Матуридиты /араб. الماتريدية — аль-матуридийа́/ – представители еще одного крупного направления в каламе, возникшего в III в. хиджры. Эпонимом этой школы был Абу Мансур Мухаммад бин Мухаммад аль-Матуриди (ум. 333 г.х.).
Основатель мазхаба матуридитов Абу Мансур Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд аль Матуриди ас-Самарканди, Матурид это место рядом с Самаркандом, в месте, что сегодня является Узбекистаном. Не существует полной биографии о нем и его воспитании и от кого он брал знания. Среди упоминающихся его учителей: Абу Наср Ахмад аль-Лияди, Насир бин Яхъя аль-Бальхаки, Мухаммад бин Мутакаатиль ар-Рази, Абу Бакр Ахмад аль-Джаузани.
Он почитается и уважаем среди матуридитов, которые дали ему различные титулы такие как «Имам Мутакалимов». Он был современником Абу Хасана аль-Аш’ари (умер 324 х.), но не известно точно встречались ли они или нет. Общее для них обоих это то, что они жили во времена борьбы между людьми Сунны и нововведенцами джахмитами и му’тазилитами. Джахмиты и му’тазилиты были пионерами ’ильмуль-каляма, они распространили множество заблуждений среди мусульман. Куллябиты, матуридиты и аш’ариты были тоже последователями ’ильмуль-каляма, и их доктринные позиции представляли собой попытку найти компромис между тем что было заложено их предшественниками в определенных позициях, особенно на тему аль-Асма уа ас-Сыфат и между тем, что было мазхабом праведных предшественников /саляфов/.
Матуридиты вышли из ханафитского мазхаба (в фикхе), а аш’ариты вышли из куллябитского мазхаба во время этих конфликтов. Результатом было то, что они пытались найти золотую середину между му’тазилитами и джахмитами с одной стороны и ахлюль-хадис с другой стороны, используя калямитские (рационалистические) принципы . Они отрицали сыфаты фи’лия /действия Аллаха связанные с Его мощью и желанием/, считая их «Хауадис» /событиями/. Это было сделано для того, чтобы сохранить рационалистическое доказательство, которое они разделяли с джахмитами и му’тазилитами, чтобы доказать атеистам то, что Вселенная была создана, используя язык, классификацию и терминологию атеистов. По этой причине куллябитско-аш’аритское вероубеждение очень похоже на матуридитское, так как их корни и основы исходят из одного источника. Эти основы были взяты от джахмитов и му’тазилитов, так как они были их предшественниками, даже если куллябиты, аш’ариты и матуридиты отличались в некоторых вопросах от их сородичей мутакаллимов.
Абу Мансур аль-Матуриди умер в 333 х., он оставил после себя определенное количество работ, среди них «Тауилят ахлюс-Сунна», в которых он собрал вместе много таъуилей /искажения текста от его очевидного смысла на другой смысл, на основании рационалистического толкования/, основа которых лежит в мазхабе джахмитов и му’тазилитов, в их попытке рационалистического толкования аятов содержащих атрибуты Аллаха. Он так же имел книгу «Китаб ат-Таухид», основанную на пути джахмитов и му’тазилитов подтверждая рубубийю Аллаха /Господство/ по средством каляма в тоже время отрицая или аллегорически истолковывая Атрибуты, противореча пути саляфов в этом, отличаясь от джахмитов и му’тазилитов в том, что не возможно отрицать без лишения законной силы их рационалистического доказательства существования Аллаха. Он так же писал опровержения му’тазилитам, рафидитам и карамитам.
Вероубеждения куллябитов, аш’аритов и матуридитов схожи друг с другом, в том, что они все основаны в отрицании того, что они «хауадис» /события/ в отношении Аллаха /термин используемый чтобы обозначить дела Аллаха, которые связаны с Его силой и мощью/. Они представляют вселенную ничто как собрание событий /хауадис/, тогда все, что дает предположение о событии в ниспосланных текстах, должно быть истолковано. Поэтому они делают таъуиль истауа /вознесение/, нузуль /снисхождение/ и гадаб /гнев/, махабба /любовь/, рида /довольство/ и так далее.
