Течение «Аш’ариты»

Ашариты (аш’ариты) – последователи еще одного направления в каламе, возникшего в III в. хиджры. Эпонимом этой школы стал Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, который долгое время был одним из богословов му’тазилитского толка.

Определение термина «аш’ариты»

Ашари́ты /араб. الأشاعرة‎‎/ — мутакаллимы, представители одного из основных направлений калама. Основатель и эпоним — мыслитель и философ Абу-ль-Хасан аль-Аш’ари (ум. в 324 г.х.), который долгое время был одним из богословов муътазилитского толка. Впоследствии он отказался от этих воззрений и стал признавать семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить своим разумом (жизнь, знание, могущество, желание, слух, зрение, речь). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как Лик, Глаза, Руки, Стопа, Голень. Эти воззрения он перенял от Абу Мухаммада ’Абдуллаха бин Саида бин Киляба. Позднее он стал признавать эти качества и полностью разделять воззрения своих праведных предшественников, в том числе Ахмада ибн Ханбаля. Однако последователи аш’аритского толка опираются на воззрения, которые имам аль-Аш’ари исповедовал на втором этапе формирования своих взглядов.

Аш’ариты вышли из куллябитов, как об этом говорит аш’арит Аш-Шахиристани после того, как упомянул, что ранние ученые Салафы подтверждали Качества и Атрибуты Аллаха, и не делили их на «сыфаты сущностные» и «сыфаты действия»: «…пока не пришло время Абдуллы ибн Саида аль-Кулляба и Хариса аль-Мухасиби. Они были из общей массы ученых Салафов (ашаритских саляфов), кроме того, что они вошли в науку каляма и поддерживали убеждения салафов посредством доводов каляма. Кто-то из них давал уроки, другие писали книги, пока не произошел раскол между Абу Хасаном аль-Ашари и его учителем аль-Джубаи, после чего тот перешел к этой группе и поддержал их убеждения каллямическими доводами, что и стало мазхабом для Ахлю-Сунны» См. «Нихаят аль-Икъдам» стр. 303.

Сказал Абу Али ас-Сакафи обращаясь к Ибн Хузейме: «Скажи нам, что ты порицаешь в нашем мазхабе, чтобы мы вернулись от этого?» И имам Ибн Хузейма ответил: «Вашу склонность к мазхабу куллябитов, имам Ахмад Ибн Ханбаль был одним из самых сильных людей против Абдуллаха Ибн Саида Ибн Кулляба, и его учеников, подобных аль-Харису и другим». См. «Ас-Сияр», 14/380.

