Редакция сайта «Даура.ком» рада представить посетителям сайта книгу «Ознакомление людей с основами и задачами исламской религии в вопросах и ответах», автором которой является доктор ’Умар ибн ’Абдур-Рахман аль-’Умар. Несмотря на краткий объём этой книги, она содержит в себе важные вопросы, касающиеся единобожия и воззрений последователей Сунны и единой общины, а также вкратце в ней упомянуты положения, связанные с омовением, намазом, закятом, постом и хаджем.
Рецензия и рекомендация к переводу:
Шейх ’Абдуль-’Азиз ибн ’Абдуллах Аль аш-Шейх
Верховный муфтий Королевства Саудовской Аравии
и глава совета крупнейших мусульманских учёных
Прочитал и рецензировал:
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
Член Постоянного Комитета по фетвам
Автор:
Д. ’Умар ибн ’Абдур-Рахман ибн Мухаммад аль-’Умар
Член Преподавательского Комитета в Высшем судебном институте
Перевод:
Зиганшин Ильшат
Эр-Рияд 1438 — 2017
﷽
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
Я изучил книгу «Ознакомление людей с основами и задачами исламской религии в вопросах и ответах», автором которой является доктор ’Умар ибн ’Абдур-Рахман аль-’Умар. Несмотря на краткий объём этой книги, она содержит в себе важные вопросы, касающиеся единобожия и воззрений последователей Сунны и единой общины, а также вкратце упомянуты положения, связанные с омовением, намазом, закятом, постом и хаджем.
Я нашёл эту книгу полезной в изложении данной темы, и она была написана лёгким языком в форме вопроса и ответа для того, чтобы облегчить её чтение и понимание. Также, уместно будет перевести эту книгу на различные языки для извлечения из неё пользы тем, кто не владеет арабским языком.
Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!
Верховный Муфтий Королевства Саудовской Аравии
Глава совета крупнейших мусульманских учёных и председатель Постоянного Комитета по научным исследованиям и изданиям фетв
’Абдуль-’Азиз ибн ’Абдуллах ибн Мухаммад Аль аш-Шейх
﷽
Хвала Аллаху, а затем:
Я ознакомился с книгой «Ознакомление людей с основами и задачами исламской религии в вопросах и ответах», автором которой является шейх ’Умар ибн ’Абдур-Рахман аль-’Умар, и нашёл это послание полезным и актуальным, несмотря на её краткость.
Да воздаст Аллах автору этой книги наилучшим добром и сделает её полезной! Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семейство и его сподвижников!
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
Член Постоянного Комитета по фетвам
10/ 02/ 1437 года хиджры
Хвала Аллаху, Который привёл нас к единобожию и Сунне! Благословение и мир Пророку милости и прямого пути, нашему Пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам!
Изучение единобожия и основ религии Ислам является важнейшей задачей и обязанностью для каждого человека. Это нужно для того, чтобы вероубеждение человека было правильным, а поклонение его совершалось узаконенным образом, искренне ради Лика Всевышнего Аллаха и в соответствии с тем, как это узаконил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И, основываясь на этом, я решил написать краткое послание в свете Корана, Сунны и того, что написали учёные этой общины, а также имамы этого призыва в своих полезных и важных книгах. А назвал я это послание «Ознакомление людей с основами и задачами исламской религии в вопросах и ответах». Я составил этот труд в форме вопроса-ответа и подразделил её на главы, так как это легче для понимания и постижения истины.
Я прошу Всевышнего Аллаха сделать мой труд искренним, богоугодным и полезным для людей! Да благословит Аллах и ниспошлёт мир нашему Пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам!
Вопрос 1. Каковыми являются те три основы, которые необходимо знать каждому мусульманину и каждой мусульманке?
Ответ: Три основы, которые следует знать каждому мусульманину и каждой мусульманке, — это:
Вопрос 2. Кто твой Господь?
Ответ: Мой Господь — Аллах, который взрастил меня и все миры Своими милостями. И Он — мой Бог, которому я посвящаю поклонение. Нет у меня, помимо Него, того, кому я посвящаю поклонение.
Вопрос 3. Посредством чего узнал ты Господа своего?
Ответ: Я узнал о своём Господе через Его знамения и создания. К числу Его знамений относятся ночь и день, солнце и луна, а к числу Его творений — семь небес и семь земель и те, кто в них, и всё, что между ними.
Вопрос 4. Какая у тебя религия?
Ответ: Моя религия — Ислам! Ислам — это выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определённых религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию и её приверженцам.
Вопрос 5. Сколько степеней содержит в себе исламская религия?
Ответ: У религии есть три степени, а именно:
Вопрос 6. Кто твой Пророк?
Ответ: Мой Пророк — Мухаммад ибн ’Абдуллах ибн ’Абд аль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим является одним из родов племени Курайш. Курайш является одним из арабских племён, а арабы являются потомками Исмаила ибн Ибрахима аль-Халиля, мир ему и нашему Пророку и лучшее благословение.
Вопрос 7. Каковы столпы Ислама?
Ответ: Столпов Ислама пять, — это:
Вопрос 8. В чём состоит смысл свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», и какой на это довод?
Ответ: Смысловое значение свидетельства «Ля иляха илля-Ллах»: нет никого, кто по праву заслуживает поклонения, кроме Аллаха. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
﴿ ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾
«Это потому, что Аллах — Истина, а всё, к чему взывают помимо Него, — ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Великий» Сура 22 «аль-Хадж», аят 62.