В их дебатах с му’тазилитами, они не могли освободиться полностью от сомнения и аргументов му’тазилитов против них в этом вопросе, в то время они смогли с ними спорить рационалистически в подтверждение некоторых атрибутов. Поэтому вероубеждение этих сект сформировались вокруг подтверждения Имен Аллаха и некоторых атрибутов, в то же время отрицая сыфаты фи’лия.
Все эти группы противоречат вероубеждению саляфов, чья ’акыда была в подтверждении Аллаха того, что Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердили в отношении Него, оставляя такийф и ташбих, держась за тексты Корана и Сунны в отношении атрибутов Аллаха. Так же различные новые термины философов не имеют место в Коране и Сунне и не были использованы праведными предшественниками.
Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал, упомянув некоторые вещи, приписываемые Абу Ханифе: «Внешне, эти противоречия недостоверны от Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах. Но это передается от его сторонников, поскольку среди этих вещей (приписанных ему) есть явно непристойные, которыми он бы не был доволен! Рассказал ат-Тахауи историю, произошедшую между Абу Ханифой и Хаммадом ибн Зайдом. Как-то Хаммад передал ему хадис про ислам и иман, и сказал Абу Ханифе: «Разве ты не видишь, как Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: „Какое проявление Ислама самое лучшее?“ Он ответил: „Иман“, а затем сделал из числа имана хиджру и джихад. Абу Ханифа замолчал. Тогда некоторые его сторонники сказали: „Разве ты не ответишь ему, о Абу Ханифа?!“ На что Абу Ханифа сказал: „Чем же мне ему ответить?! Ведь он рассказывает мне это от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!“» См. «Шарх ‘акъида ат-тахауия» 395.
Так же эту же историю между Хаммадом и Абу Ханифой с разных сторон приводил и имам Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 9/247.
И опираясь на это шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-Бадр в «Зияда аль-иман» 336-337 и Мухаммад аль-Хамис в «Усуль ад-дин ‘инда аль-имам Аби Ханифа» 114-116 сказали, что внешне это указывает на то, что Абу Ханифа отказался от своего мнения, что деяния не из имана. Да и как следует думать иначе, если сам Абу Ханифа как и другие имамы говорил: «Если хадис достоверный, то это мой мазхаб!» См. «аль-Хашия Ибн ‘Абидин» 1/63.
Имам ас-Сабуни в своей книге «’Акъыдату саляф уа асхабиль хадис» на 13 странице: «Я учился у Абу ‘Абдуллаха ибн Аби Хафса аль-Бухари, которого единогласно признавали шейхом Бухары. Он был одним из главных соратников Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ученика Абу Ханифы). И он рассказывал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Хаммад ибн Аби Ханифа рассказывал: «Мы сказали этим (отрицающим): «Вы что не встречали слов Аллаха: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»? Или Его слов: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами»?! Разве не придет наш Господь, как Сам сказал об этом?! Разве ангелы Его не придут, выстроившись рядами?! Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под Его пришествием, и не знаем, как Он приходит». Тогда мы сказали им: «А мы и не обязываем вас знать, как Он это делает, однако обязываем вас верить в это. Что вы скажете о том, кто станет отрицать, что ангелы придут, выстроившись рядами?» Они ответили: «Мы считаем такого неверным, объявляющим истину ложью». Мы сказали: «Вот также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью».
