Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو جعفر الطحاوي
Абу Джа‘фар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма ибн Сальма ибн ‘Абдульмалик аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави аль-Ханафи — выдающийся египетский хадисовед и законовед, один из авторитетных ученых ханафитского мазхаба, более известен как Имам ат-Тахави. Родился в 229 году — и некоторые добавили, что в месяц раби’ аль-авваль, а некоторые сказали, что он родился в 239 году — в египетском поселке Таха и потому стал известен как ат-Тахави.
Его учителя:
Семья имама имела прочные связи с областью исламских знаний. Его отец Мухаммад ибн Саляма передавал хадисы, и был одним из первых, от кого имам Абу Джа’фар выслушал передачу некоторых из них.Начал обучаться религиозным дисциплинам у своего дяди по материнской линии Исма‘иля ибн Яхьи аль-Музани, который был учеником имама аш-Шафи‘и. Потом продолжил обучение у другого видного богослова, кадия Ахмада ибн Абу ‘Имрана, который придерживался ханафитского мазхаба.
Нужно обратить внимание на то, что имам ат-Тахави застал эпоху имамов всей исламской общины в хадисоведении.
- Ему было 4 года, когда умер имам Яхья ибн Маин.
- Ему было 12 лет, когда умер имам Ахмад ибн Ханбаль.
- Ему было 27 лет, когда умер имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари.
- Ему было 32 года, когда умер имам Муслим ибн аль-Хаджадж. Имам ат-Тахави застал некоторых шейхов, от которых передавал хадисы имам Муслим, и тоже передавал от них хадисы.
- Ему было 44 года, когда умер имам Мухаммад ибн Язид ибн Маджа. И ат-Тахави выслушивал и передавал хадисы от некоторых из тех шейхов, от которых передавал Ибн Маджа.
- Ему было 46 лет, когда умер имам Абу Дауд. И ат-Тахави перенял и передавал хадисы от некоторых из шейхов Абу Дауда.
- Ему было 50 лет, когда умер имам Абу Иса ат-Тирмизи.
- Ему было 74 года, когда умер имам Ахмад ибн Шу’айб ан-Насаи. И ат-Тахави передавал хадисы от некоторых из тех шейхов, от которых передавал ан-Насаи. Также он выслушивал и передавал хадисы от самого ан-Насаи.
Его учителями были также те, от кого он выслушивал и записывал хадисы Абдульгани ибн Рифа’а, Харун ибн Саид аль-Айли, Юнус ибн Абд аль-А’ля (товарищ и ученик имама аш-Шафии), Бахр ибн Наср аль-Хауляни, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдульхакам, Иса ибн Масруд, Ибрахим ибн Мункыз, ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (самый значимый из учеников имама аш-Шафии), кады Баккар ибн Кутейба, Микдам ибн Дауд ар-Руайни, Ахмад ибн Абдуллах ибн аль-Баркы, Мухаммад ибн Акыль аль-Фирьяби, Язид ибн Синан аль-Басри, Абу Хазим ас-Сакуни и многие другие имамы Египта, Палестины и Сирии.
Заполучив такие основы в фикхе и хадисах, ат-Тахави стал стал имамом в обеих областях знания и одним из тех, кто наилучшим образом разбирался в смыслах, значениях и применении хадисов в вопросах фикха.
Писал имам аз-Захаби: «Он преуспел в науке хадисов и в фикхе». См. «Ас-Сияр» 15/28.
В возрасте более 40 (или: более 30) лет ат-Тахави возвращается в Египет и некоторое время испытывает большую нужду и бедность, пока однажды его не взял на работу писарем новый главный шариатский судья Египта Абу Убейдуллах Мухаммад ибн ‘Абда ибн Харб аль-Аббадани аль-Басри аль-Ханафи. В скором времени Абу Убейдуллах рассмотрел у Абу Джа’фара ат-Тахави большие способности, сделал его своим заместителем и обогатил. С этого начался рост известности и влиятельности имама ат-Тахави как ученого на уровне страны.
Нет данных о том, сколько времени ат-Тахави проработал в должности заместителя главного судьи, но это не помешало ему внести такой вклад в исламские науки и так проявить свои знания и способности, что его стали считать предводителем ученых ханафитского мазхаба, знания которого выходят далеко за пределы этой школы.
