Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
عبد الله بن عباس
’Абдуллах ибн ’Аббас ибн ’Абдуль-Мутталиб аль-Хашими аль-Кураши, да будет доволен им Аллах. Сын дяди Пророка ﷺ, ученый этой общины и толкователь Корана. Однажды Пророк ﷺ обнял его и сказал: «О Аллах, научи его мудрости!» или же сказал: «Научи его Книге!». Однажды Ибн ’Аббас принес воду Пророку ﷺ, чтобы тот совершил омовение и, увидев это, Пророк ﷺ произнес: «О Аллах, сделай его разбирающимся в религии!» и поэтому он застал много знаний и был из тех, кто стремился к знаниям. Когда умер Пророк ﷺ он уже почти достиг совершеннолетия. Ибн ’Аббас умер в Таифе в 68 году хиджры, да будет доволен им Аллах. См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.
Из-за своих обширных и глубоких знаний Абдуллах получил прозвище «Хабр аль-умма» (учёный всей общины). Он передал 1660 хадисов Пророка ﷺ. От него передавали хадисы Абу аш-Ша’саъ, Абуль-‘Алийа, Са’ид ибн Джубайр, Ибн аль-Мусаййиб, ‘Ата ибн Ясар и др. Муса ибн ‘Убайда сказал: «‘Умар советовался с Ибн ‘Аббасом и говорил: “Достающий жемчуга”». ‘Икрима сказал: «Когда Ибн ‘Аббас проходил по дороге, женщины говорили: “Прошёл мимо мускус или Ибн ‘Аббас!”» Масрук сказал: «Когда я видел Ибн ‘Аббаса, я говорил: „Он самый красивый из людей!“ Когда он разговаривал, я говорил: „Самый красноречивый среди людей!“ Когда он рассказывал, я говорил: „Он самый знающий из людей, а его достоинства были многочисленны!“» Абу Ну’айм сказал: «Он умер в 68 году хиджры». Ибн Букайр сказал: «(Он умер) в Таифе, а похоронную молитву над ним совершил Мухаммад ибн аль-Ханафиййа». См. Мухаммад ибн ‘Али аль-Атьюби, «Шарх Сунан ан-Насаи» 1/498-500.
Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха ﷺ обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его Книге!” [то есть Корану]» Этот хадис передали Ахмад 1/359, аль-Бухари 75, Муслим 2477, ат-Тирмизи 3824, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8179, Ибн Маджах 166, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 10588.
В другой версии этого хадиса сказано: «О Аллах, научи его мудрости /хикма/». Под «мудростью» здесь имеется ввиду Сунна Пророка ﷺ. Об этом сказал аль-Хасан аль-Басри. См. «Тафсир Ибн Касир» 1/444.
В следующей версии сказано: «Однажды Пророк ﷺ отправился справить нужду, а я поставил для него воду для омовения. Вернувшись он спросил: “Кто поставил (здесь) это?” Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: “О Аллах, наставь его в религии!”». Эти версии принадлежат аль-Бухари.
В версии Муслима сказано: «О Аллах, наставь его!» Муслим 2477.
В версиях ат-Тирмизи сказано: «(Однажды) Посланник Аллаха ﷺ обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его мудрости!”» ат-Тирмизи 3824.
В другой версии сказано: «Посланник Аллаха ﷺ дважды молился за меня, чтобы (Аллах) даровал мне мудрость» ат-Тирмизи 3823.
В другой версии сказано, что: «Он дважды видел Джибриля, мир ему, и Пророк ﷺ дважды молился за него». ат-Тирмизи 3822. Шейх аль-Албани назвал иснад этого хадиса слабым.
В версии переданной имамом Ахмадом со слов Ибн ‘Аббаса сказано, что однажды Посланник Аллаха ﷺ положил свою руку ему на плечо и сказал: «О Аллах, дай ему понимание в религии, и научи его толкованию!». Ахмад 1/266.
В версии Ибн Маджи сказано: «О Аллах, научи его мудрости и толкованию Книги!» Ибн Маджах 166. См. «Джами’ аль-усуль» Ибн аль-Асира 9/63.
’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Какой же прекрасный толкователь Корана Ибн Аббас! Не найдёшь ты никого подобного ему в науках и знаниях!» См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 7/519 и аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 3/537.
