Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
عمر بن الخطاب
Его звали Абу Хафс, ’Умар ибн аль‐Хаттаб ибн Нуфайл ибн ’Абдульузза ибн Рабах ибн ’Абдуллах ибн Курт ибн Разах ибн Адий ибн Ка’б ибн Луай.
Его мать звали Хантама бинту Хашим ибн Мугира ибн Абдуллах ибн Амр ибн Махзум.
’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, второй правитель мусульман. Его прозвище было «аль-Фарук» — различающий истину от лжи. Он был одним из почетных курайшитов, принял Ислам в 5-м или 6-м году от начала пророчества и стал причиной силы мусульман. Он присутствовал на всех битвах. Стал халифом после Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, по его завещанию и выполнил ответственность, возложенную на него должным образом. ’Умар ибн аль-Хаттаб был убит за 4 дня до окончания месяца зуль-хиджа слугой-однепоклонником, ударившим его кинжалом в тот момент, когда тот начал молитву фаджр. После этого его отнесли домой, где он умер через три дня. Это было в 23 году по хиджре. Он был похоронен рядом с Пророком ﷺ и Абу Бакром в комнате ’Аишы. Его правление составило 10 лет и 6 месяцев и несколько дней, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.
Он был первым халифом, которого назвали «повелитель правоверных». Он установил новое (Хиджрийское) летоисчисление для мусульман, и первым собрал Коран в свиток. См. Ибн Джаузи «Сыффатус-саффа» стр. 121.
Мубаракфури в своей книге по жизнеописанию описал это следующим образом:
«А через три дня после того, как мусульманином стал Хамза, Ислам принял и ’Умар ибн аль‐Хаттаб, да будет доволен ими Аллах, который до этого был одним из самых жестоких гонителей мусульман. Однажды ночью он подслушал, как посланник Аллаха ﷺ совершавший намаз около Каабы, читает аяты Корана, и сердце его ощутило, что это — истина, однако тогда он не отступился от своего. Как‐то раз он вышел из дома, желая убить Пророка ﷺ, но по пути ему повстречался какой‐то человек, спросивший его: «Куда ты идешь?» Он ответил: «Я хочу убить Мухаммада!» Тот спросил его: «А как же ты спасешься потом от людей из родов Хашим и бану Зухра, если убьешь его?» ’Умар сказал: «Да ты никак любишь его?» На это он сказал ему: «А не сообщить ли тебе нечто удивительное? Твоя сестра и твой зять — вот они действительно любят его!» ’Умар разгневался и направился к ним, обнаружив в доме своего зятя Хаббаба ибн аль‐Аратта, читавшего супругам свиток, на котором была записана сура «Та‐Ха». Услышав шаги ’Умара, его сестра спрятала свиток, а когда он вошел, то спросил их: «Что это за бормотание я у вас слышал?» Они ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он воскликнул: «Так, может быть, вы и вправду полюбили этого человека?!» Тогда зять сказал ’Умару: «О ’Умар, а не приходило ли тебе в голову, что нет истины в твоей религии?» Услышав этот вопрос, ’Умар бросился на своего зятя и повалил его на пол, но сестра оттащила его от своего мужа. Тогда он ударил ее по лицу, разбив его до крови, она же в гневе воскликнула: «О ’Умар, нет в твоей религии истины, а я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха!» И тут ’Умар пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне эту вашу книгу, чтобы и я почитал ее!». Его сестра сказала: «Ты грязен, а ее могут брать в руки только чистые, и поэтому ты должен совершить омовение». И ’Умар совершил омовение, а потом взял в руки Коран и прочел: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!». Прочитав же эти слова, он сказал: «Это благие и чистые имена!» А затем он принялся читать суру «Та‐Ха» полностью. Дойдя же до слов: «Поистине, Я — Аллах и нет божества, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне!» (Сура «Та Ха», аят 14), он воскликнул: «Что может быть прекраснее этих слов! Приведите меня к Мухаммаду!» Тут прятавшийся до сих пор Хаббаб вышел из своего укрытия и сказал: «Радуйся, о ’Умар! Я надеюсь, что в четверг ночью, посланник Аллаха ﷺ обратился к Аллаху с мольбой за тебя!» (а в ту ночь, Пророк ﷺ и в самом деле воззвал к Аллаху, сказав: «О Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого Ты любишь больше, – ’Умаром ибн аль‐Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хишамом!»[1]). А после этого Хаббаб сообщил ему о том, что посланник Аллаха ﷺ находится в доме аль‐Аркама. ’Умар тут же отправился туда и стал стучать в дверь. Кто‐то из находившихся в доме посмотрел в щелку двери, увидел, что ’Умар пришел с мечом, и сообщил об этом посланнику Аллаха ﷺ. Он собрал всех, кто был в доме, и Хамза спросил: «Что там у вас?» Ему ответили: «’Умар!» Хамза воскликнул: «А хоть бы и ’Умар! Откройте ему, и если он стремится к благу, мы щедро оделим его благом, а если он задумал дурное, то мы убьем его его же собственным мечом!» В это время посланнику Аллаха ﷺ было ниспослано Откровение, и после этого он вышел наружу, взял ’Умара за края одежды и перевязь меча, с силой притянул к себе и спросил: «О ’Умар, неужели не прекратишь ты делать то, что делал раньше, до тех пор, пока не опозорит и не накажет тебя Аллах, как сделал Он это с аль‐Валидом ибн аль‐Мугирой?!» А потом он ﷺ обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «О Аллах, вот — ’Умар ибн аль‐Хаттаб! О Аллах, укрепи Ислам ’Умаром ибн аль‐Хаттабом!», и тогда ’Умар сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха!», а все присутствовавшие при этом так громко закричали: «Аллах Превелик!» /Аллаху Акбар/, что их услышали и те, кто находился рядом с Каабой.
