Эпонимом и основателем джахмизма /араб. الجهمية — аль-джахмийя/ был Джахм ибн Сафван, известный как Абу Мухриз. Его деятельность привлекла к себе внимание богословов в 102 г.х. Он полностью отрицал свободу воли, первым начал распространять еретические воззрения о сотворении Корана и полностью отрицал божественные качества. Он вел ожесточенные дискуссии в Хорасане, Термезе и Мерве с мурджиитами, муътазилитами и антропоморфистами, которые не разделяли его взглядов. По мнению большинства историков, он был казнен в 128 г.х. в Мерве за свои еретические взгляды. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Фактически, они отрицают и Его прекрасные имена, потому что понимают их в переносном смысле.
Ибн Таймия в книге «аль-Фатва аль-Хамавия аль-Кубра» («Большая Хамавийская фетва») писал: «Впервые подобные взгляды стал исповедовать Джа’д ибн Дирхам, от которого их перенял Джахм ибн Сафван. Он начал распространять эти взгляды, и поэтому джахмиты ссылаются именно на него. Рассказывают, что Джа’д перенял эти взгляды от Абана ибн Самана, который перенял их от Талута, который в свою очередь перенял их от брата своей матери Лубейда ибн аль-А’сама. Это был тот самый иудей-колдун, который околдовал Пророка, мир ему и благословение Аллаха».
Джахмиты также считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора. Они также считают, что веру нельзя расчленить на убеждения, слова и деяния. Они говорят, что вера — это знание об Аллахе, а неверие — это незнание о Нем. При этом они полагают, что если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они также считают, что вера у всех одинаковая — от пророков до рядовых мусульман. Джахмиты также отрицают многие события, которые произойдут в Судный день. Они не верят в Мост, который будет проложен между хребтами Ада, не верят в Весы, отрицают возможность лицезреть Аллаха, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они также отрицают высокое местонахождение Аллаха и повторяют слова пантеистов о том, что Аллах Своей сущностью находится среди творений. Воззрения джахмитов опровергали многие авторитетные мусульманские богословы, среди которых можно выделить Ахмада ибн Ханбаля, Ибн Кутейбу, ад-Дарими, Ибн Таймию и др.
Сказал Ибн Хаджар: «Джахмиты — это те, кто отрицает атрибуты Аллаха, которые подтверждены Кораном и Сунной, и те, кто говорит, что Коран — это создание Аллаха (а не Его слова). См. «Хадью Сари» 459.
Сказал Имам Йазид бну Харун: «Тот, кто утверждает, что Милостивый возвысился над Троном, но не так как это считают люди, то есть отрицают смысл возвышения или сделал ему таувиль, то он джахмит!» Абу Дауд в «Расаиль имам Ахмад» 268-269.
Сказал Шейхуль-Ислам: «Поистине, наши предшественники называли джахмитом того, кто отрицает атрибуты Аллаха или говорит, что Коран — это создание Аллаха, или говорит, что Аллаха невозможно увидеть в Раю». См. «Маджумуъу расаил уа масаиль» 3-427.
Абу Ханифа сказал: «Всевышнего Аллаха нельзя описывать качествами Его творений. Его гнев и Его довольство являются двумя Его качествами, в отношении которых не следует задавать вопрос «каковы (они)» /биля кяйфа/. Таково воззрение людей, являющихся приверженцами Сунны и объединяющихся вокруг нее /Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а/. Аллах гневается и проявляет довольство, и нельзя говорить: «Его гнев – это Его наказание, а Его довольство – это Его награда». Мы описываем Его так же, как Он описал Себя Сам: Ахад /Единый/, Самад /Самодостаточный/, лям йалид уа лям йуляд уа лям йакун ляху куфуван ахад /Он не рождал и не был рожден, и нет никого, подобного Ему/, Хайй /Живой/, Кадыр /Всемогущий/, Сами’ /Всеслышащий/, Басыр /Всевидящий/, ‘Алим /Всезнающий/. Рука Аллаха над их руками, однако Его Рука не подобна рукам Его творений, а Его Лик не подобен ликам Его творений». См. «аль-Фикх аль-Абсат», стр.56.
