Достоинства Единобожия

Полезный сборник о важности единобожия

43. Страх пророков и праведников впасть в ширк является доводом на важность единобожия и обязательность этого страха для других

Сказал Всевышний Аллах о Своём любимце Ибрахиме, мир ему:

﴿وَإِذۡ قَالَ إِبۡرَٰهِيمُ رَبِّ ٱجۡعَلۡ هَٰذَا ٱلۡبَلَدَ ءَامِنٗا وَٱجۡنُبۡنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعۡبُدَ ٱلۡأَصۡنَامَ ❁ رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضۡلَلۡنَ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِۖ فَمَن تَبِعَنِي فَإِنَّهُۥ مِنِّيۖ وَمَنۡ عَصَانِي فَإِنَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾

«Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный» Сура «Ибрахим», аят 35–36.

Ибрахим ат-Тайми, да помилует его Аллах, сказал: «И кто же пребывает в безопасности после Ибрахима?» См. «Джами‘ аль-баян», 13/122.

Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, после упоминания этого аята сказал: «Каждому взывающему (с мольбой к Аллаху) следует просить за себя, своих детей и своё потомство». См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 4/513.

Сказал великий учёный Мухаммад Такыюддин аль-Хиляли аль-Магриби аль-Хусейни, да помилует его Аллах: «Как удивителен этот имам (Ибн Касир), как велики его исследования и широко его познание… Если ты скажешь сегодня кому-то из числа простых мусульман или же большинству из числа возомнивших себя учёными: “Прошу Аллаха, чтобы Он уберёг тебя, твоих детей и твоё потомство от поклонения идолам”, то он сильно разгневается и подумает, что ты ругаешь его! И если он проявит доброту и не станет тебя поносить или бить, то скажет: “Неужели ты сомневаешься в моём исламе и в исламе моих родителей и моих потомков? При том, что мы читаем Коран, молимся, совершаем хадж, платим закят, постимся в рамадан, свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник? Побойся Аллаха и не выноси такфир (такфи́р (араб. تكفير‎) — в исламе обвинение в неверии (куфре)), мусульманам, оставь ваххабитскую ‘акыду (‘акы́да (араб. عقيدة‎) — убеждение, воззрение, кредо)!” Такому следует сказать: “Разве Ибрахим был ваххабитом, когда взывал с этой мольбой? Разве Ибрахим, Я‘куб были ваххабитами, когда Аллах рассказал о них и об их завещании в Писании? О единобожник, следующий по прямому пути, терпи, поистине, обещание Аллаха является истиной». См. «Сабиль ар-рашид фи хадьи хайр аль-‘абид», 1/340–341.

Всевышний сказал о страхе Ибрахима и Исма‘иля, мир им, что их деяния не будут приняты:

﴿وَإِذۡ يَرۡفَعُ إِبۡرَٰهِـۧمُ ٱلۡقَوَاعِدَ مِنَ ٱلۡبَيۡتِ وَإِسۡمَٰعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلۡ مِنَّآۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡعَلِيمُ﴾

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исма‘иль (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий…» Сура «аль-­Бакара», аят 127.

Ухейб ибн аль-Уарад читал этот аят, плакал и говорил: «О любимец Милующего, ты поднимал стены Дома Милующего, и ты опасался, что от тебя не будет принято». См. «Тафсир аль-­Куръан аль-‘Азым», 1/427.

Сообщается, что Ма‘кыль ибн Ясар сказал: «(Однажды) я вместе с Абу Бакром ас-Сыддиком, да будет доволен им Аллах, отправился к Пророку ‎ﷺ, и (Пророк ‎ﷺ) сказал: О Абу Бакр, поистине, многобожие /ширк/ (скрывающееся) в вас незаметнее ползущего (по земле) муравья. Тогда Абу Бакр сказал: “А разве есть иное многобожие помимо того, что кто-то наряду с Аллахом признаёт другого бога?” И Пророк ‎ﷺ, сказал: Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, многобожие незаметнее ползущего (по земле) муравья! Так не указать ли тебе на то, благодаря чему, ты сможешь избавиться как от малых, так и больших (видов проявления многобожия), если будешь произносить это? (Пророк ‎ﷺ) сказал: Говори: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы придавать Тебе кого-либо (или что-либо) в сотоварищи, зная об этом, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я не знаю». См. Аль-­Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 716, «Сахих аль-джами‘ ас-сагыр» 3731.

