Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

الحسن البصري

аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах

великий ученый, правовед, аскет, вольноотпущенник Зейда ибн Сабита

Абу Са‘ид аль-­Хасан ибн Ясар аль-­Басри — вольноотпущенник Зейда ибн Сабита аль-­Ансари, родился в Медине за два года до гибели ‘Умара ибн аль-Хаттаба. См. «ат-Тарих аль-Кябир» аль-Бухари, 2/289.

Его отец Йасар попал в плен в Мейсане и поселился в Медине, где получил свободу и женился. Его мать звали Хайра. Мальчик вырос в местечке Вади эль-Кура, а когда подрос, посещал пятничные намазы в Медине и слушал проповеди ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах. В разгар смуты сабаитов ему было четырнадцать лет.

Это был человек, которого кормила грудью Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах /жена Пророка ﷺ/. См. «Хильяту аль-Аулия» Абу Ну‘айм, 2/147.

Аль-­Хасан являлся одним из числа великих учёных, правоведов, аскетов, поклоняющихся Аллаху, достойных доверия и красноречивых людей. См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д, 7/115.

Он получал знания у ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Имрана ибн Хусейна, аль-Мугиры ибн Шу‘бы, Анаса ибн Малика и других сподвижников.
Аль-­Хасан аль-­Басри читал Коран Хиттану ар-­Ракашию.
У него было множество учеников, из числа которых Айюб ас-­Сахтияни, Сабит аль-­Бунани и другие. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 4/565 — 566.

При халифе ‘Умаре ибн ‘Абдуль‘азизе аль-­Хасан стал судьёй Басры. См. «аль-Ма‘рифа ва ат-Тарих» аль-Фасавий, 2/49.

Аль-­Хасан аль-­Басри умер в ночь на пятницу в месяце раджаб в 110 году мусульманского летоисчисления, в момент смерти ему было 89 лет. См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д 7/132.

Заупокойную молитву по нему прочли после пятничного намаза. Проводить его в последний путь собралось столько мусульман, что послеполуденный намаз пришлось совершить не в соборной мечети.

Достоинства аль-Хасана аль-Басри, да смилуется над ним Аллах

Сообщается, что когда он был младенцем, ‘Умар ибн аль-­Хаттаб, да будет доволен им Аллах, обращался за него с мольбой: «О Аллах, обучи его религии и сделай так, чтобы люди полюбили его!». См. «Ахбар аль-къудат» Мухаммад ибн Халяф Уакы’, 2/5.

Однажды, когда Анасу задали какой-то вопрос, он сказал: «Вам следует спрашивать нашего вольноотпущенника аль-­Хасана!». См. «аль-Мусаннаф» Ибн Абу Шейба, 14/27.

Катада ибн Ди‘ама сказал: «Аль-­Хасан является самым знающим из людей в вопросах дозволенного и запретного». См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д 7/120.

Ибн Са‘д в «ат-Табакат ал-кубра» (7/161) привёл слова Абу Катады ал-‘Адави, да смилуется над ним Аллах: «Держитесь за этого шейха, ибо, клянусь Аллахом, я не видел никого, кто своими суждениями походил на ‘Умара больше, чем он».

Там же приводятся слова ‘Али ибн Зайда, да смилуется над ним Аллах: «Я застал ‘Урву ибн аз-Зубайра, Йахйу ибн Джа‘ду и ал-Касима, но я не встретил среди них такого, как аль-Хасан. Если бы аль-Хасан застал сподвижников взрослым мужчиной, они нуждались бы в его мнении».

Абу Бурда, да будет доволен им Аллах, говорил: «Среди тех, кто не был сподвижником Пророка ﷺ, я не видел никого, кто был похож на сподвижников посланника Аллаха ﷺ больше, чем этот шейх». Об этом сообщается в «ат-Табакат ал-кубра» (7/162) и «Ахбар ал-кудат» (2/7).

Йунус ибн ‘Убайд, да смилуется над ним Алла), говорил: «Что касается меня, то я не видел никого, чьи слова соответствовали поступкам больше, чем аль-Хасана». Об этом сообщил хафиз аз-Захаби в «Сийаре» (4/574).

