﴾ سورة الفاتحة‎‎ ﴿

Сура «аль-Фатиха» /Открывающая/

арабский текст, аудио, транскрипция и перевод смыслов на русский язык

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴿1﴾ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿2﴾ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴿3﴾ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿4﴾ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴿5﴾ اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴿6﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ ﴿7﴾

Чтение суры «аль-Фатиха» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

Транскрипция суры «аль-Фатиха» на русскими буквами (кириллицей):

«аль-Фатиху», как и другие суры Корана, необходимо учить на слух, не ограничиваясь транскрипцией, чтобы произношение соответствовало оригиналу.

Примерный перевод смысла суры «аль-Фатиха» на русский язык (на основе перевода Э.Кулиева):

1. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! 2. Хвала Аллаху, Господу миров, 3. Милостивому, Милосердному, 4. Властелину Дня воздаяния! 5. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. 6. Веди нас прямым путем, 7. путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Сура «аль-Фатиха»: Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Эта сура называется «Фатихой», потому что этой сурой открывается благородный Коран. И есть мнение, что это первая сура Корана, ниспосланная полностью сразу.
Относительно этой суры ученые сказали: воистину эта сура охватывает весь общий смысл Корана в единобожии, постановлениях, воздаянии, путей человечества и т.д.

Поэтому она называется «Мать Корана»[1]. Тот источник, к которому возвращаются, называется «матерью».

У этой суры есть свои особенности, которыми она отличается от других, из них: то, что она является столпом в молитвах, наилучший столп Ислама после двух свидетельств. Нет молитвы у того, кто не прочитал в ней «Открывающую Писание». Также то, что она является заклинанием, если читают ее больному, то он исцеляется с позволения Аллаха Всевышнего. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, читавшему «аль-Фатиху» в качестве рукъи /заклинания/ над человеком, ужаленным скорпионом: «откуда ты узнал, что она рукъя?»[2].

На сегодняшний день некоторые люди начали делать нововведения относительно этой суры. Завершают ею мольбы, начинают хутбы, читают на мероприятиях — все это ошибка. Например, после совершения ду’а говорить тем, кто вокруг: «аль-Фатиха», т.е. читайте «аль-Фатиху». А другие начинают ею хутбы — это тоже ошибка, потому что поклонение основывается на следовании и на правиле: все действия в поклонении запрещены, кроме тех, которые узаконены шариатом

﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴾

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Предлог и зависящее от него слово в родительном падеже связан со скрытым глаголом. Если ты говоришь «с именем Аллаха» перед едой, то этот скрытый глагол — «кушаю». То есть полный смысл — «с именем Аллаха кушаю».

Пользы того, что скрытый глагол стоит в конце предложения:

  • Получение благословения от выдвижения в начало предложения имени Аллаха.
  • Ограничение. Как будто ты говоришь: «Я не начинаю кушать с именем кого-либо, испрашивая благословения и помощи, кроме как с именем Аллаха.

Скрытое слово — это именно глагол, ведь действие более всего указывает на желаемое. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни приносил жертвоприношение, то пусть закалывает с именем Аллаха»[3], выделив глагол явным образом.

«Аллах» — имя Аллаха, Господа миров, не нарекается им никто кроме Него, оно является основой имен, поэтому остальные имена приходят вслед за ним.

«Милостивого» — обладатель обширной милости, поэтому имя «Ар-Рахман» — «Милостивый» приходит в форме слова, указывающего на обширность.

«Милосердного» — доставляющий милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Поэтому имя «Ар-Рахим» приходит в форме слова, указывающего на уже состоявшееся действие.

«Милостивый, Милосердный» — два имени из имен Аллаха, указывающие на сущность, качество милости и проявление этого имени в решениях Аллаха.

Милость, которую утвердил Аллах в отношении Себя — это действительная милость, на которую указывают тексты и разум. Что касается текстов, то это то, что пришло в Коране и Сунне — а это очень много. А что касается разума, то все что происходит вокруг нас из благоденствия или устранения бедствий, то все это из проявления милости Аллаха.

Некоторые люди отрицали описывание Аллаха действительной милостью, исказив смысл, сказали: «Милость Аллаха — это благодеяние или желание наградить». Они считают то, что разум не в состоянии описать Аллаха таким качеством, как милость. Считают, что милость — это сочувствие, мягкость, покорность и нежность, а все это не подобает Аллаху. Их слова опровергаются с двух сторон:

  1. Под милостью Аллаха не может подразумеваться покорность, смирение и мягкость. Например, мы видим в сильных правителях милость без того, чтобы у них были покорность, мягкость и смирение.
  2. Даже если все эти качества являются составной частью милости и ее последствиями, то это проявление милости созданий. А милость Создателя такова, как подобает только Его величию, могуществу и власти. И не содержит недостатков ни с одной из сторон.

