ЕГО ИМЯ — МУХАММАД ИБН АБДУЛЛАХ ИБН ’АБДУ-ЛЬ-МУТТАЛИБ ИБН ХАШИМ. ХАШИМ БЫЛ ИЗ КУРАЙШИТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АРАБАМ, А АРАБЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТОМКАМИ ИСМА’ИЛЯ ИБН ИБРАХИМА (МИР ЕМУ И НАШЕМУ ПРОРОКУ И ЛУЧШЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ).
ЖИЗНЬ ПРОРОКА МУХАММАДА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ДЛИЛАСЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ ГОДА, СОРОК ИЗ НИХ ПРОШЛИ ДО ПРИХОДА ПРОРОЧЕСТВА, А ОСТАЛЬНЫЕ ДВАДЦАТЬ ТРИ ОН ПРОЖИЛ, БУДУЧИ ПРОРОКОМ-ПОСЛАННИКОМ. АЛЛАХ СДЕЛАЛ ЕГО ПРОРОКОМ, НИСПОСЛАВ АЯТЫ «ЧИТАЙ! …», И СДЕЛАЛ ЕГО ПОСЛАННИКОМ, НИСПОСЛАВ АЯТЫ «О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ!».
ЕГО ГОРОДОМ БЫЛА МЕККА, И ОН СОВЕРШИЛ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ. АЛЛАХ ОТПРАВИЛ ЕГО ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ ЛЮДЕЙ ОТ ШИРКА И ПРИЗЫВАТЬ ИХ К ТАУХИДУ.
НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ! ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ! И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ! И ОДЕЖДЫ СВОИ ОЧИЩАЙ! И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ! И НЕ ОКАЗЫВАЙ МИЛОСТИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕЕ! И РАДИ ГОСПОДА ТВОЕГО БУДЬ ТЕРПЕЛИВ» Сура «аль-Мудассир», аяты 1-7.СМЫСЛ СЛОВ «ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ»: ПРЕДОСТЕРЕГАЙ ОТ ШИРКА И ПРИЗЫВАЙ К ТАУХИДУ.
«И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ»: ВОЗВЕЛИЧИВАЙ ЕГО ПОСРЕДСТВОМ ТАУХИДА.
«И ОДЕЖДЫ СВОИ ОЧИЩАЙ»: ОЧИЩАЙ СВОИ ДЕЛА ОТ ШИРКА.
«И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ»: СКВЕРНОЙ НАЗВАНЫ ИДОЛЫ, А ИЗБЕГАНИЕ ЕЕ — ЭТО ОТКАЗ ОТ ИДОЛОВ И ИДОЛОПОКЛОННИКОВ.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ПОСВЯТИЛ ЭТОМУ, ЗАНИМАЯСЬ ПРИЗЫВОМ К ТАУХИДУ, ПОСЛЕ ЧЕГО БЫЛ ВОЗНЕСЕН НА НЕБЕСА, ГДЕ ЕМУ БЫЛИ ПРЕДПИСАНЫ ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ. В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ СЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ОН СОВЕРШАЛ ЭТИ МОЛИТВЫ В МЕККЕ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПОЛУЧИЛ ПОВЕЛЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (ХИДЖРУ) В МЕДИНУ.
Автор перешел к разъяснению третьей основы — познание Пророка ﷺ. О Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, следует знать все те вещи, которые упомянул автор. Это знание его имени, знание о его происхождении, рождении, сроке жизни, пророческой и посланнической миссии, его родине, о цели его прихода, о том, в течение какого времени он призывал к тавхиду, о его ночном перенесении и восхождении на небеса, о том, где и когда был вменен в обязанность намаз, о том, что такое хиджра, каково ее положение в Исламе и до какого времени она будет существовать.
ЕГО ИМЯ — МУХАММАД ИБН АБДУЛЛАХ ИБН ’АБДУЛЬ-МУТТАЛИБ ИБН ХАШИМ. ХАШИМ БЫЛ ИЗ КУРАЙШИТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АРАБАМ, А АРАБЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТОМКАМИ ИСМАИЛЯ ИБН ИБРАХИМА (МИР ЕМУ И НАШЕМУ ПРОРОКУ И ЛУЧШЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ).
