Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
بلال بن رباح الحبشي
Биляль ибн Рабах аль-Хабаши, да будет доволен им Аллах, был одним из первых, кто принял Ислам. Он показал свой Ислам людям и из-за этого подвергся мучениям, даже Умайя ибн Халяф, когда днем нагревалась каменистая местность, ложил Биляля спиной на эти раскаленные камни и ставил ему на грудь большой булыжник, чтобы тот отказался от Ислама и начал поклонятся ляту и ’уззе, а Биляль говорил: «Один, Один [Бог — Один, Единственный достойный поклонения]!». Однажды Абу Бакр проходил мимо в тот момент, когда его подвергали мучениям и выкупил его, отпустив на волю. Умар сказал: «Наш господин, который отпустил нашего господина». Биляль переехал в Медину и был участником битвы при Бадре и участвовал в других битвах. Он был муаззином в Медине, [они давали азан] вместе с ’Абдуллах ибн Мактумом, да будет доволен им Аллах, сменяя друг друга, кроме месяца Рамадан, когда азан давали оба. Биляль перестал давать азан после смерти Пророка ﷺ, он вышел в Шам муджахидом и умер там в 20-м году по хиджре, да будет доволен им Аллах! См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.
Бурайда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды утром посланник Аллаха ﷺ послал за Билялем и спросил его: „О Биляль, в чем ты опередил меня в Раю?! Когда бы я ни входил в Рай, я слышал топот твоих ног“. Биляль ответил: „О посланник Аллаха, когда бы я не произносил азан, я совершал два рака’ата, и когда бы я не нарушал малого омовения, я сразу же совершал омовение, и я считал, что должен совершить ради Аллаха два рака’ата“. Пророк ﷺ сказал: „По этим двум причинам!“». Ахмад 21962, ат-Тирмизи 3689. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Сообщается, что Бурейда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Утром одного дня посланник Аллаха ﷺ обратился к Билялю, сказав: «О Биляль, благодаря чему ты оказался в Раю раньше меня?! Вчера вечером я заходил в Рай и услышал там шарканье твоих шагов впереди себя». Биляль сказал: «О посланник Аллаха, всегда, перед тем как прокричать азан, я совершаю молитву из двух рак’атов, и всякий раз, когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново», — на что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Так вот почему (ты опередил меня)». Ахмад 5/360; ат-Тирмизи 3689, Ибн Хузейма в своем «Сахихе» 4/435. Хадис достоверный /сахих/.
Передают со слов Абу Зарра о том, что Пророк ﷺ сказал ему: «Пойми, что, поистине, ты не лучше ни белокожего, и ни чернокожего, если только не превосходишь его в богобоязненности». Этот хадис передал Ахмад 5/158. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1505, «Тахридж Мишкат аль-масабих» 5126, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2962, «Гъаятуль-марам» 308.
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью[1]. (Услышав это,) Пророк ﷺ сказал мне: „О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь“». Этот хадис передали Ахмад 5/161, аль-Бухари 30, Муслим 1661, Абу Дауд 5158, ат-Тирмизи 2027, Ибн Маджах 3690. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 238.
[1] Этим человеком был чернокожий муаззин Биляль, которому Абу Зарр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «О сын чёрной!»
Передают со слов Нафи’а о том, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «(В первое время после переселения) в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву, (старались) определить, когда им начинать её, так как никто к ней не призывал. Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: „Заведите себе такой же колокол, как и у христиан“. Другие сказали: „Нет, (лучше) трубу наподобие рога иудеев“, что же касается ‘Умара, то он сказал: „А не поручить ли вам какому-нибудь человеку призывать (других) к молитве?“ И тогда посланник Аллаха ﷺ велел: „О Билял, встань и призови (людей) к молитве!“» Этот хадис передал аль-Бухари 604. Также этот хадис передали Ахмад 2/148 и Муслим 377.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Абд Раббих, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ принял решение бить в колокол, хотя это ему было неприятно, потому что именно так поступали христиане, во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: «О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?» Он спросил: «А что ты будешь делать с ним?» Я сказал: «С его помощью мы будем призывать людей на намаз». Он сказал: «Не подсказать ли тебе нечто лучшее?» Я ответил: «Конечно». Он сказал: «Тебе следует сказать: «Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!» /Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!/ Затем он помедлил некоторое время, после чего сказал: «Затем тебе следует сказать: „Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Намаз начинается! Намаз начинается! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!“ /Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Кад кааматис саляях! Кад кааматис саляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!/ На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: „Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего“. Я встал вместе с Билялем. Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, услышал это, находясь в своем доме. Он вышел, волоча за собой накидку, и сказал: „Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон“. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Хвала Аллаху!“» Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд. Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным, причем текст хадиса принадлежит ат-Тирмизи.
В версии Ахмада сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха». Затем он повелел призывать людей к намазу этими словами, и вольноотпущенник Абу Бакра по имени Биляль стал возвещать призыв на намаз и приглашать Посланник Аллаха ﷺ к намазу. Однажды на рассвете он позвал его на рассветный намаз, но ему ответили, что Посланник Аллаха ﷺ все еще спит. Тогда Биляль изо всех сил крикнул: «Намаз лучше сна!» /ас-саляяту хайрун мин ан-наум/. Са‘ид ибн аль-Мусейиб сказал: «Это выражение стало частью призыва на рассветный намаз».
А в хадисе, который Ибн Хузейма передал со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, говорится: «В соответствии с Сунной муаззин, призывающий на рассветный намаз, после слов «Спешите к успеху!» /Хаййа ‘аляль-фаляях/ должен сказать: «Намаз лучше сна!» /ас-саляяту хайрун мин ан-наум/».
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда количество людей увеличилось, они стали обсуждать, что им следует делать, чтобы узнавать о наступлении времени молитвы. Некоторые предложили разжигать огонь или бить в колокол, и тогда Билялю было велено повторять слова азана чётное число раз, а слова икъамы — нечётное». Этот хадис передали аль-Бухари 606, Муслим 378, Абу Дауд 508, ат-Тирмизи 193, ан-Насаи 2/3 и Ибн Маджах 729.