Третий матн по изучению Таухида

«Шесть основ»

Вступление

Это послание небольшое и помещается на одной-двух страницах. Автор этого послания — имам, человек, который возродил призыв к Таухиду и Сунне — шейх Мухаммад ат-Тамими, да помилует его Аллах. Это человек, который известен большим усердием на поприще распространения таухида /единобожия/, распространения Сунны Пророка ﷺ и возрождения правильной ’акыды. У этого человека замечательные книги, трактаты и послания, в которых он рассматривает очень важные вопросы. И во многих странах получает широту распространение его книг и изучение его книг приносит большую пользу. Люди читают их и учат их наизусть, изучают комментарии /шархи/ к этим книгам. Даже для маленьких детей у шейха Мухаммада есть послание «Три основы» в сокращенной форме, которое рекомендуют для преподавания детям.

Одной из особенностей трудов имама является то, что они доступны для понимания. Они легки для изучения — этому способствует понятный язык и упорядоченность. Шейх собирает разные вопросы из разных источников в одном месте и систематизирует, делая это в виде легких для восприятия книг, несущих в себе очень много пользы.

Аллах, Свят Он и Велик, сделал так, что этот человек стал причиной распространения большого блага. Этот человек стал причиной распространения в наши дни и в ближайшие десятилетия знаний о Единобожии и правильной ’акыды. И не только на Аравийском полуострове, где жил этот человек, но и за его пределами. Это милость Всевышнего Аллаха и она указывает на искренность: если ученый искренен при написании какой-то книги или составлении какого-то послания, то Аллах дает потом прием и распространение этому на земле.

Имам придавал большое значение и делал упор на усуль /основы/, то есть на очень важные принципы, которые есть в религии. Из таких книг наиболее известны: «Салясатуль-усуль», «Китабут-таухид», «Кауаидуль-арба», «Кашфуш-шубухат», «Масаилюль-Джахилийя», «Науакыдуль-Ислям» и «Усуль ас-ситта».

Имам всю свою жизнь посвятил призыву людей к Единобожию и Сунне, потому что это основа основ — это то, что дает человеку и обществу /умме/ счастье и процветание. В то время, когда он жил не только Аравийский полуостров, но и многие другие земли, где жили мусульмане — жители их во многом отошли от Единобожия и от Сунны. Повсюду распространились разные проявления многобожия: поклонение могилам, деревьям, камням. Помимо этого, люди отошли от Сунны и в их поклонении было много нововведений /бида’атов/. И этот человек явился возродителем Таухида и Сунны: много составлял трудов и посылал послания правителям, разным людям, обучал все свое общество этому и Аллах дал благодать /барака/ его призыву.

Также еще одной особенностью этого человека является то, что он при составлении своих трудов не приводил свои слова — их очень мало, а если даже что-то приводит, то приводит принцип, утверждение и непременно вслед за ним приводит довод /далиль/ на это из Корана и Сунны. А есть некоторые книги, где вообще нет практически ничего из его слов — только аяты, хадисы и предания от праведных предшественников /саляфов/.

Но из законов Аллаха на этой земле, что если человек вот так вот поднимается для призыва к Истине, для спасения людей от заблуждения, то появляется у него много врагов, которые начинают распространять ложь в адрес этого человека, клеветать на него, измышлять разные прозвища. Это не обошло конечно и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба, да помилует его Аллах. У многих с его именем ассоциируется такие вещи как экстремизм, радикализм, терроризм, чрезмерство в такфире и т.д. Почему? Из-за того, что люди не знают кто этот человек, а получают знания о нем от людей недоброжелательных к нему и его призыву, которые не хотят распространение призыва Единобожия — чистого поклонения Аллаху, Свят Он и Велик.

И стало так, что человека, который держится сегодня за правильную ’акыду, за Сунну Пророка ﷺ и призывает к этому, называют «уаххаби» /ваххабит/. Для чего? Чтобы отвратить людей от этого человека и призыва, от пути Сунны. Но Всевышний Аллах желает победы для Своей религии и Он делает так, что как бы кто не хотел затушить своими устами истину, Он делает так, что истина торжествует. Свет истины поднимается над мраком лжи.