Наиболее известные асары от аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах

«Воистину, человек неблагодарен своему Господу». (100:6)
аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Неблагодарным является тот, кто ведёт счёт бедствиям, позабыв о благах от своего Господа».  См. «Тафсир ат-Табари» 24./557

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Сподвижники Мухаммада ﷺ, имели самые благочестивые сердца в этой общине. Это люди, которых Аллах сделал сподвижниками Своего Пророка ﷺ, и сделал теми, кто утверждал Его религию. Подражайте их нравам и следуйте по их пути, ибо, клянусь Господом Каабы, они были на прямом пути!» Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1807. Иснад достоверный.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Они (сподвижники) говорили: “Лучшее нравственное качество верующих — это прощение”». Ахмад в «аз-Зухд» 1656

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, я видел семьдесять сподвижников битвы при Бадре, если бы вы их увидили, то посчитали бы их сумасшедшими. Если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что не обладают эти ничем, а если увидели бы худших из вас, то сказали бы — эти люди не верят в Судный день». См. «Хилья аль-Аулия» 2/134.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Верующий воздерживается, пока не удостоверится!». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 10/382.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Иман (вера) — это не украшения и не желания, а то, что запало в сердце и подтверждается делами». См. Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 1565

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Не питайте неприятности к выпадшем испытаниям и случившемся наказаниям, быть может то, к чему ты питаешь неприятность, в нём будет твоё спасение, и быть может то, к чему ты склоняешься, в нём будет твоя погибель». См. Шифа’а аль ’алиль 1/350. См. «Причины, помогающие проявлять терпение по отношению к страданиям, причиняемым людьми», шейхуль-Исламом Ибн Таймийей, да помилует его Аллах.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Не думаю, что Аллах может подвергнуть наказанию человека, который испрашивает прощение (истигъфар)».
— Его спросили: «Почему!?»
— Он ответил: «Кто же вдохновил его испрашивать прощения?»
— Было сказано: «Аллах!»
— Хасан продолжил: «Каким образом тот, Кто внушает испрашивание прощение, желает подвергнуть мукам, того, кто испрашивает прощение?»
Всевышний Аллах сказал: «…и Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении», (аль-Анфаль, 8:33).

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Когда человек приобретал знание, то это тут же было заметно в его смирении, взгляде, речах, благодеянии, молитве и аскетизме. И человек постигал какой-то раздел из разделов знаний и действовал в соответствии с ним, и это было лучше для него, чем мирская жизнь (дунья) и все что в ней. Если бы он владел этим, то отдал бы ради вечной жизни (ахира)». См. Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 79

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Если увидишь человека, который пытается опередить тебя в мирском, то опереди его в делах того света». См. «Лятаиф аль-ма’ариф» 1/244

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Продай этот мир жизни будущей и ты получишь оба мира. Но если ты продашь будущую жизнь этому миру, то потеряешь их обоих». См. «Хилья аль-Аулия», 2/143.

Не в каждой области религии дозволяется проявлять иджтихад

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, рассказывал: «Как-то Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), которого Зияд (ибн Аби Суфьян) отправил к Абу Бакрату (да будет доволен им Аллах) с порицанием, проходил мимо меня, и я отправился вместе с ним. Мы зашли к старцу (Абу Бакрату), а в это время он был больным. Тогда Анас передал ему слова Зияда, сказав: «Он говорит:
“Разве я не сделал (твоего сына) ‘Убайдуллаха наместником над персами?!
Разве я не сделал (твоего сына) Рауада ответственным за продовольствие?!
Разве я не назначил (твоего сына) ‘Абду-р-Рахмана управляющим канцелярией и казной?!”
На это Абу Бакрат ответил: “Разве он сделал что-либо, кроме того, что вверг их (по причине этих должностей) в Огонь?!”
Анас сказал: “Я знаю о нём (Зияде) лишь то, что он — муджтахид”.
Абу Бакрат обратился: “Усадите меня”, а затем сказал: “Ты говоришь: “Я знаю о нём лишь то, что он — муджтахид”. Но и жители Харуры (хариджиты) проявили иджтихад, так они ошиблись или же были правы?!
Аль-Хасан сказал: “И мы вернулись, проигравшими в споре”».
Этот асар с надёжными передатчиками приводит Салих ибн ‘Абдуллах в «аль-Масаиль» 2/432 (1107).