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя писал: «А что касается утверждений о том, что значение божественных качеств от нас сокрыто, то нам хорошо известно, что Аллах повелел нам размышлять над Кораном и призвал нас уразуметь его смысл. Разве можно после этого отказываться от размышления и уразумения смысла коранических откровений?» Далее он писал: «Из их утверждений следует, что пророкам был неизвестен смысл божественных качеств, которые упомянуты в Коране и которыми Аллах охарактеризовал Себя. Более того, выходит, что пророки говорили слова, смысл которых они не понимали». Он также сказал: «Подобные воззрения умаляют достоинство Корана и пророков. Только подумайте, Аллах ниспослал Коран и сделал его руководством и разъяснением для людей. Он повелел Своему посланнику донести до людей истину в ясном виде и разъяснить людям то, что им ниспослано. Он повелел людям размышлять над Кораном и постигать его смысл. Он ниспослал откровения о своих божественных качествах, которые являются самыми славными кораническими повествованиями. А теперь представьте себе, что смысл этих божественных качеств никому неизвестен. Это значит, что Посланник не разъяснил людям то, что им ниспослано, и не донес до них истину в самом ясном виде. И если бы это действительно было так, то каждый еретик мог бы сказать: “Истиной является то, к чему я пришел сам. Священные тексты не противоречат моим воззрениям, потому что они запутаны и иносказательны. Никто не знает их истинного смысла, и никто не имеет права опираться на доказательства, смысла которых он не знает”. Подобные ошибочные воззрения мешают людям постичь истину, которую принесли и разъяснили пророки, и помогают тем, кто противится им. Еретики могут воспользоваться этим и сказать: “Истина заключается в наших словах, а не в словах Божьих пророков. Мы говорим осознанно и обосновываем свои слова логическими доводами, в то время сами пророки не знали смысла своих изречений и тем более не могли объяснить его людям”. Из этого следует, что утверждения о том, что значения божественных качеств нам неизвестны и что эти воззрения соответствуют Сунне и воззрениям праведных предков, являются самыми ужасными измышлениями еретиков» См. книгу «аль-’Акль уа ан-Накль» в комментариях к книге «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийа», т. 1, стр. 116-117.
Шейха ‘Абдуллаха ибн Йусуф аль-Джудай’ отозвался о аль-Матуруди и о самой матурудийской школе: «Есть еще другая группа, которая соответствует аш’аритам в убеждениях, известная как «Матурудия», последователи Абу Мансура аль-Матуруди, которого считают вторым имамом Ахлю-сунна уаль-джама’а. Как это считают они! Абу Мансура аль-Матуруди ас-Самарканди причисляют к ханафитским факихам, именно поэтому, большинство последователей этой школы – ханафиты. Этот человек любил много спорить, философствовать в отношении имен и качеств Аллаха, и не был из тех, кто изучает хадисы, высказывания сподвижников или таби’инов. У него не было таких последователей, которые бы сделали известной его школу. Затем появилось такое течение, которое переняло его убеждения, и в то же время, они утверждали, что являются ханафитами. В последнее время эта школа получила известность и все это по причине того, что люди отдалились от Сунны и стали невежественны до такой степени, что не знают из имамов ахлю-Сунна никого, однако признают лишь Абу-ль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Мансура аль-Матуруди.
Во многих исламских университетах и школах преподается ‘акыда Абу Хасана аль-Аш’ари, либо Абу‘акыда Абу Мансура аль-Матуруди. И, к большому сожалению, многие ученые, вышедшие из стен этих университетов, не знают о единобожии ничего, кроме аш’аритского или матурудийского толка.
Я увидел книгу Матуруди, которая называется: «Китабу Таухид» (Книга единобожия). О, Аллах прости ему за это, ведь уместнее было бы назвать ее книгой философии или споров, которая переполнена догадками». См. «‘Акыда салафия фи калями Раббиль-бария уа кашфи абатыли мубтади’ах раддия» 279-280.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Идеальные правила в отношении имен и атрибутов Аллаха»:
«Мусульманин не имеет права искажать очевидный смысл священных текстов, потому что это противоречит контексту божественных откровений. Однако некоторые люди все-таки искажают очевидный смысл божественных качеств. Другие распространяют эти правила даже на имена Аллаха. А третьи искажают очевидный смысл только некоторых качеств. К последним относятся аш’ариты и матуридиты. Они верят в те качества, которые, по их мнению, соответствуют здравому смыслу, и отрицают те качества, которые, по их мнению, противоречат здравому смыслу.
Мы говорим им: «Вы отрицаете некоторые божественные качества, полагая, что они противоречат здравому смыслу. Вы же путем логической аргументации утверждаете очевидный смысл некоторых других божественных качеств. Однако таким же путем можно доказать достоверность всех остальных божественных качеств, тем более, что это подтверждается священными текстами».
Например, они верят в божественное качество «аль-ирада» /желание/, но отрицают качество «ар-рахма» /милость, милосердие/, причем для подтверждения достоверности первого качества они пользуются священными текстами и логическими доводами.