Основные признаки аш’аритов

  1. Выдвижение вперед разума над текстами Къур’ана и достоверной Сунны, в случае их внешнего противоречия. Апеллируя при этом ложными хадисами, как это мы находим у аль- Газали в «Ихья ’улум ад-дин» 1/83 и др. его книгах;
  2. Непринятие хадисов «аль-Ахад» в ’акыде /вероубеждени/. См. «Асасу ат-такъдис» ар-Рази, стр. 167-170;
  3. Искаженные убеждения существования Аллаха, по их словам Он не тело, и не предмет, не имеет места и стороны, и другие нововведенческие высказывания, которыми не пользовались праведные предшественники. В то время как метод предшественников в этом вопросе основывался на молчании, потому как нет указания на подтверждение и на отрицание данных тезисов;
  4. Искаженное понимание Таухида /Единобожия/. Основной акцент аш’аритов уделяется Таухиду Господства, в котором не противоречили «къурайшиты-многобожники», воевавшие с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается «Таухида аль-’Ибада» /поклонения/ или «аль-Улюхия», то они не придают ему большого значения. Так, свидетельство веры «Ля иляха илля Ллах» они толкуют как: «нет Творца кроме Аллаха». В то время, как правильное толкование имамов Сунны есть: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Что, в общем, и привело к послаблению, доведшему большую часть Уммы к явному многобожию, посредством поклонения могилам пророков, устазов и угодников.
  5. Первая обязанность для совершеннолетнего у аш’аритов это наблюдение /назар/ или намерение наблюдения /касд/, или даже сомнение. То есть, сначала для познания и поклонения Творцу следует обратить внимание на окружающее. Некоторые сказали: нет, обязанность просто вознамериться обратить внимание на окружающее; самые же крайние сказали: надо засомневаться, а потом прийти в процессе двух выше перечисленных стадий к познанию и вере. Иными словами, они объявили сомнение методологическим принципом познания. У приверженцев же Сунны первая обязанность сделать Единым Аллаха сердцем, словом и действием в поклонении, Господстве, Его Именах и Атрибутах. В то время, как сомнение, в данном случае, является неверием;
  6. Непригодные, противоречащие методу праведных предшественников толкования таких атрибутов Всевышнего, как руки, глаза, лик, голень и других упомянутых в Коране и достоверной Сунне. Таким образом, аш’ариты признают лишь семь Атрибутов Всевышнего: Знание, Жизнь, Сила, Слух, Зрение, Речь, Желание. См. «Рисаляту иля ахль ас-сагр». Абуль-Хасан аль-Аш’ари, стр.67;
  7. В вопросе имана /веры/ они между мурджиитами, говорящими, что достаточно сказать два свидетельства без деяний и джахмитами утверждающими, что достаточно просто верить в сердце, даже без произнесения этих свидетельств. См. «Тамхид» аль-Бакъляни стр. 346;
  8. В вопросе обвинения в неверии /такфир/ у них нет четкой позиции. Иногда они говорят, что не обвиняют в неверии никого, иногда делают такфир только тем, кто делает его им. Порой обвиняют в неверии тех, кто буквально следует текстам Корана и Сунны. Метод же приверженцев Сунны, что такфир /обвинение в неверии/ относится к правам Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Если по текстам Корана и Сунны человек впал в неверие, то он объявляется неверным без лишних на то колебаний и сомнений, таким образом, как это предусмотрено в Шариате;
  9. Коран у аш’аритов не является Словом Аллаха, в действительности. По их убеждению Коран — Слово Аллаха, которое Всевышний произнес про Себя (или внутренним голосом). См. «Накъду ат-т’асис» 2/52. Приверженцы же Сунны убежденны, что Коран — слово Аллаха, в буквальном смысле, без каких-либо интерпретаций и добавлений. Слово Аллаха слышимо ангелами и некоторыми пророками;
  10. Аш’ариты — фаталисты, т.е. убежденны, что у людей нет выбора. Все, что делается ими — все сотворено Аллахом, вера и неверие навязано. См. «Иршад» стр. 268, «Нихаятуль-акдам», стр.297. Они придумали разные формулировки и нововведенческие термины, дабы завуалировать этот принцип, однако итог этих стараний ясен, как солнце для зрячего. Эти попытки совместить противоположные утверждения привели к тому, что теория «присвоения-касб» аль-Аш’ари стала у арабов нарицательным обозначением чего-то невразумительного и запутанного. Приверженцы же Сунны находятся посредине между теми, кто говорит, что нет выбора (аш’ариты, джабриты) и между теми, кто приписал выбор и действие полностью человеку (кадариты, му’тазилиты). Истина же в том, что всё сотворено Аллахом, деяния человека в том числе, и у человека также есть выбор, верить ему или нет;
  11. Также, их вредные убеждения в вопросе мудрости и причинности в творениях Аллаха. Они установили непригодные основы, исходя из которых, по их убеждению Всевышний Аллах может увековечить неверных в Раю, а верующих в Аду, если пожелает. Т.е. они решили, что все деяния Аллаха возвращаются лишь к желанию Аллаха, и не к чему-либо другому из Его великих Сыфатов-Качаств, Атрибутов, таких как, например, Справедливость, Мудрость или Милосердие. Так, аят: «Я сотворил джинов и людей только лишь для поклонения Себе» аль-Аш’ари толкует: «Имеется в виду часть джинов и людей, которые поклоняются Аллаху из них». См. «Аль-люма’» 68 стр. В то время, как этот аят является текстом, утверждающим в Шариате мудрость, причину и цель, ради которой были сотворены все джинны и люди;
  12. И последнее, их неправильное объяснение таких материальных истин как: космос, земной цикл, температура и т.п. Так, аш’ариты углубившись в те науки, которые им были не под силу, создали причину для дискредитирования Ислама учёными-естествоведами. См. «аль-Фарк байна аль-Фирак», стр. 318, Абу Мансур аль-Багдади умер в 429 г.х. По этому поводу шейхуль-Ислям рахимахуЛлах сказал: «Ошибки же философов-атеистов в том, что они говорят по поводу богословия, пророчеств, воскрешения и законодательств намного больше, чем ошибки философов-догматиков, в то же время то, о чём говорится в науках естествознания и математики, то поистине, более близкие к правде философы-атеисты, чем те, кто их опровергает из последователей каляма. И поистине, большая часть разговоров последователей каляма в этих темах без знаний, без рассудка и без шариата». См. «Рад ’аля мантыкъийн», стр. 311.