Вопрос 9. Сколько столпов у свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», и какой на это довод?
Ответ: У свидетельства «Ля иляха илля-Ллах» есть два столпа:
Доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха:
﴿ فَمَن يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى ﴾
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять» Сура «аль-Бакара», аят 256.
Слова Всевышнего «Кто не верует в тагута» указывают на отрицание, а слова Всевышнего «А верует в Аллаха» указывают на утверждение.
Вопрос 10. Сколько условий действительности свидетельства «Нет никого, кто по праву заслуживает поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/»?
Ответ: Условий действительности свидетельства о том, что нет никого, кто по праву заслуживает поклонения, кроме Аллаха, восемь:
Эти условия действительности свидетельства «Ля иляха илля-Ллах» упомянуты в нижеследующем четверостишии:
Знание, убеждённость, искренность и твоя правдивость,
Наряду с любовью, подчинением и согласием с этими словами.
И было добавлено к этим условиям восьмое: твоё неверие
Во всё, что обожествляется другими наряду с Аллахом!
Вопрос 11. Что требует от человека свидетельство «Ля иляха илля-Ллах»?
Ответ: Свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», заключает в себе две основы:
Вопрос 12. Каково смысловое значение свидетельства, что Мухаммад — Посланник Аллаха?
Ответ: Смысловое значение свидетельства, что Мухаммад — Посланник Аллаха, заключается в признании как внутреннем, так и внешнем, что Мухаммад — раб Аллаха, Его Посланник ко всем людям и последний из всех пророков и посланников.
Вопрос 13. Что требует от человека свидетельство «Мухаммад — Посланник Аллаха»?
Ответ: Оно требует подчинение Пророку в том, что он приказал, веры в то, о чём он сообщил, избегания того, чего он запретил и от чего предостерёг, поклонения Аллаху только так, как он постановил.
Вопрос 14. Сколько столпов имана /веры/?
Ответ: У имана шесть столпов:
Вопрос 15. Что означает вера в Аллаха Всевышнего?
Ответ: Это твёрдая убеждённость и признание существования Всевышнего Аллаха, а также признание Его Господства, Божественности и того, что Он обладает присущими Ему именами и атрибутами.
Вопрос 16. Какие плоды приносит человеку вера во Всевышнего Аллаха?
Ответ: Вера во Всевышнего Аллаха приносит человеку бесчисленное множество плодов, в том числе:
Вопрос 17. Что означает вера в ангелов?
Ответ: Вера в ангелов — это твёрдая убеждённость в том, что они существуют и относятся к числу почитаемых рабов Аллаха. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят. Мы верим поимённо в тех из них, имена которых сообщил нам Аллах, как например: в Джибриля, Микаиля и Исрафиля, а также верим в тех, чьи имена не были упомянуты Аллахом.
Вопрос 18. Какие плоды приносит человеку вера в ангелов?
Ответ: Вера в ангелов приносит человеку множество плодов, в том числе:
Вопрос 19. Что означает вера в Писания?
Ответ: Это — твёрдая убеждённость в том, что Аллах ниспослал Своим посланникам Писания, которые являются словом Всевышнего Аллаха, а также вера в то, что все ниспосланные Писания являются истиной и светом. Мы веруем в те Писания, названия которых сообщил нам Всевышний Аллах, как например: в Коран, Тору, Евангелие и Псалтырь, а также в те, названия которых мы не знаем.
Вопрос 20. Какие плоды приносит человеку вера в Писания?
Ответ: Вера в Писания приносит человеку множество плодов, в том числе:
Вопрос 21. Что означает вера в посланников?
Ответ: Это твёрдая убеждённость в миссии всех посланников и вера в истории о них. Мы веруем в тех из них, о которых сообщил нам Всевышний Аллах, как например: в Нуха, Ибрахима, Мусу, ’Ису и Мухаммада, мир им и благословение Аллаха, а также в тех, имена которых мы не знаем.
Вопрос 22: Какие плоды приносит человеку вера в посланников?
Ответ: Вера в посланников приносит человеку множество плодов, в том числе:
Вопрос 23. Что означает вера в Судный день?
Ответ: Это твёрдая убеждённость в День Воскресения и Предстояния, когда Аллах воскресит людей для расчёта и воздаяния.
Вопрос 24: Какие плоды приносит человеку вера в Судный день?
Ответ: Плоды веры в Последний День — это:
Вопрос 25. Что означает вера в предопределение с его добром и злом?
Ответ: Это твёрдая убежденность в то, что всё хорошее или плохое случается по предустановлению Аллаха и Его предопределению. Он делает то, что пожелает, и происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.
Вопрос 26: Какие плоды приносит человеку вера в предопределение с его добром и злом?
Ответ: Вера в предопределение приносит человеку множество плодов, в том числе:
Вопрос 27. Что такое Ихсан*?
Ответ: Ихсан — это поклонение Аллаху так, как будто ты Его видишь, а если ты Его не видишь, то ведь, поистине, Он тебя видит.
Вопрос 28. Сколько степеней содержит в себе ихсан?
Ответ: Существуют две степени ихсана:
Вопрос 29: Какие плоды приносит человеку ихсан?
Ответ: Плодов ихсана существует множество, в том числе:
* «Благодеяние» является буквальным переводом религиозного термина «ихсан», который часто встречается в Коране и Сунне и понимается как искренность, проявляемая мусульманином при исполнении им своих религиозных обязанностей и противопоставляемая ханжескому благочестию /рий’а/.
Вопрос 30. На сколько видов делится единобожие?
