Рафидиты /араб. رافضة, روافض, от слова رافض, ра́фид — отвергающий, оставляющий/ — это одно из распространенных прозвищ шиитов, особенно имамитов. Мусульманские доксографы связывали происхождение этого прозвища с разными эпизодами из истории шиитского движения. Одни утверждали, что первыми рафидитами были последователи Абдуллаха бин Саба — иудея, который под видом правоверного мусульманина призывал людей свергнуть халифа ’Усмана, не признавал законности правления Абу Бакра и ’Умара, называл ’Али бин Абу Талиба законным преемником Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а впоследствии провозгласил ’Али божественным существом, за что тот велел сжечь его последователей.
Другие авторы называли рафидитами шиитов Куфы, которые отвергли притязания на имамат Зейда бин ’Али, поскольку тот признавал законность правления Абу Бакра и ’Умара. После обособления зейдитов рафидитами стали называть, главным образом, имамитов-двунадесятников, признававших имамами только двенадцать человек из рода ’Али бин Абу Талиба. Имамиты-двунадесятники считают неверующим всех, кто не признает их воззрения. Они считают, что ’Али бин Абу Талиб был лучшим из сподвижников, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, назначил его мусульманским правителем, а после его смерти Абу Бакр и ’Умар бин аль-Хаттаб узурпировали власть. Они считают лицемерами большинство сподвижников и почитают только некоторых из них, таких как Салман аль-Фариси, Абу Зарр аль-Гифари, аль-Микдад, ’Аммар бин Йасир, Хузейфа бин аль-Йаман. Они полагают, что после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники исказили Священный Коран и вычеркнули из него все откровения о том, что преемниками посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, должны были стать ’Али бин Абу Талиб и его потомки. Они верят в то, что у Мухаммада бин ’Али аль-Аскари, которого они считают одиннадцатым имамом, был сын, исчезнувший, будучи ребенком. По их убеждению, он скрывается от людей по сегодняшний день и объявится незадолго до наступления Судного дня. Они полагают, что этот «ожидаемый» имам принесет мусульманам настоящий свиток Священного Корана, воскресит сподвижников, которые были виновны в «узурпации» власти и сокрытии истины, и отомстит им за своих предков. Они считают двенадцать имамов абсолютно безгрешными людьми, ведавшими сокровенное знание и умершими с их собственного согласия. Они разрешают обращение к ним за заступничеством и считают дозволенным сокрытие от людей своих подлинных взглядов, что называется «такийей» («осмотрительность», «утаивание»).
В вопросах предопределения рафидиты разделяют взгляды кадаритов. Кроме того, они считают, что Аллах может изменить Свое решение. Они также разрешают вступать во временный брак за определенную плату. В вопросах идеологии и мусульманского права рафидиты исповедуют и другие ошибочные взгляды.
В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Ауфа бин Малика, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в Рай, а семьдесят — в Ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в Ад, а одно — в Рай. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в Рай, а семьдесят два — в Ад». В похожем хадисе, переданном ат-Тирмизи со слов ’Абдуллаха бин ’Умара, сообщается, что люди спросили о течении, которое попадет в Рай, на что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это — те, кто следует моим путем и путем моих сподвижников». Истинными последователями Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников являются приверженцы Сунны и единой мусульманской общины /ахлюс-Сунна уаль-джама’а/. Они отвергают любые нововведения, касающиеся религии, и разделяют взгляды ранних мусульман. Воззрения приверженцев Сунны занимают промежуточное положение между воззрениями различных еретических толков. Они считают, что вера складывается из убежденности, слов и деяний. В отличие от хариджитов и мурджиитов, приверженцы Сунны считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он остается верующим, но становится грешником, а в Последней жизни его судьба будет зависеть от решения Аллаха. В отличие от кадаритов и джабаритов, они считают, что человек обладает свободой воли, которая зависит от воли Аллаха, и что человеческие деяния сотворены Им. В отличие от му’тазилитов и антропоморфистов, они признают все божественные качества, упомянутые в Коране и Сунне, не лишая их истинного смысла, не приписывая им ошибочного толкования, не придавая им формы и не уподобляя их качествам творений. В отличие от рафидитов, приверженцы Сунны любят и почитают всех сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Абу Ханифа сказал: «О каждом сподвижнике посланника мы говорим только хорошее». См. «аль-Фикх аль-Акбар», стр.304.