Эта книга — «Шесть основ» — замечательная книга, содержащая в себе разъяснение очень важных основ религии. Она состоит из нескольких частей, это можно понять из самого названия книги: шесть основ и небольшое вступление. Книга не большая по размеру, но в ней очень много пользы. Это особенность людей, которые берут свои знания из источника Корана и Сунны, как это было даровано Пророку ﷺ — джауами’уль-калим — краткие слова, но емкие по смыслу, содержащие в себе великий смысл и много пользы. Коран и Сунна — в этих источниках слов не много, но много пользы. И так же слова праведных предшественников — у них не много слов, но это полезные слова, заключающие в себе много пользы. Почему? Потому что они взяли это из источника Корана и Сунны и воспитались на нем. И ученые, идущие по пути праведных предшественников, по пути Корана и Сунны и берут оттуда свои знания — их слова тоже такие — краткие и емкие. Наоборот, те, кто далек от Корана и Сунны и пути праведных предшественников — у них очень много слов — огромные тома, но если просмотреть их, то их содержимое можно сказать в двух-трех предложениях. Много слов и мало пользы.

И поскольку шейх Мухаммад был на пути праведных предшественников — его книги краткие, но содержащие в себе очень много полезных выводов. Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он сделал для нас полезным изучение этой книги!

Автор начинает послание с формулы «басмаля» — С именем Аллаха Милостивого, Являющего милость. Он делает это следуя Корану, потому что Всевышний начинает суры именно с этих слов — Бисми Лляхи ар-Рахмани ар-Рахим. Также он следует примеру Пророка ﷺ, так как он начинал свои послания с этих слов. Более того, автор следует в этом примеру пророков, например Сулеймана, который написал царице Сабы письмо, начав его со слов басмали. И конечно же автор сделал это для бараки /благодати/ — упоминание имени Аллаха, Свят Он и Велик, в начале любого дела.

«Из самых удивительных вещей и из самых великих знамений, указывающих на могущество Царя Всепобеждающего — это шесть основ, которые разъяснил Всевышний Аллах для простых людей предельно ясно сверх того, что можно представить. А после всего этого, многие из интеллектуалов этого мира и из тех, которые обладают разумом из числа сыновей Адама совершают ошибку в отношении этих шести основ, кроме совсем немногих».

Автор назвал эту книгу «Шесть основ: великих, полезных, важных». Эти шесть основ предельно ясно изложены в Коране, то есть ничего уже не нужно добавлять. Так ясно, что могут понять эти шесть основ не только знающие или люди с каким-то интеллектом, но и простые люди без проблем. Но не смотря на это, многие интеллектуалы ошибаются в отношении этих шести основ.

Отсюда мы черпаем очень важное правило: человек может иметь интеллект, может быть сообразительным, смекалистым, но этого не достаточно. Это большая ошибка — думать, что если человек интеллектуал, то значит он обязательно поймет истину. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал про философов: «Им дан интеллект, но не дана чистота». Человек может быть прекрасным физиком, математиком, врачом или биологом, но это не значит, что раз он такой умный в этих науках, что он постигнет истину, что он не ошибется в вещах, являющихся предельно ясными и понятными, как эти шесть основ, о которых говорит автор. Значит помимо интеллекта у человека должно быть что-то еще. У него должна быть связь с Кораном и Сунной, с их пониманием. Человек должен Коран и Сунну, ниспосланные от Всевышнего Аллаха, сделать судьей, а свой разум сделать инструментом для их понимания, а не наоборот.

Многие люди думают, что если человек достиг успеха в каких-то мирских науках, или в бизнесе, или в политике (получил власть, имеет какое-то политическое влияние), то этот человек обязательно все понимает и в религии тоже. И многие люди ошибаются из-за этого, и автор говорит об этом в «Масаилюль-джахилийя».

Все дело в тауфике от Аллаха и Его помощи. Аллах знает, что в сердцах у людей. И Аллах дает кому-то Свою помощь и дает им хидая, дает им наставление как милость от Него, защищая их от их нафса, от шайтанов из числа джиннов и людей. А других, зная, что в их сердцах, Аллах по Своей справедливости и по Своей мудрости лишает Своей поддержки, помощи и наставления и эти люди скитаются в заблуждениях.

И автор говорит, что те, кто находится на прямом пути и которые поняли и не ошиблись в этих шести основах — их очень мало.

﴿ وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ ﴾

«Но среди Моих рабов мало благодарных» Сура «Саба», аят 13.

Мало людей, которые знают истину и следуют ей. Многие заблудились из-за страстей, пристрастий, желаний. В общем можно назвать две причины почему люди отходят от истины:

  1. аль-Играб — отвращение — это когда люди просто не интересуются истиной. Они просто заняты чем-то другим. У них есть возможность изучить, постичь и разобраться, но они не обращают на это внимания. Живут так, как-будто нет религии, нет религиозного знания и это одна из причин, нарушающих Ислам. Эта причина чаще бывает у простых людей, занятых своими мирскими вопросами.
  2. аль-Кибр — высокомерие — это когда человек узнал, понял истину, но не принимает и не покоряется. Эта причина больше присуща людям, у которых есть влияние, власть, авторитет. Они из-за высокомерия не хотят подчиняться истине.