В этих словах автора сообщается имя и кратко рассказывается о происхождении нашего Пророка ﷺ. Пророк Мухаммад ﷺ — потомок пророка Ибрахима, который является возлюбленным Аллаха (халилю-Ллах). Появление среди потомков Ибрахима лучшего из всех посланников — это благодатный плод мольбы Ибрахима, который обратился к Всевышнему со словами:
«Отдали меня и детей моих от поклонения идолам» (14:35). Всевышний принял просьбу Ибрахима, и какой бы пророк или посланник ни являлся на землю после этого — он был из его рода.
ЖИЗНЬ ПРОРОКА МУХАММАДА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ДЛИЛАСЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ ГОДА, СОРОК ИЗ НИХ БЫЛИ ДО ПРИХОДА ПРОРОЧЕСТВА, А ОСТАЛЬНЫЕ ДВАДЦАТЬ ТРИ ОН ПРОЖИЛ, БУДУЧИ ПРОРОКОМ-ПОСЛАННИКОМ.
Посланник Аллаха ﷺ пробыл в этом мире шестьдесят три года. Первые сорок лет — это допророческий период, а последние двадцать три года он прожил, исполняя миссию пророка и посланника Божьего. Эти слова автора содержат в себе указание на то, что Мухаммад ﷺ был и пророком, и посланником.
АЛЛАХ СДЕЛАЛ ЕГО ПРОРОКОМ, НИСПОСЛАВ АЯТЫ «ЧИТАЙ! …», И СДЕЛАЛ ЕГО ПОСЛАННИКОМ, НИСПОСЛАВ АЯТЫ «О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ!».
То есть, первое, что было ниспослано из Корана Мухаммаду ﷺ как пророку — аяты «Читай!..» из суры «аль-‘Аляк», а первое, что было ниспослано ему как посланнику, аяты суры «О завернувшийся!». Поэтому, когда мы слышим слова некоторых ученых о том, что первым из ниспосланного Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, была сура «О завернувшийся!» («аль-Муддассир»), мы подтверждаем их и говорим: «Да, эти слова были первыми из ниспосланного ему как посланнику, а первым из ниспосланного ему как пророку были начальные аяты суры «аль-‘Аляк» (слова «Читай во имя Господа твоего, который сотворил…»). Итак, Мухаммад ﷺ был и пророком, и посланником.
ЕГО ГОРОДОМ БЫЛА МЕККА, И ОН СОВЕРШИЛ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ.
Родной город Пророка ﷺ — это Мекка, из которой он совершил одно-единственное переселение — в Медину. Переселения в Эфиопию он не совершал.
АЛЛАХ ОТПРАВИЛ ЕГО ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ ЛЮДЕЙ ОТ ШИРКА И ПРИЗЫВАТЬ ИХ К ТАУХИДУ.
Аллах отправил его с той же миссией, с которой отправлял до него всех других пророков и посланников:
«И в каждую общину Мы отправили посланника со словами “Поклоняйтесь Аллаху и отстранитесь от лжебогов”» Сура «ан-Нахль, аят 36.
То есть Мухаммад и все пророки и посланники ﷺ были отправлены Всевышним с целью предостеречь людей от ширка и призвать их к таухиду.
«О люди, поклоняйтесь вашему Господу!».
НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ! ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ! И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ! И ОДЕЖДЫ СВОИ ОЧИЩАЙ! И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ! И НЕ ОКАЗЫВАЙ МИЛОСТИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕЕ! И РАДИ ГОСПОДА ТВОЕГО БУДЬ ТЕРПЕЛИВ» Сура «аль-Муддассир», аяты 1-7.
СМЫСЛ СЛОВ «ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ»: ПРЕДОСТЕРЕГАЙ ОТ ШИРКА И ПРИЗЫВАЙ К ТАУХИДУ.