Относительно этого шейх Ибн ’Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «При этом нужно учесть, что Ибн ’Аббас был намного моложе Ибн Мас’уда и прожил после его смерти ещё 36 лет. Как ты думаешь, сколько ещё Ибн ’Аббас приобрёл знаний после этого?» См. «Усуль фи-т-тафсир» шейха Ибн ’Усаймина, стр. 36.
Тавус сказал: «Я встречался с 50 или 70 взрослыми сподвижниками посланника Аллаха ﷺ. Никто из них не противоречил Ибн ’Аббасу. Когда они видели Ибн ’Аббаса, то говорили: «Это так как ты сказал. Ты правильно сказал»
Хадис достоверный как сказали ибн Хаджар аль-Аскалани и Бусири. Хейсами привел его со ссылкой на Табарани, и указал, что рассказчики в цепочке передатчиков /сахих/
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Ибн ‘Аббас – переводчик Корана, толкователь Корана! Его толкование (тафсир) – довод! Толкование Ибн ‘Аббаса – довод, ибо посланник Аллаха ﷺ обратился за него (к Аллаху) словами: “О Аллах! Сделай его понимающим религию и научи его толкованию (Корана)”». Сл. alfawzan.af.org.sa.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда я сидел верхом позади посланника Аллаха ﷺ он сказал: „О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли“». Этот хадис передали Ахмад 1/293, аль-Хаким 3/541-542 и ат-Тирмизи 2516, который сказал: «Хороший и достоверный хадис». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7957.
Его ﷺ слова:
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Шейх, (ан-Навави) да помилует его Аллах, отнёс этот хадис к другим, помимо ат-Тирмизи. Версию, которую привёл шейх (ан-Навави) передал ‘Абд ибн Хумайд в своём „Муснаде“ (636) со слабым иснадом от ‘Атаъ, передавшего от Ибн ‘Аббаса. Также к ‘Абду ибн Хумайду отнёс его Ибн ас-Салях в „аль-Ахадис аль-Куллиййа“, которая является основой книги „аль-Арба’ина“ шейха (ан-Навави). Этот хадис передаётся от Ибн ‘Аббаса многочисленными путями в версиях его сына ‘Али, его вольноотпущенника ‘Икримы, ‘Аты ибн Абу Рабаха, ‘Амра ибн Динара, ‘Убайдуллы ибн ‘Абдуллах, ‘Умара — вольноотпущенника Гъуфры, Ибн Абу Мулейки и других. Но самым досоверным из этих путей является тот, которым его передал Ханаш ас-Сан’ани, который приводит ат-Тирмизи. Об этом сказали Ибн Мандах и другие». См. «Джами’иль-‘улюми валь-хикам» стр 460-461.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что (однажды), когда один мужчина сказал Пророку ﷺ: «Как пожелал Аллах и ты», Пророк ﷺ сказал ему: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): „Как пожелал один лишь Аллах!“» Этот хадис передали Ахмад 1/214, аль-Бухари 22/86 и Ибн Маджах 2117. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 495, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 139. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис, в силу существования других».
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Весть не сравнится с увиденным“». Этот хадис передали Ахмад 1/215, ат-Табарани в «аль-Аусат», Хатыб аль-Багъдади. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5373. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис, передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим». 1/215.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда наступило утро (после) сбора (в Муздалифе), Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: „Ну-ка, собери мне (камешки)!“ Тогда я собрал ему мелкие камешки, и когда я положил их в его руку, он сказал: „Да, подобные этим. И вам следует остерегаться проявлять излишества в религии, ибо, поистине, те, которые были до вас, погибли из-за излишеств в религии“». Этот хадис передали Ахмад 1/215, 347, ан-Насаи 5/268, Ибн Маджах 3029, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтакъа» 473, аль-Хаким 1/466. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Навави, аз-Захаби, Ибн Таймиййа, Ахмад Шакир. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ан-Насаи» 3057, «Сахих Ибн Маджах» 2473, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/177, «Хаджату-н-набийй» 81.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал: «Дурной глаз — это истина, и если бы что-нибудь могло опередить предопределение, то это был бы сглаз, а поэтому, если вас попросят совершить полное омовение, совершайте его». Этот хадис передали Муслим 2188, ат-Тирмизи 2062, Ибн Хиббан 6107, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 4/19. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4147, 5287.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „О торговцы! Неужели каждый из вас не может, вернувшись со своего рынка, прочитать десять аятов (из Корана), за каждый аят (из которых) ему будет записано благое дело?!“» аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 2003.
