Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
محمد بن عبد الوهّاب التميمي
Шейх Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ибн Барид ибн Мушриф ат-Тамими — великий учёный, хадисовед, правовед и возродитель религиозного призыва в Неджде. Он родился в ‘Уяйне в 1115 году по мусульманскому летоисчислению,
Его род принадлежал к племени Тамим, которое обитало в области Неджд. Закрепившись там и перейдя к оседлости, это племя оставило образ жизни бедуинов и занялось сельским хозяйством и торговлей.
О семье шейха известно то, что никакая другая семья в Неджде не дала за предыдущие пять веков столько ученых, сколько она. Его дед, Сулейман ибн Али, был в свое время авторитетнымученым, к которому обращались за фетвами и к которому стремились ученые и ученики. Он был факихом, сведущим во всех мазхабах. Как говорит Ибн Бишр: “Его
высокочтимый дед, Сулейман ибн Али, был в свое время ведущим алимом Неджда. Он был весьма сведущ в мусульманских науках. Авторитетнее его не было в Неджде. К нему устремлялись издалека на верблюдах. Он был автором ряда сочинений и издавал фетвы. Алимы Неджда в то время обращались к нему по всем вопросам фикха и других наук. И сам он приобрел знания у знаменитых алимов, среди которых был шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Мушриф и другие”.
Его отец ‘Абдульваххаб занимал там должность судьи. Поэтому его дом был тем местом, куда направлялись ищущие знаний и уже сложившиеся учёные. Здесь они проводили время в обсуждении вопросов фикха и в религиозных дискуссиях. Когда мальчик немного повзрослел и стал подростком, отец позволял ему присутствовать на таких собраниях. Он держал его поблизости от себя, предоставляя возможность молча и внимательно слушать беседы и споры присутствующих.
Он сумел выучить наизусть Коран, не достигнув ещё и десяти лет от роду, отличался острым умом, обладал прекрасной памятью и был красноречив. Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб путешествовал по Хиджазу и Басре в поисках знаний.
Его учителями были такие учёные, как ‘Абдуллах ибн Ибрахим ибн Сайф, Мухаммад ибн Хайят ас-Синди, шейх ад-Дагестани, Исма‘иль аль-‘Аджлуни, Мухаммад аль-Маджму‘ и другие.
После смерти отца в 1153 году по мусульманскому летоисчислению, шейх ат-Тамими активно возобновил призыв, отдавая ему всю свою энергию и душевные силы. Во время своего пребывания в Хураймале Мухаммад не ограничивался лишь словами. В тот период он пишет свою ценнейшую книгу «Таухид аль-лязи хува хакк Аллах ‘ала-ль-‘абид» («Единобожие — право Аллаха по отношению к рабам»), излагая в ней принципы своего призыва и с исчерпывающей ясностью объясняя исламское вероучение на основе Священного Корана и Благородной Сунны.
В 1157 году хижры ко времени послеполуденной молитвы Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб прибывает в Эд-Дир‘ию. Там он заключает договор с эмиром Мухаммад ибн Са‘удом. Этот союз между ними был заключен ради торжества истины и борьбы с многобожием. Так Мухаммад ибн Са‘уд присоединился к призыву Мухаммада ибн ‘Абдульваххаба. Его соглашение с шейхом стало фундаментом, на котором было возведено здание первого государства саудитов.
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб оставил после себя ценное наследие в виде книг и посланий составивших целую библиотеку, к которой обращаются и черпают знания. Ниже следует перечень его важнейших сочинений:.
• Его труды:
1. «Китаб ат-таухид» («Книга о единобожии») – первая книга, созданная шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом. Ее основной целью было разъяснение понятий единобожия и многобожия и того, что с ними связано. Фактически «Китаб ат-таухид» является тем идейным стержнем, вокруг которого вращаются сочинения как самого шейха, так и его учеников, посвященные этой проблеме.
Книга включает в себя аяты и хадисы, объясняющие единобожие и смысл свидетельства “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!”, а также различные виды многобожия и порока. Историк Ибн Бишр описывает эту книгу следующим образом: “На эту тему ничего лучшего, чем она, не было создано другими авторами”. У книги имеются толкования, в т.ч. толкование шейха Абдур-Рахмана ибн Хасана Аль аш-Шейха под названием «Фатх ал-маджид».