Также мы скажем, что разум указывает на наличие действительной милости Аллаха. Так как мы наблюдаем проявление милости между творениями, что указывает на наличие ее у Аллаха. Затем, проявление милости происходит по причине совершенства, а Аллах является самым совершенным. Также, ниспослание дождя, устранение засухи — из проявлений милости Аллаха.

Являются ли слова «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!» — «басмала» аятом из Фатихи или нет?

В этом есть разногласие среди ученых. Кто-то из них сказал, что она является аятом из суры Фатиха и она читается вслух в молитвах, когда в молитве сура читается вслух. Они считают, что без чтения «басмалы» намаз недействителен, потому что она из Фатихи.

Другие ученые говорят, что «басмала» не из Фатихи, но она является отдельным аятом из Книги Аллаха. И это мнение является истинным, доводом чему служит Сунна и сам текст суры.

Что касается Сунны, то передается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: „Я поделил молитву (Фатиху) между Мной и Моим рабом надвое: „Когда он говорит: „Хвала Аллаха Господу миров“, Аллах говорит: “ восхвалил Меня раб мой“. А если он скажет: „Милостивому, Милосердному“. Аллах говорит: » Похвалил Меня раб Мой». А если он скажет: » Царю дня воздаяния». Аллах говорит: » Прославил Меня раб Мой». Если он говорит: » Тебе мы поклоняемся, Тебя просим о помощи«. Аллах говорит: «Это между Мной и Моим рабом». Если он скажет: «веди нас прямым путем». Аллах говорит: «Это Моему рабу, и Моему рабу то, что он спрашивает»[4].

Передается в достоверном сборнике от Анаса ибн Малика, что он сказал: «Я совершал намаз вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, ’Умаром, ’Усманом, и я не слышал, чтобы кто-нибудь из них читал „БисмиЛляхи Ррахмани Ррахим“»[5]. Имеется в виду то, что они не произносили „БисмиЛляхи Ррахмани Ррахим“ вслух. И это отличие „басмалы“, которая не читается вслух и суры Фатихи, которая читается вслух, указывает на то, что басмала» не входит в суру Фатиха.

Что касается самого текста со стороны его смысла. Сура Фатиха состоит из семи аятов, и если ты начнешь распределять эти семь аятов по теме суры, то обнаружишь следующее. Аяты суры Фатиха до слов «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим о помощи» — это есть половина суры, исходя из хадиса от Абу Хурайры: «Я поделил молитву (Фатиху) между Мной и Моим рабом надвое». Потому что слова «Хвала Аллаху Господу миров» — это один аят. «Милостивому, Милосердному» — второй аят. «Царю дня Воздаяния» — третий аят. И все они указывают на права Аллаха, а слова «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим о помощи» — четвертый аят, то есть середина, и тем самым сура Фатиха делится на две части. Первая часть — права Аллаха, вторая часть — права раба. Слова «Веди нас прямым путем» — это для раба, слова «Путем тех, кого ты облагодетельствовал» — для раба и слова «Не путем тех, на Кого пал гнев и не путем заблудших» — для раба. И тем самым первые три аята говорят о правах Аллаха, а последние три аята говорят о правах для раба. И четвертый аят — между рабом и его Господом.

Затем, также со стороны самого текста. Если мы скажем, что «басмала» аят из Фатихи, то седьмой аят получится очень длинным, размером в два аята этой суры. Известно, что схожесть аятов по длине и краткости является основой. Тем самым, будет правильным, и в этом нет сомнения, что «басмала» не входит в суру Фатиха, также как «басмала» не входит в другие суры Корана.

﴿ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾

Хвала Аллаху, Господу миров,

«Хамд» — это совершенное восхваляющее описание, содержащее любовь и возвеличивание. Совершенство охватывает собой сущность, качества и деяния. Аллах совершенен в Своей сущности, качествах и деяниях. «Любовь и возвеличивание» — это обязательные условия. Обладатели знания сказали: «Потому что описание совершенством без любви и возвеличивания не называется „хамд“, а называется „мадх“ — похвала». Поэтому человек может и не любить того, кого хвалит, но желает получить от него какое-нибудь вознаграждение. Пример этому поэты, хвалящие правителей великими качествами без любви к ним, а желая получить от них вознаграждения или боясь их. А мы восхваляем нашего Господа с любовью и возвеличиванием. Поэтому «любовь и возвеличивание» в определении «хамд» являются обязательными условиями.

«хвала Аллаху» — хвала, которая охватывает все виды восхвалений.

«Аллах» — имя нашего Господа и никто кроме Него этим именем не нарекается и его смысл: тот, кому поклоняются, любя и возвеличивая.

«Господь» — тот, в ком собрались три качества: создание, владение и управление. Он — Создатель, Властелин всякой вещи и Управляющий всеми делами.
«миров» — ученые сказали: Все помимо Аллаха является миром — «’аалямин», в арабском языке однокоренное со словом «’аляяма» — признак. И называется этим, потому что указывают на их Создателя. И в каждом творении есть знамение, указывающее на Создателя: на Его мощь, мудрость, милость, величие.

