Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

عبد الله بن مسعود‎‎

’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, один из ученых сподвижников

’Абдуллах ибн Мас’уд ибн Гафиль ибн Хабиб аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, был шестым человеком принявшим Ислам, совершил две хиджры [т.е. в Эфиопию и в Медину]. Пророк сказал ему: «Поистине, ты обученный мальчик». Также сказал: «Кто хочет читать Коран в свежем виде, т.е. в таком виде, в котором он был ниспослан, пусть читает так, как читает его Ибн Умму ’Абд» т.е. ’Абдуллах ибн Мас’уд. Он был из тех, кто служил Пророку , он был носителем сивака Пророка, его сандалий и подушки. Хузейфа, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не знаю никого, кто был бы больше похож своим внешним видом, поведением и характером на Пророка , нежели Ибн Мас’уд». Он был участником битвы при Бадре и других, и он был тем, кто добил Абу Джахля в Бадре, оторвал ему голову и принес ее Пророку . Он управлял судом и казной /бейтуль-маль/ в Куфе во времена ’Умара, и в начале правления ’Усмана, да будет доволен ими Аллах. Потом ’Усман позвал его в Медину, где он умер в 32 году хиджры, да будет доволен им Аллах! См. «Танбихуль-афхам шарх ’умдатуль-ахкам» шейха ’Усаймина.

Достоинства ’Абдуллаха ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах

Имам Ахмад, аль-Хаким и другие передали со слов Ибн Мас’уда, что однажды он залез на кустарник арак. Его голени были худыми, и ветер стал раскачивать кустарник, а люди засмеялись. Посланник Аллаха ﷺ, спросил: «Зачем вы смеетесь?». Они ответили: «Из-за его худых голеней, о пророк Аллаха!». Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! На Весах они будут тяжелее, чем Ухуд». Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. «Муснад Ахмад» 1/420-421, «Мустадрак аль-Хаким» 3/317. Достоверным назвали его Ахмад Шакир в «Муснаде Ахмада» 6/39 и Шуайб аль-Арнаут 3991. Шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль признали его иснад хорошим. См. «Ирвауль-гъалиль» 1/104, «Сахих аль-муснад» 849.

‘Амр ибн Саляма рассказывал: «Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу ‘Абдур-Рахман?» Мы ответили: «Нет». Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел из дома. А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу ‘Абдур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но вместе с тем, хвала Аллаху, я не увидел ничего кроме блага». Он спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Если поспешишь, можешь увидеть это сам. Но я видел там людей, которые уселись кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!», и они по сто раз произносят эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля-Ллях», и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз: „Субхана-Ллах“, и они по сто раз произносят и это». Ибн Мас’уд спросил: «И ты не высказал им порицания?!» Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом». Он спросил: «Почему же ты не велел посчитать им свои дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет?!»

А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?!» Они ответили: «О Абу ‘Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова „Аллаху Акбар“, „Ля иляха илля-Ллах“, „Субхана Аллах“ и „аль-хамду ли-Ллях“. Ибн Мас’уд сказал: „Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет. Горе вам, о община Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его еще среди вас, одежда его (пророка) еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, либо принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо же открыли двери заблуждения!“ В ответ эти люди сказали: „Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!“ Тогда он воскликнул: „Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил нам: „Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток“. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!“. Потом Ибн Мас’уд отошел от них».

‘Амр ибн Саляма сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане». ‘Амр ибн Саляма сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане». См. ад-Дарими 1/68, ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хайсами, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 2005.

Наиболее известные хадисы, передаваемые от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах

Абу ’Амр аш-Шайбани, имя которого Са’д ибн Ийас, рассказывал: «Мне рассказал хозяин этого дома», — и указал своей рукой на дом ’Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «[Однажды] я спросил у Пророка : «Какие дела являются самыми любимыми у Всевышнего Аллаха?» Он сказал: «Молитва в свое время». Затем я спросил: «А затем какое?» Он сказал: «Благочестие к родителям». Затем я спросил: «А затем какое?» Он сказал: «Джихад на пути Аллаха». [’Абдуллах ибн Мас’уд] сказал: «Мне об этом рассказал посланник Аллаха , и если бы я продолжал так спрашивать, то он обязательно бы мне ответил». Хадис передали Бухари под номером 504 и Муслим под номером 85.