Помимо контроля за судопроизводством во вверенной области, ат-Тахави занимался составлением и написанием основополагающих объемных и сокращенных трудов в различных исламских науках, и за 92 (или: 82) года жизни оставил большое наследие, на которое опирались поколения мусульман и опираются до сих пор.
Он был признан достойным доверия передатчиком и передавал хадисы. Из тех, кто известен передачей хадисов от него:
Его ученики:
имамы Юсуф ибн аль-Касим аль-Маянаджи, Абу аль-Касим ат-Табарани (автор «аль-Му’джам»), Мухаммад ибн Бакр ибн Матрух, Ахмад ибн аль-Касим аль-Хашшаб, Абу Бакр ибн аль-Мукри, Ахмад ибн Абдульуарис аз-Задджадж, кады Абдульазиз ибн Мухаммад аль-Джаухари, Абу аль-Хасан Мухаммад ибн Ахмад аль-Ихмими, Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Умар ат-Танухи, Мухаммад ибн аль-Музаффар аль-Хафиз и многие другие.
Его книги:
Писал о нем имам аз-Захаби: «Автор уникальных трудов». См. «Тазкира аль-хуффаз» 3/21.
Известны следующие из его работ, и не все из них доступны в наше время:
1. «Шарх ма’ани аль-асар» — книга издана в пяти томах.
2. «Шарх мушкиль аль-асар» — книга издана в семнадцати томах, первый из которых предисловие редакторов.
3. «Ахкам аль-Кур-ан» — книга издана в двух томах.
4. «Акыда ат-тахавия».
5. «Мухтасар ихтиляф аль-уляма» — книга издана в пяти томах.
6. «Хадис Аби Джа’фар ат-Тахави» — рукопись с 30 хадисами, которые имам Абу Джа’фар ат-Тахави продиктовал со своими иснадами Абу Бакру Мухаммаду ибн Ибрахиму ибн аль-Мукри.
7. «Ат-Тасвия байна хаддасана уа ахбарана».
8. «Хукм арады Макка аль-Мукаррама».
9. «Аль-Мухтасар фи аль-фикх».
10. «Шарх аль-Джами’ ас-сагыр».
11. «Шарх аль-Джами’ аль-кабир».
12. «Аш-Шурут аль-кабир».
13. «Аш-Шурут аль-аусат».
14. «Аш-Шурут ас-сагыр».
15. «Ат-Тарих».
16. «Накд китаб аль-мудаллисин аля аль-Карабиси».
17. «Аль-Фараид».
18. «Аль-Уасая».
19. «Аль-Махадыр уа ас-саджалят».
20. «Манакыб Аби Ханифа».
21. «Ан-Науадир аль-фикхия» в десяти томах. Неизвестно, дошла ли до нашего времени.
22. «Ан-Науадир уа аль-хикаят» более чем в двадцати томах. Судьба книги тоже неизвестна.
23. «Кысма аль-фей уа аль-ганаим».
24. «Ар-Радд аля Иса ибн Абан».
25. «Ар-Радд аля Аби Убейда».
26. «Ихтиляф ар-риваят аля мазхаб аль-куфиййин».
Писал имам аз-Захаби: «Кто посмотрит в труды этого имама, тот поймет, каково его положение в знании, и как широки его познания». См. «Ас-Сияр» 15/30.
Умер имам Абу Джа’фар ат-Тахави в начале месяца зуль-каада 321 г.х., дожив, по одной версии до 92 лет и по другой до 82. Похоронен в Каире. Место его могилы всегда было известным среди мусульман. Со временем ее огородили стенами и накрыли крышей, хотя имам Аляуддин аль-Касани аль-Ханафи передал от имама Абу Ханифы, что он считал это порицаемым /См. «Бадаи’ ас-санаи’» 1/320/.
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 15/27–33.
Писал имам Ибн Абдульбарр аль-Малики: «Он был одним из самых знающих людей в том, что касается их (имамов ханафитского мазхаба) жизни и сообщений о них, поскольку он был куфийцем в мазхабе. И он был знатоком всех мазхабов правоведов, да помилует его Аллах». См. «Джами’ баян аль-ильм уа фадлих» 2/897.
قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «كَانَ مِنْ أَعْلَمِ النَّاسِ بِسِيَرِ الْقَوْمِ وَأَخْبَارِهِمْ؛ لِأَنَّهُ كَانَ كُوفِيَّ الْمَذْهَبِ وَكَانَ عَالِمًا بِجَمِيعِ مَذَاهِبِ الْفُقَهَاءِ رَحِمَهُ اللَّهُ». انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 2/ 897.
Писал имам Абу Исхак аш-Ширази: «К нему перешло главенство среди последователей Абу Ханифы в Египте». См. «Табакат аль-фукаха», с. 142.
قال الإمام أبو إسحاق الشيرازي: «إليه انتهت رياسة أصحاب أبي حنيفة بمصر». انظر: «طبقات الفقهاء»، ص. 142.
Писал о нем имам аз-Захаби: «Имам, выдающийся ученый, большой хафиз, мухаддис египетских земель и их правовед». См. «Ас-Сияр» 15/27.
قال الحافظ الذهبي: «لإِمَامُ، العَلاَّمَةُ، الحَافِظُ الكَبِيْرُ، مُحَدِّثُ الدِّيَارِ المِصْرِيَّةِ وَفَقِيْهُهَا». انظر: «السير» 15/ 27.
Писал о нем имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи: «Выдающийся ученый эпохи и страны, довод Аллаха и Его знамение среди Его рабов, имам, хранитель иснадов, путешественник на пути знаний, хафиз, точный, принятый в круг великих имамов, следующий за предшественниками (саляфами), пример для потомков (халяфов)». См. «Магани аль-ахьяр» 1/9.
قال الإمام بدر الدين العيني الحنفي: «علامة الدهر والبلاد، وحجة الله وآية فى العباد، الإمام المسند الرحالة الحافظ الضابط المقبول بين الأئمة الأجلاء، مقتدى السلف، وقدوة الخلف». انظر: «مغاني الأخيار» 1/ 9.
Писал имам Зейнуддин Касим ибн Кутлюбуга аль-Ханафи: «Он был надежным в передаче, благородным, правоведом, имамом». См. «Тадж ат-тараджим», с. 100.
قال الإمام زين الدين قاسم بن قطاوبغا الحنفي: «كان ثقة نبيلا فقيهًا إمامًا». انظر: «تاج التراجم»، ص. 100.
Имам Камалюддин ибн аль-Хумам аль-Ханафи отнес имама ат-Тахави к уровню муджтахидов в отдельных вопросах мазхаба, насчет которых нет решения от муджтахидов мазхаба. С этим не согласился шейх Шихабуддин аль-Марджани аль-Ханафи (см. «Хусн ат-такады», с. 89) и указал, что имам ат-Тахави гораздо выше уровнем иджтихада, и поэтому можно заметить, как он иногда противоречит муджтахидам мазхаба, выбирая иное мнение, исходя из собственного анализа доводов. Заключение шейха аль-Марджани поддержал шейх Мухаммад Абдульхай аль-Лякнави и даже сравнил имама ат-Тахави в уровне иджтихада с имамом Абу Юсуфом и имамом Мухаммадом ибн Хасаном аш-Шайбани (см. «Ат-Та’ликат ас-сунния», с. 31-32).
Но возможно такое понимание этого вопроса, при котором оба мнения будут близки к совмещению: в самом мазхабе в качестве главного решения личные мнения имама ат-Тахави могли быть приняты тогда, когда нет решения от муджтахидов мазхаба, которые стоят выше него уровнем. А если есть решения больших муджтахидов — имама Абу Ханифы и его учеников, то им отдается перевес перед личным иджтихадом имама ат-Тахави, если он им противоречит. И Аллах лучше знает.
Также есть основания полагать, что мнения имама ат-Тахави учитывались при уточнении более сильных и весомых передач от первых имамов мазхаба, которое проводилось до того, как мазхаб устоялся в дошедшем до нас виде. Этой теме посвящена отдельная диссертация на соискание степени магистра, которая имеет название: «Мнения в фикхе, которые выбрал имам ат-Тахави, и их влияние на формирование мазхаба ханафитов» (الاختيارات الفقهية للإمام الطحاوي وأثرها في تقرير مذهب الأحناف), но, к сожалению, данного исследования пока нет в свободном доступе.