Ученые современности

Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.

محمد بن إبراهيم آل الشيخ

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся ученый, первый верховный муфтий Королевства Саудовской Аравии

Мухаммад ибн Ибрахим ибн ‘Абдуль-Лятыф ибн ‘Абдур-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад (ибн ‘Абдуль-Уаххаб) ат-Тамими. Родился в 1311 г.х. (1893 г.) в Рияде, в религиозной семье.

С детства приступил к изучению исламских наук, учился у известных шейхов. Начал изучение Корана с 9 лет. В 16 лет в результате болезни потерял зрение и из-за этого в дальнейшем все знания приобретал на слух, заучивая наизусть.

Был назначен судьей в Гатгате. Затем стал имамом в мечети шейха Абдуррахмана ибн Хасана, которую сегодня называют мечеть шейха Мухаммада ибн Ибрахима, и читал там хутбы до самой смерти.

В течение 41 года проводил ежедневно три многочасовых занятия по акиде, фикху и другим исламским наукам: после утренней молитвы в мечети, после молитвы духа у себя дома, и после предвечерней молитвы.

Также уделял время ответам на религиозные вопросы, а после открытия под его попечительством официальной Дирекции по фатвам в 1374 г.х., стал её главой.

Он шейхуль-Машаих /шейх шейхов/. Практически все авторитетные ученые нашего и прошлого столетия, которые входили или входят в «Комитет старейших ученых КСА» или «Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам» и за его пределами — это его ученики.

После создания возглавил Дирекцию высшего образования.

В 1367 стал первым руководителем Управления судов. Он также руководил созданием Управления женского образования, Всемирной Исламской Лиги, Исламского Университета (1380 г.х.).

Был муфтием в Саудовской Аравии до ибн База. Когда в КСА открыли институты и факультеты, он возглавлял их всех. Он возглавлял судебные власти и исламскую лигу.

Его ученики члены Комитета старейших ученых КСА:

‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи.
‘Абд аль-‘Азиз бин Баз.
‘АбдуЛла ибн Джибрин.
Салих бин ‘Али бин Гъасун.
Рашид бин Хунейн.
И многие другие, которые сегодня известны многим.

Сам имам не застал комитет /«Комитет старейших ученых КСА»/, так как его создали спустя три года после его смерти.

Умер шейх в рамадан 1389 году. Да помилует его Аллах.

Некоторые фетвы Мухаммада ибн Ибрахима Аль Аш-Шейх, да помилует его Аллах

Фетвы и послания уважаемого шейха, собраные в 13 томов, темы: ‘акъида, усуль аль-фикъх (основы права), никах и талякъ (брак и развод), джихад, пост, закят, хадж, и т.д.:
http://www.waqfeya.com/book.php?bid=3187

Призыв к Таухиду прежде призыва к другим видам поклонения.
__________________________________________________

О доводах на существовании Аллаха

Вопрос: Какова ваша точка зрения касательно существования Аллаха, Свят Он и Велик, именно в том в чем вы убеждены, а не в том, что пишете?

Ответ: Наше убеждение – это существование Аллаха, истиного Господа, Свят Он и Велик, и нет никого достойного поклонения, кроме него. И наше признание об этом – вещь, которая заложена в естество человека предельно ясным образом, и каждый человек, обладающий здоровой фитрой (естеством) признает это, и в нем от сотворения заложено признание этого, по причине того, что понимает в своей душе, касательно его сотворения в этом прекрасном равномерном ровном облике, совершенном своим видом и функциями.

И удивительность сотворения человека намного превосходит его возможность познать это, и это удивительней всего того, что он видит вокруг себя.

Затем, по причине того, что он видит из творений и происшествий, и упорядоченности (распоряженности, подчиненности) которую он видит в других творениях Аллаха, таких как:

— Небеса, возвышенные безо всяких видимых опор
— И те звёзды, что на них, большие и малые, светила и планеты, и неподвижные звезды, и вращение этого по великой орбите каждую ночь и день, ровно как они имеют свое собственное движение, присущее для них.
-И те моря, окружающие землю со всех сторон, и горы, установленных на ней, чтобы она была спокойной и твердой, различных видов и цветов
— И реки, текущие от страны к стране, чтобы приносить пользу людям
— И те животные различных видов, что поселил Аллах на земле, и растения различных вкусов, запахов и цветов, растущих из одной почвы питаемой одной и той же водой.
— И также чередование для и ночи, и солнца и Луны, и их чередования с режимом, который не меняется и не различается

Всё это – доказательство на существование Возвышенного, Могущественного Господа, и доказательство его великой силы, и мудрости, и Его Милости к своим творениям, и его мягкости к ним, и доброты и хорошего отношения к ним, нет никого достойного поклонения, кроме Него, и нет Господа, кроме Него, на Него я уповаю и к нему молюсь о прощении.

