Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

سلمان الفارسي

Салман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Сальман Абу ‘Абдиллях аль-Фариси — сподвижник Пророка ﷺ, родом из Персии. Однажды он услышал о том, что скоро появится пророк и отправился на его поиски. По пути его захватили в плен и продали в Медину. Именно так он увидел Пророка ﷺ, и принял Ислам. Участвовал в битве у Рва и в других военных походах Пророка ﷺ, а также в завоевании Ирака. Скончался в 36 году по хиджре.

Ибн ‘Аббас передал, что Сальман аль-Фариси рассказывал ему: «Я был молодым персом из Асбахана, из деревни Джай. Мой отец был старостой этой деревни, и он любил меня сильнее всех из творений Аллаха. С течением времени его любовь ко мне становилась все сильнее и сильнее, пока он в конце концов не закрыл меня в доме, подобно тому, как это делают с молодыми девушками. Я был очень усердным маджусом (огнепоклонником), что стал хранителем огня, которому мы поклонялись. Мне было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, ни днем, ни ночью. У моего отца было богатое поместье, и как-то раз, постройка не позволила ему отправиться в свое имение, и он сказал мне: «О сынок, дела задержали меня, поэтому отправляйся туда сам и займись его делами». Я сразу же выступил в путь. Через некоторое время я увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, я услышал голоса молящихся там людей, что привлекло мое внимание. До этого я ничего знал о религиях, потому что отец долгое время держал меня дома взаперти. Услышав голоса молящихся в церкви, я вошел в нее, чтобы посмотреть, что они там делают. Когда же я увидел их, их молитва мне понравилась, и я захотел принять их религию. Я сказал: «Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии». Клянусь Аллахом, я оставался в церкви, пока не зашло солнце, так и не добравшись до отцовского имения. Потом я спросил этих людей: «Где источник этой религии?» Они ответили: «В Шаме». Под покровом ночи я вернулся домой, где меня встретил отец и спросил, что я сделал, сказав: «Разве я не велел тебе сделать то-то?» Я ответил: «О отец! Я зашел к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце». Отец сказал: «О сынок, нет в этой религии блага! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!» Я возразил отцу: «Нет! Клянусь Аллахом, их религия лучше нашей!» Отец испугался моих слов. Опасаясь, что я стану вероотступником, он заточил меня в доме, надев на ноги кандалы. При первой возможности я попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в Шам, то обязательно дайте мне знать об этом». Совсем скоро после этого у христиан остановился караван, который держал путь в Шам. Получив сообщение об этом, мне удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, который прибыл в Шам. Я начал расспрашивать там людей: «Кто у вас здесь самый лучший в этой религии?» Мне ответили: «Это епископ, настоятель церкви». Я пришел к нему и сказал: «Я хочу принять вашу религию, и желаю быть с тобой, чтобы прислуживать тебе и обучаться у тебя». Он сказал: «Входи!» Я вошел к нему и поступил на службу. Однако оказалось, что он был плохим человеком. Он побуждал своих прихожан делать пожертвования, и присваивал эти деньги себе, не давая ничего нуждающимся. Таким образом, ему удалось собрать семь больших кувшинов с золотом. Увидев то, что он делает, я возненавидел его сильнейшим образом. После его смерти, когда христиане собрались для похорон, я сказал им: «Поистине, он был плохим человеком. Он приказывал вам делать пожертвования, обещая за это награду. А когда вы приходили с деньгами, он присваивал их себе и ничего не давал нуждающимся». Они спросили: «А откуда тебе это известно?» Я сказал: «Могу показать вам его сокровища». Я показал им место, где он прятал деньги, и они извлекли из тайника семь кувшинов, наполненных золотом и серебром. Увидев это, люди воскликнули: «Клянемся Аллахом, мы не будем хоронить его!» Затем они распяли тело на кресте и забросали его камнями. Вскоре после него они избрали другого человека. Он совершал молитвы, и не было более аскетичного и усердного в поклонении, чем он. Я очень сильно полюбил его и привязался к нему, и находился с ним некоторое время. Когда же он умирал, я сказал ему: «Поистине, я был с тобой и любил тебя сильнее всех, а сейчас с тобой случилось то, что случилось. Так с кем ты мне посоветуешь быть после тебя?» Он ответил: «О сынок, клянусь Аллахом я не знаю никого из людей, кто был бы на том же, на чем и я, кроме одного человека, проживающего сейчас в Маусыле. Истинна с ним!» Когда он умер, я пришел к человеку из Маусыля. Придя к нему, я рассказал свою историю, и он сказал: «Оставайся у меня». Через некоторое время я убедился, что это наилучший человек. Однако довольно скоро мой новый хозяин умер. Перед смертью я спросил его: «Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому же ты посоветуешь мне отправиться?» Он