Что касается доказательств из священных текстов, то к ним относится следующее высказывание Всевышнего: «Воистину, Аллах творит то, что пожелает» Сура «аль-Хадж», аят 14.
Что же касается логических доводов, то сотворение различных творений и наделение их соответствующим обликом и соответствующими качествами уже свидетельствуют о том, что Аллах делает то, что пожелает.
Однако, как мы уже сказали, они отрицают качество «ар-рахма» /милость, милосердие/. При этом они говорят: «Милосердие подразумевает уступчивое отношение Аллаха к творениям, что не может быть присуще Аллаху». Они искажают смысл священных текстов, в которых упоминается о милосердии Аллаха и говорят, что «ар-Рахим» /Милосердный/ означает «Одаряющий благами, Желающий добра».
В ответ мы говорим им, что «ар-рахма» /милость, милосердие/ является одним из качеств Всевышнего Аллаха, о котором свидетельствуют многочисленные священные тексты. Этих текстов намного больше, чем доказательств того, что одним из божественных качеств является «аль-ирада» (желание). Аллах назвал
Себя именами «ар-Рахман ар-Рахим» /Милостивый и Милосердный/ Сура «аль-Фатиха» /«Открывающая писание»/, аят 3.
Он поведал о милосердии, как о божественном качестве, и сказал: «Твой Господь — Прощающий, Обладающий милосердием» Сура «аль-Кахф», аят 58.
Он также поведал о том, что проявление милости является одним из божественных деяний, и сказал: «Он карает, кого угодно, и милует, кого угодно» Сура «аль-’Анкабут», аят 21.
Доказать правдивость этого божественного качества также можно логическим путем. Рабы Божьи отовсюду получают неисчислимые блага и каждый миг избавляются от различных бед и несчастий, что само по себе является доказательством милости Великого и Могучего Аллаха. Эти обстоятельства в гораздо большей степени свидетельствуют о милости и милосердии Аллаха, нежели о божественной воле и желании, потому что милосердие Аллаха ясно каждому, тогда как уяснить роль воли и желания Аллаха удается далеко не всем.
Что же касается утверждения о том, что милосердие подразумевает уступчивое отношение Аллаха к творениям и что подобное не приемлемо в отношении Аллаха, то если бы такой довод был убедительным, то с его помощью можно было бы также опровергнуть такое божественное качество, как «аль-ирада» /желание/. Достаточно было бы сказать, что желание подразумевает стремление обрести пользу и уберечься от зла, что подразумевает нужду и зависимость и не приемлемо в отношении Всевышнего Аллаха.
Если же кто-то попытается возразить тем, что стремление обрести пользу и уберечься от зла присуще желаниям творений, то мы можем ответить: «То же самое можно сказать о милосердии, которое может иметь определенные недостатки только у творений».
Из всего сказанного становится ясно, насколько безосновательны воззрения людей, которые искажают смысл всех или некоторых божественных имен и качеств.
Кроме того, воззрения, которые исповедуют аш’ариты и матуридиты по отношению к именам и качествам Аллаха, не способны опровергнуть даже сомнительные доводы джахмитов и му’тазилитов, и тому есть несколько причин.
Это является неопровержимым доводом, из чего следует, что аш’ариты и матуридиты не способны опровергнуть ошибочные воззрения джахмитов и му’тазилитов. Сделать это можно только благодаря возвращению к воззрениям первых мусульман, которые избегали ереси и верили во все имена и качества Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране и изречениях посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. При этом они не уподобляли качества Аллаха качествам творений, не придавали им форму и описание, верили в их абсолютное совершенство и безупречность, не отказывались от их смысла вообще и не искажали его. Всевышний сказал: «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» Сура «ан-Нур», аят 40.
Примечание: Из сказанного выше становится ясно, что всякий, кто искажает смысл божественных качеств, фактически уподобляет качества Аллаха качествам творений, и наоборот.
Человек искажает очевидный смысл божественных качеств, потому что убежден в том, что вера в очевидный смысл качеств подразумевает уподобление Аллаха творениям. В результате такой человек вначале отождествляет качества Аллаха с качествами творений, а затем отказывается от их подлинного смысла и тем самым уподобляет Аллаха несовершенным тварям.