Ответ: Единобожие представлено тремя частями:
Вопрос 31: Что означает единобожие Аллаха в Господстве?
Ответ: Единобожие в Господстве является единобожием Аллаха в Его действиях. К ним относятся: сотворение, распределение удела, царствование, управление, оживление, умерщвление и многие другие действия Аллаха.
Вопрос 32. Достаточно ли подтверждать лишь единобожие в Господстве, чтобы войти в Ислам?
Ответ: Признания единобожия в Господстве недостаточно для вхождения в Ислам, потому что язычники во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, признавали этот вид единобожия, но это не принесло им пользы. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ ﴾
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины» Сура «аз-Зухруф», аят 87.
Вопрос 33. Что означает единобожие Аллаха в поклонении?
Ответ: Единобожие в поклонении является единобожием Всевышнего Аллаха в деяниях рабов. Этот вид единобожия также называют уединением Аллаха в поклонении, более того на этот смысл указывает свидетельство «Ля иляха илля-Ллах».
Вопрос 34. Какова важность единобожия Аллаха в поклонении?
Ответ:
Вопрос 35. Что означает единобожие в обладании божественными именами и качествами?
Ответ: Это уединение Всевышнего Аллаха в Его именах и качествах, упомянутых в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, через утверждение того, что Он утвердил, и отрицание того, что он отверг, без искажения /тахриф/ или отрицания /та’тиль/ этих имён и качеств, без их описания /такйиф/ и без уподобления их качествам творений /тамсиль/.
Вопрос 36. Каков путь последователей Сунны и единой общины /Ахлю-с-Сунна уа-аль-Джама’а/ относительно имён и атрибутов Аллаха?
Ответ: Путь последователей Сунны и единой общины относительно имён и атрибутов Аллаха заключается в утверждении того, что утвердил Аллах в отношении самого Себя из имён и атрибутов, без уподобления их качествам творений, и отрицании того, что отверг Аллах от Себя, без отрицания этих имён и качеств. Доказательством этому является высказывание Всевышнего Аллаха:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Слова Всевышнего «Нет никого подобного Ему» — ответ уподобляющим, и «И Он — Слышащий, Видящий» — это ответ отрицающим атрибуты.
Вопрос 37. Какова важность изучения единобожия Аллаха в именах и атрибутах?
Ответ:
Вопрос 38. Какие достоинства содержит в себе единобожие?
Ответ: Достоинств единобожия имеется множество:
Вопрос 39. Что означает «вероотступничество»? Какой довод на это?
Ответ: Вероотступничество — это переход к неверию после оставления Ислама. И доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴾
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрёт неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там навечно» Сура «аль-Бакара», аят 217.
Вопрос 40. На сколько частей подразделяется вероотступничество?
Ответ: Оно подразделяется на пять частей:
Вопрос 41. Какие примеры вероотступничества существуют посредством слова?
Ответ: Вероотступничество посредством слова бывает нескольких видов. Вот некоторые из них:
Вопрос 42. Какие примеры вероотступничества посредством деяния?
Ответ: Вероотступничество посредством деяния бывает нескольких видов. Вот некоторые из них:
Вопрос 43. Какие существуют примеры вероотступничества посредством убеждения?
Ответ: Вероотступничество посредством убеждения бывает нескольких видов. Вот некоторые из них:
Вопрос 44. Какие примеры вероотступничества посредством сомнения существуют?
Ответ: Вероотступничество посредством сомнений бывает нескольких видов. Вот некоторые из них:
Вопрос 45. Какие примеры вероотступничества посредством оставления существуют?
Ответ: Этот вид вероотступничества проявляется в виде умышленного оставления человеком обязательной молитвы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Между рабом и между многобожием и неверием — оставление намаза». Муслим, 82.
Вопрос 46. На сколько видов подразделяется многобожие /ширк/?
Ответ: Многобожие делится на два вида:
Вопрос 47. Что такое большое многобожие?
Ответ: Большое многобожие — это посвящение какого-либо поклонения не Аллаху.
Вопрос 48. Приведи примеры большого многобожия.
Ответ: Из числа примеров большого многобожия — это обращение с мольбами к кому-то или чему-то помимо Аллаха, приближение к могилам, джиннам и шайтанам через жертвоприношения и обеты, а также возлагание надежд не на Аллаха в том, на что способен только Аллах, как, например, избавление от печалей и удовлетворение нужд и потребностей.
Вопрос 49. Какие пагубные последствия несёт в себе большое многобожие?
Ответ: Большое многобожие является великим грехом, и оно несёт в себе множество пагубных последствий, в том числе:
Вопрос 50. Что является причинами, ведущими к большому многобожию?
Ответ: Причин, ведущих к большому многобожию, множество. Наиболее важными из них являются следующие:
Вопрос 51. Что такое малое многобожие?
Ответ: Малое многобожие — это всё, что запретил шариат из того, что может привести к большому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием.
Вопрос 52. Приведи виды малого многобожия.
Ответ: Малое многобожие бывает двух видов:
Вопрос 53. В чём различие между большим и малым многобожием?
Ответ: Различие между большим и малым многобожием проявляется в следующем:
Вопрос 54. На сколько видов подразделяется лицемерие /нифак/?
Ответ: Оно подразделяется на два вида:
Вопрос 55. Что такое лицемерие в убеждениях?
Ответ: Лицемерие в убеждениях проявляется когда, человек демонстрирует ислам, скрывая в душе неверие.
Вопрос 56. На сколько видов подразделяется лицемерие в убеждениях?