Наиболее известные асары от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах

Ибн Мас’уд говорил: «Когда умер один человек, к нему пришли ангелы мучений, которые сели у его головы. Им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он читал суру «аль-Мульк». Когда они подошли со стороны ног, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он выстаивал ночные молитвы, читая суру «аль-Мульк». Когда же они подошли со стороны живота, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он содержит в себе (выучил) суру „аль-Мульк“. И эта сура названа „защищающей“, защищающей от мучений могилы! И она в Торе сура „аль-Мульк“, и кто прочитает её ночью, тот поистине, заслужит множество благого!» Это сообщение передали ат-Табарани в «аль-Кабир» 8650 и аль-Хаким 3/217. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность.

В другой версии этого сообщения сказано, что Ибн Мас’уд сказал: «Кто читал суру „аль-Мульк“ каждую ночь, того Аллах посредством этого защитит от мучений могилы! И мы во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называли эту суру „защищающей“ (аль-мани’а)». Этот хадис передал ан-Насаи 6/179. А учёные Постоянного комитета говорили, что это достоинство касается того, кто уверовал в эту суру, постоянно читал её, стремясь к Лику Аллаха, принимал увещевания и наставления, упомянутые в ней и жил в соответствии с ней. См. «Фатава аль-Ляджна» 4/334.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если бы вы знали мои грехи, то за мной даже два человека из вас не пошли бы. И вы бросили бы пыль на мою голову. И я бы хотел, чтобы Аллах простил мне хотя бы один из моих грехов, пусть даже меня за это будут называть ‘Абдуллах сын навоза, чтобы лишь бы Аллах простил мне мои грехи». Это сообщение приводит имам аль-Хаким 3/316. Сам аль-Хаким промолчал о степени достоверности его иснада, однако на достоверность этого иснада указал имам аз-Захаби в «ат-Тальхис». Эти же слова имам аз-Захаби приводит в биографии ‘Абдуллы ибн Мас’уда в своей книге «Сияру а’лями-н-нубаляъ» 1/495.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине люди говорят хорошие слова, и тот, чьи слова соответствуют его делам, — именно такой человек достигнет успеха. А тот, чьи слова не соответствуют его делам — именно такой человек заслуживает упрека». См. «Сафват ас-сафва», 1/189.

Ибн Мас’уд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что вам не нравится в единстве, лучше того, что вам нравится в разобщении» См. «аш-Шариа», стр. 19.

’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Никто не рождается знающим, ведь знания приобретаются лишь через изучение» См. «аз-Зухд», имама Ахмада, стр. 905.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У людей будет все хорошо, пока они получают знания от сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и от старших из них (в знаниях и достоинствах), но если они станут получать знания от младших из них, то погибнут». См. «аз-Зухд», Ибн аль-Мубарак, 815.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда человек совершает грех, на его сердце появляется темная точка, затем он совершает еще один грех и появляется другая точка, и так, пока его сердце не становится цветом серой овцы» См. «Мусаннаф Ибн Абу Шейба», 30958.

’Абдулах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Все пороки верующего скрываются, кроме предательства и лжи». См. «Мусаннаф Ибн Абу Шейбы», 26116.

’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из признаков Судного часа выявление непристойности и разврата, безнравственности и плохого отношения к соседям». См. «Мусаннаф Ибн Абу Шейбы», 37548.

АбдуЛлах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда ты находишься в молитве, ты стучишься в дверь Царя (Аллаха).  А тот, кто много стучится в дверь Царя, тому может быть откроют». См. «Мусаннаф Ибн Абу Шейбы», 8355.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, объясняя слова Всевышнего «бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью» (Сура «Али ‘Имран» 3:102), сказал:

أن يطاع فلا يعصى ، وأن يذكر فلا ينسى ، وأن يشكر فلا يكفر

«Повиноваться и не ослушаться, поминать и не забывать, благодарить и не проявлять неблагодарность». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 1/118, «Тафсир» Ибн Аби Хатим 2/446, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия» 7/238 и др.