Данная история приводится у Ибн Са’да в «Табакъат аль-Кубра» 3/267, аль-Байхакъи в «Дяляиль ан-Нубувва» 2/93, а также сокращенно в «Сунан» 1/88, у Даракъутни 1/123 тоже сокращенно, у Ибн аль-Джаузи в «Манакъыб ’Умар» 15 стр., у Ибн ’Асакира в «Тарихъ ад-Димашкъ» 44/22, у Хакима в «аль-Мустадрак» 4/66: № 6897, у Абу Ну’ейма в «Ма’рифату ас-сахаба», у ибн Шибха в «Тарихъ аль-Мадина» 2/222-224.
Все они приводят через передачу /риваят/ Исхакъа ибн Йусуфа аль-Азракъа (надежный передатчик), а он в свою очередь от аль-Къасима ибн ’Усмана аль-Басри, которого аль-’Укъейли упомянул в своем сборнике о слабых передатчиках «ад-Ду’афа» 3/480. Также имам аз-Захаби в «Мизан аль-и’тидаль» 3/375 сказал о нем: «Бухари говорил: «У него есть хадисы, за которыми не надо следовать…», поэтому я (аз-Захаби) говорю: «…он передавал историю про принятие Ислама ’Умаром, которая является крайне слабой и отвергаемой /мункар/».
Также примечательно что сам Ибн Исхакъ, с чьих слов данная история записана в «Сире ибн Хишама» 4/123-426 передает ее следующим образом: «Дошло /балягъ/ до меня, что Ислам ’Умар принял так…», а ведь известно, что выражения подобные «дошло до меня» и т.д. указывают на обрыв цепочки передатчиков /инкъита’/.
Эта же история приводится у аль-Балязури в «Ансаб аль-ашраф» стр.137-141 и у Абу Йа’ли в «Матолиб аль-’Алия» через путь передачи аль-Уакъыди, хадисы которого не принимались /матрук/.
Также эту историю привел Хаким в «аль-Мустадрак» 4/59-60 по следующей цепочке: «Сообщил нам ’Абдур-Рахман ибн Хамдан аль-Джалляб, которому рассказал Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Уалид аль-Антоки, которому рассказал Исхакъ ибн Ибрахим аль-Хунейни, которому рассказал Усама ибн Зейд ибн Аслям со слов своего отца от ’Умара». Этот иснад также является слабым /да’иф/, поскольку в нем присутствует передатчик Мухаммад ибн Ахмад аль-Антоки, о котором ибн Абу Хатим в «Джарх уа ат-та’диль» 2/74 писал: «Моего отца спрашивали о нем и он ответил, что он — шейх /старик/». Имам аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (2/385) так комментирует эти слова Абу Хатима: «Оценка его как шейха /старика/ сама по себе еще не служит основанием для его дискредитации и непринятии его сообщений /джарх/, однако это выражение „шейх“ (в другом значении „ученый“) также может использоваться как одобрение /таусикъ/. Но все же при детальном исследовании вам станет ясно, что сообщения этого передатчика не могут служить доводом».
Также в цепочке сообщения присутствует слабый передатчик Исхакъ ибн Ибрахим аль-Хунейни. См. «Ат-такъриб» 99. Усама ибн Зейд ибн Аслям также слабый передатчик, по причине плохой памяти. См. «Ат-такъриб» 99. Именно поэтому аз-Захаби в своем «аль-Истидраке» назвал эту историю «Очень слабой /уахин/ с прерванным иснадом».
’Умар, да будет доволен им Аллах, выделялся среди всех курайшитов своим несравненным упорством и энергичностью. Приняв Ислам, он отправился к Абу Джахлю, который был злейшим врагом посланника Аллаха ﷺ и самым ярым притеснителем мусульман, и постучал в дверь его дома. Абу Джахль вышел на стук и приветствовал его: «Добро пожаловать! Что привело тебя ко мне?» ’Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Я пришел, чтобы сказать тебе о том, что я уверовал в Аллаха и в Его посланника Мухаммада». Услышав это, Абу Джахль захлопнул перед ним дверь и воскликнул: «Да обезобразит Аллах и тебя и то, с чем ты явился ко мне!» После этого ’Умар отправился к своему дяде аль‐Асу ибн Хашиму и также рассказал ему обо всем, а тот ничего не сказал ему и закрыл перед ним дверь. А потом он пошел к Джамилю ибн Муаммару аль‐Джахми, самому болтливому из курайшитов, и сообщил ему о том, что принял Ислам. Услышав это, Джамиль во весь голос закричал: «Поистине, Ибн аль‐Хаттаб отрекся от веры!», а ’Умар воскликнул: «Наоборот, я принял Ислам!», после чего на него набросились курайшиты, и он дрался с ними до самого восхода солнца. А после того, как он вернулся к себе домой, курайшиты собрали многочисленную подмогу и стали подбираться к его дому, решив убить его. К ’Умару же, да будет доволен им Аллах, явился аль‐Ас ибн Ваиль ас‐Сахми из рода бану Сахм, члены которого были союзниками рода ’Умара бану Ади. Он спросил ’Умара: «Что с тобой стряслось?» ’Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Твои люди решили убить меня за то, что я принял Ислам!» Аль‐Ас сказал: «Они не тронут тебя!», а потом он вышел наружу, увидел множество людей и спросил их: «Куда вы направляетесь?» Они ответили: «Этот Ибн аль‐Хаттаб — вероотступник!», но аль‐Ас велел им: «Не трогайте его!», и они ушли.
После того, как ’Умар принял Ислам, мусульмане почувствовали себя намного увереннее. Так, например, раньше они устраивали тайные намазы, но когда мусульманином стал ’Умар, да будет доволен им Аллах, он сказал Пророку ﷺ: «О посланник Аллаха, разве не будем мы следовать истине независимо от того, умрем мы или останемся в живых?» Он ﷺ воскликнул: «Конечно!» Тогда ’Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Так зачем же нам скрываться?! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы обязательно должны делать всё открыто!» И после этого мусульмане вышли наружу двумя рядами, во главе одного из которых шел Хамза, а во главе другого — ’Умар, да будет доволен им Аллах, и последовали прямо к Каабе. Увидивших их многобожников охватило такое уныние, подобного которому они никогда не испытывали прежде. Что же касается ’Умара, да будет доволен ими Аллах, то его стали называть Фарук.
Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того, как ’Умар принял Ислам, мы всё время ощущали свою силу». Он также сказал: «До того, как ’Умар принял Ислам, мы не могли совершать намазы у Каабы». Сухайб, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того, как ’Умар принял эту религию, к Исламу стали призывать открыто, а мы усаживались вокруг Каабы, совершали вокруг неё обходы, не позволяли обижать себя и давали отпор обидчикам» См. Ибн Джаузи « Сиффатус-саффа» стр. 120». [Конец цитаты от Мубаракфури]
Шурайх ибн Убайдуллах рассказывал: «Однажды Умар решил заночевать вне своего дома, пришел в харам и зашел за покров Каабы. В это время Пророк ﷺ, который стоял рядом и совершал молитву, начал читать аяты суры «аль-Хакъа». ‘Умар стал слушать слова Корана, ему это понравилось и он сказал себе: «Клянусь Аллахом, он — поэт, как и говорят курайшиты!» И Пророк ﷺ прочитал слова Аллаха: «Поистине, это — слова благородного посланника, а не слова (какого-то) поэта! Мало вы веруете!» Сура «аль-Хакъа», аяты 40-41, он сказал себе: «Да он — прорицатель!» После этого Пророк ﷺ прочитал аяты: «И это не слова прорицателя: мало вы поучаетесь! Это — ниспослание от Господа миров» Сура «аль-Хакъа», аяты 42-43, а потом ‘Умар говорил: «И тогда Ислам проник в мое сердце».
Эту историю приводят Ахмад 1/17, Ибн Хишам 1/348-349 и Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб ‘Умар» 6-7. Также ее приводит и шейх аль-Мубаракфури в своей Сире.
Эта история является слабой, поскольку иснад этого сообщения является прерванным, так как Шурайх не застал Умара. Хафиз аль-Хайсами сказал: «Этот хадис приводит ат-Табарани, и Шурайх не застал Умара». См. «Маджма’у-ззауаид» 9/62. И шейх Ахмад Шакир назвал по этой причине иснад слабым. См. «Тахкыкъ аль-Муснад» 107.
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха ﷺ обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, возвеличь Ислам тем, из этих двух, кто любимей Тебе: Абу Джахлем или ‘Умаром ибн аль-Хаттабом!», и Ибн ‘Умар сказал: «И из них оказался Аллаху любимей ‘Умар». ат-Тирмизи 3764, аль-Хаким 3/83, Ибн Са’д 3/237. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани.
Ибн Мас’уд рассказывал: «Я видел нас, когда мы не могли открыто молиться возле Ка’бы, пока Ислам не принял ’Умар. Когда же он принял Ислам, он стал бороться с многобожниками, пока они не позволили нам молиться возле нее». Ибн Са’д 3/270, Ибн Абу Шайба 2/226. Иснад достоверный.
Ибн ‘Умар рассказывал: «Когда ‘Умар принял Ислам, он сказал: «Кто из курайшитов быстрее всех разносит слухи?» Ему сказали: «Джамиль ибн Ма‘мар аль-Джумахи». Он отправился к нему, а я пошел за ним следом, чтобы посмотреть, что он будет делать. А в этом время я был мальчиком, который уже понимал то, что видел. Придя к нему, ‘Умар сказал: «Знаешь ли ты, о Джамиль, что я принял Ислам и вошел в религию Мухаммада?» Услышав это, Джамиль побежал и добежав до Каабы, изо всех сил закричал: «О курайшиты! Ибн аль-Хаттаб стал вероотступником!» ‘Умар, да будет доволен им Аллах, шедший позади него, сказал: «Он лжет, я не отрекся от веры, а принял Ислам!» После этого люди набросились на него, и они дрались, пока время не приблизилось к полудню, после чего лишившийся сил ‘Умар сел, люди встали над ним, и он сказал: «Делайте, что хотите, а я клянусь Аллахом, что, если бы нас было триста человек, мы бы оставили вам Мекку или же вы оставили ее нам!» И когда они были в таком положении, к ним подошел один старец из числа курайшитов и спросил: «Что с вами?» Ему ответили: «‘Умар стал вероотступником!» Он сказал: «Человек выбрал для себя это, так что же вы хотите? Оставьте его в покое!» Затем после переселения в Медину я как-то спросил отца: «О отец, кто был тот человек, который велел людям отстать от тебя, когда он сражались с тобой после того, как ты принял Ислам?» На что он ответил: «О сынок, это был аль-‘Асс ибн Уаиль ас-Сахми». Ибн Хиббан 1829, аль-Хаким 3/85, Ибн Хишам 1/233. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. См. «аль-Бидая» 2/39, «Сахих аль-Мауарид» 2181.
[1] Тирмизи «Суннан» №3681. Тирмизи отметил, что хадис хасан-сахих-гариб; Ибн Маджах передавал с несколько отличным текстом. «О Аллах укрепи ислам именно ’Умаром ибн Хаттабом». «Суннан» 1/38/№105, со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Среди многих мусульман бытует мнение о том, что якобы ’Умар ибн аль-Хаттаб закопал во времена джахилийи свою новорожденную дочь. Якобы ’Умар рассказывал, что есть две вещи совершенные им во времена джахилийи. От одной ему хочется плакать, а от другой смеяться. Первая, когда закапывал свою дочь, взявшая его при этом за бороду, а вторая, что он съел когда был голодным идола из фиников.
На самом деле это ложь, и Умар не закапывал свою новорожденную дочь!