Извлекаемые пользы:

  1. Утверждение совершенного восхваления Аллаху.
  2. Аллах достоин совершенной хвалы во всем, и обособлен в этом. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда случалось что-то радостное, говорил: «Хвала Аллаху, по милости которого свершается благое». А если случалось обратное, он говорил: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось»[6].
  3. Описание Аллаха божественностью предшествует описанию Его господством. Причина этого либо в том, что «Аллах» — имя, касающегося только Его и остальные имена следуют за ним, либо в том, что те, к кому были отправлены посланники, отрицали только божественность Аллаха.
  4. Всеобщее господство Аллаха над всеми мирами, потому что Он сказал: «миров».

﴿ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴾

Милостивому, Милосердному,

«Милостивому» — тот, кто обладает обширной милостью.

«Милосердному» — тот, кто обладает милостью, которая выражается в действиях Аллаха.

«Милостивый» — это качество Аллаха.

«Милосердный» — это действие Аллаха.

Если бы Аллах сказал в аяте только «Милостивый» или только «Милосердный», то каждое из этих имен содержало бы в себе и качество и действие. Но когда приходят оба имени вместе, то «Милостивый» объясняется как качество, а «Милосердный» как действие.

Извлекаемые пользы:

  1. Утверждение этих двух благородных имен Аллаха: Милостивый и Милосердный. Также утверждение того, что заключают в себе эти имена. И это милость, как качество и милость, как действие.
  2. Господство Аллаха строится на обширной и достигающей создания милости. Потому что после слов «Господу миров», как будто кто-то спросил: «А это господство наказания и возмездия или господство милости и благоденствия?» И Аллах сказал: «Милостивому, Милосердному».

﴿ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴾

Властелину Дня воздаяния!

«Властелину Дня воздаяния» — это качество Аллаха.

«День воздаяния» — это Судный день, т.е. Аллах властелин дня, в котором создания получают воздаяние. И в этот день кроме Него не будет никакого властелина. Под «воздаянием» — «дин» иногда подразумевается само воздаяние, как в этом аяте. А иногда подразумевается действие, как в словах Всевышнего: «Вам ваши деяния, а мне — мои деяния» Сура «аль-Кяфирун», аят 6.

В одном варианте чтения Корана приходит слово «Властелин» — «Маалик», а в другом варианте чтения приходит слово «Малик» — «Царь». И мы видим, что иногда кто-то описывается словом «царь», но он не имеет владычества. Но кто-то имеет владычество, но не имеет царства. А Аллах Всемогущий и великий является как Царем, так и Властелином.

Извлекаемые пользы:

  1. Утверждение владычества Аллаха и Его владычества в Судный день, потому что в этот день исчезнут все царства и владения. Если кто-то скажет: «А разве Аллах не является властелином Судного дня и этого мира?» Ответ: «Да является. Но проявление Его владычества, царства и господства будет в Тот день. Ведь Аллах возгласит: «Кому же принадлежит власть сегодня?» И никто не ответит. И Аллах скажет: «Аллаху единственному, Всемогущему» Сура «Гафир», аят 16. В этом мире есть цари, и их народ убежден в том, что нет властелина помимо этих царей. Как, например, коммунисты, считают, что нет Господа небес и земли, и есть просто жизнь и смерть — матка исторгает живое, а земля поглощает мертвое. И то, что их глава — это и есть их Господь.
  2. Утверждение воскрешения и воздаяния, исходя из слов Всевышнего: «Властелину дня воздаяния».
  3. Побуждение человека к деянию для дня, в котором воздастся тем, кто совершал деяния.

﴿ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾

Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи

То есть только Тебе одному мы поклоняемся.

«Тебе мы поклоняемся», то есть покоряемся Тебе самым полноценным покорением. Поэтому верующие кладут самое почетное место своего тела на место ступания ног, принижаясь перед Аллахом. Падают на землю, лоб наполняется землей — и все это принижаясь перед Аллахом. И если кто-то скажет: «Я дам тебе весь мир, соверши поклон мне». Верующий никогда не согласится, потому что он принижается только перед Аллахом.

Поклонение включает в себя выполнение всего того, что приказал Аллах, и оставление всего, что Он запретил. А кто не будет поступать таким образом, то не будет считаться истинным поклоняющимся. Раб — это тот, кто соответствует шариатским желаниям Аллаха. Поклонение требует от человека того, чтобы он выполнял все, что приказал Аллах и оставлял все, что Он запретил. И невозможно выполнение всего этого кроме как с помощью Аллаха, поэтому Всевышний сказал: «и Тебя молим о помощи». Только Тебя молим о помощи в поклонении и в других вещах. Всевышний Аллах во многих местах благородного Корана объединяет поклонение и мольбу о помощи или упование, потому что невозможно совершить поклонение в совершенном образе, кроме как с помощью Аллаха и упованием на Него.