Именно в этом состояла суть призыва Мухаммада ﷺ и таковым должен быть призыв его последователей: «Скажи: это мой путь, я призываю к Аллаху на основе знания — я и те, кто за мной последовали. Пречист Аллах, я — не из многобожников» (12:108). Тот, кто призывает к Аллаху на основе знания, по методу и на пути Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, непременно должен исповедовать тавхид, отдалять Аллаха в своих убеждениях от приписывания Ему каких-либо пороков и недостатков и подтверждать в отношении Всевышнего все три вида единобожия. Слова «Пречист Аллах! Я — не из многобожников» указывают на то, что одной из многочисленных мерзостей многобожия является то, что оно — оскорбление и попытка унизить и опорочить Аллаха. Многобожники покушаются на самое главное и исключительное право Творца — быть богом, быть тем, кого молят и к кому стремятся с безраздельной любовью, предельным возвеличиванием, усердным поклонением. Вместо этого они ставят между собой и Создателем посредников из числа творений, которых молят, которым служат, к которым привязывают свои сердца, доказывая им свою любовь, ради которых усердствуют, служению которым посвящают свое время и усилия, у которых вымаливают благосклонность и прощение, ради которых плачут и труждаются. То, что они должны посвящать своему Творцу, который дал им существование, кормит их и поит, окружает их Своей заботой и опекой, от которого они зависят целиком и полностью, к которому вернутся для расчета — это они посвящают слабым, нуждающимся творениям. Какое неимоверно страшное зло, какая великая дерзость, беспредельная глупость, чудовищная несправедливость и нелепость, какое немыслимое преступление, бессовестное оскорбление и умаление прав Господа миров!
«И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ»: ВОЗВЕЛИЧИВАЙ ЕГО ПОСРЕДСТВОМ ТАУХИДА.
Возвеличивание Аллаха возможно лишь путем единобожия. Кто не признает исключительного права Аллаха на все виды поклонения Его рабов — тот не возвеличивает Его, а напротив, пытается унизить и опорочить. Разве Аллах не слышит твоих молитв и нуждается в посредниках, которые донесут их до Него? Или ты думаешь, что Он не знает о тебе и твоих нуждах, и Ему нужны специальные советники, уведомляющие Его о происходящем? Или ты полагаешь, что Его могущество небеспредельно, и Ему нужны помощники, чтобы справиться с удовлетворением нужд всех людей? Или ты сомневаешься в Его милости и доброте, считаешь, что Он черствый и злой, и поэтому нужны специальные ходатаи, посредники, которые будут Его задабривать?
﴿ فما ظنكم برب العالمين ﴾
«Что же вы думаете о Господе миров?» Сура «ас-Саффат», аят 87.
﴿ وذلكم ظنكم الذي ظننتم بربكم أرداكم فأصبحتم من الخاسرين ﴾
«И эти ваши представления, которые вы имели о своем Господе, погубили вас, и вы оказались в числе понесших убыток!» Сура «Фуссылят», аят 23.
«И ОДЕЖДЫ СВОИ ОЧИЩАЙ»: ОЧИЩАЙ СВОИ ДЕЛА ОТ ШИРКА.
Очищение делится на два вида: очищение физическое (тахара хиссиййа) и очищение духовное (тахара ма’навиййа). Духовная чистота такова, что без нее Аллах не принимает от человека ни одно благое, богоугодное деяние. В любых обстоятельствах принятие любого из деяний возможно лишь при ее наличии. Этой духовной чистотой является единобожие (таухид), искренность (ихляс). Вот для чего мы изучаем таухид — он представляет собой то самое духовное очищение, ту саму духовную чистоту, которая необходима для принятия наших деяний при любых обстоятельствах. То есть не может быть таких ситуаций, в которых Аллах снимает с нас это условие и принимает деяние без таухида, без этого духовного очищения. Что касается физического очищения, то оно является одним из условий для принятия намаза, но если человек не может совершить это очищение, то оно с него снимается, и его намаз принимается. Например, если человек находится в заточении, так что не может ни повернуться в сторону киблы, ни устранить состояние осквернения (хадас) — большого или малого, ни очиститься от наджасы, то он все равно молится, при тех возможностях, которые у него есть, и его намаз будет действительным и принятым. Но если в поклонении присутствует ширк, если поклонение и богоугодное деяние лишены ихляса и таухида (да упасет нас Аллах от этого) — то оно становится бесполезным, тщетным. Если же речь идет о большом ширке, то вообще все деяния человека становятся бесполезными и тщетными — как прошлые, так и будущие, если только он не вернется к Аллаху с таухидом и покаянием в многобожии.
«И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ»: СКВЕРНОЙ НАЗВАНЫ ИДОЛЫ, А ИЗБЕГАНИЕ ЕЕ — ЭТО ОТКАЗ ОТ ИДОЛОВ И ИДОЛОПОКЛОННИКОВ.