2. «Китаб кашф аш-шубухат» («Книга разоблачения лживых домыслов») – небольшая, написанная на немногих страницах книга, подобная одному из тех посланий, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб рассылал власть имущим. История ее создания неизвестна. Она передает суть миссии шейха, состоявшей в очищении единобожия от всего, что порождает многобожие. В ней шейх, отвечая противникам проповеди, опровергает их доводы, с помощью которых они пытались оспаривать обвинение их в неверии и многобожии.
В той же книге Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб касается аргументов тех, кто поклоняется святым, гробницам и тому подобному, заявляя, что это делается из уважения к праведникам ради того, чтобы утвердить добрый пример для подражания. “…Если это и допустимо по отношению к живым, то недопустимо применительно к мертвым. Мертвые утратили связь как с жизнью, так и с живыми, а поэтому нет ни малейшей разницы между тем, кто вымаливает благодать у гробницы святого, и тем, кто поклоняется идолу. И тот, и другой поставили между собой и Аллахом посредника, к которому и обращаются… Таковыми же были и неверные из числа курейшитов, сражавшиеся против призыва к единобожию, полагавшие, что Аллах является великим Творцом, наряду с Которым, Однако существуют и другие божества, по своему усмотрению ниспосылающие благо или же причиняющие вред, и оказывающиеся посредствующим звеном на пути к Аллаху: «Мы поклоняемся им только затем, чтобы они теснее приблизили нас к Аллаху».. Шейх приводит и другие примеры подобного многобожия, чтобы показать его сходство с представлениями некоторых мусульман о святых и праведниках.
3. «Китаб ал-кабаир» («Книга о тяжких грехах») посвящена разбору всего того, что противоречит самим основам и установлениям ислама.
4. «Китаб ас-сира аль-мухтасара» («Краткая Сира») – краткое изложение Сиры Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, основывающееся на Сире Ибн Хишама и исходящая из методических принципов шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
5. «Китаб аль-усуль ас-саласа ва адиллатиха» («Книга трех основ и их доказательств») дает доказательное объяснение трех основ: знания Аллаха, знания Его Пророка ﷺ, и знания исламской религии.
6. «Китаб усуль аль-иман» («Книга основ веры»). В ней шейх разъясняет, что такое знание Аллаха и вера в Него. Кроме того, она содержит объяснение веры в предопределение и побудительных мотивов для поиска знания.
7. «Китаб фадл аль-ислам» («Книга о достоинстве ислама»). Раскрывает и истолковывает достоинства ислама.
8. «Китаб шурут ас-салат ва аркануха» («Книга об условиях и составляющих элементах молитвы») – книга о молитве, известная также по названию ее первой части: Адаб ал-машйи ила-с-салат («Правила прихода на молитву»).
9. «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» («Сборник хадисов по разделам фикха»).
10. «Китаб мухтасар аш-шарх аль-кабир ва-ль-инсаф» («Краткое изложение великого толкования и справедливости»).
11. «Китаб аль-хадй ан-набави» («Книга о пророческом наставлении на правильный путь»).
12. «Китаб масаиль аль-джахилийа» («Книга вопросов о джахилии»).
Кроме перечисленных сочинений, шейху принадлежит множество посланий, как коротких, так и пространных, которые он направлял эмирам, предводителям арабских племен и ученым, и которые были собраны его учеником Хусейном ибн Ганнамом в первой части его хроники, озаглавленной «Раудат аль-афкар ва-ль-афхам ли муртад халь аль-имам ва та‘дад газават зави аль-ислам» («Сад мыслей и представлений для исследователя дела имама и походов приверженцев ислама»), отредактированной и изданной д-ром Наср ад-Дином аль-Асадом под названием Тарих Наджд в Каире в 1381 г. Хиджры.
Стиль изложения в книгах и посланиях шейха прост, ясен и лишен всякой вычурности; он излагает свои взгляды легко.
Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб скончался в месяце шавваль 1206 года по мусульманскому летоисчислению в возрасте 91 года. Большую часть этих лет он посвятил исламскому призыву и деятельности по его возрождению. Его оплакивали в своих стихах учёные, такие как знаменитый имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани, сказавший в своей посмертной оде (риса):
Умер столп знания, полюс величия
Самый выдающийся и достойный имам правильного пути,
Что оживлял в погибели, подавлял вражду в зародыше
И утолял жажду из неисчерпаемого источника знания и пользы.
См. «Хаяту аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абдульваххаб» Сулейман аль-Хукайль, с сокращением.
Одним из наиболее выдающихся посланий шейха, разъясняющих его доктрину /вероубеждение/, может служить послание, направленное им жителям Эль-Касима и содержащее ответ на вопрос о его убеждениях. В силу особой значимости этого мы приводим ниже его текст:
«Спросили шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба жители Эль-Касима о его доктрине, на что он, да пребудет с ним милость Аллаха, ответил им [См. «Ад-дурар ас-санийя», т.1, стр.28-31.]:
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
• Вера людей Сунны и согласия
Призываю в свидетели Аллаха, ангелов /которые записывают добрые и дурные дела/, и вас, что я исповедую то, что исповедует спасшаяся община, люди Сунны и согласия: веру в Аллаха, Его ангелов, его Писания и посланников, в воскрешение после смерти, веру в предопределенность как хорошего, так и дурного.
• Атрибуты Аллаха
К вере в Аллаха относится вера в те атрибуты, которыми описывает Он Себя Сам в Своем Писании, переданном через Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, без искажения (тахриф) и порчи (та‘тыль). Я убежден, что Всевышний Аллах не похож ни на что. Он – Слышащий, Видящий. Я не отрицаю ни одного из тех атрибутов, посредством которых Он Сам характеризовал Себя, и не изменяю местоположения ни единого слова. Я не отступаю от веры в Его Имена и знамения, ничего не меняя в них. Я не уподобляю атрибуты Всевышнего свойствам сотворенного Им, ибо нет Всевышнему ни подобного, ни равного, и о Нем нельзя судить по Его творению. Он лучше всех знает и о Себе, и обо всех остальных. Он – самый правдивый в Слове Своем и самый прекрасный в Речении Своем. Он отринул от Себя атрибуты, коими наделяют Его уподобляющие Его созданному миру из числа приспосабливающих (такйиф) и уподобляющих (тамсиль), равно как и то, что отрицается искажающими (тахриф) и отрицающими наличие у Него атрибутов (та‘тыль). Сказал Всевышний/смысл/: «Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!» [сура «ас-Саффат», аяты 180-182].
• Приверженцы сунны занимают место посредине
Спасшаяся община является срединной между кадаритами и джабритами в вопросе о деяниях Всевышнего; между мурджиитами и ваидитами в вопросе об “обещании и угрозе” Аллаха; между харуритами и мутазилитами и между мурджиитами и джахмитами в вопросе о вере и религии”; между рафидитами и хариджитами в вопросе о сподвижниках Посланника ﷺ.
• Коран
Я убежден, что Коран – это Слово Аллаха, ниспосланное, несотворенное, от Него истекающее и к Нему возвращающееся; что через него изрекает Он истину, и что ниспослал Он его рабу Своему и Посланнику, Пророку нашему Мухаммаду ﷺ, которому доверил Свое Откровение и направил его к людям.
• Предопределение
Я верую, что Всевышний Аллах делает, что пожелает, и ничего не бывает без Его воления, ничто не выходит за пределы желания Его. Нет ничего в мире, на что Он не был бы способен, и все происходит лишь по Его устроению. И не избежит никто предопределенного ему – того, что предначертано ему на Скрижали.
• Воскресение и Воздаяние
Верую во все, что сообщил Пророк ﷺ о том, что будет после смерти. Верую в испытание и блаженство могилы, в то, что души будут возвращены в тела, и предстанут люди пред Господом миров босыми, нагими и необрезанными, и солнце приблизится к ним, и будут установлены Весы, на которых станут взвешивать дела рабов. «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне.». [сура «аль-Муминун», аяты 102-103]. Раскрыты будут свитки, и кто-то возьмет запись дел своих правой рукой, а кто-то — левой.