Да, известно, что во времена джахилийи среди некоторых арабов-язычников бытовал такой скверный и отвратительный обычай, как закапывание новорожденных девочек. Однако не все они придерживались такой омерзительной традиции! Но ‘Умар и его племя не были из числа тех, кто следовал этому, а иначе почему он не закопал свою старшую дочь Хафсу — ставшей женой посланника Аллаха ﷺ?! Ведь она родилась у него за пять лет до начала пророческой миссии. См. «аль-Исаба» 7/582.
Доктор Абуду-Ссалям ибн Мухсин Али Иса в своей научной работе, посвященной историям о ’Умаре, сказал, что он не смог найти источника у этой истории. См. «Дираса накъдия филь-маруият фи шахсия ’Умар ибн аль-Хаттаб уа сиясатихи аль-идария» 111-112.
Что касается этой выдуманной истории о ’Умаре, то она приводится в книгах лживых-рафидитов, например в книге «аль-Анауар ан-ни’мания» скверного лжеца-рафидита по имени Ни’матуллах аль-Джазаири, скончавшегося более 300 лет назад.
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара». Этот хадис передали Ахмад 2/53, 95, ат-Тирмизи 3682, ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 289, 3330, со слов Ибн ‘Умара; Ахмад 5/145, 165, 177, Абу Дауд 2962 и аль-Хаким 3/87 со слов Абу Зарра; Ахмад 2/401, Абу Я’ля и аль-Хаким со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 1077 со слов Биляля и 19312 со слов Му’авии. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1736, «Мишкатуль-масабих» 6033, 6034.
В версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Хаким со слов Абу Зарра, сказано: «(Однажды,) когда мимо ‘Умара (ибн аль-Хаттаба) проходил какой-то юноша, ‘Умар сказал: «Прекрасный юноша!» И Абу Зарр последовал за ним, и сказал (ему): «О юноша, попроси (у Аллаха) для меня прощения!» Тот сказал: «О Абу Зарр, мне (следует) просить для тебя прощения хотя ты сподвижник Посланника Аллаха ﷺ?!» (Абу Зарр снова) сказал: «Попроси (у Аллаха) для меня прощения!» (Но юноша) сказал: «Нет, либо ты расскажешь мне (почему мне следует это сделать)!» Тогда (Абу Зарр) сказал: «Ты проходил мимо ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и он сказал: «Прекрасный юноша!», — я же, поистине, слышал, как Посланник Аллаха, говорил: “Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара”».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Среди израильтян, живших до вас, были люди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар». аль-Бухари в «Сахих» 3689, Абу Дауд 2457, Ахмад в «Муснад» 8265, Насаи в «Сунан аль-кубра» 7806.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „(Однажды) я увидел (во сне), как мне поднесли кубок молока. Я выпил из него, а остаток отдал ‘Умару ибн аль-Хаттабу“. (Люди) спросили: „Как же ты истолковал (этот сон), о Посланник Аллаха?“ — на что он ответил: „(Это −) знание“». Этот хадис передал ат-Тирмизи 3687. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3687.
Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: «О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?» − после чего был ниспослан аят(, в котором говорилось): «Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы» Сура «аль-Бакара», аят 125. (Что касается) аята о покрывале, то (однажды) я сказал: «О посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!» − после чего был ниспослан аят о покрывале [см. суру «аль-Ахзаб», аят 59.]. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён Пророка ﷺ охватила ревность к нему, и я сказал им: «Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас», а потом этот аят был ниспослан (свыше)[см. суру «ат-Тахрим», аят 5]». Этот хадис передали аль-Бухари 402 и Муслим 2399.
Со слов Абу Саид аль-Худри передаётся что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обитатели высших ступеней Рая будут видеть тех, кто ниже их, подобно тому, как вы видите звезду, которая зажигается на своде небосклона. Абу Бакр и ’Умар среди них, они достигли этого большого блага». Передали Тирмизи в «Сунан» 3658, сказав, что хадис — хасан; Ахмад в «Фадаиль ас-сахаба» (№ 469, 470, 497, 540, 543, 558, 564), Ибн Маджа в «Сунан» 93, Абу Йа’ля в «Муснад» (№ 1115, 1165, 1288). Шейх Альбани назвал достоверным в «Сахих Тирмизи», в «Сахих ибн Маджа 79 и в «Сахих аль-джами’» 2030.
Со слов ‘Али (да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Абу Бакр и ‘Умар являются господинами первых и последних возмужалых людей из числа обитателей Рая, за исключением пророков и посланников». Передали ат-Тирмизи в «Сунан» 3665, сказав, что этот хадис — гариб; Ибн Маджах в «Сунан» 92 и Альбани назвал достоверным в «Сахих ибн Маджа», 78.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы после меня пришел бы пророк, то им бы был’Умар ибн аль-Хаттаб». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и назвал его /хасан‐гариб/. Шейх Альбани сказал, что цепочка передатчиков хорошая, см. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 327.
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то раз один человек из числа сподвижников Мухаммада ﷺ встретил мужчину из числа джинов. Они стали бороться и человек одолел. Джин сказал ему: „Давай повторим!“ Но человек вновь его одолел. Тогда человек сказал: „Поистине, я вижу, что ты слаб, а запястья твои подобны запястью собаки. Так вы выглядите, о сообщество джинов? Или только ты таков?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом, я среди них обладаю силой! Но давай поборемся еще раз, и если ты одолеешь меня, то я научу тебя тому, что принесет тебе пользу“. Они вновь стали бороться и человек снова одолел. Тогда джин сказал: „Я обучу тебя тому, что обещал. Читаешь ли ты аят аль-Курси?“ Тот ответил: „Да“. Джин сказал: „Поистине, если ты прочитаешь этот аят, когда зайдешь домой, то обязательно выйдет оттуда шайтан, и не вернется туда до утра“. Услышавший эту историю от Ибн Мас’уда спросил его: „О Абу ‘Абдур-Рахман, кто был тот человек из числа сподвижников? Не ‘Умар ли?“ На что Ибн Мас’уд сказал: „А кто же мог быть им помимо ‘Умара, да будет доволен им Аллах?!“» Это сообщение приводят ад-Динури в «аль-Муджаляса» 2475, Ибн Аби ад-Дунья в «Макъаид аш-шайтан» 63, аль-Байхакъи в «Даляиль ан-нубувва» 7/123. Хафиз аль-Хайсами, приведя два подобных сообщения в главе о достоинстве ‘Умара ибн аль-Хаттаба, сказал: «Оба эти сообщения приводит ат-Табарани. Передатчики второй версии являются передатчиками „ас-Сахих“, но аш-Ша’би не слышал от Ибн Мас’уда, однако он застал его время. А что касается первой версии (со слов Абу Ваиля), то в ней передатчик по имени аль-Мас’уди, который является надежным, однако стал путаться в конце жизни. Но стало очевидным для нас достоверность версии от аль-Мас’уди посредством версии аш-Ша’би». См. «Маджма’у-з-заваид» 9/72.