Абу Ханифа сказал: «Мы не отрекаемся ни от одного из сподвижников посланника, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, и ни к одному из них мы не расположены более дружески, чем к другому». См. «аль-Фикх аль-Абсат», стр.40.
Абу Ханифа сказал: «Пребывание любого из них вместе с посланником Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, в течение хотя бы одного часа, лучше, чем (добрые) деяния любого из нас на протяжении всей жизни, даже если она была долгой». См. «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр.76.
Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что самыми лучшими людьми этой уммы после нашего пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр ас-Сиддык, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими всеми Аллах». См. «Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр. 14.
Абу Ханифа сказал: «Самыми лучшими людьми после посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр, Умар, Усман и Али, а обо всех остальных сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мы говорим только самое доброе». См. «ан-Нур аль-Лами» (каф, 119 – ба).
Кади ’Ийад сказал: «Малик сказал: “Нельзя принимать свидетельство кадарита, который призывает, а также хариджита и рафидита”». См. «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).
Абу Ну’айм от ’Абдуллаха аль-Анбари передал: «Малик бин Анас сказал: «Тот, кто уничижительно отзывается о каком-либо из сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, либо испытывает в своем сердце ненависть к ним, не имеет права на трофеи мусульман». Затем он прочитал следующий аят: “А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»” Сура «аль-Хашр», аят 10. Тот же, кто уничижительно отзывается о них либо испытывает в своем сердце ненависть к ним, не имеет права на трофеи». См. «аль-Хилья», 6/327.
Абу Ну’айм передал, что один из потомков аз-Зубайра сказал: «Мы находились у Малика, когда разговор зашел о каком-то человеке, который уничижительно отзывался о сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Тогда Малик стал читать следующий аят: “Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…” Сура «аль-Фатх», аят 29. Прочитав слова: «…восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими (т.е. сподвижниками – прим. переводчика) в ярость неверующих» Сура «аль-Фатх», аят 29, – Малик сказал: «Если кто-нибудь испытывает в своем сердце гнев к какому-либо из сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, то этот аят распространяется на него». См. «аль-Хилья», 6/327.
Кади ’Ийад привел следующие слова Ашхаба бин ’Абд аль-’Азиза: «Мы находились у Малика, когда к нему подошел один из алавитов[1], которые приходили на его собрания, и позвал его: «Эй, Абу ’Абдуллах!». Тогда Малик повернулся к нему, так как, если кто-нибудь звал его, самое большее, что он делал, это поворачивал свою голову. Талибит сказал ему: «Поистине, я хочу сделать тебя доводом между собой и Аллахом. Когда я предстану пред Ним, и Он спросит меня, то я скажу Ему: “Мне об этом сказал Малик”». Имам Малик сказал: «Говори!». Тот спросил: «Кто самый лучший из людей после посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха?» Малик ответил: «Абу Бакр». Алавит спросил: «А потом кто?» Малик сказал: «Потом ’Умар». Алавит спросил: «А потом кто?» Малик ответил: «Несправедливо убитый халиф ’Усман». Тогда алавит сказал: «Клянусь Аллахом, я больше никогда не буду сидеть на твоих собраниях!». На что Малик ответил: «Как хочешь». См. «Тартиб аль-Мадарик», 2/44-45.
[1] Алавиты – одна из крайних сект в шиизме. Алавиты в вероучении близки секте исмаилитов, но включают также в него элементы древне-восточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают халифа Али как воплощенного бога, Солнце и Луну. Они веруют в переселение души и отмечают ряд христианских праздников. Другое их название – нусайриты, талибиты.