Слова имамов об аш’аритах

Сказал большой имам из числа саляфов Мухаммад Ибн Ибрахим аль-Бусанджи (ум. 268 год хиджры) об аш’аритах-куллябитах: «Эта секта — их фитна самая близкая к сердцам некоторых рабов, и есть опасность, что они могут с помощью этих шубухатов заблудить подобных им лишенных помощи Аллаха. И поэтому обязательно быть жесткими с этой подлой сектой, и предостерегать от них, и запрещать сидеть с ними, и разговаривать с ними, и молиться за ними, и водиться с ними, в наказание им — как это делали имамы наставляющие на прямой путь, подобные ’Умару Ибн аль-Хаттабу и ’Али Ибн Аби Талибу, и подобные им, изгоняя подобных этой секте, и отрезая их мнения от Уммы, и приказывая выгнать их из страны, и убеждая их главарей плетьми. И эта секта заслуживает точно такого же. А что же касается склонения к ним, или взятия хадиса от них, или взятия фетв у них — то это на мой взгляд из самых великих бедствий в религии». См. «Замм аль-калям», 1546.

Сказал имам имамов Ибн Хузейма, когда его спросили про один вопрос: «А разве нет на земле Мухаммада Ибн Ибрахима аль-Бусанджи, чтобы я давал фетву?» См. «Замм аль-калям», 1546.

Имам Захаби цитирует Ибн Хузейму в «Сияре» (14/380): «Ахмад Ибн Ханбаль был среди наиболее жестких людей в предостережении против ’Абдуллы ибн Са’ида ибн Кулляба и его сподвижников, таких как аль-Харис и др.»

Говорит Абу Къасим ан-Наср Абази: «До меня дошло, что Харис аль-Мухасиби стал говорить, используя каллямические доводы, за что отрекся от него Имам Ахмад, после чего тот начал скрываться, а когда умер, на его погребальной могиле не было никого, кроме четырех человек» См. Имам аз-Захаби в «Мизан» 1/430 и Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» 2/153.

Ибн аль-Джаузи пишет: «Сказал ас-Сулями: «Харис аль-Мухасиби стал изъясняться по поводу Речи Аллаха и Его Качеств и Атрибутов, за что отрекся от него Имам Ахмад ибн Ханбаль». См. «Тальбис иблис» стр. 167.

Сказал имам аль-Хаким: «Я слышал, как Абу Са’д Ибн Абу Бакр сказал: «Когда началась фитна куллябитов в Найсабуре, Абу аль-’Аббас ас-Сурейдж испытывал детей людей на предмет ’акыды, и не рассказывал хадисы детям куллябитов. И однажды он поднял меня в маджлисе, и сказал: «Скажи: я отрекаюсь ради Аллаха от куллябитов!» См. «ас-Сияр», 14/395.

Сказал также имам шафи’итов, прозванный «вторым аш Шафи’и», Абу аль-’Аббас ас-Сурейдж, когда его спросили о том, что такое таухид: «Таухид ученых и мусульман — свидетельство что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха. А „таухид“ людей лжи — рассуждения об явлениях /а’рад/ и телах /аджсам/[1]» См. «Замм аль-Калям», 4/385.

Сказал также имам Ибн ас-Сурейдж: «И мы (Ахлюс-Сунна) не говорим согласно таъуилю муътазилитов, аш’аритов, джахмитов, безбожников, муджассимитов, мушаббихитов, каррамитов, и придающих кейфият» См. «’Акыда ибн Сурейдж», 16.