Если же человек отождествляет божественные качества с качествами творений, то он искажает их подлинный смысл по трем критериям.
Некоторые поздние ханафиты утверждают, что матуридиты есть сторонники Сунны, называя их ахлю-сунна уаль-джама’а. Также они говорят и про аш’аритов, ибо они двоюродные братья друг другу в вопросах убеждений.
Однако есть несколько пунктов, основываясь на которые нельзя согласиться с тем, что матуридиты является из ахлю-сунна уаль-джама’а:
Этот их путь содержит в себе отрицание многих атрибутов Всевышнего Аллаха.
Что касается атрибута речи, то они не верят в этот атрибут, и отрицают его от Всевышнего Аллаха, искажая при этом смыслы текстов Корана и Сунны. Ашъариты, матуридиты, а так же первые джахмиты единогласны в том, что Коран создан. В этом у них нет разногласий кроме какматуридиты и ашъариты добавили такое нововведение как то что они говорят Аллах говорит но не говорит буквами, которые слышны а говорит калямом нафс (в которых нет букв и звуков). Здравому разуму тяжело это понять, не говоря уже о понимании такого посредством Корана и Сунны.
А что касается других качеств как: «’улу» /вознесение Аллаха/, руки, глаза, лицо, голень, возвышение, снисхождение, гнев, довольство, стеснение и др. то они все это отрицают от Всевышнего Аллаха искажая при этом тексты Корана и Сунны. См. «Мадарику танзиль» насафи 2, 670.
И они пишут об этом в своих трудах и об этом говорили их идеологи. Если они сами подтверждают тот факт, что они вышли против пути предшественников, говоря что их путь умнее и лучше в понимании качеств Аллаха, то как можно говорить о том, что они из ахлю-сунна уаль-джама’а? Ведь термин ахлюс-сунна уаль-джама’а – означает: следование тому, на чём были первые люди этой уммы.
Это то, о чем также говорили до матуриджитов и их прародители – джахмиты. Истину сказал имам Ибн аль-Мубарак: «Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов». аль-Бухари в “Халькъу аф’алиль-‘ибад” 72.
А что касается доводов имама Абу Ханифы, что Аллах находится наверху, аль-Матуриди сказал: «Поистине, этот довод является доводом рафидитов, евреев, карамитов и всех тех, кто сравнивает (Аллаха с творениями)». См. «Шарху фикхуль акбар» аль-Кари 173. Получается, имам Абу Ханифа был из числа рафидитов, евреев и т.п.?
И мало того, можно с уверенностью сказать про них, что они джахмиты! Говорят наши праведные предшественники и имамы ахлюс-Сунна:
Сказал Имам Йазид бну Харун: «Тот, кто утверждает, что Милостивый возвысился над Троном, но не так как это считают люди, то есть отрицают смысл возвышения или сделал ему таувиль, то он джахмит!» Абу Дауд в «Расаиль имам Ахмад» 268-269.
Сказал Шейхуль-Ислам: «Поистине, наши предшественники называли джахмитом того, кто отрицает атрибуты Аллаха или говорит, что Коран — это создание Аллаха, или говорит, что Аллаха невозможно увидеть в Раю». См. «Маджумуъу расаил уа масаиль» 3-427.
По этой причине мы видим, что шейхуль-Ислам называл аш’аритов джахмитами. См. «Маджмуъуль-фатава 4-158.
Сказал Ибн Хаджар: «Джахмиты – это те, кто отрицает атрибуты Аллаха, которые подтверждены Кораном и Сунной, и те, кто говорит, что Коран – это создание Аллаха (а не Его слова). См. «Хадью Сари» 459.
Так как же после упомянутого можно говорить о том, что матуридиты являются ахлюс-сунна уаль-джама’а, если они в таких важных вопросах не следуют Корану и Сунне, если они обессмыслили большинство качеств Аллаха Всевышнего, если для них иман – это только признание сердцем, если они открыто говорят, что их мазхаб лучше, чем мазхаб сахабов и таби’инов в вопросах познания Аллаха, и если они даже противоречат имаму Абу Ханифе, к которому они себя причисляют?