Абу Ханифа сказал: «У Него есть Рука /йад/, Лик /уаджх/ и Сущность /нафс/, о чем Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос «каковы (они)». Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука – это Его могущество /кудра/ или Его милость /ни’ма/, поскольку в подобных высказываниях содержится отрицание /ибталь/ качеств Аллаха, что является воззрениями кадаритов и муътазилитов». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.
Абу Ханифа сказал: «Никому не следует говорить что-либо о сущности Аллаха. Наоборот, Его следует описывать так, как Он описал Себя Сам. Нельзя говорить о Нем то, что основывается на личном мнении /райй/. Благословен Всевышний Аллах, Господь миров!» «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (2/427). Исследование д-ра ат-Турки «Джала’ аль-‘Айнайн» (стр. 368).
Когда Абу Ханифу спросили о нисхождении Аллаха на ближнее небо /ан-нузуль/, он ответил: «Он нисходит так, относительно чего нельзя задавать вопрос “как”». «Акыда ас-Салаф Асхаб аль-Хадис» (стр.42) и «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Байхаки (стр.456). Аль-Кавсари об этом умолчал. См. также «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (стр.245), хадисы и предания которого проверены на достоверность шейхом аль-Албани, и комментарий аль-Кари к «аль-Фикх аль-Акбар» (стр.60).
Ибн Абд аль-Барр передал, что Мус’аб бин Абдуллах аз-Зубайри сказал: «Малик бин Анас говорил: «Мне ненавистны спекулятивные рассуждения /калам/ о религии. Жители нашего города [т.е. Медины] также всегда ненавидели и запрещали это. К примеру, спекулятивные рассуждения /калам/ о мнениях джахмитов, кадаритов и им подобных [сектантов]. Нежелательно разговаривать о чем-либо, за исключением того, в основе чего лежит дело. Что же касается спекулятивных рассуждений о религии Аллаха и о Великом и Всемогущем Аллахе, то молчание [об этом] для меня милее, поскольку я видел, что жители нашего города запрещают рассуждения о религии, если только они не касаются какого-либо дела» См. «Джами’ Байан аль-’Ильм уа Фадлих», стр. 415.
Аль-Харави передал, что Ашхаб бин ’Абдуль-’Азиз сказал: «Я слышал, как Малик говорил: «Остерегайтесь ереси /бид’а/!». Кто-то спросил: «О, Абу ’Абдуллах! А что такое ересь?» Он ответил: «Это – еретики, которые говорят об Именах Аллаха, Его качествах, Его Речи, Его Знании и Его Могуществе, не воздерживаясь при этом от таких разговоров, от которых воздерживались сподвижники и те, кто искренне и в точности последовал за ними». См. «Замм аль-Калам» (каф 173 — алиф).
Абу Ну’айм передал, что аш-Шафи’и сказал: «Если к Малику бин Анасу приходил кто-нибудь из числа тех, кто следовал за своими страстями, он [т.е. имам Малик] ему говорил: “Что касается меня, то я имею ясное представление о своем Господе и своей религии. Что же касается тебя, то ты – сомневающийся. Так ступай к такому же сомневающемуся и спорь с ним!”» См. «аль-Хилья», 6/324.
Ибн аль-Каййим в своей книге «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» привел следующие слова имама аш-Шафи’и: «Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши соратники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает». «Иджтима’ аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 165) и «Исбат Сыфат аль-Улув» (стр.124). См. также «Маджму’ аль-Фатава» (4/181-183) и «аль-Улувв» (стр.120) аз-Захаби.