Вот почему Ибрахим, мир ему, молил Аллаха: «Отстрани меня и потомство мое от поклонения идолам». То есть, сделай идолов и тех, кто им поклоняется, в одной стороне, а нас — в совершенно другой. Отречение от ширка и последователей ширка, как мы уже говорили, бывает посредством сердца, языка и органов.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ПОСВЯТИЛ ЭТОМУ, ПРИЗЫВАЯ К ТАУХИДУ,
Первые десять лет своей миссии Пророк ﷺ посвятил призыву к таухиду и к отречению от ширка. Более того, он делал это на протяжении всех двадцати трех лет своей миссии и не переставал горячо призывать людей к таухиду и предостерегать их от ширка даже тогда, когда находился на смертном одре. Однако автор имеет в виду, что целых десять лет Пророк ﷺ призывал только к таухиду, а уж затем, в оставшиеся годы, он призывал и к таухиду, и к остальным установлениям Ислама. Данный неоспоримый факт является мощным опровержением для тех, кто говорит: «Призыв людей к таухиду занимает не более пяти минут. Большего не требуется. Нет нужды все время обучать их единобожию». Призыв Пророка ﷺ весь являл собой призыв к таухиду — либо к нему самому, либо к предостережению от того, что с ним не совместимо, либо к выполнению тех прав и обязанностей, которые накладывает таухид (выполнение приказов Аллаха и оставление запрещенного), либо к уведомлению людей о том, к чему ведет соблюдение таухида и прав таухида, и к чему ведет их нарушение.
ПОСЛЕ ЧЕГО ОН БЫЛ ВОЗНЕСЕН НА НЕБЕСА, ГДЕ ЕМУ БЫЛИ ПРЕДПИСАНЫ ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ.
Вознесение Пророка ﷺ на небеса (ми’радж) — из тех вещей, которые относятся к сокровенному, скрытому знанию и о которых сообщено в Коране и Сунне. Следовательно, здесь мы должны сказать: «Уверовали, подтверждаем, покоряемся и предаемся». Пророк ﷺ по прошествии десяти лет от начала пророчества в одну из ночей был перенесен из Заповедной мечети (аль-Масджид аль-Харам) в мечеть Отдаленнейшую (аль-Масджид аль-Акса), а оттуда был вознесен на небеса.
Именно тогда Всевышний заповедал и сделал обязанностью для него и его общины совершение пяти намазов в сутки. Данное событие произошло в ту великую ночь, в самом высоком месте, которого когда-либо достигали творения, и это доказывает огромную важность намаза и необходимость его совершения так, как это приказал нам наш Творец и Господь. Что касается мужчин, то они обязаны совершать пять намазов совместно, если у них есть для этого возможность.
Когда были вменены в обязанность пять намазов? За три года до хиджры.
В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ СЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ОН СОВЕРШАЛ ЭТИ МОЛИТВЫ В МЕККЕ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПОЛУЧИЛ ПОВЕЛЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (ХИДЖРУ) В МЕДИНУ.
Пророку ﷺ было приказано переселиться из Мекки в Медину. Мекка в то время была землей неверия (баляд аль-куфр). После того, как город перешел в руки верующих, Пророк ﷺ произнес: «Нет хиджры после аль-фатха» (то есть после победы над мекканцами и открытия Мекки). В этих словах содержится благая весть для верующих о том, что Мекка больше никогда не станет городом неверия.
В словах автора «получил повеление» содержится указание на то, что Мухаммад ﷺ как и все люди, получал приказы и запреты, и на него распространялись установления и законоположения религии. Вот почему несостоятельны заявления батинитов о том, что предписания Шариата предназначены лишь для простых людей, для основной их массы, а не для особых, достигших высоких духовных ступеней угодников.
ХИДЖРА — ЭТО ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ СТРАНЫ ШИРКА В СТРАНУ ИСЛАМА. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДПИСАНИЕМ ДЛЯ ЭТОЙ ОБЩИНЫ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ДО ТОГО, КАК НАСТУПИТ СУДНЫЙ ЧАС. НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ТЕМ, КОГО АНГЕЛЫ УПОКОЯТ ЧИНЯЩИМИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ, СКАЖУТ: “В КАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЫ НАХОДИЛИСЬ?” ОНИ СКАЖУТ: “МЫ БЫЛИ СЛАБЫ И ПРИТЕСНЕНЫ НА ЗЕМЛЕ”. ОНИ СКАЖУТ: “РАЗВЕ ЗЕМЛЯ АЛЛАХА НЕ БЫЛА ОБШИРНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ НА НЕЙ”. ИХ ОБИТЕЛЬЮ СТАНЕТ ГЕЕННА. КАК ЖЕ СКВЕРНО ЭТО МЕСТО ПРИБЫТИЯ! ЭТО НЕ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К ТЕМ СЛАБЫМ МУЖЧИНАМ, ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ НАХОДЯТ ПУТИ. ТАКИХ АЛЛАХ МОЖЕТ ПРОСТИТЬ, ВЕДЬ АЛЛАХ — СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ, ПРОЩАЮЩИЙ» Сура «ан-Ниса», аяты 97-99.
ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «О МОИ ВЕРУЮЩИЕ РАБЫ! ВОИСТИНУ, МОЯ ЗЕМЛЯ ОБШИРНА, ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ЖЕ МНЕ» Сура «аль-’Анкабут», аят 56.
АЛЬ-БАГАУИ, ДА СМИЛУЕТСЯ НАД НИМ АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ЭТОТ АЯТ БЫЛ НИСПОСЛАН ПО ПОВОДУ МУСУЛЬМАН, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В МЕККЕ И НЕ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ (ХИДЖРЫ). АЛЛАХ ПРИЗВАЛ ИХ ИМЕНЕМ ВЕРЫ».
ДОВОДОМ ИЗ СУННЫ НА СОВЕРШЕНИЕ ХИДЖРЫ СЛУЖАТ СЛОВА: «НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ПОКА НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ПОКАЯНИЕ, А ПОКАЯНИЕ НЕ ПРЕКРАТИТСЯ, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ С ЗАПАДА».
Автор дает определение понятию хиджра. Он говорит:
ХИДЖРА — ЭТО ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ ЗЕМЛИ ШИРКА В ЗЕМЛЮ ИСЛАМА.
Вообще же, хиджра делится на три вида:
Хиджра в отношении того, что запретил Аллах, подразумевает, помимо прочего, отказ от присутствия в тех местах, где совершается нечто порицаемое, где есть ширк, запретные развлечения и т.п. Всего, что запрещено Всевышним, необходимо избегать.
ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДПИСАНИЕМ ДЛЯ ЭТОЙ ОБЩИНЫ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ДО ТОГО, КАК НАСТУПИТ СУДНЫЙ ЧАС. НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ТЕМ, КОГО АНГЕЛЫ УПОКОЯТ ЧИНЯЩИМИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ, СКАЖУТ: “В КАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЫ НАХОДИЛИСЬ?” ОНИ СКАЖУТ: “МЫ БЫЛИ СЛАБЫ И ПРИТЕСНЕНЫ НА ЗЕМЛЕ”. ОНИ СКАЖУТ: “РАЗВЕ ЗЕМЛЯ АЛЛАХА НЕ БЫЛА ОБШИРНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ НА НЕЙ”. ИХ ОБИТЕЛЬЮ СТАНЕТ ГЕЕННА. КАК ЖЕ СКВЕРНО ЭТО МЕСТО ПРИБЫТИЯ! ЭТО НЕ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К ТЕМ СЛАБЫМ МУЖЧИНАМ, ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ НАХОДЯТ ПУТИ. ТАКИХ АЛЛАХ МОЖЕТ ПРОСТИТЬ, ВЕДЬ АЛЛАХ — СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ, ПРОЩАЮЩИЙ» Сура «ан-Ниса», аяты 97-99.
В этом аяте содержится указание на обязательность переселения из земли неверия в землю Ислама. Исключением являются мужчины, женщины и дети, которые не имеют возможности для хиджры и не на находят пути для этого.
ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «О МОИ ВЕРУЮЩИЕ РАБЫ! ВОИСТИНУ, МОЯ ЗЕМЛЯ ОБШИРНА, ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ЖЕ МНЕ» Сура «аль-’Анкабут», аят 56.
АЛЬ-БАГАУИ, ДА СМИЛУЕТСЯ НАД НИМ АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ЭТОТ АЯТ БЫЛ НИСПОСЛАН ПО ПОВОДУ МУСУЛЬМАН, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В МЕККЕ И НЕ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ (ХИДЖРЫ). АЛЛАХ ПРИЗВАЛ ИХ ИМЕНЕМ ВЕРЫ».