Аль-Байхаки привел следующие слова имама аш-Шафи’и: «Благословенный и Всевышний Аллах восхвалил сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в Коране, Торе /Таурат/ и Евангелии /Инджиль/. Также о том, что они опередили в своем превосходстве всех остальных людей, кто появится после них, поведал посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Аллах оказал им милость и осчастливил их, даровав им возможность достичь высочайшего положения правдивейших, мучеников и праведников. Они передали нам Сунну посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и были свидетелями того, как ему ниспослалось Откровение. Они получали знания того, что желал посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, как об общем, так и о частном, как намеренно, так и по наставлению. Они узнали из его Сунны то, в чем мы сведущи, и то, в чем мы несведущи. Они превзошли нас знаниями /‘ильм/, усердием /иджтихад/, набожностью /вара/, умом /‘акль/ и способностью постигать знания. Их мнения для нас ближе и дороже нашего собственного мнения, а Аллаху об этом ведомо лучше». См. «Манакиб аш-Шафи’и» 1/442.
Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафи’и, упоминая о превосходстве (сподвижников), говорил: “(Сперва) Абу Бакр, (затем) ’Умар, (затем) ’Усман, а (затем) ’Али”». См. «Манакиб аш-Шафи’и» 1/432.
Аль-Байхаки передал, что Мухаммад бин Абдуллах бин Абд аль-Хаким сказал: «Я слышал, как аш-Шафи’и говорил: “Самыми лучшими людьми после посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр, затем ’Умар, затем ’Усман, а затем ’Али, да будет доволен ими Аллах”». См. «Манакиб аш-Шафии» 1/433.
Аль-Харави передал, что Йусуф бин Йахья аль-Бувейти сказал: «Я спросил у аш-Шафи’и: “Можно ли мне совершать намаз за (имамом, который является) рафидитом?” Он ответил: “Не совершай намаз ни за рафидитом, ни за кадаритом, ни за мурджиитом”. Я сказал ему: “Опиши их нам” Он ответил: “Тот, кто говорит: «Иман – это лишь словесное признание», – является мурджиитом. Тот, кто говорит: «Абу Бакр и ’Умар – не имамы», – является рафидитом. А тот, кто поставил волю в зависимость от себя, является кадаритом”». См. «Замм аль-Калам» (каф-215). Это высказывание также привел аз-Захаби в «ас-Сийар» 10/31.
В книге «ас-Сунна» имама Ахмада приведены следующие его слова: «К Сунне относится упоминание о достоинствах всех сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и воздержание от упоминания их недостатков и возникавших между ними разногласиях. Тот, кто плохо отзывается о сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, либо хотя бы об одном из них, является приверженцем религиозных нововведений, порочным и грубым рафидитом. Аллах не примет от него ни дополнительных, ни обязательных видов поклонения. Наоборот, любовь к сподвижникам – Сунна, мольба за них – приближение к Аллаху, следование за ними – средство достижения (довольства Аллаха), а принятие от них преданий – достоинство». Затем он сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, – после четырех (праведных халифов) – являются наилучшими людьми. Никому недозволено упоминать какой-либо из их недостатков и поносить хотя бы одного из них, выискивая в них пороки и изъяны. Того же, кто будет этим заниматься, правитель должен наказать и покарать, и ему не следует его миловать». См. «Китаб ас-Сунна» имама Ахмада, стр. 77-78.
Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбаля, адресованное Мусаддаду, в котором, в частности, было написано: «И чтобы ты засвидетельствовал, что десять (сподвижников) в Раю: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, аз-Зубайр, Са’д, Саид, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда бин аль-Джаррах. Тот, о ком Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, засвидетельствовал, что он окажется в Раю, засвидетельствовали и мы». См. «Манакиб аль-Имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи, стр. 170.
’Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я спросил отца об имамах (мусульман), на что он ответил: “Абу Бакр, затем ’Умар, затем ’Усман, затем ’Али”». См. «ас-Сунна», стр. 235.
’Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я спросил отца о тех людях, которые говорят, что ’Али[1] не является халифом. Он ответил: “Это дурные и отвергаемые речи”». См. «ас-Сунна», стр. 235.
Ибн аль-Джаузи привел следующие слова имама Ахмада: «Тот, кто не подтверждает правление ’Али, является более заблудшим, чем домашний осел». См. «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 163.
Абу Йала привел следующие слова имама Ахмада: «Не разговаривайте с тем, кто не считает, что ’Али бин Абу Талиб был четвертым халифом, и не выдавайте за такого человека замуж». См. «Табакат аль-Ханабиля», 1/45.