Хафиз аль-Хайсами сказал: «Его передал ат-Табарани, и его передатчики те, от которых приводятся хадисы в „Сахихе“, кроме ар-Раби’а ибн Са’ляба и Абу Исмаи’ля аль-Муаддиба, и оба они являются надёжными». См. «Маджма’у-з-заваид» 10/89.
Аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (2/349) сказал: «Его передал Ибн аль-Мубарак в „ар-Рикъакъ“ от Фитра со своим иснадом останавливающимся на Ибн ‘Аббасе, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал: „Что мешает одному из вас, когда он возвращается к своей семье со своего рынка или какого-либо своего дела, почитать Коран, за каждую букву из которого ему будет вознаграждение (как за совершение) десяти благих дел?!“ Этот является достоверным».
Передают со слов ‘Икримы, что Ибн ‘Аббас сказал: «Во время болезни, от которой он умер, Посланник Аллаха ﷺ вышел, повязав голову куском ткани, сел на минбар, восхвалил и восславил Аллаха, и сказал: „Среди людей нет никого, кто был бы щедрее для меня своей жизнью и своим имуществом, чем Абу Бакр ибн Абу Кухафа. И если бы мне нужно было выбрать среди людей самого близкого друга, я бы выбрал Абу Бакра, однако дружба ислама лучше! Закройте все двери, ведущие в мечеть, кроме дверцы Абу Бакра!“». Этот хадис передал аль-Бухари 467.
Са’ид ибн Джубайр сказал: «Как-то Ибн ‘Аббас спросил меня: „Ты женился?“ — на что я ответил: „Нет“. Тогда он сказал: „Так женись! Воистину, наилучший в этой общине тот, у кого большее количество жён“». аль-Бухари 5069.
Са’ид ибн Джубайр был учеником Ибн ‘Аббаса, и когда он сказал ему эти слова, он был молодым юношей, на что указывает другая версия этого сообщения, в которой говорится, что Са’ид ибн Джубайр сказал: «Он сказал мне эти слова прежде, чем на моём лице появилась борода». Ибн Муни’ в «аль-Муснад». См. «Фатхуль-Бари» 11/331.
Имамы разошлись в понимании этих слов Ибн ‘Аббаса. Некоторые считали, что в этих словах речь шла о Пророке ﷺ, у которого было самое большое количество жён из общины мусульман. Другие же считали, что в этих словах речь о том, у кого больше жён из мусульман помимо Пророка ﷺ, ибо такой лучше, чем те, у кого меньшее количество жён. См. «Шарх Ибн Батталь» 7/164, «Фатх аль-Бари» 9/92.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Имел ли Ибн ‘Аббас в виду кого-то конкретного, а точнее Посланника ﷺ, у которого было больше всех жён из общины? Словно он говорит: „Лучший из этой общины — Посланник Аллаха ﷺ, у которого было множество жён, так подражай ему“. Или же Ибн ‘Аббас имеет в виду: „Лучший из этой общины помимо Посланника ﷺ тот, у кого больше жён“. Т.е. у кого четыре жены тот лучше, чем у кого их три. У кого три жены тот лучше, чем у кого их две. У кого две жены тот лучше, чем у кого одна; а у кого одна жена тот лучше, чем у кого вообще нет жены. Итак, перед нами два варианта понимания этих слов. Но очевидным видится второе понимание, ибо оно ближе к истине, поскольку Ибн ‘Аббас велит жениться Са’иду ибн Джубайру, говоря: „Воистину, наилучший в этой общине тот, у кого большее количество жён“». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 6/144.
И он говорил им: «Женитесь, ибо, поистине, совершив прелюбодеяние, человек лишается света веры». См. «Тарих Димашкъ» 50/123, «Заммуль-хава» 193.
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал своим рабам: «Мы женим того из вас, кто захочет жениться, а если кто-то из вас совершит прелюбодеяние, то вера покинет его, и если Аллах пожелает вернуть ее, Он вернёт ее, а если пожелает, Он не даст ей вернуться». Это сообщение достоверное. Его передали аль-Халляль «ас-Сунна» 1260; аль-Аджурри «аш-Шари‘а» 228; Ибн Батта «аль-Ибана» 966; Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 17935, 30989; Абд ар-Раззак «аль-Мусаннаф» 13687; Абдуллах ибн Ахмад «ас-Сунна» 798; Мухаммад ибн Наср «Та‘зым кадр ас-салят» 556; аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» 4983.
