Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
ابن خزيمة
Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма Ибн Мугира Ибн Солих Ибн Бакр Салими ан-Найсабури аш-Шафии, хафиз, великий факих, шейх, имам имамов, автор выдающихся трудов, родился в 223 году хиджры, был мухаддисом и факихом, и стал такой величиной в этих науках, что его стали приводить как пример в знаниях и искусстве в этих сферах.
Среди его учителей — Исхак Ибн Рахавейхи, Зейд Ибн Аюб, Мухаммад Ибн Башар, Мухаммад Ибн Хамид, Утба ибн Абдуллах Аль Маруази, и десятки других имамов саляф, и пребывал он в одних маджлисах с такими учениками имама Аш-Шафии, как Рабии ибн Сулейман, Аль Музани, и другими.
Передавали от него хадисы: Бухари, Муслим, Хаким, Бейхакы, и многие другие имамы хадиса.
Прожил Ибн Хузейма долгую жизнь, и всю он ее провёл в поиске и передаче знаний и хадисов Посланника Аллаха ﷺ, и обучении людей Единобожию и истинной исламской акыде. Умер Имам Ибн Хузейма в 311 году хиджры в возрасте 89 лет.
Сказал о нем Ибн Касир: «Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся “сосудом” знания и “морем” в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся за горизонт, требуя знания и слушая хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ “Сахих”, и эта книга — из полезнейших и величайших книг. Он был из муджтахидов в религии Ислам» См. «Бидая уа Нихая», 1696.
Сказал о нем Рабии Ибн Сулейман, ближайший ученик имама Аш-Шафии, когда спросили у него об Ибн Хузейме: «Знаешь ли ты его?» Он ответил: «Да. Мы получили от него пользы больше, чем он от нас»
Сказал о нем хафиз Абу Али Ан-Найсабури: «Я не видел никого, подобного ему!»
Сказал о нем имам Ад-Даракутни: «Был Ибн Хузейма достоверным имамом, без разногласий в этом!»
Сказал о нем Ибн Киттан: «Это был человек, оживлявший Сунну Посланника Аллаха ﷺ»
Сказал о нем хафиз Абу Аббас ас-Сурейдж, когда упомянули при нем Ибн Хузейму: «Это был человек, который извлекал пользы из хадисов Посланника Аллаха ﷺ, как будто пинцетом»
Сказал о нем Абдуррахман Ибн Аби Хатим, когда его спросили об Ибн Хузейме: «Его надо спрашивать о нас, а не у нас о нем! Он- имам, на котором собрались все!»
Ибн Хузейме принадлежат великие труды в акиде и фикхе, среди них:
«Китабу Таухид», где он опроверг все утверждения приверженцев нововведений своего времени, и защитил акыду ахли Сунна уаль Джамаа от новшеств джахмитов, мутазилитов, хавариджей, мурджиитов, и других заблудщих групп.
«Мухтасар аль-мухтасар мин аль-муснад ас-сахих», больше известен как «Сахих Ибн Хузейма», где он передал для нас много достоверных хадисов Посланника Аллаха ﷺ.
«Фаваид аль-фаваид» — небольшой сборник хадисов.
Всего более 140 трудов, многие из которых в наши дни утеряны.
Говорит Хаким: «Слышал от Мухаммада Ибн Солиха Ибн Хани, что тот слышал, как Ибн Хузейма сказал: «Кто не признает, что Аллах над Троном своим, вознесся над семью небесами — тот неверующий во Всевышнего Аллаха».
Также передает Абу Закария аль Анбари, что Ибн Хузейма сказал: «Не дозволено никому высказывать мнение одновременно с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), если пришел достоверный хадис от него!».
Передает Абу Уалид Ибн Мухаммад Аль-Факихи: «Слышал, как Ибн Хузейма сказал: «Коран — Слова Аллаха Всевышнего. И кто скажет, что он сотворен, то он неверующий, и в том требуется с него покаяние, и если он не покается, то если он некогда умрёт, то не хоронится это неверующий на кладбищах мусульман».
Очень удивительный пример упомянул Ибн Кады Шухба. Когда скончался имам аль-Бушанджи (знаток шафиитского мазхаба, шейх мухаддисов своего времени), имам Ибн Хузейма аш-Шафи’и пришёл, чтобы совершить над ним молитву. И вот ему задали какой-то религиозный на вопрос, на что Ибн Хузейма ответил: «Я не стану отвечать, пока могила не скроет его тело!»
Этот пример указывает на то, что знатоки фикха и религии не выдают фетвы, если в собрании присутствует тот, кто обладает большим знанием, чем они, из уважения к этому человеку и для того, чтобы сохранить его степень и перенять от него знание. Они направляют спрашивающего к самому знающему среди них.
Ибн Хузейма, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, если ты скажешь одному из тех, кто считает утверждение качеств уподоблением, что его конечности подобны конечностям свиньи, глаза – глазам собаки, а ноги – ногам обезьяны”, то он сильно разгневается, даже возможно полезет в драку. В чем причина этого его гнева? Всё потому, что он считает, что ты его оскорбил, сравнив его глаза с глазами собаки, а ноги – с ногами обезьяны. Всё потому, что он знает, что всё, с чем ты его сравнил – творение, также человек – это творение, однако он уверен в своем превосходстве и отличии себя, как человека, от этих созданий. Это так и есть, все эти существа сотворил Всевышний Аллах, и несмотря на то, что они все творения, Всевышний Аллах выделил человека. И когда ты сравниваешь какие-то его качества с качествами собаки, свиньи или обезьяны, он считает это оскорблением, тем самым он подтвердил отличия в качествах среди творений, так почему он не признает наличие разницы между качествами творений и качествами Творца?! И поэтому, отличие качеств творений от качеств Творца огромное, качества Аллаха не подобны качествам Его творений». Ибн Хузейма в «Китаб ат-Таухид».