Говорит имам аль-Харави аль-Ансари: «Я слышал, как Ахмад бин Аби Наср аль-Малини сказал: «Я вошел в Египет вместе с некоторыми из моих товарищей в мечеть ’Амра бин аль-’Аса, да будет доволен им Аллах. Когда мы сели, шейх подошел к нам и сказал: „Вы люди Хорасана и вы люди Ахлюс-Сунна. Но это место аш’аритов, так что встаньте и уходите“» См. «Замм Уль-Калям» 117а.

Также: «Я слышал, как Ахмад бин аль-Хасан аль-Хамуши, факих из Рейа, в его доме в Рейе в собрании, он проклинал аш’аритов и превозносил ханбалитов. Это было в год, когда мы вышли в хадж» См. «Замм Уль-Калям» 117б.

И также он сказал: «Я слышал Ахмада бин Хамзу и Абу ’Али аль-Хадада, как они говорили: „Мы нашли с Абуль-’Аббасом Ахмадом Бин Мухаммадом аль-Нихаванди сильное отвержение людей каляма, и он считал аш’аритов совершающими неверие“» См. «Замм Уль-Калям» 116а.

Ибн Таймия приводит слова шейхуль-Ислама имама аль Харави аль-Ансари, который сказал, что аш’ариты — это импотенты-му’тазилиты /маханис аль-му’тазиля/. См. «Маджу’ аль-Фатауа» 8/227.

Имам Абуль-Хасан аль-Курджи аш-Шафи’и, один из шафи’итских ученых 5 века сказал: «Шафи’итские имамы не переставали противиться, чтобы их причисляли к аль-Аш’ари, и они сторонились того на чем аль-Аш’ари построил свой мазхаб, и они запрещали своим сподвижникам и любимцам приближаться к этому, как я это слышал от определенного количества шейхов и имамов». Он затем привел нам пример шейха шафи’итов его времени, имама Абу Хамида аль-Исфарани, который был известен как Шафи’и третий, который говорил: «Жесткость шейха против людей каляма общеизвестна до такой степени, что он даже делал различия между основами фикха Шафи’и и основами аль-Аш’ари». Сообщения об этом были так же переданы Абу Бакром ар-Разикани, и они со мной. За ним последовали в этом шейх Абу Исхак аш-Шираз и в его двух книгах «аль-Люм’а» и «ат-Табсира» до такой степени, что если утверждение аль-Аш’ари совпадало с одним из высказываний среди наших товарищей (шафи’итов), он делал различие и говорил: «Это слова аш’аритов» и он не включал их в число сподвижников Шафи’и. Они презирали и сторонились их и их мазхаба в основах фикха, не говоря уже об основах религии» См. «ат-Тистиния» стр 238-239 и «Шархуль-Асфаниях» 5/31 из «Фатауа аль-Кубра».

Говоря об аш’аритах имам Абу Наср Ас Сиджзи (ум. 444 г.х.) — известный мухаддис и путешественник своего времени, сказал: «И что касается их (аш’аритов), (они) утверждают то, что противоречит тому, во что они истинно верят и это практика еретиков. Это в их подтверждении, что Аллах Прославляемый возвысился над Престолом. Однако также из их убеждения не дозволено описывать Аллаха Прославляемого над небесами ни то что Он не в земле, и не над Троном, и не то что Он вверху» См. «Рад ман анкара-ль-харф уа соут» стр 122.

Он также сказал: «Также многие из его (аль-Аш’ари) мазхаба очевидно говорят в соответствии со словами Ахлюс-Сунна в основе. Затем после объяснения и дальнейшего уточнения, они заканчивают словами му’тазилитов. Невежественный человек примет то, что явно, но знающий человек будет говорить только о том, о чем ему известно. Поэтому их вред больше вреда му’тазилитов, потому что последние (му’тазилиты) сделали ясным свою позицию к Ахлюс-Сунна и потому, что первые (аш’ариты и куллябиты) скрытны и пытаются смешаться с людьми истины» См. «Рад ман анкара-ль-харф уа соут» стр 177-181.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали говоря о мазхабе ашаритов в вопросе Корана: «И это — состояние этих людей, все всякого сомнения. И они зиндыки вне всяких сомнений, ведь нет сомнений, что они лживо выказывают возвеличивание мусхафов, внушая своим видом, что это Коран, в то время как они убеждены внутри, что в мусхафах нет ничего, кроме бумаги и чернил. И они выказывают возвеличивание Корана, и собираются для его чтения в собраниях, в то время как они убеждены, что он написан Джибрилем, и его выражение. И они выявляют внешне, что Муса слышал слова Аллаха от Аллаха, а затем говорят, что это не было голосом. И они говорят в своих азанах и молитвах: „Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха“, в то время как убеждены что его пророчество и посланничество прервалось с его смертью, и он перестал быть Посланником Аллаха, и был им лишь при жизни. И истинная суть их мазхаба — что нет над небесами Господа, и нет на земле Корана, и Мухаммад — не Посланник Аллаха. И нет среди всех нововведенцев того, кто настолько бы выказывал противоречие тому, в чем он на самом деле убежден, кроме них, и похожих на них зиндыков.