  • Имам Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани сказал:
    «И из числа слов ахлю-Сунна то, что никто не заслуживает оправдания за проявление иджтихада, который привёл его к нововведению! Ведь хариджиты проявили иджтихад в истолковывании, но, тем не менее, они не были оправданы, выступив по причине своего истолковывания против сподвижников. И Пророк ﷺ, назвал их: “Вылетевшими из религии”, хотя обещал муджтахиду за проявление иджтихада в вопросах законоположения (не ‘акыды) награду, даже если он допустит ошибку». См. «аль-Джами’» 56-61.
  • Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал:
    «Знай, что спорное мнение по одному вопросу бывает двух видов: Вид, в котором недопустимы разногласия и вид, в котором разногласия допустимы.
    Что касается случая, в котором разногласия недопустимы, то это вопросы, связанные с основами религии, как единобожие и качества Создателя, да будет возвышено имя Его. Эти положения должны пониматься лишь в одном виде, и недопустимо в них разногласие. То же самое обстоит и с вопросами ответвлений религии (не ‘акыды), обязательность которых известна исходя из однозначных доводов, как молитва, закят, пост и хадж. Точно так же и установленные запреты на основании категоричных доказательств. Не дозволяется разногласить касательно чего-либо из этих вещей!
    Что же касается вопросов, в которых разногласие является приемлемым, то это ответвления религии, которые извлекаются посредством положений иджтихада и истинбата. Разногласие учёных в таких вопросах приемлемые. И каждый из них поступает в этих вопросах согласно тому, к чему привёл его иджтихад». См. «Къауаты’ аль-адилля» 5/61-62.
  • Хафиз Ибн аль-Мибрад аль-Ханбали сказал:
    «Воистину, вопросы качеств Аллаха основаны на передаче текстов (Корана и Сунны) и такълиде, но никак не на иджтихаде! Каждое знание приемлет проявление в нём иджтихада, кроме этого!» См. «Джам’ джуюш уа-ддасакир ‘аля Ибн ‘Асакир» 56.
  • Шейх ‘Абду-ль-Лятыф ибн ‘Абду-р-Рахман Али Шейх сказал: «Вопросы, касательно которых допустивший ошибку по причине иджтихада не заслуживает порицания, если он боялся Аллаха по мере своих возможностей — это вопросы иджтихада, в которых приемлем иджтихад. Или же такие вопросы, доводы на которые скрыты, и которые не знают, кроме как единицы. И к этому не имеют отношения вопросы, которые являются общеизвестными в религии Ислам, как познание Аллаха с Его качествами и именами, Его деяния, Господство, Его право на поклонение и единобожие». См. «Минхадж ат-таъсис» 18.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «В тот момент, когда я увидел, что люди недовольны своим Творцом, то осознал, что они никогда не будут довольны таким же созданием как и они сами». См аль-Байхакъи, «аз-Зухдуль Кабир», 170.

Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, спросили: «Не следует ли нам постесняться своего Господа, когда просим прощения за свои грехи, затем возвращаемся к ним, затем опять просим прощения и снова возвращаемся?»
Он ответил: «Шайтан хотел бы добиться этого от вас, так пусть вам не надоедает просить прощения». Ибн Раджаб в «джами’ аль-улюм уаль-хикам»

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Иман — это слово, и истинность его — это дела. И если не подтвердить слово делами, оно не поможет». «Шар’ыя», 1/285

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Ибн Абдуль-Барр в «Джами‘ байан аль-‘ильм», 1/200

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце». Ибн Абдульбарр в «Джами‘ байан аль-‘ильм, 1/200

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Некоторые люди занялись только поклонением и оставили знание, а затем подняли свое оружие против мусульман. Если бы они требовали знание, то знание запретило бы им такие заблуждения». Ибн аль-Каййим в «Мифтаху ас-саада»

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Эффект обучения в раннем возрасте подобен гравировке по камню». См. «Бахьят аль-Маджалис», 1/109

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Истинно, верующий берет свою религию от своего Господа, Свят Он и Велик, а мунафик берет свое мнение и делает его религией». См. «Мухтасараль худжжа», 2/248

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «О сын Адама! Как же ты можешь гордиться и высокомерить в то время, как ты два раза вышел из пути выхода мочи?». Ахмад «аз-Зухд» № 1681.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «…Клянусь Аллахом, этого не достичь тем, кто запоминает наизусть его буквы, но не выполняет его ограничения. Порой кто-либо из них говорит: “Я прочел Коран полностью и не упустил из него ни одной буквы!” Но, клянусь Аллахом, в действительности, он упустил его целиком, поскольку следов Корана не видно ни в его поведении, ни в его поступках. А другой говорит: “Поистине, я могу прочесть суру на одном дыхании”. Клянусь Аллахом, это — не чтецы, не ученые, не мудрецы и не богобоязненные праведники. Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких». См. «Аль-Мусаннаф» (3/363), «Аз-Зухд» (стр. 274), «Ахлак Хамалят аль-Куран» (стр. 41), «Мухтасар Кийам аль-Лейля» (стр. 76).

