятидесяти его трудов.
Сохранением и распространением научного наследия шейха, дабы оно стало доступно всем мусульманам, занимается Благотворительный фонд имени шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина.
Шейх Ибн аль-’Усаймин был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности, кротости, богобоязненности и благонравии.
Шейх отличался честностью, аскетизмом, неприхотливостью в быту, строгим отношением к поиску знаний и их передаче, трепетным отношением к своему времени и приверженностью принципу призыва к одобряемому и запрещения порицаемого. Он был далек от вычурности и помпезности, присущей многим известным людям. Счастье и радость всегда присутствовали на его лице во время лекций, а общение с ним оставляло неизгладимый след в душах людей, вселяя в них радость и оптимизм.
Шейх с добротой относился к молодому поколению мусульман, выслушивая их просьбы, вступая с ними в дискуссии, деликатно и убедительно давая им полезные наставления и советы47. Он был преисполнен решимости воплощать Сунну Пророка во всех своих поступках.
Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока ему не были ясны соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.
Шейх неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогая им в решении проблем. Для этой цели он выделил специальные часы в своем загруженном распорядке дня. Не только днем, но и ночью глубокие переживания за мусульман не покидали шейха.
Он также всегда оказывал поддержку благотворительным фондам и ассоциациям по изучению Корана. Всевышний Аллах открыл ему всевозможные врата праведности, благочестия и стремления оказывать помощь мусульманам. Таким образом, сам шейх, по сути, был своего рода общественным благотворительным фондом, что явилось милостью от Аллаха, которой Он наделяет того, кого пожелает.
Шейх Ибн аль-’Усаймин был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности, кротости, богобоязненности и благонравии.
Шейх отличался честностью, аскетизмом, неприхотливостью в быту, строгим отношением к поиску знаний и их передаче, трепетным отношением к своему времени и приверженностью принципу призыва к одобряемому и запрещения порицаемого. Он был далек от вычурности и помпезности, присущей многим известным людям. Счастье и радость всегда присутствовали на его лице во время лекций, а общение с ним оставляло неизгладимый след в душах людей, вселяя в них радость и оптимизм.
Шейх с добротой относился к молодому поколению мусульман, выслушивая их просьбы, вступая с ними в дискуссии, деликатно и убедительно давая им полезные наставления и советы47. Он был преисполнен решимости воплощать Сунну Пророка во всех своих поступках.
Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока ему не были ясны соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.
Шейх неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогая им в решении проблем. Для этой цели он выделил специальные часы в своем загруженном распорядке дня. Не только днем, но и ночью глубокие переживания за мусульман не покидали шейха.
Он также всегда оказывал поддержку благотворительным фондам и ассоциациям по изучению Корана. Всевышний Аллах открыл ему всевозможные врата праведности, благочестия и стремления оказывать помощь мусульманам. Таким образом, сам шейх, по сути, был своего рода общественным благотворительным фондом, что явилось милостью от Аллаха, которой Он наделяет того, кого пожелает.
Рассказывает шейх ’Абдур-Раззак Аль-Бадр: «Я помню, как однажды шейх Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин, да помилует его Аллах, приехал в Медину и собирался провести лекцию в Исламском Университете. Меня попросили выступить с предисловием для шейха, да помилует его Аллах, с предисловием перед его лекцией. Перед началом лекции я начал предисловие, представляя шейха. Я сказал: „Мы в этот прекрасный и благословенный день с великодушным шейхом, выдающимся ученым…“ Он прервал: „Замолчи!“ — Перед зрителями, не дождавшись, пока я закончу. Сказал: „Замолчи!“ Шейх, да помилует его Аллах, заставил меня замолчать, так, что я даже растерялся. Эта лекция есть на записи. И я не знал, как мне завершить предисловие — шейх остановил меня, сказав: „Замолчи!“
И я начал подбирать слова во второй раз и сказал: „Шейх (сейчас) перед своими студентами и теми, кто его любит“. — И тогда он начал лекцию. Если человек слышит восхваления (в свой адрес) и не доволен этим, не принимает их и запрещает, то они не навредят ему. А если его душа открыта для восхвалений, радуется им и ищет похвалы от людей, то это навредит ему и погубит его. И скольких же людей погубила похвала и нанесла им вред.