Да будет доволен Аллах ‘Умаром, о котором посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, шайтан боится тебя, о ‘Умар!» ат-Тирмизи 3690, Ибн Хиббан 4371. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2261.
Как отмечал аль‐Хасан,‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в период своего правления дал /хутбу/. На нем была в этот момент рубашка с 12 заплатками. Ибн Джаузи «Сыффатус-саффа» стр. 124; Имам Ахмад «Зухд» 1/182/№ 656.
Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда ‘Умар вошел, он увидел опечаленного Пророка ﷺ, который молча сидел в окружении своих жен, и сказал себе: «Я непременно скажу что-нибудь, чтобы рассмешить пророка». Потом он сказал: «О посланник Аллаха, видел бы ты, как я подошел к своей жене Бинт Харидже и дал ей по шее, когда она потребовала у меня средства на содержание». Муслим 1478.
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Мы — курайшиты, привыкли держать верх над женщинами. А когда мы прибыли в Медину, то увидели, что там некоторые жёны верховодят мужчинами, и наши женщины стали учиться этому у них. Мой дом находился среди домов бану Умайя ибн Зайд в аль-Ауали. И однажды моя жена рассердилась на меня за что-то, а потом стала спорить со мной. Мне это не понравилось, и тогда она сказала: „Почему тебе не нравится, что я спорю с тобой? Клянусь Аллахом, даже жёны Пророка ﷺ спорят с ним, а некоторые из них покидают его на целый день до самого вечера!“ Тогда я вышел из дома, зашёл к Хафсе (дочери) и спросил у неё: „Ты и в самом деле споришь с посланником Аллаха ﷺ?!“ Она ответила: „Да“. Я спросил: „И бывает так, что кто-то из вас покидает его на целый день до самого вечера?!“ Она ответила: „Да“. Тогда я сказал: „В убытке оказались те из вас, кто делал это, и понесли ущерб! Разве может кто-либо из вас быть уверенной в том, что Аллах не разгневается на неё из-за того, что она вызвала гнев Его посланника?! А ведь если это случится, она погибнет! Не спорь же с посланником Аллаха ﷺ и не спрашивай его ни о чём, а если что-нибудь придёт тебе на ум, то спроси меня!“ Потом ‘Умар явился к Пророкуﷺ и передал ему содержание своего разговора с Хафсой, на что благородный посланникﷺ только улыбнулся». аль-Бухари 2468, Муслим 1479.
Са’д ибн Аби Уаккъас рассказывал: «Однажды ’Умар попросил разрешения войти к посланнику Аллахаﷺ. В это время у Пророкаﷺ находились женщины—курайшитки, которые разговаривали с ним и громко просили его дать им больше (того, что он уже дал). Когда ’Умар попросил разрешения войти, женщины встали и поспешили (спрятаться) за занавеской, а посланник Аллах ﷺ позволил ему войти. Увидев, что посланник Аллаха ﷺ смеётся, ’Умар сказал: „Да порадует тебя Аллах, о посланник Аллаха!“ Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Я дивлюсь женщинам, которые у меня были, услышав твой голос, они поспешили спрятаться за занавеской“. ’Умар сказал: „О посланник Аллаха, ты более достоин того, чтобы тебя боялись“. Потом ’Умар сказал: „О врагини самих себя, неужели вы боитесь меня и не боитесь посланника Аллахаﷺ?!“ Женщины сказали: „Да, ведь, в отличие от посланника Аллаха ﷺ ты груб и суров!“ После этого посланник Аллаха ﷺ сказал: „Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, встретив тебя идущим по широкой дороге, шайтан всегда будет переходить на другую дорогу и идти по ней!“» аль-Бухари 3294, Муслим 2396.
Со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то глава лицемеров — ‘Абдуллах ибн Убай ибн Салюль сказал: «Когда мы вернемся в Медину, то величественные из нас выгонят униженных», имея ввиду мусульман. На это ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому скверному лицемеру!» На что посланник Аллаха ﷺ ответил: «Оставь его, ибо люди будут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников». аль-Бухари 3518, 3907, Муслим 2584.
‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я отправился в поход вместе с Пророком ﷺ. В одну из ночей мы шли так долго, что незадолго до рассвета сделали привал и заснули. Для путешественника нет ничего слаще подобного привала. Мы спали так крепко, что разбудил нас только солнечный жар. Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а потом проснулся ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Он оказался четвертым. Что же касается Пророка ﷺ, то когда он спал, его не будили, пока он сам не просыпался, ибо мы не знали, что с ним происходит во сне. ‘Умар был строгим человеком. Проснувшись, он увидел, что произошло, и громко закричал: «Аллах акбар!» Он продолжал громко выкрикивать эти слова до тех пор, пока от его крика не проснулся Пророк ﷺ. Когда люди стали жаловаться ему на то, что случилось, он сказал: «Не беда. Отправляйтесь в путь». Люди тронулись с места, но через некоторое время он спешился и велел принести ему воды для омовения. Он завершил омовение, а затем прозвучал призыв на намаз, после чего он помолился вместе с людьми. После намаза выяснилось, что один человек оставался в стороне и не молился вместе с остальными. Пророк ﷺ спросил его: «Что помешало тебе совершить молитву вместе с остальными?» Мужчина ответил: «Я осквернился, а воды нет». Он сказал: «В таком случае ты должен очищаться песком, который заменит тебе воду!» После этого он тронулся в путь, но вскоре люди стали жаловаться ему на то, что их мучает жажда. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека, а также ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Отправляйтесь на поиски воды!» Они тронулись в путь и через некоторое время встретили какую-то женщину с двумя бурдюками воды, навьюченными на верблюда. Они спросили: «Откуда эта вода?» Женщина ответила: «Я была у воды вчера в это же время, а наши люди идут следом». Они сказали: «Тогда пошли с нами». Она спросила: «Куда?» Они ответили: «К посланнику Аллаха ﷺ». Она спросила: «Это — тот, кого называют отступником от веры отцов?» Они сказали: «Да, это — тот, кого ты имеешь в виду. Пойдем же». Так они привели женщину к Пророку ﷺ и рассказали ему о случившемся. Затем женщину попросили сойти с верблюда, и Пророк ﷺ велел принести ему какой-нибудь сосуд. Он наполнил его водой из бурдюков женщины, а затем закрыл их верхние отверстия и открыл нижние, сказав людям: «Поите животных и берите воду для себя». Одни напоили животных, а другие набрали воды для себя, и когда все напились, Пророк ﷺ дал осквернившемуся сосуд с водой и сказал: «Ступай и облейся этой водой». Все это время женщина стояла рядом и смотрела на то, что происходит с ее водой. Клянусь Аллахом, когда мы перестали брать у нее воду и заглянули в бурдюки, нам показалось, что воды в них стало еще больше, чем прежде. Пророк ﷺ сказал нам: «Соберите для нее что-нибудь!» Люди собрали для нее фиников, муки, сауика и сложили все это в тюк, сделанный из одежды. Затем они усадили женщину на ее верблюда и положили этот тюк перед ней, после чего Пророк ﷺ сказал: «Знай, что мы не тронули твою воду, ибо сам Аллах напоил нас!» Вернувшись к родственникам, женщина заперлась у себя в комнате. Они стали спрашивать: «Почему ты уединяешься?» Она ответила: «Я поражена случившимся. В пути меня мне встретились двое мужчин, которые отвели меня к тому, кого называют вероотступником, и он совершил то-то и то-то. Клянусь Аллахом, либо он является величайшим из колдунов, которые живут между этим и тем, либо он действительно является посланником Аллаха». При этом она подняла средний и указательный пальцы вверх, имея в виду небеса и землю. После этих событий мусульмане стали совершать походы на многобожников, живущих поблизости от поселения этой женщины, но обходили стороной ее поселение, а через некоторое время эта женщина сказала своим соплеменникам: «Я вижу, что эти люди не трогают нас неслучайно. Так быть может, у вас появится желание принять Ислам?» Они послушались ее и приняли Ислам». аль-Бухари 344, 3571, Муслим 682.
Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) днём, когда Посланник Аллаха ﷺ делил (между людьми) имущество, вдруг к нему подошёл Зуль-Хувайсара — человек из племени бану Тамим — и сказал: «О Мухаммад! Будь справедливым! Клянусь Аллахом, ты не проявил справедливость сегодня!» И Пророк ﷺ трижды сказал: «Клянусь Аллахом, после меня вы не найдёте никого справедливее меня!» Тогда ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха, позволишь ты мне отрубить ему голову?» Он ответил: «Нет. Поистине, у него будут товарищи, с молитвой которых, сравнив, один из вас будет считать свою молитву ничтожной…»». Этот хадис передал имам Ахмад 3/65. Шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/530) сказал: «Передатчики этого иснада надёжные, передатчики обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима), кроме Мухаммада ибн Мус’аба, в котором есть слабость. Однако, этот хадис является достоверным, так как его приводит Муслим (3/122) по пути Юнуса от Ибн Шихаба с похожим сообщением».
Во время событий при Худайбии ‘Умар бин аль-Хаттаб, желая выразить свое несогласие против заключения этого мирного договора, подошел к Пророку ﷺ и сказал: «Тогда я подошел к Пророкуﷺ и спросил: «Разве мы не на истине о Пророк Аллаха?»». Он сказал: «Да!(Конечно на истине)» Я спросил: «Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?» Он сказал: «Да! (Конечно, мы правы)» Я сказал: «Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!» На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине я — Посланник Аллаха, и я не могу ослушаться Его, а Он поможет мне». Я спросил: «Разве ты не говорил нам, что мы придем к Каабе и совершим обход вокруг нее?» Он сказал: «Да, но разве я говорил тебе, что мы придем к ней в этом году?» Я сказал: «Нет». Он ﷺ сказал: «Однако ты придешь к ней и совершишь обход вокруг нее». После этого ‘Умар пришел к Абу Бакру и спросил его: «О Абу Бакр, разве это не истинный Пророк Аллаха?» Он сказал: «Конечно, истинный!» ‘Умар спросил: «Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?» Он сказал: «Конечно, мы правы!» Тогда ‘Умар сказал: «Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!» Он сказал: «Эй ты, поистине он — Посланник Аллаха ﷺ, и он не может ослушаться своего Господа, Который поможет ему. Держись же за его стремя, ибо, клянусь Аллахом, он прав!» ‘Умар сказал: «Разве он не говорил нам, что мы придем к Каабе и совершим обход вокруг нее?!» Он спросил: «Да, но разве он говорил тебе, что ты придешь к ней (именно) в этом году?» ‘Умар ответил: «Нет», на что он (Абу Бакр) сказал: «(Так знай же, что) ты придешь к ней и совершишь обход вокруг нее». аз-Зухри сказал, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «И я совершил (много) добрых дел (в качестве искупления за эти неуместные вопросы)». Бухари 2731-2732, Абу Дауд 2765, Ахмад 4/323’328, ибн Хиббан 4872.