Аз-Захаби привел следующие слова аль-Музани: «Я говорил: “Если кто-то и сможет успокоить мой разум и избавить меня от тревожащих мыслей, относящихся к одному из вопросов единобожия, то это аш-Шафи’и”. Я отправился к нему и повстречал его в одной из мечетей Египта. Усаживаясь перед ним, я сказал: «Мой разум беспокоит один вопрос, связанный с единобожием, и я не знаю никого, кто был бы столь же сведущим, как ты. Так что же ты можешь сказать относительно этого вопроса?» Аш-Шафи’и разгневался, а затем спросил: «Знаешь ли ты, где находишься?» «Да», – ответил я. Он сказал: «Ты в том месте, где Аллах потопил Фараона. Дошел ли до тебя какой-нибудь хадис, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел задавать такие вопросы?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А говорили ли об этом сподвижники?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Известно ли нам, сколько звезд на небе?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А знаешь ли ты, к какому роду относится хотя бы одна из планет, когда у нее восход и закат, из чего она сотворена?» Я снова ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Если тебе неведомо сотворенное, которое ты видишь воочию, то как же ты можешь говорить о знании их Творца?!» Затем он задал мне вопрос о малом омовении. Отвечая на него, я допустил ошибку, и он изложил мне этот вопрос с четырех сторон, однако я ничего не понял. Тогда он сказал мне: «То, в чем ты нуждаешься пять раз в день, ты оставляешь, но зато обременяешь себя тем знанием, которое относится к Творцу! Когда этот вопрос будет беспокоить твой разум, то обратись к следующим словам Всевышнего Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного. Поистине, в сотворении небес и земли…» Сура «аль-Бакара», аяты 163-164. Узнавай (о величии) Творца посредством того, что Он сотворил, и не обременяй себя тем, что не способен постичь твой разум!» См. «Сийар А’лям ан-Нубала», 10/31.
Аль-Лалакаи передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что аш-Шафи’и сказал: «Тот, кто говорит, что Коран сотворен, является неверующим». См. «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а» (1/252).
Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал: «Один мужчина обратился к аш-Шафи’и, сказав: «Поведай мне о Коране! Является ли он творящим?» Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, нет!». «Является ли он сотворенным?» Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, нет!» Этот человек снова спросил: «Значит, он несотворен?» Аш-Шафи’и ответил: «Боже мой, да!» Мужчина спросил: «А какие доказательства, что он несотворен?» Тогда аш-Шафи’и поднял голову и спросил: «Ты признаешь, что Коран является Словом Аллаха?» Тот ответил: «Да». Аш-Шафи’и сказал: «А это уже было сказано до тебя. Всевышний Аллах сказал: “Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха” Сура «ат-Тауба», аят 6. “А с Мусой Аллах разговаривал напрямую” Сура «ан-Ниса», аят 164. Далее аш-Шафи’и спросил у него: «Ты признаешь, что Аллах всегда существовал, обладая даром речи? Или же ты считаешь, что Аллах всегда существовал, не обладая даром речи?» Человек ответил: «Нет, Аллах всегда существовал, обладая даром речи». Услышав это, аш-Шафи’и улыбнулся и сказал: «О, жители Куфы! Поистине, вы приходите ко мне, говоря об опасных и серьезных вещах. Если вы признаете, что Аллах существовал извечно также как и Его Речь, то откуда вы взяли следующие слова: “Поистине, Речь – это Аллах, либо все, кроме Аллаха, либо не Аллах, либо без Аллаха”?! Тогда мужчина умолк и вышел». См. «Манакиб аш-Шафи’и», 1/407- 408.
Ибн Аби Йа’ла привел следующие слова Абу Бакра аль-Марвази: «Я спросил у Ахмада бин Ханбаля об отвергаемых джахмитами хадисах, относящихся к качествам [Аллаха], лицезрению [Аллаха в будущей жизни], ночному переносу [пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, из Мекки в Иерусалим] и рассказу о Троне [‘арш]. Назвав эти хадисы достоверными, он сказал: “Мусульманская община /умма/ получила и приняла их. Сообщения же передаются так, как они дошли [от пророка]”» См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/56.