И удивительно, что их имам который положил начало этому бида’ату — человек, который не известен ни религией, ни богобоязненностью, ни чем из шариатских наук абсолютно! И не приписывается ему никакое знание, кроме порочной науки каляма, и они признают, что он был му’тазилитом 40 лет, а затем выказал возвращение от му’тазилизма, и не выявилось от него после возвращения от му’тазилизма ничего, кроме этого бида’ата.

Так как же представилось в их разумах, что Аллах не наставит к познанию истины никого кроме своего врага, и не сделает прямое руководство ни с кем, кроме того, у кого нет доли в Исламе и религии.

А затем этот бида’ат наряду с очевидностью его нечестия, и добавленной мерзостью в нём — распространился сильно, и выявился сильным выявлением. И я думаю это — последнее бид’а, и самое мерзкое из них, и на нём настанет Час, и что этот бида’ат будет еще увеличиваться и распространяться» См. «Аль-Муназара филь-Куръан», 50/51.

Имам Ибн Хазм сказал: «Джахмиты и аш’ариты — они две группы, на которые не стоит опираться… Они говорят что иман это только подтверждение сердцем» Также он добавил: «И их основа для этой злой основы за пределами единогласного мнения людей Ислама» См. «аль-Мухалла» 11/411.

Ибн аль-Джаузи говорит: «Люди не разногласили, пока не пришел аль-Аш’ари и не стал сначала говорить словами му’тазилитов, а затем ему пришло в голову, что Речь Аллаха, есть Качество (смысл) в Сущности Аллаха, из чего вытекает, что имеющееся у нас (Коран) сотворено!» См. «Сайид аль-Хатыр» стр. 181.

Ибн Касир говорит: «Ибн аль-Джаузи упоминает это в этом году (331), в аль-Мунтазам. Смерть аль-Аш’ари, где он плохо говорит о нем, пренебрежительно в соответствии с принятым критицизмом ханбалитов против аш’аритов прошлого и настоящего». См. «аль-Бидая уан-нихая» 11/206.

Ибн аль-Каййим привел цитату аль-Уалида ибн Рушда аль-Малики ибн Уалида (ум 595 г.х.) в его книге «ас-Сауаик аль-Мурсаля» (2/417), и подтвердил это не противореча ему. Его слова были: «Если ты поразмышляешь о том, что противоречило этому закону (Сунне), в это время искажений в вопросах таъуиля станет ясным, что эти примеры правильны. Так, первыми кто стал искажать это великое исцеление (Сунну) были хавариджи, затем му’тазилиты после них. Затем это были аш’ариты, затем суфии, и затем Абу Хамид (аль-Газали) пришел и затопил деревню».

Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Упоминание четырёх тагутов, которым разрушили делающие ложный тауиль твердыни религии, и попрали неприкосновенность Корана, и стерли ими следы Имана. И это их слово: «Слова Аллаха и слова Его Посланника — словесные указания, которые не дают знания и не случается посредством них глубокое убеждение», и их слово: «Аяты и хадисы о Сыфатах — маджазат /переносные смыслы/ у которых нет аль-хакыка (истинного, внешнего смысла)», и их слово: «Истинно, достоверные сообщения Посланника Аллаха не дают знания, и предел их, что они дают аз-зонн», и их слово: «Когда столкнулся разум и тексты Откровения, мы берем разум и не поворачиваемся к откровению». См. «Ас-Сауаик аль-Мурсаля», 1/174

[1] Рассуждения об а’рад и аджсам — это общее место всех аш’аритов в их разговоре о таухиде, и у них не возможно утверждение таухида кроме как через познание этих терминов.