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Знайте, да помилует вас Аллах, что обладатели Сунны были самыми малочисленными среди людей в прошлом и таковыми будут в последующем. Это те, кто не впал в роскошь вместе с впавшими и не поддался ереси в месте с еретиками, они проявляли терпение придерживаясь Сунны, пока не повстречались со своим Господом. Такими будьте и вы». См. «Та’зым кадру ас-салят» 2/678.

Сообщается, что какой-то человек сказал аль-Хасану аль-Басри, да помилует его Аллах,: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Он заплакал и сказал:
1) «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости.
2) Они носили грубую одежду, ибо были умеренны.
3) Их походка была скромна, слова соответствовали делам.
4) Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности.
5) Постились днями и имели худые тела.
6) Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране.
7) Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем.
8) Страх перед творениями не был для них преградой.
9) Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной». Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия» 2/150

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «О сын Адама, не обольщайся словам того, кто говорит, что: “Человек с тем, кого он возлюбил”. Воистину, кто возлюбил какой-либо народ, тот последует их следам, ты не будешь в числе благочестивых пока не последуешь за ними, не встанешь как они на прямой путь, пока не будешь брать с них пример, пока не будешь ты на их манхадже все время, стремясь быть в их числе, проложить их путь, даже если ты будешь проявлять упущение в совершении каких-либо дел, самое главное, чтобы ты находился на прямоте. Разве ты не знаешь, что иудеи, христиане, приверженцы ничтожных страстей любят своих пророков, однако они не с ними, потому что они противоречили им в своих делах и словах, таким образом проложив не их путь, в итоге их прибытием стал огонь да упасет нас Аллах от этого». См. «Истиншак насим аль-инс», ибн Раджаб стр 87

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Я ни разу не посмотрел своим взглядом, не произнёс своим языком, не взял своей рукой, не встал на свои ноги, пока не спросил себя: “Относится ли это к покорности (Аллаху) или к ослушанию?” И если действие относилось к покорности, то я брался за него, а если к ослушанию, оставлял». См. «Джамиа аль-Улюм ва аль-Хикам», 76

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Истинно, эта религия должна быть постоянна. Тот, кто не вытерпел, бросает её. И поистине, правда тяжела, а человек слаб, поэтому люди говорят: “Пусть человек делает только то, что он может, потому что он не знает, когда умрёт”.
Если человек жесток по отношению к своей душе, заставляет её делать то, что она не в силах, то, скорее всего, он забросит все свои дела, даже возможно откажется от выполнения обязательных вещей. Но если он мягок со своей душой и заставляет её делать только то, что она может то, это очень разумно и спасёт её от наущений дьявола. Также говорят: “Самый плохой путь — это тот, который утомляет”». См. “аль-Фатх”, 11/299, в комментарии на хадис Пророка ﷺ: «Беритесь только за те дела, которые вам под силу!». Бухари 6465 и Муслим 782.

Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Терпение это — сокровище из сокровищ великого блага и Аллах даёт его тому,кого Он любит, и кто Ему дорог».

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Людей так отвлекла надежда на прощение, что они покинули этот мир, так и не покаявшись, говорит один из них: «Поистине, я улучшу мысли о своем Господе! И солгал, если бы он хорошо думал, то совершал бы хорошие деяния». Ибн аль-Каййим в «ад-да уа дауа»

Один человек спросил у Хасана: «О Абу Саид! Что нам делать, на собраниях нас так устрашают, что сердца готовы вырваться?»
аль-Хасан ответил: «Клянусь Аллахом, присоединиться к людям, которые устрашают тебя до тех пор, пока ты не постигнешь безопасности лучше, чем присоединиться к людям, которые обещают безопасность до тех пор, пока тебя не настигнут ужасы». Ибн аль-Каййим в «Болезнь и исцеление»

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Весь этот мир — тьма, кроме собраний знающих». Ибн Абдуль-Барр в «Джами‘ байан аль-‘ильм», 1/200

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милующий”». Сура «Али Имран», аят 31.
Аль-Хасан аль-Басри и другие предшественники сказали: «Некоторые люди стали утверждать, что они любят Аллаха, и Аллах испытал их этим аятом».
Сказали некоторые мудрецы: «Не столь важно, что ты любишь Его, (хоть это и важно), как важно, чтобы Он любил тебя!». См. «Тафсир Ибн Касир», 2/336.

Аль-Хасан (аль-Басри) и (Ибрахим) ан-Наха′и сказали: «Женщина может кормить грудью своего ребенка, когда совершает молитву».