• Водоем Пророка ﷺ, и его заступничество
Я верую в водоем Пророка нашего Мухаммада ﷺ, на месте Воскресения, вода коего белее молока и слаще меда, на берегах его будет столько сосудов, сколько звезд на небе, а тот, кто раз выпьет из него один глоток, никогда не будет уже испытывать жажду. И верую я в заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который первым обратится с заступничеством, которому первому будет позволено сделать это, и заступничество которого не будет отвергнуто, однако не за тех, кто придерживался порочных новшеств либо отошел от пути истинного. Заступничество возможно лишь с соизволения и согласия Аллаха, ибо сказано Всевышним /смысл/: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» [сура «аль-Анбийа», аят 28]; «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» [сура «аль-Бакара», аят 255]; «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» [сура «ан-Наджм», аят 26]. А Он не благоволит ничему, кроме единобожия, и не позволит заступиться ни за кого, кроме исповедовавших единобожие. Что же до многобожников, то нет им доли в заступничестве, потому как говорит Всевышний /смысл/: «Заступничество заступников не поможет им.» [сура «аль-Муддассир», аят 48].
• Сират, рай, ад и лицезрение Аллаха
Я верую, что Сират /мост/ будет воздвигнут над краем геенны, и люди станут проходить по нему сообразно своим делам. Верую, что рай и ад сотворены, что существуют они ныне и не исчезнут вовсе. Верую, что верующие воочию узрят Господа своего в День воскресения, подобно тому, как видят луну в ночь полнолуния, и не будут обделенными в лицезрении Его.
• Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижники
Я верую, что Пророк наш Мухаммад ﷺ, является Печатью пророков и посланников, а вера человека действительна лишь тогда, когда он верит в Миссию его и свидетельствует о его пророчестве.
Верую, что лучшие из его общины – Абу Бакр ас-Сиддик, затем – Умар аль- Фарук, затем — Усман Зи-н-Нурайн, затем Али аль-Муртаза, затем – оставшиеся из десятерых, затем – люди Бадра, затем – люди, давшие присягу у дерева или присягнувшие в Пресветлой Медине, а затем – остальные сподвижники, да будет доволен ими Аллах!
Я следую по пути сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, поминаю их добродетели, прошу Аллаха быть довольным ими, прошу для них прощения, воздерживаюсь от упоминания их недостатков, молчу о том, что произошло между ними, и убежден в их достоинстве, потому как сказано Всевышним /смысл/: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный». [сура «аль-Хашр», аят 10].
• Достоинство праведников
И я прошу Аллаха быть довольным матерями верующих /Жены Пророка ﷺ/, непричастными ко злу. Я признаю достоинство праведников и то, что обнаружилось от них, однако же, они недостойны того, право на что принадлежит только Аллаху Всевышнему, и не испрашивается у них того, на что способен один лишь Аллах.
• Я не обвиняю в неверии мусульманина за совершение греха
Я не предрекаю ни для одного мусульманина ни рая, ни ада, кроме тех, кому предрек это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако же я прошу за добродетельного и опасаюсь за порочного. И не обвиняю я в неверии ни одного мусульманина за совершение греха и не отрицаю за ним принадлежность к исламу.
• Непрерывность усердие на пути Аллаха
Я полагаю, что усердие на пути Аллаха продолжается при всяком имаме – будь он благочестив или порочен – под предводительством которого возможна пятничная молитва. Усердие на пути Аллаха не прекращается с момента ниспослания Аллахом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует и будет продолжаться вплоть до момента, пока последний из этой Уммы не убьет Даджжаля. Не отменяет джихада ни произвол, ни справедливость.
• Повиновение правителям
Я считаю, что надлежит слушаться и повиноваться правителям мусульман – как праведным, так и порочным – если только не приказывают они быть непокорными Аллаху. Должно подчиняться тому, кто получил правление и вокруг кого сплотились люди – либо добровольно, либо подчинившись силе его меча, благодаря чему он стал правителем. В любом случае выступление против него запретно.