То есть Всевышний воззвал к ним, называя их верующими, указывая на их веру, словно говоря: «Если вы верующие на самом деле, если вы обладатели истинного имана, то совершите переселение». Да, эти люди уверовали, но уверовавший истинно непременно должен совершить хиджру из страны неверия, где он не может исповедовать свою религию, в страну веры и Ислама.
ДОВОДОМ ИЗ СУННЫ НА СОВЕРШЕНИЕ ХИДЖРЫ СЛУЖАТ СЛОВА: «НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ПОКА НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ПОКАЯНИЕ, А ПОКАЯНИЕ НЕ ПРЕКРАТИТСЯ, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ С ЗАПАДА».
«Пока не прекратится покаяние»: возможность для покаяния прекратится и двери покаяния закроются тогда, когда солнце взойдет с запада, а для каждого, кто не доживет до того времени, — тогда, когда наступит его смертный час и его душа подойдет к горлу. Всевышний сказал:
﴿ وليست التوبة للذين يعملون السيئات حتى إذا حضر أحدهم الموت قال إني تبت الآن ولا الذين يموتون وهم كفار أولئك أعتدنا لهم عذابا أليما ﴾
«Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: “Вот теперь я раскаиваюсь”, — и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» Сура «ан-Ниса», аят 18.
КОГДА ОН ОБОСНОВАЛСЯ В МЕДИНЕ, ЕМУ БЫЛИ ПРИКАЗАНЫ ОСТАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА, ТАКИЕ КАК ЗАКЯТ, ПОСТ, ХАДЖ, АЗАН, ДЖИХАД, ПРИЗЫВ К ОДОБРЯЕМОМУ И УДЕРЖАНИЕ ОТ ПОРИЦАЕМОГО И ДРУГИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА.
ОН СЛЕДОВАЛ ЭТОМУ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ, ПОСЛЕ ЧЕГО ОН СКОНЧАЛСЯ (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА).
НО РЕЛИГИЯ ЕГО ОСТАЛАСЬ! И ЭТО — ЕГО РЕЛИГИЯ. НЕТ БЛАГА, НА КОТОРОЕ ОН НЕ УКАЗАЛ БЫ СВОЕЙ ОБЩИНЕ, И НЕТ ЗЛА, ОТ КОТОРОГО НЕ ПРЕДОСТЕРЕГ БЫ ЕЕ.
БЛАГОМ, НА КОТОРОЕ ОН УКАЗАЛ, ЯВЛЯЕТСЯ ТАВХИД И ВСЕ, ЧТО ЛЮБИТ АЛЛАХ И ЧЕМ ОН ДОВОЛЕН.ЗЛОМ, ОТ КОТОРОГО ОН ПРЕДОСТЕРЕГ, ЯВЛЯЕТСЯ ШИРК И ВСЕ, ЧТО НЕНАВИДИТ И ОТВЕРГАЕТ АЛЛАХ.
АЛЛАХ ПОСЛАЛ ЕГО КО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ И ПРЕДПИСАЛ ВСЕМ ДЖИННАМ И ЛЮДЯМ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕМУ. НА ЭТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: «О ЛЮДИ! Я — ПОСЛАННИК АЛЛАХА КО ВСЕМ ВАМ» Сура «аль-А’раф», аят 158.
АЛЛАХ ДОВЕЛ ПОСРЕДСТВОМ НЕГО ДО СОВЕРШЕНСТВА РЕЛИГИЮ, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «СЕГОДНЯ Я ДОВЕЛ ДЛЯ ВАС ДО СОВЕРШЕНСТВА ВАШУ РЕЛИГИЮ, И ДОВЕЛ ДО ПОЛНОТЫ СВОЮ МИЛОСТЬ К ВАМ, И УДОВОЛЬСТВОВАЛСЯ ДЛЯ ВАС ИСЛАМОМ КАК РЕЛИГИЕЙ» Сура «аль-Маида», аят 3.
ПРОРОК, МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, УМЕР, И ЭТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ СЛОВАМИ ВСЕВЫШНЕГО: «ВОИСТИНУ, ТЫ СМЕРТЕН, И ОНИ СМЕРТНЫ. А ПОТОМ, В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, ВЫ БУДЕТЕ ПРЕПИРАТЬСЯ У СВОЕГО ГОСПОДА» Сура «аз-Зумар», аяты 30,32.
