Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

النعمان بن بشير

ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен им Аллах

сподвижник младшего поколения

ан-Ну’ман ибн Башир ибн Са’д аль-Ансари аль-Хазраджи, Абу ‘Абдуллах. Как и его отец он являлся сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Его мать звали ‘Амра бинт Раваха.

Он передавал хадисы от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от своего отца Башира ибн Са‘да, от своего дяди ‘Абдуллы ибн Раваха, ‘Умара и ‘Аиши. С его слов было передано 114 хадисов.

От него передавали его сын Мухаммад, его вольноотпущенник Хабиб ибн Салим, аш-Ша’би и другие.

Аль-Вакъиди сказал: «Он родился через четырнадцать месяцев после хиджры и был первым ребенком родившимся у ансаров после приезда пророка, да благословит его Аллах и приветствует (в Медину). Большинство сказали, что он и Ибн Зубайр родились во втором году хиджры, но есть и другие мнения. Подобное передается от Джабира, который сказал: «Я старше него лет на двадцать и он родился не раньше, чем на три или четыре месяца до битвы при Бадре».

Яхйа ибн Ма’ин сказал: «Он не передавал хадисы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорил “Я слышал”, кроме хадиса аш-Ша’би “есть в теле кусочек плоти”. Остальные его хадисы переданы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но в них отсутствует: “Я слышал”».

Он также сказал: «Жители Медины говорят: “Он не слышал (хадисы) от пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. А жители Ирака подтверждают, что он слышал от него».

Абу Ну’айм сказал: «Он был амиром Куфы во времена правления Му’авии».

Абу Мусхир со слов Са’ида ибн ‘Абдуль-‘Азиза сказал: «Он был къадием Дамаска после Фадалы ибн ‘Убайда».

Саммак ибн Харб сказал: «Му’авия назначил его амиром Куфы, и он был лучшим проповедником, которых я только слушал».

Аль-Хайсам ибн ‘Ади сказал: «Му’авийа снял его с (должности амира) Куфы и затем поставил его во главе Химса».

Ибн Са’д сказал: «Мне сообщили от Абуль-Йамана, от Исмаи’ля ибн ‘Аййаша, от Язида ибн Са’ида, который передал, что ‘Абдуль-Малик ибн ‘Умайр сказал: «Однажды Башир ибн Са’д пришел с Ну’маном к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, обратись (к Аллаху) с мольбой за него!” Он ответил: “Разве ты не доволен, что он достигнет того, чего достиг ты, а затем он придет в аш-Шам и его убьет лицемер из числа жителей аш-Шама?!»

Абу Мусхир со слов Са’ида ибн ‘Абдуль-‘Азиза сказал: «ан-Ну’ман ибн Башир руководил Химсом и он присягнул Ибн аз-Зубайру (после смерти) Язида ибн Му’авии. Когда жители Химса восстали, он в спешке выехал оттуда, а Халид ибн Халя аль-Каля’и отправился за ним и убил его».

Халифа ибн Хийат сказал: «В первые годы шестидесятых (по хиджре) ан-Ну’ман выехал из Химса. Его преследовал Халид ибн Халя аль-Каля’и и убил его».

Аль-Муфаддыль аль-Гъаляби и другие сказали: «Он был убит в шестьдесят шестом году». Говорят также в шестьдесят пятом году, а также шестьдесят четвертом году. ВаЛлаху а’лям!

См. Мухаммад ибн ‘Али аль-Атьюби: «Шарх Сунан ан-Насаи» 7/94-96.

Хадисы, передаваемые от ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце”». аль-Бухари 52; Муслимом 1599.

••••••••••••••••••••••••••••••••••••

عَنْ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا — قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — يَقُولُ وَأَهْوَى النُّعْمَانُ بِإِصْبَعَيْهِ إِلَى أُذُنَيْهِ: «إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ، لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ، فَقَدِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يَقَعَ فِيهِ، أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلَا وَإِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ، أَلَا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً، إِذَا صَلَحَتْ، صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، أَلَا وَهِيَ الْقَلْبُ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.