[1] Насыбиты — противоположность шиитов в отношении ‘Али ибн Аби Талиба. Так называли тех, кто питал ненависть /насаба/ к ‘Али и обитателям дома /ахль аль-бейт/ Пророка, мир ему и благословение Аллаха, считая эту ненависть частью своей религии и одним из путей приближения к Всевышнему Аллаху. Также они заявляли что, тот, кто любит и почитает Абу Бакра и ‘Умара, тем самым объявляет о своей вражде и ненависти к ‘Али. См. «Тартиб аль-къамус аль-мухит» 4/379.
Сказал ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах: «Полюбит меня один народ до такой степени, что по причине меня войдет в Ад! И возненавидит меня другой народ до такой степени, что войдет по причине этого в Ад!» Ибн Аби Асым 983. Шейх аль-Альбани сказал, что данное сообщение достоверное в соответствии с требованиями аль-Бухари и Муслима. См. «Тахридж Китаб ас-Сунна» 2/476.
Также ‘Али сказал: «Погибнут по причине меня двое: Впавший в крайность по причине любви ко мне, и впавший в крайность по причине ненависти ко мне!» Ибн Аби Асым 984. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. «Тахридж Китаб ас-Сунна» 2/477.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал в комментарии на эти его слова: «То, что он сказал, произошло. Впавшие в крайность по причине любви к нему — это рафидиты (крайние шииты) и сабаиты (последователи иудея ‘Абдуллаха ибн Саба), которые сделали ‘Али безгрешным, говоря, что он безгрешный имам. Они впали в крайность по причине любви к нему и стали заявлять, что ангел Джибриль был послан с откровением к ‘Али, но он поступил вероломно и передал Послание Мухаммаду. Они заявляют, что они любящие ‘Али, но на самом деле они впавшие в излишество! Более того, дело дошло до того, что они сделали ‘Али пророком, а сабаиты обожествили его и делали ему земные поклоны. Когда же ‘Али увидел это, он велел вырыть яму, разжечь в ней огонь и бросил их всех в него. Когда же он стал бросать их в огонь, они стали говорить: «Он точно бог, ибо он наказывает огнем!» Да упасет Аллах от такого заблуждения! Это лишь увеличило их неверие. Это погибшие люди, и они погибли по причине ‘Али, которого сами обожествили!
Вторая группа — это проявляющие излишество в ненависти к ‘Али. Речь идет о хариджитах и насыбитах, которые обвиняли его в неверии. Они говорили ему: «Ты — неверный! Ты использовал суд людей в религии Аллаха» и т.п. Хариджиты ненавидели ‘Али, и эта их ненависть достигла такой степени, что они обвинили его в неверии и посчитали его неверным! Тогда как рафидиты впали в излишество в отношении любви к нему до такой степени, что сделали его безгрешным, пророком и даже богом, которому они поклонялись.
Эти люди погибли по причине него. И повел Аллах по пути истины сторонников истины, которые не сделали ‘Али божеством, не стали поклоняться ему наряду с Аллахом. Сторонники истины не стали проявлять к нему ненависти подобно хариджитам и не поступили в отношении него несправедливо, как и не проявили чрезмерности в любви, подобно рафидитам. Напротив, сторонники истины отвели ему его место, проявляя справедливость, называя его праведным халифом, ведомым прямым путем. ‘Али — четвертый праведный халиф, однако он не пророк, но благородный сподвижник, из числа семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), но он не безгрешен! Он идет по счету четвертым халифом из числа праведных халифов, и его достоинство подобно по степени его счету среди праведных халифов. Ему отвели его место и положение, которое отвел ему сам Аллах, и на что указывают тексты справедливости, в чем нет халатности и излишества.
Итак, есть три группы в отношении ‘Али:
Имам аз-Захаби сказал великие слова: «Сколько плохого говорили рафидиты и хариджиты о больших ученых прошлого, например, как об аль-Фудайле? Кто же может спастись от языка людей? Однако когда утвердилось знание и достоинство человека, то ему не навредит то, что говорят о нем. Поистине, слова, сказанные об ученых, должны быть взвешены на весах справедливости и богобоязненности». См. «ас-Сияр» 4/448.