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Стыдливость и вера находятся вместе, и если одна из них покинет раба Аллаха, то за ней последует и другая». Это сообщение достоверное. Его передали аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» 7329; Мухаммад ибн Наср «Та‘зым кадр ас-салят» 885. аль-Бухари «аль-Адаб аль-муфрад» 1313; Абу Ну‘айм «аль-Хилия» 4/297; аль-Хаким «аль-Мустадрак» 1/22; и назвал его достоверным соответствующий условиям аль-Бухари и Муслим, и с ним согласился аль-хафиз аз-Захаби, также аль-Альбани.
Микъсам передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Что мешает кому-либо из вас, когда он возвращается со своего рынка или (освободившись) от своих дел, лечь на свою постель и прочитать (хотя бы) три аята из Корана?!» Это сообщение передал ад-Дарими 3336. Иснад достоверный.
Ибн ’Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать». ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.
Передают со слов Са‘ида ибн Джубейра, когда какой-то человек спросил Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах: «Тяжких грехов семь?», он ответил: «Их скорее семь сотен, однако тяжкие грехи прощаются, когда человек молит о прощении, и малые прегрешения (становятся большими), если человек совершает их вновь и вновь». Это сообщение хорошее. Его передали Ибн Джарир ат-Табари в «Тафсир аль-баян» 6/651; аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» 6882.
Передают со слов ‘Ата‘а ибн Ясара: «К Ибн ‘Аббасу, да будет доволен им Аллах, пришёл какой-то человек и сказал: «Я сделал предложение женщине, а она отказалась выйти за меня, к ней посватался другой, и она согласилась выйти за него, тогда меня охватила ревность, и я убил её. Так есть ли для меня покаяние?» Ибн ‘Аббас спросил: «Твоя мать жива?» И тот ответил: «Нет». И тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Покайся пред Великим Аллахом, и приближайся к нему (с помощью благих дел)». И мужчина ушёл». ‘Ата сказал: «Я спросил Ибн ‘Аббаса о жизни своей матери, и он сказал: «Я не знаю деяния, которое приближало бы к Аллаху лучше, чем благодеяние к матери». Это сообщение достоверное. Его передал аль-Бухари «аль-Адаб аль-муфрад» 4.
Са’ид ибн Джубайр рассказывал: «Как-то один человек пришёл к Ибн ‘Аббасу и сказал: «Я встретил вещи в Коране, которые для меня запутаны». Ибн ‘Аббас сказал: «Что это? Разве может быть в Коране сомнения?» Тот ответил: «Это не сомнение, однако, для меня запутано». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Предоставь то, что тебе не ясно». Тот человек сказал: «В Коране говорится: „Скажи: „Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: „Придите по доброй воле или против воли““ (Фуссылят 41: 9-11). В этом аяте говорится о том, что земля была сотворена до небес, но в другом аяте сказано: „Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью тёмным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростёр землю, вывел из неё воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту“ (ан-Нази’ат 79: 27-33). И тут сотворение небес упоминается до сотворения земли“. На это Ибн ‘Аббас ответил: „Воистину, Аллах создал землю за два дня, затем создал небо, после чего вознёсся на небо и сделал его семью небесами за два других дня. После чего Он распростёр землю, что заключалось в возведении гор, выведении рек, морей и растений, что было сотворено за два дня“. Ответив тому человеку на его сомнения, Ибн ‘Аббас сказал: „Поистине, Аллах не посылал откровения, чтобы оно не соответствовало тому, что Он пожелал, однако большинство людей не ведает“». ‘Абду-р-Раззакъ 1/160, аль-Хаким 2/306, аль-Байхакъи 809.
Сообщается, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба сказал: «Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: «Знаешь ли ты — Харун (в своей версии) сказал: Известна ли тебе — последняя сура Корана, которая была ниспослана полностью?» Я сказал: «Да, „Когда придёт помощь Аллаха и настанет победа…“ (Сура 110, ан-Наср)». (Ибн ‘Аббас) сказал: «Ты сказал правду». В версии Ибн Абу Шейбы сказано: «Знаешь ли ты какая сура…», и он не сказал: «… последняя». Этот хадис передал Муслим 3024.