Извлекаемые пользы:

  1. Искренность в поклонении Аллаху, исходя из слов Всевышнего: «Тебе мы поклоняемся».
  2. Искренность в мольбе о помощи у Аллаха, исходя из слов Всевышнего: «Тебя молим о помощи».
    А если кто-то скажет: «Как можно говорить об искренности мольбы о помощи только у Аллаха, когда Аллах Всевышний сказал: „Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности“. В этом аяте утверждается наличие помощи другого, помимо Аллаха. Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Помочь человеку сесть на его верховое животное, повезти его на этом животном или погрузить на животное поклажу — есть пожертвование“»[7].
    Ответ: мольба о помощи бывает двух видов:
  1. прошение помощи с упованием. Когда ты полагаешься на Аллаха и отрекаешься от своей силы и мощи. Это касается только Аллаха.
  2. прошение помощи в значении сотрудничества в том, что ты хочешь совершить. Это разрешается, если тот, у кого спрашивается помощь живой и способен помочь, потому что это не является поклонением, поэтому Аллах Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в богобоязненности и благочестии» Сура «аль-Маида», аят 2.

А если кто-то спросит: «Разрешается ли во всех случаях просить помощь у созданий?»

Ответ: «Нет. Просить помощь у созданий разрешается только тогда, когда тот, у кого просят о помощи, способен помочь. А если не способен помочь, то не разрешается просить у него, как, например, спрашивать помощь у того, кто в могиле. Это запретно, даже это является большим многобожием, потому что мертвый сам себе не может помочь, как же он поможет другому?! Также если человек будет просить помощь у отсутствующего человека в том, что этот отсутствующий не способен совершить. Например, если кто-то убежден, что какой-то «уали» на востоке поможет кому-то в его стране. Это тоже является большим многобожием, потому что этот «уали» не в силах помочь, находясь вдали от него».
А если он спросит: «Можно ли просить помощь у создания. Когда это разрешается?»
Ответ: «Лучше не спрашивать помощи, но просить только при нужде. Или если знаешь о том, что тот, у кого просишь о помощи, обрадуется от твоей просьбы. И прибегаешь к нему за помощью для того, чтобы обрадовать его. И если твоя просьба не содержит грех или вражду, то этому человеку следует ответить тебе.

﴿ اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴾

Веди нас прямым путем,

«Веди нас» — ведение бывает двух видов: ведение указания — «хидаяту иршад» и ведение помощи — «хидаяту тауфик».

Когда ты говоришь «веди нас прямым путем», ты спрашиваешь Аллаха полезное знание и праведное деяние.

«прямым путем», то есть таким, в котором нет извилин.

Извлекаемые пользы:

  1. Обращение человека к Аллаху после мольбы у Него о помощи в поклонении, чтобы Он повел тебя прямым путем. Ведь в поклонении должна быть искренность, и на это указывают слова Всевышнего: «Тебе мы поклоняемся». Должна быть мольба о помощи, чтобы найти силы для поклонения, и на это указывают слова Всевышнего: «Тебя мы молим о помощи». И непременно должно быть следование шариату, и на это указывают слова Всевышнего: «веди нас прямым путем». Потому что «прямой путь» — это шариат, с которым пришел Посланник.
  2. Красноречие Корана. Это проявляется в том, что «ведение» включает в себя «ведение указания и знания» и «ведение тауфика и действий». В «ведении указания и знания» содержится только указание и тем самым Аллах в этом смысле повел всех людей, как в словах Всевышнего: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей» Сура «аль-Бакара», аят 185. В «ведении тауфика и действий» содержится помощь Аллаха для человека в следовании по прямому пути и шариату, как в словах Всевышнего: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» Сура «аль-Бакара», аят 2. И этого «ведения тауфика и действий» могут быть лишены некоторые люди, как сказал Всевышний: «Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству» Сура «Фуссылят», аят 17. И слова «Мы указали им на прямой путь», то есть разъяснили им истину и указали им на нее, но им не было оказано содействие.
  3. Путь делится на два вида: прямой и кривой. То, что соответствует истине — прямой, как сказал Всевышний Аллах: «И это мой путь прямой, следуйте ему» Сура «аль-Ан’ам», аят 153. А что противоречит прямому пути — это кривой.

﴿ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ ﴾

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Те, кого Аллах облагодетельствовал — это те, которые узнали истину и начали делать дела в соответствии с ней и они упоминаются в словах Всевышнего: «Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми, павшими мучениками и праведниками, которых Аллах облагодетельствовал. Как же прекрасны эти мученики» Сура «ан-Ниса», аят 69.

«На кого пал гнев» — это иудеи и всякий знающий истину, но не совершающий дела в соответствии с ней.

«не заблудших» — христиане и каждый, кто совершает дела не на основе истины, не знает о ней.

И в словах «’алейхим» есть два вида чтения: «’алейхим» и «’алейхум».