Отречение имама аль-Аш’ари от му’тазилитских воззрений и возвращение к вероубеждению первых мусульман

Сирийский историк Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакир ад-Димашки (скончался в 571 г.х.) в книге «Табйин Кизб аль-Муфтари» («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Аш’ари») писал: «Абу Бакр Исма’ил ибн Абу Мухаммад ибн Исхак аль-Азди аль-Киравани, больше известный как Ибн ‘Азара, рассказывал, что Абу аль-Хасан аль-Аш’ари был му’тазилитом и сорок лет придерживался воззрений му’тазилитского толка. Он был величайшим богословом этого толка, а затем удалился от людей на пятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился в кафедральную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся на кафедру и сказал: „О люди! Меня не было с вами некоторое время, потому что я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаково убедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложью и лжи перед истиной. Тогда я обратился ко Всевышнему и Всеблагому Аллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставил меня на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своих предыдущих воззрений, как отказываюсь от этой рубашки“. Он снял с себя рубашку и бросил ее, а затем передал книги людям».

Среди них была книга «аль-Лумаъ» («Проблески») и некоторые другие сочинения, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Аллаха. Когда знатоки хадисов и мусульманского права из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины прочли его книги, они признали его своим единомышленником и признали его право называться имамом. Его авторитет был настолько велик, что название школы истинных приверженцев Сунны было связано с его именем. В то же время му‘тазилиты стали относиться к нему так, как иудеи и христиане относятся к человеку писания, который обратился в ислам и стал изобличать недостатки воззрений, от которых он отказался. Воистину, такой человек является самым ненавистным для иудеев и христиан.

Что же касается Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, то он стал самым ненавистным человеком для му’тазилитов. Они принялись бранить его и сочинять о нем множество лживых рассказов. И тот факт, что Абу аль-Хасан аль-Аш’ари долгое время исповедовал му’тазилитские воззрение, никоим образом не свидетельствует о его падении и разложении. Напротив, каждый благоразумный человек может убедиться в его глубоких познаниях в области основ веры и его высоком месте среди богословов. Если человек отказывается от воззрений, которые он прежде исповедовал, то он бывает лучше осведомлен о слабостях этой школы и может более убедительно отвергать сомнительные доводы ее приверженцев и изобличать скрываемые ими недостатки. Что же касается людей, которые порицают его за это, то они похожи на того, кто препирался в одноглазым Харуном ибн Мусой.

Одноглазый Харун был иудеем, который обратился в Ислам. Он стал праведным мусульманином, выучил наизусть Коран и изучил грамматику арабского языка. Однажды он вступил в полемику с неким человеком и одержал верх. Поверженный собеседник не знал, что делать, и сказал: «Ты был иудеем и принял Ислам!» Харун ответил: «А ты поступил очень плохо!» Тем самым Харун поверг его еще раз.

Знатоки хадисов были единодушны в том, что Абу аль-Хасан аль-Аш’ари был одним из величайших знатоков хадисов, следовал путем своих предшественников и исповедовал воззрения, которых придерживались истинные приверженцы Сунны, а также опровергал различные ошибочные взгляды еретиков и заблудших. Его доводы были подобны мечу, который сокрушал воззрения му’тазилитов, рафидитов и прочих еретиков из числа заблудших мусульман и вероотступников. А всякий, кто критиковал или бранил его, фактически бранил в его лице всех приверженцев Сунны. Безусловно, Абу аль-Хасан аль-Аш’ари не был первым богословом, который исповедовал воззрения истинных приверженцев Сунны. Он всего лишь шел путем своих предшественников, всеми силами помогал этому учению и сумел еще более выразительно разъяснить и обосновать многие вопросы. При этом он не принес в это учение ни одного еретического новшества и не создал принципиально новой религиозной школы. Он лишь разъяснял и комментировал религиозные положения так, как это делали другие имамы, ставшие эпонимами различных богословских школ.

Абу Бакр ибн Фурак писал, что Абу аль-Хасан аль-Аш’ари отрекся от му’тазилитского толка и стал приверженцем Сунны в 300 г.х.

