Такая вера подразумевает собой твёрдую убеждённость в том, что у Аллаха есть ангелы, которых Он создал из света, что Он возложил на них определённые обязанности, выполнением которых они заняты, и что Он наделил их способностью полного подчинения Его велениям и силой, необходимой для их осуществления.
Вера в них включает в себя веру в целом и веру в определённые частности.
Что касается веры в частности, то здесь имеется в виду вера в тех из них, кого Аллах и посланник Его, назвали поимённо, а также веру в истинность сообщений об их атрибутах и делах, что же касается веры в целом, то она имеет отношение ко всему прочему.
Муслим в своём «Сахихе», а также имам Ахмад в своём «Муснаде» приводят хадис, передаваемый со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы были созданы из света, джинны — из пылающего огня, а Адам — из того, о чём вам было сказано».
Одним из атрибутов, присущих ангелам, являются крылья.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَثْنَىٰ وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ۚ يَزِيدُ فِي الْخَلْقِ مَا يَشَاءُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾
«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями. Приумножает Он в творении, что пожелает, ибо Аллах властен надо всем сущим» Сура «Создатель», аят 1.
Что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он сообщил, что видел Джибриля в том виде, в каком его создал Аллах, и было у него шестьсот крыльев.
По велению Аллаха Всевышнего, ангел может принимать человеческий облик, ибо Джибриль, мир ему, предстал перед Марйам в образе приятного на вид человека, что же касается посланника Аллаха ﷺ, то к нему он явился в виде человека в ослепительно белых одеждах, волосы которого были иссиня чёрными. Человеческий облик принимали и те ангелы, которых Аллах посылал к Ибрахиму и Луту, мир им обоим.
Вот что сказал Аллах Всевышний относительно их поклонения, полного подчинения и покорности:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ عِنْدَ رَبِّكَ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ ﴾
«Поистине, и те, которые находятся при твоём Господе, не отказываются от поклонения Ему из гордыни, они славят Его и склоняются перед Ним в земных поклонах» Сура «Преграды», аят 206.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَمَنْ عِنْدَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ {19} يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴾
«А находящиеся рядом с Ним не пренебрегают поклонением из гордыни, и это им не в тягость. Они славят Аллаха и днём и ночью без устали» Сура «Пророки», аяты 19-20.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَٰنُ وَلَدًا ۗ سُبْحَانَهُ ۚ بَلْ عِبَادٌ مُكْرَمُونَ {26} لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُمْ بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ {27} يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ وَهُمْ مِنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ ﴾
«Они говорят: «Милосердный породил ребёнка». Преславен Он! Ведь это — только рабы, которых Он почтил! Они не говорят ни единого слова до того, как скажет Он, и действуют лишь по Его указаниям. Он ведает о том, что было до них и что будет после них. Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах, и сами они содрогаются от страха перед Ним» Сура «Пророки», аяты 26-28.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ ﴾
«…они не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят» Сура «Запрещение», аят 6.
В различных аятах Корана и хадисах есть упоминания об именах ангелов, их видах и тех делах, которые были им поручены.
Так, например, Джибрилю было поручено приносить пророкам откровения.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ قُلْ مَنْ كَانَ عَدُوًّا لِجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَىٰ قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللَّهِ ﴾
«Скажи: «Кто бы ни был врагом Джибрилю», — а ведь он с соизволения Аллаха низвёл Коран в твоё сердце…» Сура «Корова», аят 97.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَإِنَّهُ لَتَنْزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ {192} نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ {193} عَلَىٰ قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ ﴾
«Поистине, он — послание Господа миров, с которым снизошёл верный Дух на твоё сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей…» Сура «Поэты», аяты 192−194.
В некоторых хадисах имеются указания на то, что Микаилю поручено следить за дождями и ростом растений, а Исрафилю — вострубить в трубу, когда наступит День воскресения.
Посланник Аллаха ﷺ упоминал имена троих этих ангелов, когда произносил слова мольбы, предварявшей его ночные молитвы: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Создатель небес и земли, Знающий явное и сокровенное, Ты рассудишь рабов Своих в том, относительно чего они расходились друг с другом, направь меня там, где есть разногласия относительно истины, по соизволению Твоему, ведь, поистине, ведёшь Ты к прямому пути, кого пожелаешь!» Этот хадис приводит Муслим.
В Коране есть упоминания об ангеле по имени Малик, который является стражем ада.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَنَادَوْا يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ ۖ قَالَ إِنَّكُمْ مَاكِثُونَ ﴾
«И они воззовут : “О Малик! Пусть покончит с нами Господь твой!”» Сура «Украшения», аят 77.
1. Среди них есть те, которые понесут трон.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ ﴾
«Те, которые несут трон, и те, которые окружают его, возносят хвалу Господу своему, веруют в Него и молят о прощении для тех, кто уверовал…» Сура «Прощающий», аят 7.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ ﴾
«…и восемь ангелов понесут трон Господа твоего над собой» Сура «Неизбежное», аят 17.
2. Среди них есть хранители, которым поручено охранять людей.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ ﴾
«К каждому человеку приставлены ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» Сура «Гром», аят 11.
3. Среди них есть писцы, которым поручено записывать дела людей.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ {10} كِرَامًا كَاتِبِينَ {11} يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ ﴾
«Поистине, к вам приставлены наблюдатели — достойные писцы, которые знают обо всех ваших делах» Сура «Раскалывание», аяты 10-12.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ {17} مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ ﴾
«Два ангела находятся справа и слева и записывают. Не проронит человек и слова, чтобы его не записал недремлющий страж» Сура «Каф», 17-18.
Здесь имеются в виду два ангела, которые находятся справа и слева от каждого. Находящийся справа записывает благие дела, а находящийся слева — дурные.
4. Ангелы, которым поручено являться к зародышам во чреве матери.
Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, который правдив и достоин доверия, сообщил нам, что каждый из вас формируется в чреве матери, пребывая там в течение сорока дней в виде капли, в течение следующих сорока дней — в виде сгустка, и столько же — в виде кусочка плоти, после чего Аллах посылает к нему ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». Этот хадис приводит Бухари.
5. Ангелы, которым поручено принимать дух человека в момент его смерти.
Речь идёт об ангеле смерти и его помощниках. Аллах Всевышний сказал:
﴿ قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَىٰ رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ ﴾
«Скажи: “Ангел смерти, который приставлен к вам, упокоит вас, а потом вы вернётесь к своему Господу”» Сура «Земной поклон», аят 11.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ ﴾
«…пока к кому-нибудь из вас не придёт смерть. Тогда упокоят его Наши посланцы, — а они ничего не упускают» Сура «Скот», аят 61.
Кроме того, существуют и другие категории ангелов.