аль-Бухари привел хадис со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен им Аллах: «’Умар часто приглашал меня к себе вместе со старейшинами, принимавшими участие в битве при Бадре, а когда одного из них это рассердило, он спросил: » Почему этот входит с нами, когда у нас есть сыновья, равные ему по возрасту?» ’Умар сказал: «Воистину, он один из тех, кого вы учили!» Однажды он призвал их к себе, пригласив вместе с ними и меня, и я думаю, что в тот день он сделал это только для того, чтобы доказать им нечто. Он сказал: «Что вы можете сказать о словах Аллаха Всемогущего и Великого: «Когда придут помощь Аллаха и победа». Некоторые из них ответили: «Он повелел нам восхвалять Аллаха и просить у Него прощения после того, как оказал нам помощь и даровал нам победу». Другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился ко мне: «И ты скажешь то же самое, о Ибн ’Аббас?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Что же ты скажешь?» Я ответил: «Когда придут помощь Аллаха и победа» — это указание на кончину посланника Аллаха ﷺ о которой Он известил его: «Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния». Тогда ’Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «И я могу сказать об этой суре лишь то, что говоришь ты!» См. «Сахих аль-Бухари» 3627, 4294.
Имам Ахмад также передает от Ибн ’Аббаса: «Когда было ниспослано: „Когда придут помощь Аллаха и победа“ Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Мне сообщили о моей скорой кончине“, и он действительно умер в тот год». Муджахид, ад-Даххак и другие ученые также сказали, что здесь говорится о кончине Пророка ﷺ. Ибн ’Аббас также сказал, что после ниспослания этой суры, Пророк ﷺ начал готовиться к загробной жизни усерднее, чем раньше. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пришло покорение Мекки, помощь Аллаха и Его победа, и пришли йеменцы». Один человек спросил его: «О, Посланник Аллаха, а кто такие йеменцы?» Он ответил: «Это народ с мягким сердцем и кротким характером». Бухари, Муслим.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал в отношении аята «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3): «Аллах известил Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и верующих о том, что Он довел для них до совершенства веру, и что они никогда не будут нуждаться в ее дополнении. Аллах завершил веру и не будет у нее недостатка, Он одобрил ее, и не будет когда-либо недовольным ею». См. «Тафсир ат-Табари» 9/518, «Тафсир Ибн Касир» 2/12.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Того, кто читал Коран, не постигнет старческий маразм. И об этом слова Всевышнего: „Мы сотворили человека в наилучшем облике. Но затем Мы вернем его в нижайшее из низких состояний, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния“ (ат-Тин 95: 4-6). Т.е. есть: кроме тех, которые читали Коран». аль-Хаким 2/528. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. «Сахих ат-таргъиб» 1435.
Ибн Аби Мулейка рассказывал: «Однажды ‘Уруа сказал Ибн ‘Аббасу: «До каких пор ты будешь вводить в заблуждение людей, о Ибн ‘Аббас?» Ибн ‘Аббас сказал: «Что это, о ‘Уруа?» Тот ответил: «Ты велишь нам делать ‘Умру в месяцы Хаджа, а Абу Бакр и ‘Умар запрещали это!» Ибн ‘Аббас сказал: «Воистину, посланник Аллаха ﷺ делал так!» На это ‘Уруа сказал: «Но они (Абу Бакр и ‘Умар) сильнее тебя следовали за посланником Аллаха ﷺ и лучше тебя знали о нем». Эту версию приводят Ахмад в «аль-Муснад» 1/252, аль-Хатыб в «аль-Факъих уаль-мутафаккъих» 380 и др. Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого асара в «Тахкыкъ аз-Зад».
Истина тут несомненна с Ибн ‘Аббасом, ибо у него есть довод от Пророка ﷺ, тогда как у ‘Уруи лишь слова Абу Бакра и ‘Умара. И тот факт, что вид Хаджа, известный как таматту’ можно совершать и даже лучше совершать — не оспорим, кто бы что не сказал! Когда посланник Аллаха ﷺ повелел совершить умру и выходить из состояния ихрама после тауафа и бега между холмами Саффа и Маруа, Суракъа ибн Малик спросил его: «О посланник Аллаха, это только в этот год или навсегда?» На что Пророк ﷺ ответил: «Нет, навсегда». аль-Бухари 3/484, Муслим 1216.