Сказал Ибн Раджаб: «Эти слова от них передал аль-Асрам с достоверной цепочкой передатчиков». См. «аль-Фатх», (4/144).

  • Сказал Ибн уль-Мунзир: «(Ученые) разногласили относительно кормления женщиной своего ребенка во время молитвы.
  • Однажды аль-Ауза′и сказал: “Это нарушает ее молитву”. А однажды он сказал: “Если она вынуждена покормить ребенка, то в этом нет ничего страшного”.
  • Абу Саур сказал: “Если не открывается ее грудь, то ее молитва является полноценной”». См. «аль-Аусат», (3/278).

Язид ан-Нахви рассказывал: «Однажды Фаркад ас-Сабахи вошел к аль-Хасану (аль-Басри) и увидел, что его дочь носит украшения, и сказал: “О Абу Са′ид! Ты разрешаешь дочери носить золотые украшения?!”. (Аль-Хасан) разгневался и сказал: “О Фаркад! Ты приказываешь мне сделать свою дочь работницей на мельнице?!”». Передал Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Ишраф фи маназиль аль-ашраф», (№ 471).

  • Указание на то, что маленькая девочка может носить золото
  • ′Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды Пророку ﷺ,  привезли украшения, которые подарил ему негус [правитель Эфиопии]. Среди них был золотой перстень с эфиопским камнем. Посланник Аллаха ﷺ, взял его палочкой, отвернувшись от него, или же он взял его кончиками пальцев, после чего позвал Умаму бинт Аби-ль ‘Ас, дочь его дочери Зейнаб, и сказал: “Укрась себя этим, доченька”». Передали Ахмад, (6/119); Ибн Аби Шейба, (№ 5193); Абу Дауд, (№ 4235); Ибн Маджа, (№ 3644). Цепочка передатчиков хорошая.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”». (Сура «ан-Ниса», аят 77).

Однажды аль-Хасан (аль-Басри) прочитал: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны”», а затем сказал: «Да помилует Аллах такого раба, который жил в этой жизни в соответствии с этим аятом. Вся эта ближняя жизнь от начала до конца подобна человеку, который заснул ненадолго и увидел во сне некую часть из того, что любимо ему, а потом проснулся!». См. «Тафсир уль-Куран аль-’азым», 3/163.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, верующий собирает в себе совершение добра и страх (перед Аллахом), а лицемер собирает в себе совершение дурного и чувство безопасности». См. «Тафсир ат-Табари», № 1945; «Тафсир Ибн Касир», 5/480.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Мудрый человек не спорит и не пытается угодить другим. Он распространяет свою мудрость, и если её принимают, он восхваляет Аллаха, а если её отвергают, он также восхваляет Аллаха».

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек, вступая в близость с женой, скажет: “С именем Аллаха! О Аллах! Даруй нам благодать в том, чем Ты наделишь нас, и не предоставляй шайтану доли в том, чем Ты наделишь нас!”, и женщина забеременеет, то стоит надеяться на то, что ребенок будет праведным». Передал ′Абд ур-Раззак, № 10467.

  • Ибн ′Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если один из вас скажет, когда пожелает вступить в близость со своей женой: “О Аллах! Отдали от нас шайтана и отдали шайтана от того, чем Ты нас наделишь!”, то если им будет предопределено зачать ребенка (в этот раз), шайтан ему никогда не навредит». Бухари 6388.
  • اللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وجَنِّبِ الشَّيْطَانَ ما رَزَقْتَنَا /Аллахумма джаннибна шшайтана уа джанниб иш-шайтанама разактана/.

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Не сожалеет тот, кто советуется с человеком, который может дать благоразумный совет». См. Предания праведных предшественников

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, рассказывал:
«Как-то в Мекке я остановился возле торговца тканями, чтобы купить у него одежду. И он стал клясться и расхваливать (свой товар), тогда я оставил его, сказав себе: «Не следует покупать что-либо у такого», и купил товар у другого.
Затем, спустя два года я вновь совершил Хадж и снова встретил того торговца. В этот раз я уже не слышал, чтобы он клялся и расхваливал товар и спросил его: «Разве не ты тот человек, к которому я подходил несколько лет назад?»
Он ответил: «Да».
Я спросил: «И что же тебя изменило? Я не вижу, чтобы ты использовал клятвы и расхваливания».
На это он ответил: «У меня была жена, которая, если я приносил домой мало денег, проявляла недовольство, а если приносил много денег, то всё равно считала это малым. Когда же Аллах забрал её, после её смерти я женился на другой женщине. И каждый раз, перед тем как я утром отправлялся на рынок, она брала меня за одежду и говорила: “О такой-то, бойся Аллаха и не корми нас ничем, кроме дозволенного. Если ты придёшь с малым заработком, то мы посчитаем его большим. А если ты вернёшься вообще без ничего, то мы окажем тебе помощь нашей прядью”». ад-Динауари в «аль-Муджаляса» 2091.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: “У приверженца нововведений не принимается ни пост, ни намаз, ни хадж, ни ‘умра, ни садакъа, ни джихад”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 1/125.