Ответ: Оно состоит из шести видов:
Вопрос 57. Что такое лицемерие в поступках?
Ответ: Это совершение каких-либо действий, которые свойственны лицемерам, при наличии веры (имана) в сердце человека, как, например: ложь, предательство и проявление лени к совершению коллективной молитвы в мечети.
Вопрос 58. В чём заключаются различия между лицемерием в убеждениях и лицемерием в поступках?
Ответ: Различие между лицемерием в убеждениях и лицемерием в поступках проявляется в следующем:
Вопрос 59. Ради чего мы были созданы? Какой довод на это?
Ответ: Всевышний Аллах сотворил нас только для того, чтобы мы поклонялись Ему Одному, у Которого нет сотоварищей. Доказательством на это являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.
Вопрос 60. Что такое поклонение?
Ответ: Поклонение — это совокупное название всего того, что любит Аллах и чем Он доволен, будь то слова или дела: явные или скрытые.
Вопрос 61. Какие необходимые условия имеются для принятия поклонения?
Ответ: Поклонение принимается только при наличии двух условий:
Вопрос 62. Что значит искренность перед Аллахом Всевышним?
Ответ: Искренность — это очищение поклонения от всех примесей многобожия, показухи и тщеславия.
Вопрос 63. Какое имеется доказательство на обязательность искренности перед Всевышним Аллахом?
Ответ: Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне и будучи ханифами» Сура «аль-Баййина», аят 5.
Вопрос 64. Что означает: «следование путём Посланника, мир ему и благословение Аллаха»?
Ответ: Это подражание Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том, что касается поклонения Всевышнему Аллаху, так, чтобы это поклонение соответствовало Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и было свободно от любых видов нововведений.
Вопрос 65. Какое существует доказательство на обязательность следования путём Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?
Ответ: Доказательство на это — слова Всевышнего Аллаха:
﴿ قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах — Прощающий, Милосердный”» Сура «Али ’Имран», аят 31.
Вопрос 66. Что означает нововведение в религии?
Ответ: Нововведение в религии — это поклонение Аллаху так, как Он этого не узаконил. А так же было сказано, что это любое поклонение, которое придумали и изобрели люди, и на что нет никакой основы в Коране, Сунне и в действиях четырёх халифов, идущих праведным путём.
Вопрос 67. Каково шариатское постановление религиозных новшеств? Приведи доказательство.
Ответ: Любое новшество в религии запрещено и является неприемлемым заблуждением. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто». аль-Бухари 2697; Муслим 1718. Так же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…всякое нововведение — заблуждение». Муслим 867.
Вопрос 68. На сколько видов подразделяется религиозное новшество?
Ответ: Оно подразделяется на два вида:
Вопрос 69. Приведи примеры религиозных нововведений.
Ответ: Примеров религиозных нововведений много, наиболее яркими из которых являются следующие:
Вопрос 70. Что является причиной попадания человека в религиозные нововведения?
Ответ: Попаданием человека в религиозные нововведения служат определённые причины, из числа которых:
Вопрос 71. Что означает малое омовение?
Ответ: Малое омовение — это мытьё или протирание определённых частей тела.
Вопрос 72. Какие условия действительности малого омовения существуют?
Ответ: Условий действительности малого омовения десять:
Вопрос 73. Какие существуют обязательные составляющие омовения?
Ответ: Обязательных составляющих омовения шесть:
Вопрос 74. Что нарушает малое омовение?
Ответ: Действий, нарушающих омовение, четыре:
Вопрос 75. Что указывает на обязательность малого омовения при его нарушении?
Ответ: Довод на обязательность малого омовения — слова Всевышнего Аллаха:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ﴾
«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» Сура «аль-Маида», аят 6.
Вопрос 76. Что такое полное омовение /гусль/?
Ответ: Полное омовение — это использование воды на все части тела определённым образом.
Вопрос 77. В каких случаях человек обязан совершить полное омовение /гусль/?
Ответ: Человек обязан совершить полное омовение в трёх случаях:
Вопрос 78. Что указывает на обязательность полного омовения при его нарушении?
Ответ: Доводом на обязательность полного омовения /гусль/ являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ﴾
«А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» Сура «аль-Маида», аят 6.
Вопрос 79. В чём заключается достоинства малого и полного омовения?
Ответ: Достоинств малого и полного омовения множество, наиболее важными из которых являются следующие:
[1] Некоторые обладатели знания говорили, что возраст различения у ребёнка начинается с семи лет, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел повелевать молитву детям именно с семи лет, говоря: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от неё с десяти лет. И укладывайте их спать отдельно». Ахмад 6689. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
[2] Дозволяется подтирание бумагой, по мнению большинства учёных.
[3] Например, женщина, у которой хроническое кровотечение, или человек у которого постоянно выходят газы или моча.
Вопрос 80. Что такое молитва?
Ответ: Молитва — это поклонение, содержащее в себе слова и действия, начинающиеся с произнесения слов «Аллаху Акбар» и заканчивающиеся словами приветствия «ас-салам ’алейкум».
Вопрос 81. Сколько обязательных молитв предписано каждому мусульманину и каждой мусульманке?
Ответ: Предписано совершение пяти обязательных молитв ежедневно, а это:
Вопрос 82. Какое доказательство на обязательность пятикратной молитвы?
Ответ: Доказательство на обязательность пятикратной молитвы — слова Всевышнего Аллаха:
﴿ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ ﴾
«Оберегайте молитвы, и особенно, среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» Сура «аль-Бакара», аят 238.