КОГДА ОН ОБОСНОВАЛСЯ В МЕДИНЕ, ЕМУ БЫЛИ ПРИКАЗАНЫ ОСТАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА, ТАКИЕ КАК ЗАКЯТ, ПОСТ, ХАДЖ, АЗАН, ДЖИХАД, ПРИЗЫВ К ОДОБРЯЕМОМУ И УДЕРЖАНИЕ ОТ ПОРИЦАЕМОГО И ДРУГИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА.
Мы говорили ранее о том, что Пророк ﷺ призывал в начале своей миссии к таухиду, а затем — к таухиду и к остальным предписаниям религии.
Что касается закята, то он был вменен в обязанность еще в Мекке, но подробности, связанные с ним (минимальное имущество, требующее его выплаты (нисаб), категории лиц, кому он предназначен, и так далее), были ниспосланы в Медине.
ОН СЛЕДОВАЛ ЭТОМУ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ, ПОСЛЕ ЧЕГО ОН СКОНЧАЛСЯ (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА).
Таково убеждение Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а: Пророк ﷺ — человек, и его постигало все то, что постигало людей, в том числе и смерть. Он, да благословит его Аллах и приветствует, умер. Однако Всевышний Аллах довел до совершенства и полноты Свою милость к нам: через Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Он передал нам Свою религию полностью, завершенной и не нуждающейся в дополнениях. Всевышний сказал:
﴿ اليوم أكملت لكم دينكم وأتممت عليكم نعمتي ورضيت لكم الإسلام دينا ﴾
«Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию, и довел до полноты Свою милость к вам, и удовольствовался для вас Исламом как религией» Сура «аль-Маида», аят 3.
Это — одна из величайших милостей, оказанных нам Аллахом, дары и милости которого неисчислимы. Данное обстоятельство опровергает воззрения последователей и сторонников религиозных нововведений. Мы говорим им: «Эта религия полная и совершенная, и никто не может добавить к ней или ввести в нее что-то».
Мы свидетельствуем, что посланники выполнили доверенную им миссию, проявили искренность в отношении своих общин, донесли истину и показали подлинное усердие на пути Аллаха.
НО РЕЛИГИЯ ЕГО ОСТАЛАСЬ! И ЭТО — ЕГО РЕЛИГИЯ. НЕТ БЛАГА, НА КОТОРОЕ ОН НЕ УКАЗАЛ БЫ СВОЕЙ ОБЩИНЕ, И НЕТ ЗЛА, ОТ КОТОРОГО НЕ ПРЕДОСТЕРЕГ БЫ ЕЕ.
Не может быть такого, чтобы Пророк ﷺ проявил какую-то небрежность, допустил упущение или скрыл что-то из того, что приказал Аллах. Нет! Он донес все, что приказал Всевышний. Если есть что-то, приближающее нас к Аллаху, то Пророк ﷺ непременно об этом сообщил, и нет такой вещи, которая отдаляет человека от Аллаха, чтобы Пророк ﷺ не запретил бы нам ее или не предостерег от нее. Эта религия полная и совершенная, а сторонники нововведений лишены каких-либо доводов и аргументов против сказанного.
БЛАГОМ, НА КОТОРОЕ ОН УКАЗАЛ, ЯВЛЯЕТСЯ ТАВХИД И ВСЕ, ЧТО ЛЮБИТ АЛЛАХ И ЧЕМ ОН ДОВОЛЕН.
ЗЛОМ, ОТ КОТОРОГО ОН ПРЕДОСТЕРЕГ, ЯВЛЯЕТСЯ ШИРК И ВСЕ, ЧТО НЕНАВИДИТ И ОТВЕРГАЕТ АЛЛАХ.
АЛЛАХ ПОСЛАЛ ЕГО КО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ И ПРЕДПИСАЛ ВСЕМ ДЖИННАМ И ЛЮДЯМ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕМУ. НА ЭТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: «О ЛЮДИ! Я — ПОСЛАННИК АЛЛАХА КО ВСЕМ ВАМ» Сура «аль-А’раф», аят 158.
К кому был послан Мухаммад ﷺ? Ко всем людям! Он говорил:
وكان النبي يبعث إلى قومه خاصة وبعثت إلى الناس كافة
«Всякий пророк посылался именно к своему народу, я же послан ко всем людям» (аль-Бухари).