Ма’мар рассказывал: «Как-то один человек заплакал возле аль-Хасана (аль-Басри), и тогда аль-Хасан сказал: “Бывало так, что они (сподвижники) плакали, находясь рядом со своим товарищем, но он не узнавал об этом”».
Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Ихляс уа-нния» 60.

‘Абдуль-Карим ибн Рашид рассказывал: “Как-то я находился в собрании аль-Хасана (аль-Басри), сидя позади, и в это время один человек стал громко плакать. Тогда аль-Хасан сказал: «Поистине, это шайтан заставляет его сейчас плакать!»” Ахмад в “аз-Зухд” 2/240.

  • Не обольщайся ни усердным поклонением, ни знанием, ни аскетизмом, ни благим нравом, ни слезами человека, пока не узнаешь о правильности его вероубеждения!
  • Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что мы не должны обольщаться плачем кого-то, это не даёт нам право подозревать в показухе каждого, кто не смог сдержать свои слёзы на людях.
  • Макхуль рассказывал: “Как-то я увидел молящегося человека, который плакал каждый раз, как он совершал поясные и земные поклоны. Я обвинил его в том, что своим плачем он проявляет показуху, и сам за это лишился плача ровно на год”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/184.

Айюб ас-Сахтияни, да помилует его Аллах, сказал: «На аль-Хасана (аль-Басри) возводили ложь две группы людей:
Къадариты приписывали ему своё мнение, желая тем самым распространить его.
И люди, в сердцах которых была вражда и ненависть, говорившие: “А разве он не говорил вот так?! Разве это не является его мнением?!”» Абу Дауд 4622.

Дозволял ли аль-Хасана аль-Басри выход против правителя?

Что касается слов, что аль-Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, якобы дозволял хурудж, то это ложь, приписанная ему, поскольку от него передаются десятки достоверных сообщений, как он велел проявлять терпение и не выходить против правителей-тиранов его времени. Кстати, о том, что аль-Хасан аль-Басри дозволял хурудж ему приписал Ибн Хазм, в чём допустил грубейшую ошибку.

Вот лишь некоторые асары, указывающие на позицию аль-Хасана аль-Басри в отношении выхода против тиранов:

‘Умар ибн Язид рассказывал: “Когда во времена правления Язида ибн аль-Мухалляба (наместника Басры) толпа (недовольных) людей пришла к аль-Хасану аль-Басри, он велел им пребывать в своих домах и закрыть двери, и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы люди терпели то, что постигает их со стороны правителей, то не проходило бы много времени, как Аллах избавлял бы их от этого! Однако они сразу прибегают к мечу, и по этой причине вверяются ему. И клянусь Аллахом, они никогда не достигали благого!», – после чего он прочитал аят: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли фараон и его народ, и то, что они воздвигали» (7:137)”. Ибн Са’д в “Табакъат аль-кубра” 7/164, аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 66.

Сообщается, что когда к аль-Хасану аль-Басри пришли люди и сказали: «Что ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?!» Он ответил: “Я считаю, что вы не должны сражаться с ним. Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Своё решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей”. И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого невежду?!» ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма» 3/1035, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 12/178.

Пришло в книге имама Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбаля «Аль-иляль», от Аля Ибн аль-Мугиры: «Я обрадовал аль-Хасана аль-Басри о смерти аль-Хаджаджа, и он сделал суджуд«. См. «Аль-Иляль», 6099.

Раби’ ибн Сабих рассказывал: “Как-то я сообщил аль-Хасану (аль-Басри): «Поистине, тут есть люди, которые выслеживают ошибки в твоих словах, чтобы по причине этого тебя упрекать». На это он сказал: «Пусть тебя это не тревожит. Воистину, моя душа возжелала пребывания в вечных Садах Рая, и это желание стало возможным. Моя душа возжелала быть по соседству с Милостивым Господом, и это желание стало возможным. Но когда моя душа возжелала быть в безопасности от зла людей, это оказалось невозможным. Увидев, что среди людей есть недовольные даже своим Творцом, я осознал, что они тем более не будут довольны таким же творением, как они»”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/307.