Вопрос 83. Какое постановление относительно оставления молитвы и какой на это довод?
Ответ: Оставление молитвы является неверием, выводящим из Ислама, и доводом этому служат слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Между рабом и между многобожием и неверием — оставление молитвы». Муслим 82.
Вопрос 84. Какие существуют условия действительности молитвы?
Ответ: Условий действительности молитвы девять:
Вопрос 85. Какие существуют столпы /рукн/ молитвы?
Ответ: Столпов молитвы четырнадцать:
Вопрос 86. Что означает сура «аль-Фатиха»?
Ответ: Сура «аль-Фатиха» — это самая великая сура Корана, без которой не будет действительна молитва человека, а это — слова Всевышнего Аллаха:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴿1﴾ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿2﴾ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴿3﴾ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿4﴾ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴿5﴾ اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴿6﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ ﴿7﴾
«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» Сура «аль-Фатиха», аят 1-7.
Вопрос 87. Что является обязательными действиями молитвы?
Ответ: Обязательных действий молитвы восемь:
Вопрос 88. Что значит первый ташаххуд?
Ответ: Первый ташаххуд — это произнесение молящимся нижеследующих слов:
التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
/ат—Тахиййату ли—Лляхи уа—с—саляуату уа—т—таййибату. ас—Саляму ‛алейка аййуха—н—набийу уа рахматуЛлахи уа баракатуху. ас—Саляму ‛алейна уа ‛аля ‛ибади Лляхи ссалихин. Ашхаду ан ля иляха илля Ллах. Уа ашхаду анна Мухаммадан ‛абдуху уа расулюху/
«Все приветствия, молитвы и всё благое — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник».
Вопрос 89. Когда произносится первый ташаххуд?
Ответ: Первый ташаххуд произносится, когда молящийся садится после выпрямления из второго земного поклона: во втором рак’ате полуденной /зухр/, предвечерней /’аср/, вечерней /магъриб/ и ночной /’иша/ молитв.
Вопрос 90. Что значит последний ташаххуд?
Ответ: Последний ташаххуд — это произнесение молящимся нижеследующих слов:
التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ، كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ، وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ، اللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ، كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ ، وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
/ат—Тахиййату ли—Лляхи уа—с—саляуату уа—т—таййибату. ас—Саляму ‛алейка аййуха—н—набийу уа рахматуЛлахи уа баракатуху. ас—Саляму ‛алейна уа ‛аля ‛ибади Лляхи ссалихин. Ашхаду ан ля иляха илля Ллах. Уа ашхаду анна Мухаммадан ‛абдуху уа расулюху.
Аллахума салли ‛аля Мухаммадин уа ‛аля аали Мухаммадин, кама салляйта ‛аля Ибрахима уа ‛аля аали Ибрахима инна-ка хамидун маджид. Аллахумма барик ‛аля Мухаммадин уа ‛аля аали Мухаммадин кама баракта ‛аля Ибрахима уа ‛аля аали Ибрахима инна-ка хамидун маджид/
«Все приветствия, молитвы и всё благое — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достохвальный, Достославный! О Аллах, ниспошли благословления Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достохвальный, Достославный!».
Вопрос 91. Когда произносится последний ташаххуд?
Ответ: Последний ташаххуд произносится, когда молящийся садится в последнем рак’ате после выпрямления из второго земного поклона.
Вопрос 92. Какие желательные действия имеются в молитве?
Ответ: Желательных действий много, а именно:
Вопрос 93. В чём отличие между столпами /рукн/ молитвы, её обязательными составляющими /ваджиб/ и желательными действиями /сунан/ молитвы?
Ответ: Столпы молитвы /рукн/ — это такие действия, которые делают молитву недействительной, были ли они оставлены по забывчивости или же преднамеренно.
Обязательные составляющие молитвы /ваджиб/ — это такие действия, умышленное оставление которых нарушает молитву. Если же человек не совершил эти действия по причине забывчивости, то искуплением послужит совершение двух земных поклонов.
Желательные действия молитвы /сунан/ — это такие действия, оставление которых не влечёт за собой греха или искупления для молящегося.
Вопрос 94. Что делает молитву недействительным?
Ответ: Действий, нарушающих молитву, восемь:
Вопрос 95. В чём заключается достоинства молитвы?
Ответ: Молитва имеет множество достоинств, наиболее важными из которых являются следующие:
Вопрос 96. Что такое закят?
Ответ: Закят — это обязательное право, которое выплачивается из определённого имущества определённым категориям людей в определённое время.
Вопрос 97. Какое доказательство на обязанность выплаты закята?
Ответ: Доказательство на обязанность выплаты закята — слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ﴾
«Выстаивайте молитву и выплачивайте закят» Сура «аль-Бакара», аят 110.
Вопрос 98. С какого имущества необходимо выплачивать закят?
Ответ: Имущество, с которого выплачивается закят пять:
Вопрос 99. При каких условиях закят становится обязательным?
Ответ: Условий обязательности выплаты закята четыре:
Вопрос 100. Кто имеет право получить закят?
Ответ: Всевышний Аллах выделил восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята, сказав:
﴿ إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ﴾
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается делами закята, и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу), для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» Сура «ат-Тауба», аят 60.
Вопрос 101. В чём заключается достоинства закята?
Ответ: Закят имеет множество достоинств, в том числе:
* Последнее условие касается только трёх наименований, а это: домашний скот, деньги и товары, предназначенные для торговли. Что касается фруктов и зерновых, то закят с них выплачивается сразу после жатвы или сбора плодов. Закят с полезных ископаемых и кладов взимается сразу после находки, а с приплода домашнего скота и дохода от торговли закят выплачивается вместе с основным имуществом (т.е полученный прирост прибавляется к основе).