Более того, Мухаммад ﷺ был отправлен Всевышним не только ко всем людям, но и к джиннам. Ранее мы уже говорили о том, что иудеи и христиане, жившие при Пророке ﷺ и те из них, которые жили после этого, и те, что живут сейчас, если до них дошел призыв Исляма, а они отвергли его и не вошли в религию, то являются неверующими, потому что Мухаммад ﷺ послан ко всем людям и джиннам. Никто из представителей этих двух весомых видов созданий не имеет права отказаться от его вероустава и религии. Кто отказывается, тот является неверующим, кем бы он ни был — иудеем, христианином, буддистом или кем-то еще. Пророк ﷺ сказал:
لا يسمع بي من أمتي يهودي أو نصراني ثم لا يؤمن بي إلا دخل النار
«Клянусь Тем, в чьей длани Моя душа, если кто-то из моей общины, будь то иудей или христианин, услышав обо мне, не уверует в меня, то непременно войдет в Ад».
АЛЛАХ ДОВЕЛ ПОСРЕДСТВОМ НЕГО ДО СОВЕРШЕНСТВА РЕЛИГИЮ, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «СЕГОДНЯ Я ДОВЕЛ ДЛЯ ВАС ДО СОВЕРШЕНСТВА ВАШУ РЕЛИГИЮ, И ДОВЕЛ ДО ПОЛНОТЫ СВОЮ МИЛОСТЬ К ВАМ, И УДОВОЛЬСТВОВАЛСЯ ДЛЯ ВАС ИСЛАМОМ КАК РЕЛИГИЕЙ» Сура «аль-Маида», аят 3.
Однажды к ’Умару, да будет доволен им Аллах, пришел человек из иудеев (в некоторых сообщениях указывается, что этот был Ка’б аль-Ахбар) и сказал: «О повелитель правоверных, вы читаете один аят из вашей Книги, если бы подобный аят был ниспослан нам, иудеям, мы бы сделали день его ниспослания праздником». «О каком аяте идет речь?» — спросил ’Умар. Человек ответил: «Речь идет о словах “Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию, и довел до полноты Свою милость к вам, и удовольствовался для вас Исламом как религией”». Тогда ’Умар произнес: «Клянусь Аллахом, я знаю день и час, когда он снизошел посланнику Аллаха ﷺ. Это произошло вечером в пятницу, в день Арафата».
Данный аят безоговорочно доказывает полноту религии и опровергает утверждения сторонников нововведений. Путь Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а — следование (аль-иттиба’) и отказ от нововведений (аль-ибтида’). А путь приверженцев нововведений состоит в том, что они противоречат текстам Корана и Сунны, опираются на какие-то сновидения, чудесные видения и т.д., добавляют в религию что-то новое, тем самым утверждая по сути, что Пророк ﷺ передал нам не все, что должен был передать, и что осталось в религии нечто, оставленное Пророком ﷺ без внимания.
Имам Малик, да помилует его Аллах сказал:
من ابتدع في الاسلام بدعه يراها حسنه فقد زعم ان محمدا ( صلى الله عليه وسلم ) خان الرسالة لان الله يقول ﴿اليوم أكملت لكم دينكم﴾ فما لم يكن يومئذ دينا فلا يكون اليوم دينا
«Кто вводит в ислам нововведения, считая их хорошими, тот утверждает, что Мухаммад ﷺ поступил вероломно в отношении возложенного на него послания, потому что Аллах говорит: “Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию, и довел до полноты Свою милость к вам, и удовольствовался для вас Исламом как религией”. То, что не было религией тогда, то не является религией и сегодня».
ПРОРОК, МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, УМЕР, И ЭТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ СЛОВАМИ ВСЕВЫШНЕГО: «ВОИСТИНУ, ТЫ СМЕРТЕН, И ОНИ СМЕРТНЫ. А ПОТОМ, В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, ВЫ БУДЕТЕ ПРЕПИРАТЬСЯ У СВОЕГО ГОСПОДА» Сура «аз-Зумар», аяты 30,32.
Пророк ﷺ — человек, его постигало то, что постигает людей, и он, подобно всем смертным, умер. Он жив, но иной, загробной, жизнью — жизнью, именуемой Барзах, в которой действуют совершенно другие законы и которая не похожа на нашу земную.
Далее начинается последняя, пятая, часть книги, в соответствии с тем, как мы ее разделили — Заключение.