сказал: «О сын, клянусь Аллахом, я знаю только одного человека, подобного нам. Он живет в Насыбине, следуй же к нему». Когда мой хозяин скончался, я пришел к человеку из Насыбина. Когда я рассказал ему свою историю и то, что завещал мне прежний хозяин, он сказал мне: «Оставайся у нас». Через некоторое время я обнаружил, что новый хозяин такой же добрый и порядочный человек, как и его предшественники. Клянусь Аллахом, что прошло совсем немного времени, как смерть настигла моего нового хозяина. Перед смертью я обратился к нему: «Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты можешь порекомендовать меня?» Он ответил мне: «О сынок, клянусь Аллахом, я не знаю никого, кто следует тому, на чем мы, кто одного человека из ‘Умурийи, ступай же к нему!» Я пришел к этому человеку и рассказал о себе. Он сказал мне: «Живи у меня». Клянусь Аллахом, пробыв у этого человека, я убедился, что он ничуть не хуже своих товарищей. У него я заработал несколько коров и овец. Однако затем пришло и его время предстать перед Аллахом. Когда он был при смерти, я сказал ему: «Поистине, я бы с человеком, который когда умирал, сказал мне отправляться к другому, а тот мне велел другого, а этот посоветовал мне вас. Кому ты порекомендуешь меня, и что прикажешь мне сделать? Он ответил: «О сын мой, клянусь Аллахом, я не знаю никого на земле, кто истинно следовал бы нашей религии. Однако наступило время появления пророка, который будет послан с религией Ибрахима, который появится на земле арабов! Он переселится туда, где среди черных камней растут пальмы. Этот пророк будет обладать отличительными чертами: Он будет есть только то, что дарят ему, и не есть ничего из милостыни /садака/. На спине у него будет печать пророчества. Если ты можешь отправиться в эту страну, то сделай это!» После его смерти я прожил в ‘Умурийи до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Кальб. Я сказал им: «Если вы возьмете меня с собой на землю арабов, то я отдам вам своих коров и овец». Они согласились взять меня с собой, и я отдал им свой скот. Когда мы достигли долины, лежащей между Мединой и Шамом, торговцы поступили со мной вероломно, продав одному человеку из иудеев в рабство. Я начал служить ему и делал это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник с Медины из племени Бану Курайза. Он купил меня у хозяина и взял с собой в Медину. Клянусь Аллахом, это был именно тот город, о котором мне рассказывал монах. В это время Аллах послал Своего посланника, который пробыл какое-то время в Мекке. Однако тогда мне ничего не было известно об этом, так как я был всецело занят рабским трудом. Вскоре Пророк ﷺ сделал хиджру в Медину. Клянусь Аллахом, как-то раз, находясь на верхушке пальмы, принадлежащей моему хозяину, я срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришел его племянник и сказал ему: «Аллах начал войну против племени Бану Кайла (Аус и Хазрадж). Клянусь Аллахом, люди сейчас собрались в Куба с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком. Как только я услышал эти слова, как меня охватила лихорадка, что я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?! Что ты сказал?!» На этот мой поступок хозяин разгневался, ударил меня и сказал: «Тебе какое дело до всего этого?! Возвращайся к своей работе!» Я сказал: «Да нет, ничего, просто я хотел убедиться в том, что он говорит». Когда наступил вечер, я взял с собой то, что собрал и отправился к дому, где остановился посланник ﷺ. Войдя к нему, я сказал: «Мне сказали, что ты праведный человек, и что с тобой твои сподвижники, которые нуждаются. Я принес с собой немного еды в качестве садака, так как считаю вас более достойными этого, чем кто-либо другой». Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим сподвижникам: «Ешьте». Но сам есть не стал. Я сказал себе: «Это первый признак!» После этого я вернулся и стал собирать финики. Когда Посланник ﷺ поселился в Медине, я вновь пришел к нему и сказал: «Я видел, что ты не ешь садакъа, и эти финики я дарю тебе, выражая свое почитание». Он поел фиников и повелел поесть своим товарищам. Я сказал себе: «Это уже два признака». После этого я пришел к Посланнику Аллаха ﷺ, который находился на кладбище в Баки’, чтобы похоронить одного из своих сподвижников. Я увидел его сидящим и завернутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин. Когда Пророк ﷺ увидел, что я пытаюсь разглядеть что-то на его спине, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сбросил с плеч свое одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Склонился к нему, поцеловал его и заплакал. И Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Что случилось?». Я рассказал ему свою историю также, как я рассказываю ее тебе о Ибн ‘Аббас. И посланник Аллаха ﷺ был рад тому, что его сподвижники также услышали эту историю!»».
Ахмад 5/441, ат-Табарани 6065, Ибн Са’д 4/53. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 894.