О хариджитах:

Высказывание аль-Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, которое привел Абу Хайян ат-Таухидий в своей книге «аль-Басаир ва аз-захаир» (стр. 156), где он указывает на порочность, существующую у хариджитов. Он сказал: «Один человек из числа хариджитов пришел к аль-Хасану аль-Басри и спросил его: „Что ты говоришь о хариджитах?“. Аль-Хасан ответил: «Они последователи мирских благ». Тогда тот возразил: «Как ты можешь говорить, что они последователи мирских благ, когда как один из них идет среди копий и пик, и они ломаются, а другой оставляет свою жену и детей?!». Аль-Хасан сказал: «Расскажи мне о султане (халифе)! Запрещал ли он тебе выстаивать молитвы, выдавать закят, совершать хадж и умру?» (тот ответил: «Нет»). Затем аль-Хасан сказал: «Я вижу, что он лишил тебя каких-то мирских благ, а потом ты стал сражаться с ним за это».

То есть, ты сражался с ним, чтобы обладать властью и правлением. Тем самым, хариджиты стремятся к мирским благам, по мнению аль-Хасана аль-Басри, а их порочность касается понимания».

Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, спросил одного хариджита: «Что такое Ислам»? Он ответил: «Два свидетельства, молитва, ураза, закят и упомянул еще что-то. На что Хасан сказал: «Поистине ты убиваешь тех, кто придерживается этой религии» См. аль-Мусаннаф 18050.

======================

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Любите, проявляя умеренность и ненавидьте, проявляя умеренность. Воистину, были люди, которые проявили чрезмерность в любви и погибли. Как и были те, кто проявил чрезмерность в ненависти и погибли. Так не проявляй же крайности в любви и крайности в ненависти!» ‘Абдур-Раззакъ (10/233), Ахмад в «аз-Зухд» (1531).

  • Имам Ибн Джарир ат-Табари, упомянув эти сообщения и перечисляя пользы, извлекаемые из них, сказал: «Разъяснение того, что для каждого мусульманина является обязательным проявлять умеренность во всех своих делах, оставляя крайность и категоричность.
    И указание на то, что любовь ради Аллаха – из числа наилучших дел мусульман, которое повелевал Посланник Аллаха ﷺ.
  • А что касается слов аль-Хасана аль-Басри, то поистине, речь обстоит так, как он сказал, да помилует его Аллах. Ведь христиане впали в такую крайность в своей любви по отношению к ‘Исе – сыну Марьям, что сказали: «Он сын Бога». Свят Аллах и непричастен Он к тому, что они говорят!
  • Также и шииты-рафидиты проявили крайность в своей любви к ‘Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, что даже некоторые из них сказали: «Он наш Бог», а некоторые из них сказали: «Он посланный пророк».
    Что же касается иудеев, что они проявили крайность в своей ненависти к ‘Исе – сыну Марьям до такой степени, что обвинили его мать в прелюбодеянии.
  • А отошедшие от истины хариджиты так возненавидели ‘Али ибн Аби Талиба, что начали обвинять его в неверии». См. «Тахзиб аль-асар» (4/286-288).

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Пост одного дня из десяти дней (Зуль-Хидджа) приравнивается к двухмесячному посту». ‘Абду-р-Раззакъ 8126, ат-Табарани в «Фадлю ‘ашри Зиль-Хидджа» 25. Иснад хороший.

аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Можно сказать, что каждый день, в котором раб Аллаха не ослушался Аллаха, это для него аль-‘Ид. И каждый день, который раб Аллах провёл в повиновении Аллаху, в поминании Его и благодарности Ему, это для него аль-‘Ид». См. «Лятаиф аль-ма’ариф» 612.

Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Было сказано: “Смерть учёного — это брешь в Исламе, и ничто не закроет её, пока день сменяет ночь”». ад-Дарими 333. Иснад достоверный. См. «Тахридж ас-Сунан ад-Дарими» 1/351.

Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: “Он лучше меня”». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 291.

Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорил: «Берите в друзья много верующих, поистине, они — заступничество в Судный день».

Оставление молитвы по лени, мнение аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах

Что касается мнения аль-Хасана аль-Басри, то лишь некоторые учёные приписывали ему то, что он считал оставление молитвы по лени большим неверием. А в подтверждение мнения аль-Хасана некоторые современники опираются на следующие асары от него:

Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Дошло до меня, что сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили: «Между рабом и между тем, чтобы он впал в многобожие или в неверие – оставление молитвы без причины»”. аль-Халляль в “ас-Сунна” (1372), Ибн Батта в “аль-Ибана” (877), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (1333).