Абу ‘Имран аль-Джуни рассказывал, что когда он решил совершить Хадж, он пришел к Умм Саляме и спросил: «О мать правоверных, я не совершал еще никогда Хадж, так с чего же мне начать, с Хаджа или Умры?» Она сказала: «Хочешь, сделай умру до хаджа, а хочешь после». Тогда он пошел к Сафии и она сказала ему то же самое. После этого он вернулся к Умм Саляме и рассказал ей про слова Сафии, на что Умм Саляма сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: „О семейство Мухаммада! Тот из вас, кто совершает Хадж, пусть возгласит о совершении умры в хадже“» Ахмад 6/297, Ибн Хиббан 988, Абу Я’ля 4/1669. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность иснада.
Кстати, подобно словам Ибн ‘Аббаса говорил и Ибн ‘Умар, как раз по этой же теме и в подобном случае: Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Однажды я сидел вместе с Ибн ‘Умаром в мечети, когда к нему подошел некий человек из Шама и спросил его о совершении ‘умры до хаджа (хадж ат-таматту’). Ибн ‘Умар сказал: «Это хорошее и прекрасное дело». Тот человек спросил: «Даже если твой отец (‘Умар ибн аль-Хаттаб) запрещал это?» Ибн ‘Умар ответил: «Горе тебе! Что, если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел совершать другим посланник Аллаха ﷺ, ты подчинишься моему отцу или велению посланника Аллаха ﷺ?!» Человек ответил: «Велению посланника Аллаха ﷺ». Ахмад 2/95, Абу Я’ля 3/1317. Достоверность иснада подтвердили имам ан-Науауи и шейх Ахмад Шакир.
Поэтому нет в этих словах ‘Уруи никакого довода на оставление установленной Сунны от Пророка ﷺ! И о том, что передал Ибн ‘Аббас, передавали и многие другие сподвижники, включая членов его семьи.
Что же касается слов самого ‘Уруи, то имамы находили ему оправдание за это, хоть и не соглашались с ним. Например, имам аз-Захаби сказал, находя ему оправдание: «Не желал ‘Уруа отвергать постановления Пророка ﷺ, опираясь на Абу Бакра и ‘Умара, однако он пологал, что они не могли этого запрещать, кроме как имея основания для отмены этого». См. «ас-Сияр» 15/243. А имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил, приведя эту историю: «Абу Бакр и ‘Умар действительно были такими, как описал их ‘Уруа (т.е. больше знали о Сунне и сильнее всех следовали ей). Однако не позволительно никому делать за кем-то такълид и оставлять то, что достоверно передается от Пророка ﷺ!» См. «аль-Факъих уаль-мутафаккъих» 1/378.
Что касается распространенной версии этого асара в словах Ибн ‘Аббаса: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: «Сказал посланник Аллаха ﷺ…», вы же говорите: «А Абу Бакр и ‘Умар сказали…», то многие исследователи говорили, что не смогли найти прям таких слов в сообщениях на эту тему. Такую версию от Ибн ‘Аббаса передавали шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Фатауа», шейх Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» и шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб в «Китаб ат-таухид».
На самом деле близкое по смыслу от Ибн ‘Аббаса передается следующее: Однажды Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ совершал Хадж ат-таматту’», на эту ‘Уруа сказал: «Абу Бакр и ‘Умар запрещали таматту’». Ибн ‘Аббас сказал: «Что говорит ‘Уруа?!» Ему ответили: «Что Абу Бакр и ‘Умар запрещали таматту’». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Я считаю, что они погибнут! Я говорю: «Сказал пророк», а они говорят: «Запретили Абу Бакр и ‘Умар!» Ахмад 1/337, аль-Баззар 5052. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
В другом асаре сказано, что когда ‘Уруа сказал Ибн ‘Аббасу: «Ты считаешь это дозволенным, а Абу Бакр и ‘Умар запрещали это!», Ибн ‘Аббас сказал ему: «Горе тебе! У тебя есть асар (хадис), или что-то из Книги Аллаха, или из того, что установил посланник Аллаха ﷺ для своих сподвижников и своей уммы?!» ат-Табарани в «ас-Сагъир» 1718. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. «Маджма’у-ззауаид» 3/234.