Знай, что не следует читать при простом народе таким чтением, который не приходит в мусхафе, распространенном среди людей по трем причинам:

  1. Если простой народ увидит этот великий Коран, который заполнил их сердца возвеличиванием и уважением, в разных звучаниях, то его степень понизится у них, потому что простой народ не способен различать.
  2. Чтец будет обвинен в том, что он не имеет знаний. Потому что он прочитал Коран таким образом, который не знает простой народ. И этот чтец Корана станет объектом разговора у простого народа в их собраниях.
  3. Если простой человек будет иметь хорошее мнение об этом чтеце, полагая, что он знает то, что читает, и начнет ему подражать, то может ошибиться. Потом начнет читать Коран не так, как в распространенном мусхафе, и не так, как этот чтец Корана — в этом есть вред.

Поэтому ’Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Рассказывайте людям по мере их понимания. Вы же не желаете, чтобы они сочли лжецами Аллаха и Его Посланника»[8].

Ибн Мас’уд сказал: «Поистине, если ты расскажешь людям то, что не постигают их умы, кроме как некоторые из них, то это будет искушением»[9].

И когда ’Умар ибн аль-Хатаб услышал Хишама ибн аль-Хакама читающим аяты так, как он не слышал, то повел его на суд к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Хишаму: «Читай». Когда он прочитал, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так было ниспослано». Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Умару: «Читай». Когда ’Умар прочитал, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так было ниспослано»[10]. Потому что Коран ниспослан в семи чтениях. Так люди не прекращали читать, пока ’Усман, да будет доволен им Аллах, не собрал Коран на одном чтении, после того, как люди поспорили насчет этих видов чтения. ’Усман побоялся, что разногласие может ужесточиться и собрал на одном чтении — чтении Курайшитов. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которому был ниспослан Коран, был из них и другие виды чтения забылись.

Если ’Умар, да будет доволен им Аллах, поступил так со сподвижником, то что ты думаешь насчет простого человека, который слышал чтение не из мусхафа известного ему?

Хвала Аллаху, пока ученые единогласны в том, что необязательно человеку читать на всех видах чтения и в том, что нет проблем, если он будет ограничиваться только на одном виде чтения. Тем самым оставит смуту и ее причину.

Извлекаемые пользы:

  1. Упоминание подробностей после обобщения, исходя из слов Всевышнего: «Веди нас прямым путем» — это обобщенное. «Путем тех, кого ты облагодетельствовал» — это подробность. Потому что в сообщении подробностей после обобщения есть польза: если пришло что-то обобщенно, то душа ожидает с нетерпением подробностей и объяснений. А когда упоминаются детали, то уже упоминаются для души готовой к принятию и ожидающей подробности. Также здесь есть вторая польза: разъяснение того, что те, кого Аллах облагодетельствовал, находятся на прямом пути.
  2. Приписывание милости ведения прямым путем только Аллаху. Ведь это чистейшая милость от Аллаха.
  3. Разделение людей на три вида:
    1. Первый — кого Аллах облагодетельствовал;
    2. Второй — те, на кого пал Его гнев;
    3. Третий — те, которые заблудшие.

    Причины отклонения от прямого пути: либо невежество, либо упорство. Те, у кого причиной отклонения является упорство — они те, на кого пал гнев, и во главе их иудеи. А те, у кого причиной отклонения является невежество — всякий незнающий истину и во главе их христиане, которые были до послания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а после послания пророка — эти христиане узнали истину и стали противоречить ей. Поэтому стали одинаковыми с иудеями, то есть теми, на кого пал гнев.

  4. Красноречие Корана в том, что те, на кого пал гнев, упоминаются в предложении в форме страдательного залога, и это указывает на то, что гнев — это гнев Аллаха и Его приближенных.
  5. Выдвижение в начало предложения упоминания самого сурового положения, потому что Аллах сказал: «на кого пал гнев», и только после этого упомянул заблудших: «не путем заблудших». Ведь те, кто под гневом, сильнее противоречат истине, чем заблудшие. И трудно вернуться на прямой путь тому, кто противоречит, имея знания, нежели тому, кто вообще не имеет знания.

В любом случае, «аль-Фатиха» является великой сурой, и как я, так и никто другой не в состоянии охватить ее великие смыслы. Но здесь лишь упоминается капля из моря, а тот, кто желает изучить ее более подробно, то пусть возвращается к книге Ибн Кайима «Степени идущих».

[1] Бухари 772, Муслим 395, Ат-Тирмизи 3124.

[2] Бухари 2276, Муслим 2201.

[3] Бухари 985,  Муслим 1960.

[4] Муслим 395.

[5] Муслим 399.

[6] Ибн Маджах 2803, Аль Хаким в Мустадрак 1/499, шейх Альбани назвал его хорошим.

[7] Бухари 2891, Муслим 2335.

[8] Бухари 127.

[9] Муслим во вступлении, хадис 14.

[10] Бухари 2419, Муслим 818.