Также аль-Хасан аль-Басри говорил: “Если человек оставил одну молитву сознательно, то он уже не возмещает её”. Ибн Наср в “Та’зым ас-саля” (1078), Ибн Хазм в “аль-Мухалля” (2/235).

Что касается первого сообщения, то оно из числа балягъатов, т.е. того, что передано без иснада, так как аль-Хасан аль-Басри не упомянул имени того, кто именно сообщил ему о том, что сподвижники так говорили. Поэтому исследователь книги «ас-Сунна» (4/142) аль-Халляля и исследователь книги «Шарх усуль аль-и’тикъад» (1333) аль-Лялякаи, назвали этот асар слабым. Но даже если бы это сообщение было достоверным, в нём не конкретизируется, о каком именно неверии идёт речь, о большом или малом. Ведь даже если сподвижники действительно так говорили, то в этом нет ничего удивительного, поскольку этот асар звучит точно так же, как и известные пророческие хадисы по данной теме, в которых сказано: «Между рабом и неверием – оставление молитвы, и кто оставил её – впал в неверие», относительно значения которых учёные разногласили ещё со времён саляфов.

А что касается второго сообщения, то даже если оно является достоверным, то и в нём нет указания на то, что аль-Хасан аль-Басри считал, что пропущенная молитва не возмещается именно по той причине, что человек за это стал неверным!
Так, имам Ибн Наср аль-Маруази, приведя этот асар от аль-Хасана, сказал: “Эти слова аль-Хасана могут подразумевать два значения. Одно из них состоит в том, что он обвинял в неверии того, кто оставил одну молитву сознательно, пока не вышло её время. По этой причине он и считал, что он не возмещает её, ибо неверному не велят восполнить то, что он оставил из числа обязанностей во время своего неверия.
Второе значение в том, что он не обвинял в неверии того, кто оставил молитву, однако считал, что Всевышний Аллах вменил в обязанность совершать молитву в строго определённое время. И если человек оставил молитву так, что её время полностью прошло, то он совершил грех за оставление фарда в установленное для него время. Если же он совершит эту обязанность после установленного для неё времени, то тем самым он совершит то, что ему не было велено совершать. И такое мнение не является чем-то порицаемым при рассмотрении, если бы только учёные не были единогласны в противоположном мнении”. См. “Та’зыму къадри ас-саля” (2/1000).

Как мы видим, упомянутые асары от аль-Хасана аль-Басри недостаточны, чтобы однозначно утверждать о том, что его мнение состояло в том, что он обвинял в неверии за оставление молитвы по лени!

Кстати, что касается слов имама Ибн Насра, что мнение аль-Хасана аль-Басри по поводу того, что пропущенная сознательно и без причины обязательная молитва не возмещается, является хорошим, но все учёные единогласны в том, что молитву в любом случае необходимо возмещать, то это не совсем так. Да, таково мнение большинства имамов, которые говорили, что раз Шариат повелевает совершить молитву, пропущенную по веской причине, как сон, забывчивость, война и т.п., то молитву, оставленную без причины необходимо возмещать тем более. И не только имам Ибн Наср передавал на этот счёт наличие единогласного мнения, но и другие имамы. А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр очень сурово порицал захиритов, в частности Ибн Хазма, за противоречие этому мнению, ибо это мнение было среди них распространённым. Но справедливости ради следует отметить, что не только аль-Хасан аль-Басри и захириты придерживались такого мнения, но и другие имамы из числа саляфов и ранних поколений. Так, имам аль-Хумайди сказал: “Если человек оставил молитву сознательно, то её возмещение не имеет значения”. См. “аль-Муснад” (2/547).
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти слова аль-Хумайди сказал: “И подобное также говорили аль-Джузджани, аль-Барбахари и Ибн Батта”. После чего сказал: “И неизвестно ни от кого из числа сподвижников, чтобы они обязывали возмещать молитву тому, кто сознательно её пропустил. Более того, я не нашёл прямых и ясных слов на этот счёт также ни от кого из числа таби’инов, кроме слов ан-Наха’и”. См. “Фатхуль-Бари” (3/200).

А Аллаху известно лучше!

 

Подробно этот вопрос разобран в этом материале:

Великие имамы–саляфы первых трёх поколений,
не считавшие большим неверием оставление молитвы по лени,

и опровержение лжи современных хаддадитов