«Из вещей, которые делают полным объединение мусульман — это слушаться и подчиняться тому, кто руководит мусульманами, даже если это раб-эфиоп. И Аллах разъяснил это ясно и полно, разными видами разъяснения Своим шари’атом и Своим предопределением. После этого произошло так, что этот принцип стал неизвестен большинству из тех, которые претендуют на знание. Что тогда говорить о том, чтобы выполнять этот принцип?!»
Третья основа – это подчинение правителю мусульманину. Потому что это объединение не может состояться, кроме как при подчинении правителю. Объединение может быть только с руководителем, а руководство – только с подчинением и повиновением. Аллах сделал правителя мусульманина милостью для остальных мусульман, чтобы он исполнял постановления религии, побуждал к одобряемому и запрещал порицаемое, защищал притесненного от притеснителя, сохранял безопасность.
Это является милостью Аллаха, Велик Он и Могуч. Когда скончался посланник ﷺ, сподвижники присягнули новому имаму прежде, чем похоронили его. Потому что они боялись разногласий и смут, потому что они знали, что им не следует пребывать без руководителя даже одну ночь, т.к. это из тех вещей, которые необходимы в религии.
Все это возможно только при послушании и подчинении правителю. Поэтому Аллах говорит:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ ﴾
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» Сура «ан-Ниса», аят 59.
После подчинения Аллаху и его посланнику необходимо подчиняться правителям. Слова «среди вас» означают: среди мусульман. Это указывает на то, что для правителя является условием быть мусульманином.
Аллах разъяснил эту основу достаточно подробно и разными способами: как с помощью шариата, так и с помощью истории.
Пророк ﷺ сказал: “Я завещаю вам послушание и подчинение, даже если власть над вами будет предоставлена эфиопскому рабу. Поистине, те из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем”. См. «Муснад» Имама Ахмада, 17142.
Это третья основа – послушание и подчинение: “Слушайтесь и повинуйтесь, даже если власть над вами будет предоставлена рабу”. См.: «Сахих» Имама аль-Бухари, 7142, «Сунан» Имама ибн Маджа, 2760. Невозможно объединение мусульман, кроме как с руководителем мусульманином, даже если он не будет происходить из арабского рода и даже если будет рабом.
Позднее ситуация сложилась так, что большинство приписывающих себя к знанию даже не знали об этой основе, не говоря о том, чтобы они ей следовали.
Случилось так, что эту основу не знали многие приписывающие себя к знанию. Они были невежественны в вопросе подчинения и послушания правителю, этот вопрос не имел для них пользу и не был важен. Что же сказать о простых людях, которые были в этом еще более невежественны чем те, кто приписывал себя к знанию?
Они начали полагать, что побуждающим к одобряемому и запрещающим порицаемое, которого не берет порицание упрекающих, является тот, который выступает против правителя мусульман, прекращает подчиняться и призывает к революциям против него. И все это из-за простой ошибки или греха правителя, не доходящего до степени неверия.
В кружках, собраниях и семинарах обсуждали ошибки правителей, раздували их и преувеличивали, пока слово мусульман не разделилось, подчиненные отвратились от подчинения правителю, нарушилась безопасность и пролилась кровь. Это приводило к еще большему вреду, чем был при терпении и подчинении их нечестивому и несправедливому правителю, от которого они не видели явного неверия, на которое у них есть доказательство от Аллаха.