Сура «аль-Фатиха»: Тафсир шейха ас-Саади

Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди, да помилует его Аллах, так прокомментировал эту суру:

﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾

«1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания ясно, что подразумеваются все прекрасные имена Всевышнего Господа. Аллах – одно из этих имен, означающее «Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств – качеств совершенства и безупречности». Прекрасные имена Милостивый и Милосердный свидетельствуют о Его великом милосердии, объемлющем всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости. Следует знать, что все праведные богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь – Милостивый и Милосердный, то есть обладает милосердием, которое проявляется на Его рабах. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха. Он всеведущ, то есть обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, то есть обладает могуществом и властен над всякой тварью.

﴿ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾

2. Хвала Аллаху, Господу миров,

Это – слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа. Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха. В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в Своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.

﴿ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾

3. Милостивому, Милосердному,

﴿ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴾

4. Властелину Дня воздаяния!

Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

﴿ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾

5. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

В соответствии с грамматикой арабского языка, если местоимение стоит перед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутого лица и никого более. Поэтому обсуждаемое нами откровение имеет следующий смысл: мы поклоняемся Тебе и не поклоняемся никому иному, и мы взываем о помощи к Тебе и не взываем о помощи ни к кому иному. Поклонение упомянуто прежде, чем мольба о помощи, и подобный оборот является примером включения частного в общее, потому что при перечислении общее принято упоминать раньше частного. Наряду с этим такая последовательность слов указывает на то, что право Всевышнего Аллаха превыше права Его рабов. Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, совершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет. Мольба о помощи – это обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и уберечь от зла, проникнутое верой в то, что это непременно сбудется. Именно поклонение и мольба о помощи являются верным способом обретения вечного счастья и избавления от всякого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению. Вот почему очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысл лишь тогда, когда совершается ради Аллаха в полном соответствии с наставлениями Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Без выполнения этих двух условий немыслимо никакое поклонение. Несмотря на то, что мольба о помощи является одной из форм поклонения, Всевышний Аллах упомянул о ней отдельно, потому что при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в помощи своего Господа. Без Его помощи человек никогда не сможет исправно выполнять Божьи веления и избегать грехов.

﴿ اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴾

6. Веди нас прямым путем,

Это означает: покажи нам прямой путь, направь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Аллаху и заканчивается в Раю, а пройти по нему может только тот, кто познает истину и руководствуется ею в делах. Это также означает: приведи нас к прямому пути и проведи нас по нему. Первое подразумевает обращение в ислам и отречение от всех других вероисповеданий, а второе – изучение законов религии и претворение их в жизнь на практике. Эта молитва является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в исламе. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракате намаза, потому что каждый человек нуждается в Божьей помощи.

﴿ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ ﴾

7. путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Прямой путь – это путь пророков, правдивых верующих, павших мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Всевышний Аллах. Это – не путь тех, что попали под Его гнев, потому что узрели истину, но отвернулись от нее. Именно эта участь постигла иудеев и им подобных. И это – не путь заблудших, которые отвернулись от истины по причине своего невежества и заблуждения, подобно христианам и им подобным. Несмотря на свою лаконичность, эта сура содержит в себе то, чего нет ни в одной другой коранической суре. В ней отражены три составляющие единобожия. Вера в господство одного Аллаха сформулирована в словах «Господу миров». Вера в то, что только Аллах достоин поклонения, выражается в самом имени «Аллах» и в словах «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». А вера в то, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными качествами, вытекает из слов «хвала Аллаху», о чем уже говорилось ранее. Эта составляющая единобожия подразумевает веру во все имена и качества Всевышнего Аллаха, которыми Он сам описал Себя и которыми Его описал Пророк Мухаммад. При этом божественные качества нельзя лишать их истинного смысла и уподоблять качествам творений. В этой суре также содержится доказательство истинности пророческой миссии Мухаммада, которое выражено в словах «Веди нас прямым путем». Поистине, это было бы невозможно, если бы не было пророческого послания. В словах «Властелину Дня воздаяния» содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за содеянное. Это воздаяние будет справедливым, потому что слово дин ‘воздаяние’ подразумевает именно справедливое возмездие. Эта сура также изобличает ошибочность воззрений кадаритов и джабритов, поскольку в ней утверждается, что все сущее происходит согласно предопределению Аллаха, несмотря на то, что люди обладают правом выбора. Более того, в ней опровергаются воззрения всех приверженцев еретических и заблудших течений, ибо слова «веди нас прямым путем» побуждают мусульман познавать истину и руководствоваться ею в делах. Что же касается приверженцев ереси, религиозных новшеств и заблуждения, то каждый из них непременно отворачивается от прямого руководства. Наряду с этим в этой суре содержится призыв к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращению за помощью только к Нему. В этом состоит смысл слов «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Хвала же надлежит Аллаху, Господу миров!»

О достоинствах суры «аль-Фатиха» (Открывающая)

Сура «аль-Фатиха» — это семь повторяемых аятов, мать Писания и великий Коран

Всевышний Аллах сказал: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых (аятов) и великий Коран» (аль-Хиджр 15: 87).