И наряду с тем что упомянуто, свидетельств в творениях, указывающих на существование Аллаха – очень много, и их не счесть. См. «Маджму аль-фатауа уа ар расаиль», 29

__________________________________________________

Единобожие обязательно должно осуществляться сердцем, языком и делами

шейх Мухаммад бин Ибрахим Аль аш-Шейх в его шархе на книгу «Кяшф аш-шубухат»:
«Однако, есть единогласие (иджма’) среди ученых, (что таухид (единобожие) обязательно должен осуществляться сердцем, языком и делами), обязательно наличие трех, обязательно, чтобы сердце было убеждено в нем, обязательно, чтобы его произносил язык, и обязательно, чтобы его осуществляли органы тела, (и если что-нибудь из этого нарушается), если человек будет осуществлять таухид (единобожие) языком без сердца, то его таухид не принесет ему пользы, и если он будет осуществлять таухид сердцем и органами тела без языка, то ему не принесет это пользы, и если человек будет осуществлять таухид его органами тела без остального, (то человек не будет мусульманином).
Это единогласие (иджма’), что человек обязательно должен быть мууаххидом (осуществляющим таухид) его убеждением, его языком и его делами. (И если человек познал таухид (единобожие) и не осуществляет его, то он является упрямым кяфиром), если он имеет убеждение, и не произносит и не осуществляет истину его органами тела, то такой является кяфиром у всей уммы» См. Шарх Кашфу аш-Шубухат 111.

__________________________________________________

Ширк в вопросах «господства Аллаха» хуже чем ширк в поклонении

• Вопрос: «Что хуже: ширк (многобожие) в “рубубийя” (единственности Аллаха в господстве) или ширк в “иляхийя” (единственность Аллаха в праве на поклонение)?»

• Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (رَحِمَهُ الله): «Прежде всего ширк в “рубубийя” хуже. Однако относительно него не пришло столько (шариатских) текстов как относительно ширка в “иляхийя”, потому что большинство творений не ведут тяжбу за него. Его дело великое: придание Аллаху распорядителя (в управлении и власти), и поэтому “таухид ар-рубубийя” является доказательством на “таухид аль-улюхийя (аль-иляхийя)”. И не является возможным ни в коем случае, чтобы кто-то подтверждал первое и при этом отрицал второе. Упомянул шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, в некоторых своих трудах слова, смысл которых: “Что касается “таухида ар-рубубийя”, то это является врожденной основой”». См. «Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим» 1/32 (№4)

__________________________________________________

О перемещении закята из одной страны в другую

Шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, спросили о религиозно-правовом заключении в отношении перемещения закята из одной страны в другую на расстояние, при котором уже сокращается молитва, и более.

Он ответил:
«В отношении этого вопроса ученые высказывают два мнения. Среди более поздних ученых распространено мнение о запретности подобного. Если только это не случай, когда в государстве выплаты закята нет бедняков. Другие считают, что это дозволено при условии, что в этом есть польза. Этого мнения придерживался шейх Ибн Теймийа, шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-уаххаб. Этим мнением руководствуемся и мы. Ученые, придерживающиеся как первого мнения, так и второго мнения считают, что перемещение имущества снимает обязанность закята». Источник: Фатауа аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим. – Т. 4. – С. 98.

Он также сказал: «Последователи этого мнения разошлись в вопросе: снимается ли при этом с человека обязанность закята? Более известное мнение, что подобные действия снимают обязанность, но сами действия запретны или нежелательны». Источник: Фатауа аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим. – Т. 4. – С. 99.

__________________________________________________

Виды доводов в шариате

• Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (رَحِمَهُ الله) сказал: «Основы доводов (в шариате) — это Коран, Сунна, иджма’ (единогласное мнение) и четвертое — кыяс (суждение по аналогии)[*], что также является доводом по мнению большинства (ученых)». См. «Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим» 2/9 (№213)

[*] Къияс — распространенный в фикхе метод вынесения заключений, к которому прибегают когда не находят прямых доказательств к исследуемому вопросу.
__________________________________________________

Награда за слушание чтения Корана

• Вопрос: «Есть ли вознаграждение за слушание Корана, тафсира и хадисов из (голосовой) записи?»

• Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (رَحِمَهُ الله): «Человек получает вознаграждение за его благое намерение и за слушание чтения Корана, его тафсира и пророческих хадисов. Будь-то из уст самого чтеца или из голоса с записи по радио и т.п., хотя основа относительно слушания чтения Корана, (переданная) от (праведных) предшественников – слушать голос самого чтеца, без всяких средств. Это подобно тому, как Пророк ﷺ, слушал чтение ‘Абдуллаха ибн Мас’удa, когда тот читал ему начало суры “ан-Ниса”, и чтение Корана Абу Мусы аль-Аш’ари, когда он (Пророк ﷺ) сказал ему: “тебе был дан красивый голос как (пророку) Дауду”. И чтение Корана самим человеком с размышлением и смирением лучше и больше вознаграждением». См. «Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим» 13/89 (№4428)
__________________________________________________

Похвала и защита страны Таухида

Шейх, да помилует его Аллах хвалил и защищал страну Таухида, королевство Саудовской Аравии. Он сказал:

«Наличие этой страны, которая верует в этот призыв (единобожия), применяет ее законы абсолютно чистыми ясным применением во всех положениях людей: в ‘акъиде, в законах, в традициях, в применении наказаний и прочем — все это то, по причине чего не которые историки, засвидетельствовавшие этот призыв сказали:
«Поистине исламская история после времен пророческого послания и правления праведных халифов, не видела такого строгого и абсолютного соблюдения шариатских ахкамов (постановлений), как видит это сегодня Аравийских полуостров под влиянием Саудовской Аравии, которая поддержала этот да’уат и защитила его».
И мы продолжаем по милости Аллаха наслаждаться плодами этого призыва проявляемом в безопасности, стабильности, благополучие в жизни, отдалении от нововведений и искажений, которые поразили многие исламские страны, когда распространились в них. Наше Арабское Королевство Саудовская Аравия — ее правители и ученые заботятся о делах мусульман во всем мире, стремятся распространить Ислам на всей территории Земли, чтобы они насладились теми милостями, которыми наслаждается эта страна». См. Сборник фетв и посланий шейха Мухаммада Ибн Ибрахима: ‒ Г. 1; ‒ Стр. 380
__________________________________________________

Запрет на распространение книг ашаритов.

Сказал шейх об одном из шархов на «Мишкатуль масабих»:

«Автор этого шарха в вопросе Сыфатов придерживается мазхаба ашаритов, и поэтому не следует помогать ему в распространении этой книги». См. «Фатауа уа расаиль», 13/121

  • Допустили ученые того времени распространение некоторых книг ашаритов, без которых нельзя обойтись, в науках хадиса и другом, однако снабдили их та’ликатами указывающими на ошибки, как это сделали большие ученые шейхи Абдуль Азиз Ибн Баз, Абдуллах ад Дувейш, и другие, с «Фатх аль Бари», написав та’ликаты об ошибках в вероубеждении в этой книге.
  • Но то что происходит сейчас, когда постоянно выходят и свободно печатаются новые и новые книги ашаритов и других заблудших, где есть бида и ширк, и в которых нет никакой нужды — не укладывается в манхадж имамов ахли-Сунна.

__________________________________________________

Те, что отрицают качеств Аллаха /сыйфаты/

Шейх сказал, комментируя тауиль /истолкование/ одним из поздних «ханбалитов» качества «Ар-Рахма» (Милость):

«Это из акыды /вероубеждения/ ашаритов. И известно, что эта акыда — ответвление порочного джахмитского мазхаба. И известно в отрицании Сыфатов /качеств Аллаха/ 4 мазхаба — мутазилиты, джахмиты, матуридиты, ашариты. И матуридиты близки к ашаритам, кроме некоторых разниц между ними упомянутых в уместных для этого местах». См. «Фатауа уа расаиль», 1/173