Также в другой версии сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, я не вижу, чтобы вы прекратили, пока вас не накажет Аллах! Я вам рассказываю от посланника Аллаха ﷺ, а вы рассказывайте от Абу Бакра и Умара!» Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами‘уль-баяниль-‘ильм» 2/1209 и в «ат-Тамхид» 8/207. Иснад достоверный.
‘АбдуЛлах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Слова любого могут быть приняты или отвергнуты, кроме слов Пророка ﷺ!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 11/339. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хорошим.
Однажды Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, спросили: «Ты на религии ‘Али или на религии ‘Усмана?» Он ответил: «Я на религии посланника Аллаха ﷺ». Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 132-133; абу Ну‘ейм в «аль-Хильйа», 1/298-299; ибн Хазм в «аль-Ихкам», 4/328.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: „Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!“» (ан-Намль 27: 59). Ибн ‘Аббас сказал: «Избранные рабы — это сподвижники Мухаммада ﷺ». См. «Фатхуль-Къадир» 4/148.
Ибн ‘Аббас говорил: «Не ругай никого из сподвижников Мухаммада ﷺ, ибо поистине, Всевышний Аллах повелел испрашивать для них прощение, зная о том, что между ними произойдет сражение!» аль-Лялякаи в «Шарх усули и’тикъад ахлю-Сунна уаль-джама’а» 7/124. Это сообщение слабое. Его передали автор данной книги 2016; аль-Асбахани «аль-Худжа» 364; имам Ахмад «Фадаиль ас-Сахаба» 18, 1721; Ибн Хаджар «аль-Маталиб» 4163.
Передают, что Маймун ибн Махран сказал: «Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал мне: „О Маймун, не поноси предшественников, и ты войдешь в Рай с миром“». Это сообщение хорошее. Его передали Ибн аль-А‘раби «аль-Му‘джам» 2101; Ибн ’Асакир «Тарих Димашк» 61/439.
Передают со слов ’Абдуллаха ибн ‘Усмана ибн Хусайма, от Ибн Абу Мулайки, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, пришёл, попросил разрешения войти к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, она разрешила ему, и он сказал: «Тебя отделяет от встречи со своим любимым только то, что душа должна покинуть тело. Ты была любимой женой Пророка ﷺ, а он любил только хорошее. Твоё ожерелье упало в ночь (когда Посланник Аллаха ﷺ остановился в) Абва, и Аллах сделал это благом — был ниспослан аят о таяммуме, и Аллах ниспослал о тебе аяты из аятов Аллаха. И нет ни одной мечети мусульман, где бы ни читалось твоё оправдание ночью и днём». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Перестань восхвалять меня, о Ибн ‘Аббас, я бы хотела быть забытой!». Этот хадис достоверный, однако цепочка передатчиков автора хорошая. Его передали имам Ахмад «аль-Муснад» 3/389; 5/308; аль-Хаким «аль-Мустадрак» 6726; Абу ‘Усман ад-Дарими «ар-Рад аля аль-джахмийя» 38. Основная смысль хадиса у аль-Бухари 4753.
Сказал Ибн ’Аббас о словах Аллаха: «В тот день одни лица побелеют, а другие лица почернеют» (Сура «Али ’Имран», аят 106): «Что касается тех, чьи лица побелеют — то это ахлюс-Сунна уаль-джама’а и обладатели знания. Что же касается тех, чьи лица почернеют, то это нововведенцы и заблудшие». См. «Шарх усуль и’тикъади ахлюс-суннати уаль-джама’а», 74.
Ибн ’Аббас прочитал аят: «Они полагают, что они на чём-то, однако они и есть лжецы», и сказал: «Клянусь Аллахом, это кадариты, клянусь Аллахом, это кадариты!» См. «аль-Ибана аль-Кубра» Ибн Батты, 1540.