Также передаётся, что Пророк ‎ﷺ, чаще всего произносил мольбу: «О переворачивающий сердца! Укрепи моё сердце на Твоей религии!» См. Ат-­Тирмизи 3522, Ибн Хиббан 943.

Сообщается, что Абу Са‘ид рассказывал: «Однажды, когда мы вспоминали масиха Даджаля, к нам вышел Посланник Аллаха ‎ﷺ, и сказал: Не сообщить ли вам о том, чего я опасаюсь за вас больше, чем масиха Даджаля? Мы сказали: “Конечно!” Тогда он сказал: Это скрытое многобожие, когда человек встаёт, чтобы совершить молитву, и украшает её, видя, что кто-то смотрит на него». См. Ахмад 11252, Ибн Маджах 4204, шейх аль-­Албани назвал хадис достоверным.

Пророк ‎ﷺ, боялся приписывать к себе ширк (придавание Аллаху сотоварищей) даже пересказом. Пришло в известном хадисе, что когда Абу Талиб был уже близок к смерти, к нему пришёл Посланник Аллаха ‎ﷺ, (и обнаружил, что у него находятся Абу Джахль ибн Хишам и ‘Абдуллах ибн Аби Умаййа ибн аль-Мугъира). Посланник Аллаха ‎ﷺ, сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова “Ля иляха илля-Ллах” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом». (Услышав это,) Абу Джахль и ‘Абдуллах ибн Аби Умаййя (в один голос) воскликнули: «О Абу Талиб, неужели ты отступишься от религии ‘Абдульмутталиба?!» И после этого Посланник Аллаха ‎ﷺ, продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, что он — на религии ‘Абдуль-мутталиба. См. Аль-­Бухари 1360, Муслим 132.

Также подобное передаётся от ‘Умара, да будет доволен им Аллаха, что Пророк ‎ﷺ, услышал, как он говорит: «Клянусь своим отцом», на что Посланник Аллаха ‎ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах запрещает вам клясться вашими отцами. И если кто-то из вас клянётся, то пусть клянётся Аллахом или молчит». ‘Умар сказал: «И я не клялся после этого этим как сам, так и пересказывая это от другого». См. Ахмад 4523, Ибн Маджах 2094.

Также из этого то, что передал имам аль-Бухари как хадис та‘лик (то есть без упоминания иснада (цепочки передатчиков)) от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он увидел, как Анас ибн Малик молится возле могилы, и сказал: «Могила, могила». Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «[Слово “могила” упомянута в падеже] насб, как предостережение от этого». См. «Фатх аль-Бари», 2/625.

Сказал великий учёный Мубарак аль-Мили аль-Джазаири, да помилует его Аллах: «И если нет проблем в твоём разуме, то ты вместе со мной примешь сильную заботу пророков в разъяснении ширка, и что они не ограничивались только разъяснением единобожия (таухида). Затем же удивись со мной тому, сколь мало уделяют этому внимание наши учёные! Будто бы нет нужды у мусульман в этом. Ты увидишь в их словах, что они заняты толкованием законоположений в различных редких вопросах или разбиранием ситуаций, обычно не случающихся в жизни, и ты не увидишь, чтобы они таким же образом занимались основами, предостерегая от ширка, разъясняя его виды, перечисляя его проявления, для того, чтобы в душах простых людей укрепилось предостережение от него и отдаление от путей, ведущих к нему». См. «Аш-ширк уа мазахируху» Мубарака аль-­Мили, с. 46–47.