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс ’Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся”». Этот хадис приводят имамы мухаддисов аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам.
Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал: «(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Суть) Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил Хадж к Дому, если сумеешь сделать это». (Этот человек) сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов. (Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», — (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду». (Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». (Потом) он сказал. «(А теперь) поведай мне об этом Часе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха ﷺ спросил: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». Муслим 8.
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Изучайте религию прежде, чем вы поседеете». Ибн Абу Шейба 26640.
Хараша ибн аль-Харр рассказывал: «Однажды один человек стал свидетельствовать перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, и ‘Умар сказал ему: «Я не знаю тебя, приходи с тем, кто знает тебя!» Один из присутствовавших сказал: «Я знаю его!» ‘Умар спросил: «Чем он известен тебе?» Тот ответил: «Справедливостью и надежностью». ‘Умар спросил: «Он твой сосед, которого ты видишь и ночью, и днем, и когда он приходит и уходит?» Тот ответил: «Нет». ‘Умар спросил: «Ты ведешь с ним торговые отношения, в которых узнается набожность?» Он сказал: «Нет». ‘Умар спросил: «Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?» Тот ответил: «Нет». Тогда ‘Умар сказал ему: «Ты не знаешь его!» А затем сказал тому свидетелю: «Приходи с тем, кто знает тебя». Вывели аль-Байхакъи в «Сунан аль-кубра» 18773 и «Сунан ас-сагир» 1845 и аль-Хатыб в «аль-Кифая фи ’ильм ар-руват» 86. Ибн Касир в «Иршад аль-факих» 2/403 сказал, что его иснад — хороший. Альбани в «Ирва» 2637 назвал достоверным.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время одной из своих пятничных проповедей сказал: «Вы говорите во время своих военных походов: „Такой-то умер шахидом, такой-то стал шахидом“. А ведь может быть и так, что тот, о ком вы это говорите, всего лишь утруждал своим весом верховое животное! Но нет, не говорите так, а говорите то, что говорил посланник Аллаха ﷺ: „Тот, кто умер или был убит на пути Аллаха, тот шахид“». Ахмад 1/48, Ибн Хиббан 10/480, Са’ид ибн Мансур 6/88. Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не опасаюсь для этой общины верующего, чья вера его удерживает, или же нечестивца, чье нечестие будет явным. Однако я опасаюсь человека, который будет читать Коран, пока не усовершенствует чтение, а затем станет истолковывать его вопреки его истинному значению!» См. «Джами’ аль-байан аль-’ильм» 2/238.
Имам Малик сказал: «Абу Муса аль-Аш‘ари написал ‘Умару ибн аль-Хаттабу письмо, в котором было сказано: „Среди нас есть такое-то количество людей, которые выучили Коран“. ‘Умар ответил ему: „Дай им награду из казны мусульман“. На следующий год Абу Муса аль-Аш‘ари написал: „Поистине, в этом году Коран выучили очень много людей“. ‘Умар ответил ему: „Вычеркни их из списка получающих деньги. Поистине, я боюсь, что люди начнут заучивать Коран без понимания религии, а затем будут трактовать его не так, как нужно“». См. «Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/119.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Зима — это время легкой добычи для поклоняющихся». Ахмад в «аз-Зухд» 175. Сообщение достоверное.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, этот Коран — слова Аллаха, свят Он и велик, поэтому понимайте его должным образом (так как он ниспослан) и не следуйте в нем своим взглядам (толкуя его по-своему)». См. «аз-Зухд», имам Ахмад, стр. 191.
Сообщается от Тарикъа ибн Шихаба, что он сказал: «Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправился в Шам, и с нами был Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах. Они дошли до брода (реки), ‘Умар был верхом на верблюдице. Тут он слез, снял обувь, положил ее на свое плечо, взял верблюдицу за уздечку и начал пересекать брод. Абу ‘Убайда сказал: „О повелитель правоверных, ты так поступаешь?! Снимаешь обувь, кладешь ее на свое плечо, берешь верблюдицу за узды и пересекаешь вот так брод? Меня не радует мысль о том, что здешние люди встретят тебя в таком вот виде!“ ‘Умар ответил: „Ох, если бы это сказал кто-то другой, о Абу ‘Убайда, то я бы наказал его, чтобы это стало назиданием для общины Мухаммада ﷺ! Поистине, мы были самым униженным народом и возвеличил нас Аллах посредством Ислама. И в чём бы мы не искали величия, кроме того, чем нас возвеличил Аллах, Аллах нас унизит!“» См. аль-Хаким 1/130 (№ 207), аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа-ттархиб» 4/35, достоверно.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Вы были самыми униженными людьми, и возвеличил вас Аллах, послав к вам Своего посланника ﷺ. И какими бы путями, помимо пути Его посланника ﷺ, вы ни стремились добиться величия, унизит вас Аллах». аль-Хаким 2/245. Иснад достоверный.
‘Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Изучайте литературный арабский язык и фарды, ибо это часть вашей религии». См. Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», 10/9/30528.
Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мы сидели у ‘Умара, он спросил: „Кто из вас помнит слова посланника Аллаха ﷺ об испытаниях и искушениях?“. Я сказал: „Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупляется молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого“. ‘Умар сказал: „Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю“. Я сказал: „Она не повредит тебе, о повелитель верующих, поистине, ты отделён от неё запертой дверью“. ‘Умар спросил: „Эта дверь будет сломана или открыта?“. Я ответил: „Она будет сломана“. ‘Умар сказал: „Значит, после этого её уже никогда не закроют!“». Хузайфу спросили: «Знал ли ‘Умар, о какой двери идёт речь?». Он ответил: «Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок».
Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: «Кто же является этой дверью?». Хузайфа ответил: «Эта дверь — сам ‘Умар». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 7096; Муслим, 144/231.
Сломанная дверь — это гибель ‘Умара от руки огнепоклонника Абу Люълюа.
