Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
مجاهد بن جبر
Абу-ль-Хаджжадж Муджахид ибн Джабр аль-Макки — известный табиин, имам в области тафсира и чтения Корана. Он родился в 21 году по мусульманскому летоисчислению во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. См. «Тахзиб аль-Камаль» аль-Миззи, 27/234.
Муджахид много путешествовал в поисках знаний, обучался у многих сподвижников, таких как Абу Хурайра, ‘Аиша, Са‘д ибн Абу Ваккас и других, но больше всего приобретал знание от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, у которого обучился чтению и толкованию Корана, а также исламскому праву. Со слов Муджахида сообщается, что он трижды прочёл Коран Ибн ‘Аббасу, останавливаясь после каждого аята и расспрашивая о причинах его ниспослания.
У него обучались Корану такие выдающиеся чтецы, как Ибн Касир ад-Дарий, Абу ‘Амр ибн аль-‘Аля и Ибн Мухайсын.
Суфьян ас-Саури сказал: «Обучайтесь толкованию Корана у четырёх (учёных): Муджахида, Са‘ида ибн Джубайра, ‘Икримы и ад-Даххака». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 4/449-457 с сокращением.
Хусейф сказал: «Самым знающим о толковании Корана был Муджахид, а об обрядах хаджа — ‘Ата». См. «Табакат аль-Хуффаз» ас-Суюти 1/42.
Муджахид ибн Джабр умер в состоянии земного поклона в 104 году по мусульманскому летоисчислению в Мекке, ему было 83 года. См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д 6/20.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, писал в «Основы в тафсире»: «Муджахид — его звали Муджахид ибн Джабр аль-Макки. Он был вольноотпущенником (мауля) ас-Саиба ибн Аби-с-Саиба аль-Махзуми. Родился в 21-ом году по хиджре и брал тафсир /толкование/ Корана у ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Сообщается, что ибн Исхакъ передал от Муджахида, который сказал: «Я читал Коран ибн ‘Аббасу три раза от начала до конца, останавливаясь после каждого аята и спрашивая об его смысле».
А Суфйан ас-Саури говорил: «Если к тебе пришел тафсир (толкование) от Муджахида, то этого достаточно!» На его тафсир также опирался имам аш-Шафи‘и и имам аль-Бухари, который часто ссылается на него в своем достоверном сборнике.
Имам аз-Захаби сказал в конце его биографии: «Единогласна община в том, что Муджахид был имамом и доводом (в тафсире). Он скончался в Мекке, находясь в земном поклоне, в 104-ом году в возрасте 83 лет»». См. «Усуль ат-тафсир»
Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, касательно аята: «И Аллах выведет тебя на хвалимое место» (аль-Исра:79), сказал:
أخبرنا محمد بن عبد الملك الدقيقي قال: ثنا عثمان عبد الله بن محمد بن أبي شيبة قال: ثنا ابن فضيل عن ليث عن مجاهد: {عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا} [ الإسراء: 79 ] قال: يجلسه معه على العرش
«Аллах посадит его рядом с Собой на Трон». См. السنة لأبي بكر بن الخلال ٢٤٢ [ ٢١٣/١ ]
- Спросили имама Ахмада ибн Ханбаля о хадисе Муджахида, и он ответил: «Приняли его все ученые!». См. العرش للذهبي ١٩٢ [ ٢٢٠/٢-٢٢١ ]
- Имам Абу Дауд ас-Сиджистани говорил: «Кто отверг хадис Муджахида, тот у нас обвиненный! Люди не переставали явно рассказывать его, желая этим разъярить джахмитов, и это потому, что джахмиты отрицают, что над Троном есть кто-то». См. السنة لأبي بكر بن الخلال ٢٤٤ [ ٢١٤/١ ]
- Имам Мухаммад ибн Ахмад ибн Василь сказал: «Кто отверг хадис Муджахида тот джахмит». См. السنة لأبي بكر بن الخلال ٢٤٣ [ ٢١٤/١ ]
- Имам Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль об асаре Муджахида: «Я порицаю того, кто отверг этот хадис, и он у меня плохой человек, обвиненный в отношении к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! Я слышал этот хадис от большой группы ученых, и не видел никого из мухаддисов чтобы он порицал его. И у нас было известным тогда, когда мы услышали его от наших шейхов, что отвергают его лишь джахмиты». См. العرش للذهبي ٢٣٥ [ ٢٦٥/٢ ]
- Имам Яхъя ибн Аби Талиб, ученик таких имамов как Язид ибн Харун, Абу Дауд ат-Таялиси, и шейх таких имамов, как Ибн Аби Дунья, Абу Бакр ан-Наджад, и других, сказал: «Я не знаю никого, кто отверг бы хадис Муджахида о том, что Аллах посадит Мухаммада на Трон! Передало его множество, от Фудейля, от Лейса, от Муджахида, и удостоверели его достоверные мухаддисы, и рассказывали его перед огромными толпами, и не отталкивали его, однако встретили его с принятием и радостью ему! И я с тех пор как я стал разумным более семидесяти лет назад, клянусь Аллахом, не знаю никого, кто бы отверг его, и никто не отвергает его, кроме всякого мерзкого нововведенца джахмита, который призывает к противоречию тому, на чем были наши шейхи и имамы. Да приблизит Аллах его гибель, и отдалит его от нас, истинно он бедствие!». См. السنة لأبي بكر بن الخلال ٢٦٧ [ ٢٣٢/١ ]
- Имам Исхакъ ибн Рахауейхи сказал Аби Али аль-Кухустани:«Кто отверг этот хадис тот джахмит». См. السنة لأبي بكر بن الخلال ٢٥١ [ ٢١٧/١ ]
- Важно помнить! Шейх аль-Ислам ибн Таймия сказал: «И невозможно чтобы представители поздних поколений (халяф), были более знающими, чем ранние имамы (саляф), как об этом заявляют некоторые глупцы не отдающие должной значимости предшественникам общины предпочитая мнения поздних поколений над ранними». См. مجموع الفتاوى [ ٨/٥ ]
Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, сказал:
«Опускание взора от того, на что Аллах запретил смотреть , влечет за собой любовь Аллаха». См. مجموع الفتاوى [ ٣٩٤/١٥ ]
Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, сказал:
«Факъихом (понимающим религию) является лишь тот, кто боится Аллаха». См. «Ибталь аль-хияль» 14
Всевышний Аллах сказал: «А если мы дадим ему вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, говорит: «Это – мое, и я не думаю, что наступит Час…» (Сура «Фуссылят», 50).
Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: «Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это». См. Права Аллаха на Его рабов
Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, сказал:
«Нет проблем в том, чтобы написать Коран, помыть водой и поить ею больного». См. «Шарху-Ссунна» 12/166.
- Шейх Ибн аль-Кайим писал: «Передается от группы из числа саляфов, что они писали аяты Корана и потом пили это. Муджахид говорил: “Нет проблем в том, чтобы написать Коран…”. И подобное передается от Абу Килябы, а также от Ибн Аббаса…». См. «Задуль-ма’ад» 4/170.
- Имам аль-Багауи сказал: «Айюб (ас-Сихтияни) говорил:
«Я видел, как Абу Киляба писал что-то из Корана, затем смывал это водой и поил ею человека, болевшего помешательством».- Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Если написать что-либо из Корана или зикра в посуде или на доске, а затем смыть водой или чем-либо иным и пить это, то нет в этом проблем. И на это указывали имам Ахмад и др.». См. «Маджму’уль-фатауа» 12/599.
- Имам ас-Субки говорил: «Я видел многих шейхов, которые писали аяты для больных, и поили их этим, желая для них выздоровления». См. «Табакъат аш-шафи’ия» 5/159.
- Имам аз-Захаби говорил: «От имама Ахмада передается, что если написать что-либо из Корана, а потом смыть это водой и выпить, то нет в этом проблем, и что также нет проблем написать в посуде аяты, смыть и поить этим больного». См. «ат-Тыб ан-набауи» 279.
Муджахид, ад-Даххак и другие толкователи (муфассиры) из числа предшественников относительно аята «[Верующие — это те], которые не присутствуют при лжи» (Сура «Различение«,72), сказали, что «не присутствуют при лжи» означает «не участвуют в их празднествах, празднествах неверующих и заблудших». См. Подробнее
‘Атыйя и Муджахид, да помилует их Аллах, рассказывали: «Как-то один человек пришёл к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) спросить его касательно какого-то вопроса о наследстве, и Ибн ‘Умар ему ответил: «Я не знаю». Тогда некоторые люди, которые находились возле него, сказали ему: «Почему ты не ответил этому человеку?». На что Ибн ‘Умар сказал: «Ибн ‘Умара спросили о том, чего он не знает, и он сказал: “Я не знаю”».
См. аль-Аджурри в «Ахлякъ аль-‘уляма» (98), Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’у баян аль-‘ильм» (1566). Иснад достоверный. См. «Сильсиля аль-асар ас-сахиха» (692).
- Это о том, как праведные предшественники не стеснялись говорить: «Я не знаю», и как они боялись высказывать своё мнение о религиозных положениях.
- ‘Абдуль-‘Азиз ибн Руфай’ рассказывал: «Как-то спросили ‘Ата ибн Аби Рабаха о чём-то и он ответил: “Я не знаю”. Тогда ему сказали: “Почему бы тебе не ответить на это, опираясь на своё мнение?”. На что ‘Ата ответил: “Поистине, я стесняюсь Всевышнего Аллаха, чтобы на земле люди исповедовали религию, опираясь на моё мнение!”». См. ад-Дарими (108), аль-Харауи в «Замм аль-калям» (364). Иснад достоверный. См. «Сильсиля аль-асар ас-сахиха» (695), «Тахридж Муснад ад-Дарими» (1/235).
- Аль-А’маш сказал: «Я никогда не слышал, чтобы Ибрахим (ан-Наха’и) говорил о чём-то, опираясь на своё мнение». См. ад-Дарими (106), Абу Хайсама в «аль-‘Ильм» (38). Иснад достоверный. См. «Тахридж Муснад ад-Дарими» (1/234).
Муджахид, да помилует его Аллах, сказал: «Знания не приобретут ни стеснительный, ни высокомерный».
Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!» (89:2) Под десятью ночами подразумевается десять дней Зуль-Хиджа.
Как передано достоверно от Ибн Аббаса, Ибн аз-Зубейра, Муджахида, и других праведных предшественников и их последователей». См. «Тафсир Ибн Касир» (8/390).
Муджахид, да помилует его Аллах, сказал: «Имя Аллаха, посредством которого если обратиться к Нему, будет дан ответ — это: “О Обладающий величием и почётом!” /Йа Заль-Джаляли уаль-Икрам/». См. «Тафсир ат-Табари» (19/466).
Муджахид, да помилует его Аллах, о словах Аллаха: «Она благополучна» (97:5) сказал: Т.е. безопасная, шайтан не может сделать в эту ночь что-либо плохое или причинить какое-либо беспокойство».См. Тафсир Ибн Аби Хатим» 19429