В «Китаб аль-Михна» Ханбала сообщается, что имам Ахмад сказал: «Великий и Всемогущий Аллах всегда был говорящим /мутакаллим/. Коран – это Слово Великого и Всемогущего Аллаха, и он никоим образом не является сотворенным. Нельзя описывать Аллаха теми качествами, которые выходят за пределы того, чем Великий и Всемогущий описал Себя Сам». См. «Китаб аль-Михна», стр.68.
Аль-Лалакаи передал от Ханбала, что он спросил имама Ахмада о лицезрении Аллаха (в будущей жизни). Имам Ахмад ответил: «Хадисы об этом достоверны. Мы веруем в них и признаем. Мы веруем и признаем все, что передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, через хорошие цепочки передатчиков /асанид джаййида/». См. «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джама’а» 2/507.
Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбала, адресованное Мусаддаду, в котором, в частности, было написано: «Описывайте Аллаха теми же качествами, которыми Он описал Себя Сам! И отвергайте в отношении Аллаха то же, что Он отверг в отношении Себя Сам!» См. «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 221.
В книге «ар-Радд ‘аля аль-Джахмиййа» /«Опровержение джахмитов»/, которую написал имам Ахмад, передаются следующие его слова: «Джахм бин Сафван утверждал, что тот, кто описывает Аллаха теми качествами, которыми Он описал Себя Сам в Своем Писании либо передал через Своего посланника, является неверующим и антропоморфистом». См. «ар-Радд ‘аля аль-Джахмиййа», стр.104.
Ибн Таймийя в книге «Дар’» привел следующие слова имама Ахмада: «Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения /биля хадд/ и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его описывающие либо ограничить Его (качества). Качества Аллаха от Него и принадлежат Ему. Он таков, как Он описал Себя Сам. Взоры не могут постичь Его». См. «Дар’ Та’аруд аль-’Акль ва ан-Накль» 2/30.
Ибн Абу Йа’ла привел следующие слова имама Ахмада: «Тот, кто утверждает, что Аллаха нельзя будет увидеть в будущей жизни, является неверующим, считающим ложью Коран». См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/59, 145.
Ибн Абу Йа’ла привел следующие слова ’Абдуллаха бин Ахмада: «Я спросил своего отца о тех людях, которые говорят: “Когда Аллах разговаривал с Мусой, то Он не говорил посредством звука /би-саут/”. На это мой отец ответил: “Аллах разговаривал посредством звука /би-саут/. Мы передаем эти хадисы так же, как они дошли до нас”» См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/185.
Аль-Лалакаи передал, что Абдус бин Малик аль-Аттар сказал: «Я слышал, как Абу ’Абдуллах Ахмад бин Ханбаль говорил: «…а Коран – это Слово Аллаха, и он не является сотворенным. И не переставай говорить, что он [т.е. Коран] несотворен, ибо Слово Аллаха [исходит] от Него, а все, что [исходит] от Него, не является сотворенным». См. «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джама’а» 1/157.
Истину сказал имам Ибн аль-Мубарак: «Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов». аль-Бухари в «Халькъу аф’алиль-‘ибад» 72.
Имам аль-Бухари привел хадис «Большинство лицемеров моей уммы – это чтецы Корана» в своей книге «Халькъ аф’аль аль-‘ибад» и сказал: “Коран могут читать и му’аттыля (обессмысливающие качества Аллаха), и джахмиты, и приверженцы страстей, и др.”. См. “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 2/310.
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Халькъ аф’аль аль-’ибад уа рад ’аля аль-джахмийя» пишет: «Язид ибн Харун (118-206 г.г по хиджре) предостерегал от джахмитов и говорил: «Кто полагал, что Милостивый Возвысился над Троном, противореча тому что (при этом) западает в сердца (в понимание) людей, тот джахмит». Стр.15. Издательство «Муассара ар-Рисаля» 1411 г. Третье издание. Эти слова передает Имам аз-Захаби в своей книге «аль-Улув». Эти слова, передавал так же Имам Абу Давуд в «Масаиль» от Ахмада ибн Синана от Шаза ибн Яхьи.