__________________________________________________

О играх и спорте

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Основа в отношении игр и спорта – дозволенность, если они служат невинным целям, как сказал об этом Ибн аль-Кайим в своей книге «Аль-Фарусийя», Шейх Таки ад-Дин ибн Теймия и другие. Если этим занимаются для подготовки к джихаду, нападению и отступлению, или ради хорошей физической формы, защиты от хронических заболеваний или укрепления морального духа, то это считается дозволенным, если занимающийся имеет благое намерение. В любом случае обязательно, чтобы это не причиняло физического вреда, не становилось причиной обиды и вражды, которая обычно возникает между игроками, не отвлекало от более важных вещей и не мешало поминанию Аллаха и молитве». См. «Фатава Ибн Ибрахим», 8/118.
__________________________________________________

Жертвоприношение на могиле

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх, относительно того, кто совершает жертвоприношение на могиле, сказал: “Тут есть два варианта: Первый – это жертвоприношение совершается на могиле, но ради Аллаха. Второй – ради умершего. Если это делается ради Аллаха, то это грех, поскольку нельзя делать жертвоприношения на могилах, так как это ведет к тому, что жертвоприношение станут делать ради умершего. Если же это делается ради умершего, то это является большим ширком!” См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 1/131.
__________________________________________________

Про особые дни и поклонение в них

Сказал шейх Мухаммад ибн Ибрахим: «Выделение какого-либо дня и превознесение его над остальными днями, путем совершения в нем определенных поклонений, узаконено только после приведения на это довода из шариата. Поэтому, чтобы узнать, является ли какой-либо день особо выделенным или знаменательным в шариате, нужно посмотреть в Коран и Сунну. Те дни, на которые пришло указание в шариате, являются особыми. И не избрал Всевышний Аллах из целого года каких-либо дней для праздника Ислама, кроме двух дней: день Разговения и день Жертвоприношения, а также три дня ташрика, которые следуют за днем жертвоприношения. Также необходимо упомянуть частичный праздник, которым является пятница. Этот праздник еженедельный. Что же касается каких-то дней, кроме вышеупомянутых, то мусульманам запрещается выделять их как праздничные». Источник: Фатауа Ибн Ибрахим» 3/51.
__________________________________________________

История о человее который порочил шейха Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба.

Говорит шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Аш-Шейх:

«Я расскажу сейчас историю Абдуррахмана Аль-Бакри — одного из жителей Неджда. Он был первым из требующих знание у дяди — шейха Абдуллаха (ибн Абдуллатыф Али Аш-Шейх) — и других, затем задумал открыть школу в Аммане (или: Омане). Он обучал там таухиду и содержал ее за свой счет. Когда деньги закончились, он взял у кого-то товары и отправился в Индию, в которой пробыл, возможно, полгода.

Говорил шейх Аль-Бакри: «В Индии я находился по соседству с мечетью, а в ней был учитель, и они по окончанию занятий проклинали Ибн Абдульуаххаба. Когда он вышел из мечети, прошел возле меня и сказал: «Я хорошо умею разговаривать на арабском, но хотел бы послушать его от его носителя», — и хотел бы испить у меня холодной воды. Но меня озаботило то, что он делал на своем уроке».

Сказал: «Я решил позвать его, взять «Книгу единобожия», сняв с нее обложку, и положить ее дома на полку перед тем, как он придет. Когда он пришел, я сказал: «С твоего разрешения я схожу за арбузом», — и вышел.
Когда я вернулся, он читал и качал головой. Он сказал: «Это чья книга? Ее оглавление подобно оглавлению у Аль-Бухари! Это, клянусь Аллахом, сам Аль-Бухари!»
Я сказал: «Не знаю, не пойти ли нам к шейху Аль-Газауи, чтобы спросить его об этом?» — У него была библиотека, ему принадлежит опровержение на «Джами’ аль-баян». Мы вошли к нему, и я сказал: «У меня были бумаги, и этот шейх спросил меня чьи они, а я не знал». Аль-Газауи понял, чего от него хотели, и сказал принести ему книгу «Маджмуа ат-таухид». Ему принесли эту книгу, он сравнил и сказал: «Это — Мухаммада ибн Абдульуаххаба».
И этот индийский ученый, злясь и повысив голос, сказал: «Кафир!»

Мы замолчали, и он замолчал на некоторое время. Затем его гнев утих, он вернулся в прежнее состояние и сказал: «Если это его книга, то мы поступили с ним несправедливо».

Затем он стал каждый день делать за него дуа, и вместе с ним делали за него дуа его ученики, которые затем разошлись по Индии. Когда заканчивали чтение, все делали дуа за шейха Ибн Абдульуаххаба».
См. «Фатауа уа расаиль аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим» 1/51-52.