Имам аль-Асбахани говорил: «Ахлю-Сунна уаль-джама’а не обвиняют друг друга в неверии в отличие от приверженцев нововведений, как хариджиты, рафидиты и къадариты, которые обвиняют друг друга в неверии! Если семеро из них соберутся в одном собрании (маджлис), то они обязательно разойдутся по причине обвинения друг друга в неверии. Они подобны иудеям и христианам, о которых Аллах сказал: «Иудеи сказали: „Христиане не следуют прямым путем“, а христиане сказали: „Иудеи не следуют прямым путем“» Сура «аль-Бакъара», аят 113». См. «аль-Худджа» 2/255.
Имам Абу Зур’а же в свое время говорил: «Если ты увидишь куфийца, который порочит Суфьяна ас-Саури, то не сомневайся, что он рафидит. Если же ты увидишь человека с Шама, который порочит Макхуля и аль-Ауза’и, то не сомневайся в том, что он насыбит. И если ты увидишь человека с Хоросана, который порочит ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, то не сомневайся в том, что он мурджиит. И знай, что все эти секты вместе взятые ненавидят Ахмада ибн Ханбаля!» См. «ат-Табакъатуль-Ханабяля» 1/199.
Шииты-рафидиты обвиняют ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии, тем самым ставя под сомнение слова Всевышнего, который оправдал ‘Аишу и очистил от клеветы.
Шейхуль-Ислам ибн Таймия сказал: «Что касается ругани жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то Къады Абу Я’ля об этом сказал: «Тот, кто оклеветал ‘Аишу в том, от чего очистил ее Аллах, тот впал в неверие, на что есть единогласное мнение (аль-иджма’), и на это указывали множество имамов. Так, например, передается от имама Малика, что он сказал: «Того, кто ругает Абу Бакра, надо подвергнуть бичеванию, а того, кто ругает ‘Аишу, надо убить!» Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Потому что тот, кто обвинил ‘Аишу в прелюбодеянии, противоречит Корану, поскольку Аллах сказал: „Почему, когда вы услышали это (клевету в адрес ‘Аиши), вы не сказали: „Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это — великая клевета“. Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими“». Сура «ан-Нур», аяты 16-17. См. «ас-Саримуль-маслюль» 565.
Шейхуль-Ислам ибн Таймия говорил: «Кто уподобляется из числа этой общины (мусульман) христианам и иудеям и впал в излишество в религии либо путем чрезмерности, либо путем упущения, тот подобен им, как обстоит дело с хариджитами, вылетевшими из религии! Хариджиты появились во время правления ’Али ибн Абу Талиба, и мусульмане сражались с ними по причине их выхода против мусульман, выполняя веления Пророка, мир ему и благословение Аллаха, от которого с десяти сторон передаются достоверные хадисы о них. И также к этому имеют отношение впавшие в крайность в религии, такие как рафидиты, къадариты, джахмиты, му’тазилиты и аш’ариты». См. «Маджму’уль-фатауа» 3/340-350.
Имам ас-Субки говорил: «Те, кто обвинял в неверии хариджитов и шиитов-рафидитов сделали причиной этого то, что они обвиняли наилучших сподвижников в неверии, опровергая тем самым слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствовавшего об этих сподвижниках Раем. И это доказательство для меня является правильным». См. «Фатауа ас-Субки» 5/611.
Шейх Ибн Баз говорил: «Шиитов много групп, и у каждой группы свои виды нововведений. Но наихудшие из них — это рафидиты хумейнисты по причине наличия среди них большого ширка, как взывание к ахлюль-байт». См. «Фатауа Ибн Баз» 4/439.
Шейх Ибн ’Усаймин сказал: «Поистине, шиитов множество течений, что ас-Саффарини упомянул в шархе на акъиду свою, что численность их достигает 22 группы. По этой причине хукм в отношении о них различается и зависит от их отдаления от Сунны. И чем дальше они от Сунны, тем ближе они к заблуждению», после чего стал разъяснять ересь рафидитов. См. «Фатауа Ибн Усаймин» 3/52.
Шейх Ибн Джибрин в «Лу’лу’ аль-макнун» сказал: «Рафидиты неверные без сомнений, а кто сомневается в их неверии, то пусть читает книги в которых опровержения им».