Имам аз-Захаби говорит после этих слов Язида ибн Харуна: «… Под людьми следует понимать большинство Уммы и Ученых, в сердца которых (при чтении этого аята) западает то, на что указывает речь-обращение, с одновременным убеждением, что Вознесшийся, нет ничего подобного Ему. Это то, что западает в здравые сердца здравомыслящее восприятие…». См. «Мухтасар аль-Улув» стр. 167.
Имам Ибн Абу Хатим ар-Рази (240-327 г по хиджре) передает от своего отца: «Я спросил своего отца и Абу Зуръа ар-Рази о вероубеждениях Ахлю-Сунна в Основах религии и о том, что они узнали о(т Ученых, которых встречали в землях Ирака, Хаджаза, Шама, Йемена. (Они сказали мне), что их вероубеждениями было: …
— То, что Аллах на Троне Своем, отделен от творений, так как Он Сам Себя описал в Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, без вопроса „как“? Он все охватил Своим Знанием: „Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий“. …
— Признаком людей нововведения являются выпады в сторону „Ахлю аль-Асар“ (приверженцев наследия от Салаф ас-Солих). Признаком зиндиков (еретиков) является называние „Ахлю-Сунна“ (приверженцев Сунны)- хашавитами. Этим они пытаются объявить ложью наследие (от Салаф ас-Солих). Признаком джахмитов является называние „Ахлю-Сунна“- мушаббиха (уподобляющие)…». См. Книга «Шарх Усуль аль-Иътикъад» Имама аль-Ляликаи аш-Шафии. 1\200
Имам Абу Ну’айм аль-Асбахани ас-Суфи аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Махаджат аль-Уасикъин», сказал: «И они на единогласии, что Аллах над небесами, и что Он высоко над Своим Троном, и сделал Истиуа над ним, [и] не овладел им, как говорят джахмиты». См. «Акъауиль ас-Сикат», стр. 90, «Ляуами’ аль-Ануар аль-Бахия», 1/196-197, Абу аль-’Аун аль-Исфарайни.
Также Абу Ну’айм аль-Асбахани, в своей книге по ‘акыде сказал: «Наш путь — это путь Саляфов, которые следовали за Кораном, Сунной и за единогласием Уммы, и из того, во что они верили было…», далее аль-Асбахани перечисляет несколько пунктов, во что должен верить каждый мусульманин, и продолжает: «И что хадис который был передан от Пророка, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, о Троне, и Вознесении Аллаха над ним, они (Саляфы) подтверждали их не говоря об их „кейфии“, и не уподобляя их творениям; и что Аллах Та’аля отдален от Своих творений, и Его творения отдалены от Него… Он Возвысившийся над Троном, над небесами…». См. «Китаб аль-’Арш», 2/345-346, «аль-Улув», стр. 243, Имам аз-Захаби.
Имам аз Захаби (673-748 г по хиджре) писал: «Мы скажем: мы не согласны, что то, что если Творец над ’Аршем, над небесами — делает обязательным, чтоб Он был в месте, или стороне, так как место и сторона существует ниже ’Арша, а над ним этого нет. Аллах над Своим ’Аршем, как в этом были едины первое поколение и это передали от них имамы. Они говорили это опровергая джахмитов, которые говорят, что Он в каждом месте, приводя в довод Его слова „Он с вами, где бы вы не были“ [иджма мусульман, что тут имеется ввиду знание]». См. аль-’Улув, 268.
Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Однако милость Аллаха в отношении Своих рабов проявляется в том, что имамы этой уммы правдивы в речах как, например, четыре имама и другие (ученые)… Они порицали приверженцев калама из числа джахмитов за их высказывания о Коране, вере и качествах Господа. Каждый из этих имамов имел такое же вероубеждение, которого придерживались праведные предшественники из первых поколений мусульман (саляф). Все они были единодушны в том, что Аллаха можно будет увидеть в будущей жизни, что Коран, будучи Словом Аллаха, несотворен, и что обязательным условием веры является подтверждение сердцем и языком». См. «Китаб аль-Иман», стр. 350-351. Издательство «аль-Мухамадийя».
Ибн Таймийя также сказал: «Все известные имамы подтверждают качества Всевышнего Аллаха и говорят: «Поистине, Коран – это Слово Аллаха, и он не является сотворенным». Они также говорят: «Поистине, Аллаха можно будет увидеть в будущей жизни». Таков мазхаб сподвижников и тех мусульман, кто искренне и в точности последовал по их стопам, будь они из потомков пророка или из числа других людей. Таким же является мазхаб тех имамов, примеру которых последовали мусульмане: Малика бин Анаса, ас-Саури, аль-Ляйса бин Са’да, аль-Ауза’и, Абу Ханифы, аш-Шафи’и и Ахмада…». См. «Минхадж ас-Сунна» 2/106.
Сказал имам Ибн Хузайма (ум. 311 г.х.), да смилуется над ним Аллах: «Раздел об утверждении для Аллаха Ног, Свят Он и Велик — даже если это будет ненавистно джахмитам му’аттылям, которые впали в куфр по отношению к Качествам нашего Творца, Свят Он и Велик, которые Он сам себе утвердил в ясных текстах (мухкам) своей Книги, и на языке своего избранного Посланника, мир ему.
Сказал Аллах, упоминая идолов, к которым взывают некоторые кафиры помимо Аллаха: «Есть ли у них ноги, которыми бы они ходили? Или у них есть руки, которыми бы они хватали? Или у них есть глаза, которыми бы они смотрели? Или у них есть уши, которыми бы они слышали? Скажи: „Взывайте к своим сотоварищам!“» Сура «аль-А’раф», аят 195.
И сообщил нам наш Господь, Свят Он и Велик, что тот [кто поклоняется тому] у кого нет ни ног, ни рук, ни глаз, и он не слышит — тот подобен животным, и даже ещё более заблудшие.
И джахмиты-му’аттыли, которые хуже, чем иудеи, христиане и маджусы — они подобны животным, и даже еще более заблудшие!» См. «ат-Таухид», 1/202.
﴿ بَابُ ذِكْرِ إِثْبَاتِ الرِّجْلِ لِلَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَإِنْ رَغَمَتْ أُنُوفُ الْمُعَطِّلَةِ الْجَهْمِيَّةِ، الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِصِفَاتِ خَالِقِنَا عَزَّ وَجَلَّ الَّتِي أَثْبَتَهَا لِنَفْسِهِ فِي مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ , وَعَلَى لِسَانِ نَبِيِّهِ الْمُصْطَفَى صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ يَذْكُرُ مَا يَدْعُو بَعْضُ الْكُفَّارِ مِنْ دُونِ اللَّهِ: {أَلَهُمْ أَرْجُلٌ يَمْشُونَ بِهَا، أَمْ لَهُمْ أَيَدٍ يَبْطِشُونَ بِهَا، أَمْ لَهُمْ أَعْيُنٌ يُبْصِرُونَ بِهَا أَمْ لَهُمْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا، قُلِ ادْعُوا شُرَكَاءَكُمْ} [الأعراف: 195] فَأَعْلَمَنَا رَبُّنَا جَلَّ وَعَلَا أَنَّ مَنَ لَا رِجْلَ لَهُ، وَلَا يَدَ، وَلَا عَيْنَ، وَلَا سَمْعَ فَهُوَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُوَ أَضَلُّ , فَالْمُعَطِّلَةُ الْجَهْمِيَّةُ: الَّذِينَ هُمْ شَرٌّ مِنَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسِ: كَالْأَنْعَامِ بَلْ أَضَلُّ؛ ﴾