• Сторонники недозволенных новшеств
Я полагаю, что следует прекращать отношения со сторонниками недозволенных новшеств, пока они не раскаются. Суждение о них выносится по их явным делам, скрытые же их помыслы оставляются Аллаху. И я убежден, что любое нововведение в религии – это недозволенное новшество.
• Ответвления веры
Я убежден, что вера – это слово, дело и убеждение в сердце. Она возрастает с повиновением Аллаху и уменьшается с непокорностью Ему. Бывает семьдесят с лишним ответвлений веры, высшим из которых является свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, а низшим – расчистка дороги от препятствий.
• Повеление совершать одобряемое
Я полагаю, что повеление совершать одобряемое и запрет на порицаемое является обязанностью, предписываемой чистым исламским шариатом. Это – краткое изложение убеждений, которое я составил при помощи разума, дабы вы ознакомились с тем, чем я обладаю, а в том, что мы говорим, мы полагаемся на Аллаха».
Таковы убеждения шейха, как он разъяснил ее сам жителям Эль-Касима.
Основа основ призыва шейха Мухаммада ат-Тамими, да смилуется над ним Аллах, – это вопрос единобожия!
Единобожие, являющееся основой основ призыва Мухаммада ат-Тамими. Единобожие, в его понимании, – «это поклонение одному лишь Всевышнему Аллаху, это религия посланников, с которой Он направил их к Своим рабам».
Правомерно утверждать, что проблема единобожия – важнейшая из тех, что были подняты шейхом и его последователями. Он, да смилуется над ним Аллах, стремился исправить в умах мусульман представление об исламском вероучении, очистить его от появившихся в нем проявлений многобожия. То есть он стремился вернуть мусульман к доктрине единобожия в том виде, как она явлена в Коране и Сунне.
Нацеленность шейха на оздоровление вероучения, ставшего средоточием всех его интересов, на противодействие любым проявлениям многобожия была столь велика, что определяла на практике главную тему всех его сочинений, включавших в себя более шестидесяти проповедей и посланий, в дополнение к книгам, почти всецело посвященным проблеме единобожия.
шейх Мухаммад ат-Тамими считал, что существует десять таких вещей, противоречащих чистому учению о единобожии, выводящих человека из лона ислама и превращающих его в неверующего:
1. Обожествление кого бы то ни было или чего бы то ни было наряду с Аллахом, Которому нет сотоварища.
2. Установление между человеком и Аллахом посредников, которым молятся и испрашивают у них заступничества.
3. Многобожники не имеют религии и Писания, и нет сомнения в их неверии и не признается правильным их учения.
4. Полагание, что существует наставление на правильный путь, более полное, чем наставление Пророка ﷺ, или же – суждение лучшее, нежели его суждение.
5. Неприязнь к чему-либо из того, что принес Посланник ﷺ.
6. Насмешливое отношение к чему-либо из религии Аллаха, к Его обещанию Своей награды или же наказания.
7. Колдовство и благорасположение к нему.
8. Помощь многобожникам и поддержка их против мусульман.
9. Полагание, что для некоторых людей необязательно следовать Пророку ﷺ, и допустимо даже отступать от принесенного им закона (шариата).
10. Отчуждение от религии Аллаха, отказ изучать ее и поступать в соответствии с ней.
Для всего перечисленного не имеет значения, что движет человеком: шутливость, осмысленный подход или страх, ибо речь идет о величайшей опасности и риске самого глубокого падения, и мусульманин должен проявлять величайшую бдительность ради спасения своей души. И мы прибегаем к Аллаху от того, что вызывает Его гнев и тяжкое наказание.
Итак, вопрос единобожия, уникальной Единственности Аллаха и допустимости поклонения только Ему – вот основа основ призыва Мухаммада ат-Тамими. Именно единобожие – в центре внимания всех его книг и посланий. Отсюда же и его главный призыв – призыв к единобожию и девиз “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха!”. Смысл этих великих слов он стремился донести до всех, стараясь укоренить их истинное значение в людских умах.