Амр ибн Маймун, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В тот день, когда ‘Умара ударили, между нами был лишь Ибн ‘Аббас. Проходя через ряды, ‘Умар говорил: «Стойте ровно». Он продолжал призывать к этому, пока не выровнялись все ряды, и затем, пройдя вперед, совершил такбир. Обычно он читал суру «Нахль» или «Йусуф», чтобы люди успели собраться, в первом рака‘ате он читал немного длинные суры. Только он совершил такбир, как я услышал его возглас «меня убили» или «меня укусила (эта) собака». Этот пропащий [Абу Люълю] ударил его ножом с двумя лезвиями. Пытаясь убежать, он направо и налево бил мусульман ножом. 13 человек было ранено, из них 7 скончались. После того как он понял, что его поймали, он покончил с собой». Ибн Джаузи «Сыффатус-саффа» стр 126-127. С небольшим сокращением.
Передают со слов Абу Исхака, что ‘Амр ибн Маймун сказал: «Я совершал свой хадж вместе с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, и я был, когда его ударили (кинжалом), и только его строгость помешала мне находиться в первом ряду (молящихся). Он был очень строгим, и я был в ряду, следующем после первого, а ‘Умар не произносил такбира молитвы до тех пор, пока не обращался лицом к первому ряду, и если кто-то в ряду выступал вперед или отступал назад, он бил его плетью, именно это помешало мне быть в первом ряду. И вот когда он начал молитву, появился Абу Лулу — раб аль-Мугиры ибн Шу‘бы, и он обратился к ‘Умару, стоя вблизи, а потом ударил его кинжалом, который был у него. И я слышал, как ‘Умар, протягивая руки, сказал: “Держи эту собаку, поймайте собаку! И он убил меня!” И люди заволновались, а Абу Лулу ранил еще тринадцать человек, и один человек крепко схватил его сзади и скрутил ему руки. ‘Умара отнесли к его семье, а люди заволновались так, что кто-то воскликнул: “Молитва, о рабы Аллаха, уже взошло солнце!” И вперед вышел ’Абд ар-Рахман и совершил с ними молитву, прочитав самые короткие суры Корана: “Когда придет помощь Аллаха и настанет победа” и “Мы даровали тебе аль-Каусар ”. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, послал Ибн ‘Аббаса, чтобы тот объявил: “Это совершено с вашей помощью?!” И люди сказали: “Упаси Аллах, мы не знали и не ведали!” Потом он сказал: “Позовите мне врача”, и ему позвали врача. Врач спросил: “Какой напиток тобой более любим?” И ‘Умар ответил: “Набиз”. Врач сказал: “Напоите его набизом”. Его напоили, и набиз вытек из одной из его ран. Люди сказали: “Это сукровица, напоите его молоком”. И оно также вытекло из одной из его ран. Врач сказал: “Не думаю, что удастся тебе остаться до завтра, так делай, что тебе заблагорассудится”. ‘Умар сказал: “О ’Абдуллах, подставь мне лопатку, и если Аллах, Всевышний и Великий, желает, чтобы исполнилось то, что написано в ней, то непременно по Его воле произойдет”. ’Абдуллах сказал: “Дай я вытру её”. Но ‘Умар ответил: “Нет, клянусь Аллахом, никто не вытрет её кроме меня!” И он сам вытер то, что написан, своей рукой”. Он сказал: “На ней было записано доля деда в наследстве”, и затем он сказал: “Позовите мне ‘Али, ‘Усмана, Тальху, аз-Зубайра, ’Абд ар-Рахмана и Са‘да!” И он не разговаривал ни с кем из них, кроме ‘Али и ‘Усмана, и сказал: “О ‘Али! Возможно, что они знают о твоём родстве с Посланником Аллаха ﷺ, и о том, что Аллах дал тебе понимание и знание, и если ты будешь назначен для этого дела, то бойся Аллаха в нём!” Затем он позвал ‘Усмана и сказал: “О ‘Усман! Возможно, люди знают, что ты зять Посланника Аллаха ﷺ и знают о твоём благородстве, и если ты будешь назначен для этого дела — бойся Аллаха и не дай волю роду Абу Мугайта быть над головами мусульман”. Потом ‘Умар сказал: “Позовите мне Сухейба”, и когда его позвали, ‘Умар сказал: “Молись с людьми три дня, а пусть эти люди будут в каком-либо доме, и если они примут решение (и выберут человека), то отрубите голову тому, кто станет им возражать”. Когда они ушли, ‘Умар сказал: “Если бы их возглавил лысый (имея в виду ‘Али), то он бы повёл их по пути!”, Когда ему сказали: “Так что же, о повелитель правоверных, мешает тебе назначить его для этого?” Он ответил: “Чтобы я нес за это (ответственность) перед живыми и мертвыми”. Из тех, кого ранил Абу Лулу, умерло шестеро или семеро. И к ‘Умару вошёл Ка‘б и сказал: «Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся» (3:60). Я сообщил тебе, что ты станешь шахидом, а ты сказал: “Откуда мне стать шахидом, я же нахожусь на Аравийском полуострове?!”» Это сообщение достоверное. Его передали Ибн Са‘д «ат-Табакат» 3/340; Ибн ’Абд аль-Барр «аль-Исти‘аб» 3/1153.
Имам Бухари передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Когда я находился среди людей, которые обращались к Аллаху с мольбами за лежавшего на своём смертном одре ‘Умара бин аль‐Хаттаба, да будет доволен им Аллах, какой‐то человек, стоявший позади меня, опёрся локтями о мои плечи и стал говорить: «Да помилует тебя Аллах! Я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с двумя твоими товарищами, ибо я часто слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорит: „Вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я был (там‐то), вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я сделал (то‐то), вместе с Абу Бакром и ‘Умаром я отправился (туда‐то)“, и (поэтому) я всегда надеялся, что Аллах соединит тебя с ними!» Тут я повернулся, и оказалось, что это был ‘Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах». См. аль-Бухари, 3677.