﴿ إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَىٰ وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ ﴾

«…и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» Сура «аль-Бакара», аят 34.

Из-за чего? Из-за своего высокомерия. Разве Иблис не знал? Иблис знал. Поэтому говорят, что если бы все зависело от знания, то Иблис был бы самым покорным и богобоязненным. Но этого не достаточно. Это то, что постигло Фараона, Абу Джахля, Абу Ляхаба — они знали, но не принимали из-за своего высокомерия.

Аллах, Свят Он и Велик, вне всякого сомнения, ниспослал этот Коран в качестве разъяснения для всякой вещи. Пророк ﷺ разъяснил Коран, дал полное разъяснение Книге Аллаха. Эти шесть основ из тех вещей, которые разъяснены в Коране очень подробно. Особенно вопрос, и он самый главный — это вопрос таухида /единобожия/ и ширка /многобожия/. Потому что таухид /единобожие/ — это основа религии, основа Ислама, на нем строятся все остальные деяния. А ширк /многобожие/ портит эту основу, сводит ее и деяния на нет. И эти две вещи (ширк и таухид) не могут быть вместе никогда, они не совместимы, одно вытесняет другое.

Поэтому Аллах разъяснил это очень ясно. Но много ли людей, которые обращают внимание на это разъяснение? Мы видим много людей, которые читают Коран, но при этом попадают в ширк и нарушают таухид, хотя эта вещь очень ясная. Почему? Потому что они слепо по привычке идут за тем, на чем застали своих отцов, жителей своей страны. И даже не задумываются над тем, чтобы поразмыслить над тем, что сказано в Коране. Может то, что делают люди сверить с Кораном и потом уже следовать за людьми? Это все слепое подражание /такълидуль-амма/. Они думают, что Коран только для бараки /благодати/, чтобы читать и получать награду за буквы, что Коран не для того, чтобы читать и думать и потом выполнять то, что ты понял. На самом деле очень мало людей, читающих Коран для того, чтобы размышлять, а потом, узнав, совершать действия в соответствии с этим.

Поэтому мы видим, что Коран в одной стороне, а люди совершенно в другой стороне и не думают чтобы что-то поменять и не задумываются над этим. И даже если в их жизни появляется человек, который возрождает настоящий призыв к Корану и призывает к Аллаху, они начинают этого человека обвинять в забдлуждении, что он портит новую религию или принес новую религию.

Это случилось и с автором этой книги, как мы упоминали до этого. На самом деле это не вредит человеку призывающему, так как все пророки проходили через это и разъясняли своим народам истину, пытались изменить их положение, призывали к поклонению Аллаху и пытались отвести их от поклонения кому-либо, кроме Него, но они не отвечали им. Тогда что говорить про призывающих и ученых, то есть здесь нет ничего странного — то, что люди оскорбляют ученых, восстают против них, предъявляют им всякие обвинения. Но это все не навредит им, а наоборот, увеличит их награду у Аллаха, Свят Он и велик. Вред будет тому, кто говорит или пишет это про призывающих и ученых.

Аллах, утешая Пророка ﷺ, когда он услышал в своей адрес обвинения (про него говорили, что он сумасшедший, колдун, прорицатель), сказал, что таков путь всех пророков и призывающих к истине:

﴿ مَا يُقَالُ لَكَ إِلَّا مَا قَدْ قِيلَ لِلرُّسُلِ مِنْ قَبْلِكَ ۚ إِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ وَذُو عِقَابٍ أَلِيمٍ ﴾

«Тебе будет сказано только то, что было сказано посланникам до тебя. Воистину, твой Господь обладает прощением и обладает мучительным наказанием» Сура «Фуссылят», аят 43.

Шейх, да помилует его Аллах, в этом вступлении разъяснил очень удивительную вещь: люди читают Коран, читают его часто и прочитывают полностью, заучивают, распевают, сосредотачиваются на правильном произношении, науке «Таджвид», правилах «мадд», «идгам», «гунна», «икляб», «изхар», «ихфа» – они заботятся об этом очень сильно, и все это хорошо. Однако важнейшей сутью и целью является не это! Целью является размышление над смыслами, понимание книги Аллаха, велик он и могуч, сравнение своих дел и дел людей с этой книгой: соответствуют ли они ей или противоречат?

Это и требуется от нас: исправлять наше положение, указывать людям на их ошибки, не ради известности или унижения людей, а ради исправления и наставления.

Контрольные вопросы