Вопрос 102. Что такое пост /сыям/?
Ответ: Пост — это воздержание от еды, питья и всего того, что нарушает пост, с искренним намерением совершить поклонение с момента появления истинной зари и до заката солнца.
Вопрос 103. Какое доказательство на обязательность поста?
Ответ: Доказательство на обязательность поста содержится в словах Всевышнего Аллаха:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» Сура «аль-Бакара», аят 183.
Вопрос 104. Что является условиями действительности поста?
Ответ: Условий действительности поста шесть:
Вопрос 105. Какие существуют уважительные причины, дозволяющие оставлять пост в течение светлого время суток в месяце Рамадан?
Ответ: Уважительных причин, дозволяющих оставлять пост в месяц Рамадан, четыре:
Вопрос 106. Какие действия нарушают пост?
Ответ: Действий, нарушающих пост, семь:
Вопрос 107. При каких условиях вышеуказанные действия нарушают пост?
Ответ: Действия, нарушающие пост, не нарушают пост постящегося, кроме как при наличии трёх условий:
Вопрос 108. В чём заключается достоинства поста?
Ответ: Пост имеет множеств достоинств, а именно:
Вопрос 109. Что такое паломничество /хадж/?
Ответ: Паломничество /хадж/ — это посещение Мекки (с намерением совершить поклонение) для исполнения определённых действий в определённое время.
Вопрос 110. Какое доказательство на обязательность совершения хаджа?
Ответ: Доказательство на обязательность совершения хаджа содержится в словах Всевышнего Аллаха:
﴿ وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا ﴾
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» Сура «Али ’Имран», аят 97.
Вопрос 111. Что является условиями действительности хаджа?
Ответ: Условий действительности хаджа пять:
Вопрос 112. Какие виды хаджа существуют (нусук)?
Ответ: Видов хаджа три:
Вопрос 113. Что является столпами хаджа?
Ответ: Столпов хаджа четыре:
Вопрос 114. Что является обязательными действиями хаджа?
Ответ: Обязательных действий хаджа семь:
Вопрос 115. Что является желательными действиями хаджа?
Ответ: Желательных действий хаджа много, в том числе:
Вопрос 116. В чём отличие между столпами /рукн/ хаджа, её обязательными составляющими /ваджиб/ и желательными действиями /сунан/ хаджа?
Ответ: Столп /рукн/ — это то, без чего не будет действителен хадж.
Обязательные составляющие /ваджиб/ — это то, оставление чего обязывает совершить искупительное жертвоприношение.
Желательные действия /сунан/ — это те деяния, оставление которых не влечёт за собой искупительных действий и бремя греха.
Вопрос 117. Что запрещено человеку во время Хаджа и ’Умры в состоянии ихрама?
Ответ: Действия, запрещённые в состоянии ихрама, подразделяются на три вида:
Вопрос 118. В чём заключается достоинства хаджа?
Ответ: Хадж имеет множество достоинств, наиболее важными из которых являются следующие:
[1] Хадж ат-таматту‘— совершение и малого /‘умра/, и большого /хадж/ паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца Зуль-Хиджа для совершения обрядов хаджа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение «хадж ат-таматту‘» не допускается.
[2] Хадж аль-кыран — совершение хаджа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников.
[3] Хадж аль-ифрад — совершение одного только хаджа без совершения умры.
Вопрос 119. Кто является спасшейся группой /аль-фирка ан-наджия/, которая спасётся от Огня из числа многочисленных групп (течений) мусульман?
Ответ: Спасённая группа /аль-фирка ан-наджия/ — это последователи Сунны и единой общины /ахлю ас-сунна уа аль-джама’а/.
Вопрос 120. Кто такие «Последователи Сунны и единой общины» /ахлю ас-сунна ва аль-джама’а/?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины — это люди, которых объединяет приверженность Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и следование ей внешне и внутренне, выражающееся в словах, действиях и убеждениях.
А также было сказано, что последователи Сунны — это люди прямого пути, следующие правильному Исламу, с которым пришёл Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и по которому шли праведные предшественники. Ввиду этого, они и были названы «Саляфами».
Вопрос 121. Почему их назвали последователями Сунны и единой общиной /ахлю ас-сунна ва аль-джама’а/?
Ответ: Они называются последователями Сунны потому, что строго придерживаются Сунны Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а названы единой общиной в виду того, что они объединились вокруг Сунны Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Вопрос 122. Какова причина описания их Саляфами?
Ответ: Причина описания их «Саляфами» заключается в том, что они идут по пути праведных предшественников /ас-саляф ас-салих/ в том, что касается следования Книге Аллаха и Сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в призыве других следованию этим двум основам и совершению деяний в соответствии с ними. И именно из-за этого они стали последователями Сунны и единой общины.
Вопрос 123. Какой довод указывает на то, что последователи Сунны и единой общины являются спасённой группой?
Ответ: Доводом этому являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, христиане разделились на семьдесят два течения, а эта моя община разделится на семьдесят три течения. Семьдесят две группы — в Огне, а одна — в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?!» На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Это те, кто следует тому, на чём нахожусь я и мои сподвижники». В другой версии сказано: «Это — аль-джама’а». ат-Тирмизи 2641; Абу Дауд 4596; ибн Маджах 3992. Достоверность хадиса подтвердил аль-Альбани в «Сахих ибн Маджах» 2/364.