Мы просим Аллаха, чтобы Он хранил всех нас». Сл. «Шарх аль-адаб аль-муфрад», 44.
В 1420 году хиджры /1999 г./ шейх почувствовал недомогание, однако он не придал этому значения. После завершения учебного года он отправился в Эр-Рияд, чтобы навестить некоторых родственников. Там шейх посетовал на ухудшение зрения, и сын отвез его в больницу к офтальмологу. Врач посоветовал пройти комплексное обследование, чтобы выяснить причину ухудшения зрения. Он согласился, и в тот же день было проведено обследование, в результате которого был вынесен смертельный диагноз — рак. Для повторного обследования его направили в онкологическую больницу, где врачи подтвердили диагноз и сообщили об этом шейху. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. Врачи разошлись во мнениях относительно методов лечения: одни предлагали провести курс химиотерапии, а другие — лучевую терапию. Между тем, весть о смертельной болезни дошла до правителей Королевства, и они стали настаивать, чтобы шейх отправился для лечения в США, однако он отказался. Тогда шейха стали уговаривать члены его семьи. В конце концов шейх согласился, тем более, что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения.
За полгода до кончины шейха специальный самолет, выделенный королевской семьей, доставил его в Бостон (США), где он пробыл десять дней. Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на свое тяжелое состояние шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолете и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий «Шарх аль-Мумти’» к труду «За’д аль-Мустакни». По прибытии в Бостон он сразу попросил отвезти его в местный Исламский Центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику. Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провел пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман. Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде.
Когда самолет прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных ученых Саудовской Аравии, который проходил в Таифе. Затем шейха доставили в онкологическую больницу Эр-Рияда, где он прошел 45-дневный курс лечения. Сеанс терапии начинался в субботу и заканчивался в среду вечером, после чего шейх возвращался в Унейзу, чтобы справиться о делах мечети, провести пятничную молитву, решить проблемы учеников и людей, а затем возвращался в Эр-Рияд, и сеанс терапии возобновлялся. Несмотря на то, что после возвращения из Америки шейх перестал давать уроки, он продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы (’иша).
Наступил священный месяц рамадан. Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вел уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдали за состоянием его здоровья. Лежа на больничной постели, шейх Ибн аль-Усеймин вел уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха.
1 шаууаля 1421 года хиджры /28 декабря 2000 г./ шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалеку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха. Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним! Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит легкий расчет» Сура «аль-Иншикак», аяты 6-8. В среду днем 15 шаууаля 1421 года хиджры /10 января 2001 г./ шейх впал в кому, а через несколько часов, не приходя в сознание, скончался.
Прискорбную весть о кончине шейха Мухаммда ибн Салиха аль-’Усаймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза. Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице. Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное. Хранитель Двух Святынь, король Фахд ибн ’Абдуль-’Азиз, стал получать отовсюду тысячи телеграмм с соболезнованиями в связи с огромной утратой, которую понесла вся мусульманская умма.
Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку. 16 шаууаля 1421 года хиджры /11 января 2001 г./ после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище аль-Адаль в Досточтимой Мекке. Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха Ибн аль-’Усаймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем — шейхом Ибн Базом.
Смерть шейха Ибн аль-’Усаймина стала третьей по счету брешью, которая образовалась в исламском мире в 1420-21 гг. хиджры /1999-2001 гг./. Сначала в четверг утром 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры /13 мая 1999 г.ю умер шейх ’Абдуль-’Азиз ибн Баз. Затем в субботу вечером 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года хиджры /2 октября 1999 г./ скончался шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани. А потом в среду 15 шавваля 1421 года хиджры /10 января 2001 г./ от нас ушел шейх Мухаммад ибн аль-’Усаймин. Да будет милостив к ним и ко всем мусульманам Аллах!