Еще одним богословом, который рассказывал об отречении имама аль-Аш’ари от му’тазилитского толка, был Абу аль-‘Аббас Шамс ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Халкан аш-Шафи’и (скончался в 681 г.х.). В своей книге «Вафайат аль-А‘йан» («Кончины знатных лиц») он писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но позднее раскаялся в этом». См. «Вафайат аль-А‘йан», т. 2, стр. 446.

Об этом также рассказывал ‘Имад ад-Дин Абу аль-Фада Исма‘ил ибн ‘Умар ибн Касир аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи’и (скончался в 774 г.х.). В своей книге «аль-Бидайа уа ан-Нихайа» («Начало и завершение») он писал: «Аль-Аш’ари был му’тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные и ошибочные воззрения му’тазилитов». См. «аль-Бидайа уа ан-Нихайа», т. 11, стр. 186.

Об этом также сообщил Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ад-Димашки аш-Шафи‘и, больше известный как имам аз-Захаби (скончался в 748 г.х.). В своей книге «аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар» («Высокое местонахождение Высокого и Всепрощающего») он сказал: «Вначале Абу аль-Хасан был му’тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения приверженцев Сунны и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все богословы, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике. Воистину, нет силы, кроме как от Аллаха!»

Еще одним богословом, который поведал об отречении имама аль-Аш’ари от му’тазилитских воззрений, был Тадж ад-Дин Абу Наср ‘Абд аль-Ваххаб ибн Таки ад-Дин ас-Сабаки аш-Шафи’и (скончался в 771 г.х.). в своей книге «Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра» («Большая книга о представителях шафи’итского толка») он сказал: «Абу аль-Хасан придерживался му’тазилитского толка в течение сорока лет и стал величайшим богословом этой школы. Когда же Аллах решил укрепить им свою религию и сделать его приверженцем истины, он уединился в собственном доме…» См. «Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра», т. 2, стр. 246. Далее он дословно повторил слова Ибн ‘Асакира, которые мы процитировали выше.

Об этом также поведал Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Фархун аль-Йа‘мари аль-Мадани аль-Малики (скончался в 799 г.х.). В своей книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб» («Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского толка») он сказал: «Поначалу Абу аль-Хасан аль-Аш’ари был му’тазилитом, но впоследствии он стал придерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало много удивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяце рамадан он увидел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так и произошло, и хвала за это надлежит только всевышнему Аллаху». См. «ад-Дибадж аль-Музаххаб», стр. 193.

Об этом также рассказывал Сейид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хусейни аз-Зубейди, больше известный как аль-Муртада. В своей книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин» («Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге «Возрождение наук о вере») он сказал: «Абу аль-Хасан аль-Аш’ари обучался религиозно-философским взглядам у му’тазилитского шейха Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своим учителем и публично отрекся от му’тазилитских воззрений. Поднявшись на кафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: „Некоторые из вас меня знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то. Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию в будущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний. Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му’тазилитских воззрений, будучи убежденным в их ошибочности“. Затем он начал опровергать взгляды му’тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений». Далее он сказал: «Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Аш’ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му’тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: «аль-хайат» /жизнь/, «аль-‘ильм» /знание/, «аль-кудра» /власть, могущество/, «аль-ирада» /желание/, «ас-сам’» /слух/, «аль-басар» /зрение/, «аль-калам» /речь/. В то же время он продолжал истолковывать предикативные качества Аллаха, такие как «аль-уаджх» /лик/, «аль-йадан» /две руки/, «аль-кадам» /стопа/ и «ас-сак» /голень/. На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений. Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге «аль-Ибана» («Разъяснение основ вероисповедания»), которую он написал в последние годы своей жизни». См. «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин», т. 2, стр. 3.

Имам ас-Сиджзи говорил: «Аль-Аш’ари провёл сорок лет на убеждениях му’тазилитов, затем покаялся». См. «Рад ’аля ман анкара харф» стр. 168.

Опираясь на эти высказывания великих богословов можно без малейшей доли сомнения утверждать, что Абу аль-Хасан аль-Аш’ари отрекся от му’тазилитских воззрений и стал верным последователем первых мусульман, исповедуя воззрения, опирающиеся на священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада, мир ему и наилучшее благословение Аллаха.