Вопрос 124. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно утверждения качества возвышенности /’улювв/ и вознесения /истива/ Аллаха?
Ответ: Вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно этих двух качеств, что все посланники, мир им и благословение Аллаха, а также все сподвижники единодушны в том, что Всевышний Аллах — на небесах и пребывает над творениями. Он вознёсся над Троном так, как подобает Его величию и могуществу, и ни одно из качеств Всевышнего Аллаха не похоже на качество Его творений.
Вопрос 125. Какой довод из Корана указывает на утверждение качества возвышенности Аллаха?
Ответ: Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاءِ أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الْأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.
И сказал Всевышний Аллах:
﴿ سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى ﴾
«Славь имя Господа твоего Высочайшего» Сура 87 «аль-А’ля», аят 1. И много других аятов указывают на это.
Вопрос 126. Какой довод из Сунны указывает на утверждение качества возвышенности Аллаха?
Ответ: Примером на это является хадис, в котором сообщается, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил невольницу: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами». Он сказал: «А я кто?» Она ответила: «Ты — Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи её, поистине, она верующая». Привёл Муслим 538.
Вопрос 127. Какой довод указывает на утверждение качества вознесения Аллаха?
Ответ: Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾
«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5. В шести аятах Корана Всевышний Аллах сказал: «Затем вознёсся на Трон», а это:
Вопрос 128. Что означает вознесение /истива/?
Ответ: Вознесение /истива/ имеет значение: возвышаться и подниматься. Это значит, Аллах возвысился и поднялся на Трон. Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознёсся на Трон, но мы знаем, что означает слово «истава» в арабском языке. И как сказал имам Малик: «Вознесение известно, а как — неизвестно, вера в это обязательна, а вопросы об этом— нововведение (бид’а)». Данные слова имама Малика являются своего рода общим шаблоном, на который следует опираться при изучении любых атрибутов Аллаха, а это значит, что смысл атрибутов понятен, однако образ их известен только лишь Одному Аллаху.
Вопрос 129. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно Священного Корана?
Ответ: Их вероубеждением является вера в то, что Коран есть Слово Аллаха, ниспосланное, не сотворённое. Словом Аллаха являются как буквы Корана, так и его смыслы. Он снизошёл от Него и к Нему вернётся, и Аллах действительно произнёс его. Аллах Всевышний произнёс этот Коран, а Джибриль, мир ему, услышал его и низвёл его до сердца Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Вопрос 130. Какой довод указывает на то, что Священный Коран является Словом Аллаха?
Ответ: Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ﴾
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» Сура «ат-Тауба», аят 6. Под Словом Аллаха, в данном аяте имеется в виду Коран.
Вопрос 131. Какой довод указывает на то, что Священный Коран является ниспосланным, несотворённым?
Ответ: Доказательством того, что Коран является ниспосланным от Аллаха — слова Всевышнего Аллаха:
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ ﴾
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран)» Сура «аль-Фуркан», аят 1.
Доказательство того, что Коран — несотворённая речь Аллаха, являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ ﴾
«Несомненно, Он творит и повелевает» Сура «аль-А’раф», аят 54. Аллах упомянул о Своих повелениях отдельно от сотворения, а Коран — это повеление Аллаха, как об этом свидетельствуют Его слова:
﴿ وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا ﴾
«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления» Сура «аш-Шура», аят 52. Также на это указывает то, что Слово Аллаха является одним из Его качеств, а качества Аллаха не сотворены.
Вопрос 132. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно видения Всевышнего Аллаха?
Ответ: Вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно видения Всевышнего Аллаха состоит в том, что верующие увидят их Господа воочию, своими глазами в День Воскресения и в Раю.
Вопрос 133. Какой довод указывает на то, что верующие увидят их Господа в Последний день?
Ответ: Доказательством этого является следующие слова Всевышнего:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ * إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» Сура «аль-Кийама», аяты 22-23. Всевышний Аллах также сказал:
﴿ لِّلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ ﴾
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» Сура «Йунус», аят 26. В достоверном хадисе сообщается, что «…Наилучшее…» — это Рай, а «…и добавка», — это созерцание благородного Лика Аллаха. Муслим 181.
Вопрос 134. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно веры /имана/?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины убеждены в том, что вера — это произнесение языком, убеждение сердцем и действие органами тела. Она увеличивается от покорности и уменьшается от ослушания.
Вопрос 135. Какой довод указывает на то, что слова и дела являются частью веры /иман/?
Ответ: Доказательством этого являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры». аль-Бухари 9; Муслим 35. И слова принадлежат Муслиму. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, включил слова и дела в иман.
Вопрос 136. Какой довод указывает на то, что вера увеличивается и уменьшается?
Ответ: Доказательством этого являются следующие слова Всевышнего:
﴿ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا ﴾
«…чтобы усилилась вера у верующих…» Сура «аль-Муддассир», аят 31. И доказательство увеличения веры указывает на то, что она может уменьшиться.
Вопрос 137. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины о необходимости придерживаться общины мусульман? И приведи на это доказательство.
Ответ: Последователи Сунны и единой общины убеждены в необходимости придерживаться мусульманской общины, их правителя и не разделяться. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا ﴾
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» Сура «Али ’Имран», аят 103.
Вопрос 138. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины относительно повиновению правителям мусульман? И приведи на это доказательство.
