Ученики сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ

Последователи сподвижников /таби’ины/– ученики сподвижников, те, кто встречался со сподвижниками Посланника Аллаха ﷺ, но с ним самим не встречались, даже если жили в его время. Они внесли огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو المنذر هشام بن عروة‎‎

Абу Мунзир Хишам ибн ’Урва, да будет доволен им Аллах

Последователь сподвижников /таби’ин/

Абу Мунзир Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши аль-Асади аль-Мадини.

имам аз-Захаби писал: «Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр — имам, надежный, шейхуль-Ислам. Родился в 61-м году. Вухайб сказал: “Хишам ибн ‘Урва приехал к нам и он был подобен аль-Хасану и Ибн Сирину”. Абу Хатим ар-Рази сказал: “Достойный доверия, имам в хадисах”. ‘Али ибн аль-Мадини сказал: “Он передал приблизительно четыреста хадисов”. Яхйа ибн Ма’ин и группа ученых сказали: “Заслуживающий доверия”. Некоторые сказали, что Хишам умер в Багдаде в 146-м году, а похоронную молитву над ним совершил Абу Джа’фар аль-Мансур. На неправильность этого указывал аль-Фалляс, который сказал: “В сорок седьмом”. Также говорят, что он умер в сорок пятом и прожил 87 лет. Возможно, что хадисы Хишама превышают тысячу, а Аллах знает об этом лучше всех!» См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 11/36-53.

Он видел ‘Абдуллу ибн ‘Умара, который погладил его по голове и обратился за него с мольбой. Также он видел Джабира ибн ‘Абдуллах, Сахля ибн Са’да, Анаса ибн Малика, слышал хадисы от ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра и его отца. от него передавал хадисы Яхйа ибн аль-Къаттан и многие др.
Ибн Са’д сказал: «Он был надежным и достойным доверия, знал много хадисов и являлся доводом. Скончался в Багдаде в 146-м году по хиджре и похоронен на кладбище в аль-Хайразан». См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/136.

Достоинства Абу Мунзира, да будет доволен им Аллах

Наиболее известные хадисы, передаваемые от Абу Мунзира, да будет доволен им Аллах

Сообщается, что Хишам ибн ‘Урва сказал: Рассказал мне мой отец (‘Урва ибн аз-Зубайр), который сказал: Рассказал мне Абу Аййюб (ибн Зайд), который сказал: Рассказал мне Убайй ибн Ка’б о том, что (однажды) он сказал: «О посланник Аллаха, (как поступить), если мужчина совокупится со своей женой и у него не произойдет семяизвержение?» (Посланник Аллаха, ﷺ) сказал: «Он смоет с себя то, что попало на него от жены, затем совершит омовение/вудуъ/ и помолится»».

Абу ‘Абдуллах (имам аль-Бухари) сказал: «Купаться безопаснее и это последнее (веление), а мы указываем на их разногласия». Этот хадис передали Ахмад 5/114, аль-Бухари 293 и Муслим 346.

  • В ранний период Ислама было так, что после совершения полового акта не обязательно было купаться — это положение было отменено.
  • Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «Как-то раз Посланник Аллаха ﷺ, послал за одним человеком из числа ансаров, и когда он явился, с головы его стекали капли воды. Пророк ﷺ,  сказал: “Очевидно, мы заставили тебя поторопиться”. Тот сказал: “Да”. Тогда Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Если тебя поторопили или же ты не испустил семя во время полового акта, тебе следует совершить лишь малое омовение/вудуъ/”». аль-Бухари 180, Муслим 343.
  • Однако впоследствии это положение было отменено другим велением Посланника Аллаха ﷺ: «Если кто-нибудь из вас воссядет между четырёх (частей тела) женщины и проникнет во влагалище, то он обязан искупаться». аль-Бухари 291, Муслим 348. Под «четырьмя» речь идет о двух руках и ногах, как об этом сказано в «ан-Нихая».
  • Что же касается понятия «ввода члена», который нарушает гъусль/купание/, то на это указал сам Пророк ﷺ, сказавший: «Если соприкоснулись два обрезанных (мужской и женский половые органы) и зашла головка члена, то купание становится обязательным в независимости от того было семяизвержение или нет!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/9. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 386.
  • Имам аль-Багъави сказал: «Совершение большого омовения /гъусля/ от полового осквернения становится обязательным по двум причинам: введения головки в половой орган, или же выход семени, как из мужчины, так и из женщины». См. «Шарху-с-Сунна» 1/11.

Сообщается, что Хишам (ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр) сказал: «Мой отец сообщил мне о том, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “О племянник, находясь у меня Пророк ﷺ, никогда не оставлял молитву в два рак’ата после послеполуденной/‘аср/ молитвы”». Этот хадис передали аль-Бухари 591 и Муслим 835.