Под «семью часто повторяемыми аятами» речь идет о суре «аль-Фатиха», которая состоит из семи аятов, часто читаемых в каждом рак’ате, каждой молитвы, а также она названа «великим Кораном».

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Торе, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркъане (Коране) ничего, подобного суре “аль-Фатиха”! Поистине, она и есть семь часто повторяемых и великий Коран, который был дарован мне!» Ахмад 14/310, ат-Тирмизи 2875, ад-Дарими 2/446. Имам аль-Багъауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Шарху-Ссунна» 1186, «Сухих Сунан ат-Тирмизи» 2307.

Со слов Абу Хурайры также сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда вы читаете: “Хвала Аллаху…”, читайте также: “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!” Воистину, эта сура является Матерью Корана, Матерью Писания и семью часто повторяемыми аятами. И “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного” является одним из этих аятов». ад-Даракъутни 118, аль-Байхакъи 3/45, ад-Дайлями 1/70. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1183.

Однажды Ибн ’Аббаса спросили об аяте: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых и великий Коран» (аль-Хиджр 15: 87). И он ответил: «Это “аль-Фатиха”!» Его спросили: «А где седьмой аят?» Он сказал: «Басмаля — седьмой аят!» аш-Шафи’и в «аль-Муснад» 222, Абдур-Раззакъ в «ат-Тафир» 2609. Достоверность подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и хафиз Ибн Хаджар. См. «ат-Тальхыс» 1/385.

Сура «аль-Фатиха» — величайшая сура Корана

Абу Са’ид Рафи’ ибн аль-Му’алля, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: «О посланник Аллаха, ты ведь сказал: “Не научить ли тебя величайшей суре Корана?” Тогда пророк ﷺ сказал: ““Хвала Аллаху, Господу миров…”. Это — семь повторяемых и великий Коран, который был дарован мне”». аль-Бухари 4474, 5006.

Ниспослание суры «аль-Фатиха» стало причиной отчаяния иблиса

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда была ниспослана сура “аль-Фатиха”, иблис издал отчаянный вопль. А ниспослана была эта сура в Медине». Ибн Аби Шейба 10/522, ат-Табарани в «аль-Аусат» 4788, Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» 2240. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого сообщения — передатчики «ас-Сахих». См. «Маджма’у-ззауаид» 6/311.

Сура «аль-Фатиха» является заклинанием и исцелением от болезней

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы были в походе и остановились в одной долине, к нам пришла рабыня и сказала: «Вождя поселения ужалила змея, а наши люди отсутствуют. Может ли кто-либо из вас читать заклинания?» С ней отправился мужчина, который не был известен нам своими знаниями о заклинаниях. Он прочел заклинание, и он (вождь) выздоровел. Затем он повелел дать ему тридцать овец и напоил нас молоком. Когда же мужчина вернулся, мы спросили его: «Ты прочел разрешенное заклинание или прочел заклинание джахилии (как в доисламские времена невежества)?» Он сказал: «Я прочел в заклинании только Мать Писания (аль-Фатиху). Мы сказали: “Не делайте ничего, пока не придем и не спросим у Пророка ﷺ”. Когда же мы прибыли в Медину, то рассказали это Пророку ﷺ, и он сказал: “Что же дало ему знать, что она (аль-Фатиха) является заклинанием?”» аль-Бухари 2276, Муслим 2201.

Къады Абу ‘Ийяд сказал: «В этом хадисе доказательство на то, что, несмотря на благословенность всего Корана в нем есть определенные суры, являющиеся заклинанием». См. «Икмаль аль-му’лим» 7/108.

Со слов ‘Абдуллаха ибн Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сура “аль-Фатиха” является исцелением от болезней». аль-Байхакъи в «аш-Шу‘аб» 2/450. Имам ас-Суюты назвал иснад хорошим. См. «ад-Дурруль-мансур» 1/16.

Подобный хадис также передается от ‘Абдуль-Малика ибн ‘Умайра, однако иснад его прерванный. См. «Да’иф аль-джами’» 3951.

Сура «аль-Фатиха» — это мольба, на которую отвечает Аллах во время молитвы Своим искренним рабам

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: «Я поделил молитву (суру «аль-Фатиха») между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху — Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милосердному, Милостивому», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это — между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», Он говорит: «Мой раб получит это — Мой раб получит то, что попросил». Муслим 395.

Имам ан-Науауи сказал: «Ученые говорили, что слова о разделении суры “аль-Фатиха” на две части подразумевают собой то, что первая ее часть представляет собой восхваление, прославление и возвеличивание Аллаха Всевышнего, а также заявление о вручении себя Ему. Что же касается второй части, то она состоит из просьб, выражения смирения и заявления о том, что раб нуждается в Аллахе». См. «Шарх Сахих Муслим» 4/13.