Ответ: Последователи Сунны и единой общины твёрдо убеждены в необходимости подчинения правителям в одобряемом, даже если они несправедливы. Доказательством этого являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мусульманин обязан слушаться правителей и повиноваться им независимо от того, нравится это ему или нет, если только ему не велят совершать грехи. Если же ему приказывают совершать грехи, то он не должен слушаться и повиноваться им в этом». аль-Бухари 7144; Муслим 1839.
Вопрос 139. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины в отношении совершающего большие грехи и какой довод на это?
Ответ: К вероубеждению последователей Сунны и единой общины относится то, что тот человек, который совершает тяжкие грехи, не становится неверным, и не будет вечно пребывать в Огне. Его дело будет в распоряжении Аллаха: если пожелает, то подвергнет его наказанию тем, что он заслуживает, а если пожелает, то простит его. А доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ ﴾
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» Сура «ан-Ниса», аят 48.
Вопрос 140. Каково постановление шариата обвинять мусульманина в неверии, и какой довод на это?
Ответ: Является запретным обвинять мусульманина в неверии и довод на это слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто обвинил мусульманина в неверии, тот как будто убил его». аль-Бухари 6105.
Вопрос 141. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины в отношении сподвижников?
Ответ: К принципам вероубеждения последователей Сунны и единой общины относится здравость их сердец по отношению к сподвижникам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то есть сердца их не питают злобы, ненависти и вражды, и языки их защищены от пророчества и поношения. Они любят сподвижников, желают для них довольства Аллаха, следуют строго за ними и просят для них то, о чём упомянул Всевышний:
﴿ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ ﴾
«Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере!» Сура «аль-Хашр», аят 10.
Вопрос 142. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины к домочадцем Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины любят домочадцев Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по двум причинам: из-за их веры, а также из-за их близкого родства с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Однако последователи Сунны и единой общины не проявляют по отношению к ним чрезмерности посредством поклонения им помимо Аллаха, а также не имеют убеждения в их непогрешимости.
Вопрос 143. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины в вопросе дружбы и непричастности?
Ответ: Дружба и непричастность — это составная часть веры и того, что требует от человека свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Дружба /аль-валя/ — это слово использовано в значении «любовь и дружба с верующими».
Непричастность /аль-бара/ же означает ненависть к неверующим, вражда с ними, проявление непричастности к ним и к их религии, а так же не уподобление им в том, что касается их отличительной черты. Однако непричастность к неверующим не несёт за собой проявления несправедливости и нападок по отношению к ним, а также не запрещает вести с ними общие дела.
Вопрос 144. Каково вероубеждение последователей Сунны и единой общины в отношении ’Исы, мир ему?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины убеждены, что ’Иса (Иисус) — раб Аллаха и Его посланник, раб, которому не поклоняются, а посланник, которого не обвиняют во лжи. Он — человек из числа потомков Адама, который родился от матери, без отца.
Вопрос 145. Какова позиция последователей Сунны и единой общины в отношении других религий, как, например, Иудаизм или Христианство? Какой довод имеется на это?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины убеждены, что религия Ислам аннулировала все предыдущие религии, и после пришествия Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Аллах не примет ни от кого никакой другой религии, кроме Ислама, и что все религии помимо Ислама являются несостоятельными.
Вопрос 146. Какой довод из Священного Корана указывает на то, что Ислам является истинной религией, а все остальные религии — ложными?
Ответ: Доводом истинности Ислама и несостоятельности других религий из Священного Корана являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ ﴾
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет среди понёсших урон» Сура «Али ‘Имран», аят 85.
Вопрос 147. Какой довод из Сунны указывает на необходимость веры в религию Ислам, с которой пришёл посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха?
Ответ: Доводом из Сунны на необходимость веры в религию Ислам, с которой пришёл посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Если кто-либо из этой общины, будь то иудей или христианин, услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно окажется обитателем Огня». Муслим 153.
Вопрос 148. Какова позиция последователей Сунны и единой общины в отношении текстов Корана и Сунны? И приведи на это доказательство.
Ответ: Позиция последователей Сунны и единой общины в отношении текстов Корана и Сунны — это полное принятие текстов Корана и достоверной Сунны, следование им, не противореча им разумом или умозаключением. Доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха:
﴿ فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا ﴾
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьей в своих разногласиях, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» Сура «ан-Ниса», аят 65.
Вопрос 149. Какова позиция последователей Сунны и единой общины в отношении борьбы /джихада/ на пути Аллаха?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины убеждены, что борьба на пути Аллаха — это вершина Ислама. Джихад узаконен для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, но для этого необходимо соблюдение определённых условий, наиважнейшими из которых являются наличие силы, возможности и ведение его под знаменем правителя мусульман.
Вопрос 150. Какова позиция последователей Сунны и единой общины в отношении действий террористических группировок, которые называют эти свои действия джихадом на пути Аллаха?
Ответ: Последователи Сунны и единой общины не причастны к действиям террористов, даже если они и называют эти деяния джихадом. И причина этому в том, что террористы следуют пути хариджитов, а также в том, что их действия являются порицаемыми, ведь они заключают в себе искажение Ислама, запугивание мирного населения, убийство ни в чём не повинных людей и нанесение огромного вреда, нечестия в мусульманские страны.
И только Аллах вдохновляет людей на благие дела!
Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду!
Хотите узнать больше о Самом Всевышнем Аллахе и о смыслах Корана, а также хадисах Пророка Мухаммада ﷺ? Пройдите специальный курс по изучению Единобожия, подготовленный редакцией сайта «К Исламу»!