Сказал Ибн ’Аббас: «В Судный День прикажет Аллах направить кадаритов в Огонь, и они скажут: «О Господь наш! Почему нас ведут в Огонь, ведь клянемся Аллахом, мы не совершали ширка абсолютно, в то время как группа людей таухида делали грехи, мы считаем что их надо приказать направить в Огонь, а нас оставить, а приказали направить в Огонь нас, а они оставлены. Ведь клянемся Аллахом, мы абсолютно не совершали ширка!» И будет сказано им: «Вы совершили ширк, не зная этого…» Передал Ибн Батта, в «аль-Ибана аль-Кубра», 1541, также передали по разным путям аль-Мардавейхи в тафсире, Абу Исхак ас-Са’ляби в «аль-Кафш уаль Баян», 9/263, ас-Сирджани, в «Аль-Джуз», 5, также упомянул аль-Мальты, в «Ат-Танбих фи ар-Родд аля ахлиль ахуа уаль бид’а», 172, упомянул Ибн Араби в «Аридатуль ахуази», 1/147 с иснадом как ривая Ибн Мусаййиба.
Передал Ибн Аби Шейба от ’Абдуллаха Ибн ’Аббаса, да будет доволен им Аллах, что когда перед ним упомянули хариджитов и их усердность /иджтихад/, он сказал:
لَيْسُوا أَشَدَّ اِجْتِهَادًا مِنْ الرُّهْبَان
«Они не сильнее иджтихадом, чем монахи!» См. «Фатх аль-Бари», 19/386.
Передают со слов ‘Убайдллаха ибн Абу Язида, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах, когда в его присутствии упомянули хариджитов и то, что происходит с ними, когда они читают Коран, сказал: «Они не усерднее иудеев и христиан, но, тем не менее, они заблуждаются». Это сообщение достоверное. Его передали Абу аль-Фарадж «Тальбис иблис» стр. 226; Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 39056; Абд ар-Раззак «аль-Мусаннаф» 18666; аль-Аджурри «аш-Шари‘а» 46.
Ибн ’Аббас оставил после себя целое сокровище знаний, а также своих прекрасных учеников, среди которых ярко выделились:
Обладатели знания говорят, что это не означает, что у Ибн ’Аббаса больше не было других учеников. Просто перечисленные учёные-муфассиры особо отличились своими знаниями и они больше остальных передали тафсир тех или иных аятов от Ибн ’Аббаса, и были усерднее в этом деле. Среди перечисленных таби’инов ярче всех выделился Муджахид Ибн Джабр, которого величайшие учёные этой общины называют чудом в толковании Корана. Как же может быть иначе, ведь его учителем был сам Ибн Аббас. В отличие от остальных учеников Муджахид перенял от Ибн ’Аббаса весь тафсир полностью от а до я.
Приводит в своём «Тафсире» имам Ибн Кясир с достоверным иснадом: рассказал Мухаммад Ибн Исхак со слов Ибн Салиха, со слов Муджахида, что он сказал: «Я трижды читал Коран от начала до конца Ибн ’Аббасу, начиная с суры „аль-Фатиха“ и до конца Корана, останавливаясь на каждом аяте и спрашивая Ибн ’Аббаса о его толковании». Имам своего времени Суфьян ас-Саури говорил: «Если до тебя дойдёт тафсир Муджахида, то тебе этого достаточно, можешь больше ничего не искать». Но при чтении того или иного комментария Муджахида нужно проследить, чтобы это было передано от него достоверно.
Сказал шейхуль-Ислям Ибн Теймийя: «Муджахид учил Коран вместе с Ибн ’Аббасом, останавливался перед каждым аятом, спрашивал о нём и записывал все его комментарии. Вот почему Суфьян ас-Саури сказал: „Если до тебя дойдёт тафсир Муджахида, то тебе этого достаточно, можешь больше ничего не искать“. Это также причина того, что имам аш-Шафи’и и имам аль-Бухари ссылались на тафсир Муджахида. Таким же образом имам Ахмад и другие обладатели знания, которые комментировали Коран, цитировали слова Муджахида больше, чем слова других муфассиров. И сказал Ибн Джарир ат-Табари: рассказал нам Абу Курейб, который сказал: рассказал нам Ибн Гъаннан от Усмана аль-Макки, от Ибн Аби Муляйки, который сказал: „Я видел как Муджахид задаёт вопросы Ибн ’Аббасу относительно тафсира Корана, и в это время с Муджахидом были его дощечки (на которых он записывал знания). Ибн ’Аббас говорил ему: „Записывай, я буду разъяснять тебе““. Таким образом Муджахид спрашивал Ибн ’Аббаса до тех пор, пока не узнал от него полностью весь тафсир Корана». См. «Мукаддима фи усуль ат-тафсир» шейхуль-Исляма Ибн Таймийи.