О достоинстве произнесения слова «Амин» после чтения суры «аль-Фатиха»

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас скажет “Амин” и ангелы на небесах скажут “Амин”, и они совпадут, то ему будут прощены его предшествующие грехи». аль-Бухари 781, Муслим 410.

Также посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда имам произнесет слово “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесет его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи». аль-Бухари 780, Муслим 410.

Имам Закария аль-Ансари сказал: «В этом хадисе указание на то, что произнесение слова “Амин” является Сунной и для имама, руководящего молитвой, и для стоящих позади него, и для того, кто один, даже если он вне молитвы (прочитал “аль-Фатиху”)». См. «Тухфатуль-Бари» 2/491.

Имам Ибн аль-Мунайир сказал: «Какое достоинство может быть величественнее этого, если за простое произнесение несложного слова можно получить прощение?» См. «Фатхуль-Бари» 2/699.

Со слов ‘Аиши и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, иудеи завидуют вам по причине вашего приветствия (салям) и произнесения “Амин”». Ибн Хузайма 551, аль-Хатыб аль-Багъдади 11/43, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/45. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1997.

Шейх аль-Альбани сказал: «В этом хадисе указание на то, что Сунной является для тех, кто следует за имамом произносить вслух “Амин”, так как произношение этого вслух увеличивает злобу иудеев и вызывает у них зависть так же, как и салям, как это видно из хадиса. Так подумай об этом!» См. «ас-Сахиха» 2/314.

Ибн Джурайдж рассказывал, что спросил ‘Ату: «Произносил ли слово “Амин” Ибн аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, в конце суры “аль-Фатиха”?» Он ответил: «Да, и произносили вместе с ним “Амин” те, кто молился позади него, что от этого в мечети поднимался гул». А затем ‘Ата добавил: «Поистине, Амин — это мольба!» ‘Абдур-Раззакъ 2/96. См. также «Сахих аль-Бухари» 1/273.

Имам ан-Науауи передал, что Сахль сказал: «Слово “Амин” означает: этого не сможет сделать никто, кроме Тебя». А ат-Тирмизи сказал: «Это слово означает: не отвергай нашу просьбу». См. «аль-Азкар» 174.

Cура«аль-Фатиха» — столп молитвы (намаза)

Столпы (аркан) молитвы — это то, что не может быть оставлено ни по какой причине — ни по незнанию, ни намеренно, ни по забывчивости!

«ар-Рукн» в языковом (лингвистическом) значении слова — это наиболее сильная составляющая чего‐либо, без которой оно не может ни существовать, ни быть завершенным. Эти составляющие молитвы были названы столпами по примеру столпов, опор дома, который не может быть возведён без них.

«ар-Рукн» в терминологическом (шари’атском) значении — сущность или одна из составляющих частей чего‐либо, без присутствия которого оно не может существовать и это представляет собой какую-то долю от (этой) вещи. См. «Хашияту-р‐Роуды‐ль‐Мурби’» ибн Касима 2/122.

Сообщается в хадисе от ‘Убада бин ас‐Самит, да будет доволен им Аллаx, о том, что Посланник Аллаxа, да благословит его Аллаx и приветствует, сказал:

لا صلاةَ لمَنْ لم يقرأْ بفاتحة الكتاب

«Кто не прочитал Открывающую Книгу [т.е. суру “аль-Фатиха”], тот не совершил молитву»
аль‐Бухари, 756; Муслим, 394

В ней 11 ташдидов [мест с удвоенными буквами] и если читающий пропустил какую‐либо букву, и не прочитал правильно то, что упустил, то его молитва не будет действительной.

В связи с этим, становится очевидным ВАЖНОСТЬ правильного чтения суры «аль-Фатиха» в намазе. Многие мусульмане знают эту суру только по транскрипции и допускают в ней множество грубейших ошибок (пример). Между тем, заучивание Корана по транскрипции запрещено. Поэтому мусульманские ученые настоятельно рекомендуют заучивать Коран на арабском языке с таджвидом вместе с грамотными учителями, прилагая старания на пути Всевышнего Аллаха. И, поистине, Всевышний Аллах — аль-Фаттах — Открывающий, Разъясняющий!

Примечание для начинающих изучать и практиковать столпы Ислама:

Если вы еще не выучили суру «аль-Фатиха», но желаете совершать молитву (намаз), то ни в коем случае не отчаивайтесь и не оставляйте совершение пяти обязательных молитв. Это очень важно! Ведь молитва является связью между вами и Всевышним Творцом всего сущего! На первое время вам будет достаточно произносить небольшие короткие поминания Аллаха и мольбы, такие как «Аллаху акбар» (Аллах превыше всего), «Субхан Аллах» (Аллах пречист от всех недостатков), «аль-хамду лиЛлях» (Вся хвала принадлежит Аллаху) и «Ля иляха илля Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) и другие. Но не откладывайте заучивание сур и аятов Корана, мольб и слов поминания именно на арабском языке, как этому обучал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Совершенствуйте свое поклонение и Всевышний отроет вам еще больше!