Из того, что разъясняет это, хадис от Абу Вакыд аль-Лейси, который рассказал о том, что когда Посланник Аллаха ﷺ, выехал в военный поход на Хунейн, он прошёл мимо дерева многобожников, которое они называли «Зату анват», и на которое они развешивали своё оружие. И они сказали: «О Посланник Аллаха, сделай нам такой же “Зату анват”, как и у них». На что Пророк ﷺ, воскликнул: «Пречист Аллах! Это подобно тому, что сказал народ Мусы: “Сделай нам божество, такое же, как у них”. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!» См. Ат-Тирмизи 2180.
Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал Пророку ﷺ: «Как пожелал Аллах и ты», на что Пророк ﷺ, сказал ему: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): “Как пожелал один лишь Аллах”». См. Аль-Бухари в «Адабу аль-муфрад», 783.
Также из того, что разъясняет величие этого вопроса, хадис Пророка ﷺ, о том, что он сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, совершил многобожие». См. Ахмад 5375, Абу Дауд 3251, ат-Тирмизи 1535. Также в другом риваяте пришло: «Любая клятва, в которой поклялись не Всевышним Аллахом, является многобожием». См. Аль-Хаким 50, «Сахих аль-джами‘» 4567 без слова «Всевышний».
Сподвижники понимали опасность этого. Так, Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Для меня любимее поклясться Аллахом лживо, чем поклясться не Аллахом правдиво». См. ‘Абудрраззак в своём «Мусаннаф» 15929, Ибн Аби Шейба в своём «Мусаннаф» 12281, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8903.
Шейхуль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сделал примечание этому асару (преданию), сказав: «Поскольку благодеяние единобожия величественнее, чем благодеяние правдивости, а греховность лжи легче, чем греховность ширка». См. «Аль-мустадрак ‘аля аль-фатауа», 5/140.
Также из этого хадис Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Один человек вошёл из-за мухи в Ад, а другой — в Рай». Люди спросили его: «Как это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Однажды два человека проходили мимо племени, у которых был идол, которые не пропускали мимо идола никого, пока он не принесёт этому идолу что-либо в жертву. Они сказали одному из путников: “Принеси ему (идолу) какую-либо жертву!” Тот сказал: “Нет у меня ничего, что бы принести в жертву”. Они ответили: “Принеси в жертву хотя бы муху”. Он принёс её в жертву идолу, за что они дали ему дорогу, и он вошёл в Огонь. Затем они сказали второму: “Принеси ему какую-либо жертву”. Он ответил: “Я не совершаю жертвоприношения ничем ради кого бы то ни было, кроме Аллаха, Велик Он и Могуч”, после чего они отрубили ему голову, и он вошёл в Рай». См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» от Сальмана 7/642, Ахмад в «аз-Зухд» с. 15, аль-Хилья 1/203.
Шейхуль-ислам Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб, да помилует его Аллах, сделал примечание, сказав: «В этом указание на знание тяжести ширка в сердцах верующих — как тот человек проявил терпение перед казнью и не согласился с тем, что они требовали, хотя они и не требовали ничего, кроме внешнего деяния». См. «Китаб ат-таухид» глава «о том, что пришло относительно жертвоприношения не Аллаху», десятый вопрос.