Достоинства Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы религия оказалась возле созвездий ас-Сурайя, то отправился бы за ней человек из числа Персов, чтобы достичь ее!» Муслим 2546.

В другом хадисе так же передающемся от Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Однажды мы сидели у Пророка ﷺ, которому была ниспослана сура „аль-Джуму‘а“. И когда он читая ее дошел до аята: „…и других из их числа, которые еще не присоединились к ним“ (аят 3), я спросил: „А кто они, о посланник Аллаха?“ — однако он не ответил мне, пока я не спросил об этом трижды. В это время среди нас находился Сальман аль-Фариси, и посланник Аллаха ﷺ положил руку на Сальмана, а потом сказал: Если бы иман находился возле ас-Сурайя, то даже тогда человек из их числа обрел бы его!“» аль-Бухари 4897, Муслим 2546.

Когда арабы-мушрики объединились и решили напасть на Медину, Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, посоветовал вырыть вокруг города большой ров, ибо так поступали персы во время сражений. Арабам не было известно о таком тактическом маневре. И пророк ﷺ принял этот совет и повелел вырыть ров вокруг Медины, что помогло тогда мусульманам. См. «ар-Рахикъ аль-махтум» 269.

Хадисы, передаваемые от Сальмана аль-Фариси

Со слов Сальмана аль-Фариси сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ничто не меняет предопределение, кроме мольбы». Ахмад 5/277, ат-Тирмизи 2139. Хадис хороший. См. «аль-Адаб аш-шар’ия» 1/410, «Тахридж ахадис аль-масабих» 2/255, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 154.

Сальман аль-Фарис, да будет доволен им Аллах сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: „С тремя людьми Аллах не заговорит в день Воскрешения, не очистит их от грехов и постигнет их мучительное наказание: Блудливый старик; горделивый бедняк; и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли, который не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продаёт ничего, не поклявшись Аллахом“». ат-Табарани в «аль-Кабир» 6111, в «аль-Аусат» 5577, в «ас-Сагъир» 821, аль-Байхакъи в «Шуаб аль-иман» 7803. Достоверность хадиса подтвердили шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Сахих аль-Джами’» 3072, «Тахридж Фатх аль-Маджид» 594.

Пророк ﷺ сказал: «Оставляй время между азаном и икамой столько, сколько нужно человеку, чтобы справить нужду и столько, сколько нужно человеку, чтобы спокойно покушать». Передается от Убай ибн Ка’ба, Джабира ибн ’Абдиллях, Абу Хурайры и Сальмана аль-Фариси. («Сахиха», 887). «Сильсиля ахадис ас-сахиха»

Наиболее известные асары, передаваемые от Сальмана аль-Фариси

Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал:  «Один человек вошел из-за мухи в Ад, а другой в Рай! Однажды два человека проходили мимо племени, у которых был идол, и которые говорили: „Не пройдет мимо него никто, не принеся ему что-либо в жертву!“ Они сказали одному из путников: „Принеси ему (идолу) какую-либо жертву!“ Он отказался и за это был убит. Тогда они сказали второму: „Принеси ему какую-либо жертву, хотя бы муху“. Тот сказал: „Муха ведь ничто?“, и принес ее в жертву идолу, за что вошел в Огонь. Таким образом, один вошел в Рай по причине мухи, а другой в Ад». Ибн Абу Шейба 12/358, Ахмад в «аз-Зухд» 84, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/203, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7343. Шейх аль-Албани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность сообщения.

Сообщается, что однажды, когда жители города узнали о том, что Сальман аль-Фариси сидит в мечети, они стали приходить туда и собираться возле него, пока их не стало около тысячи. Сальман сказал им: «Садитесь, садитесь». После того, как люди уселись, Сальман открыл суру Юсуф и стал ее читать. Люди стали расходиться, пока их не осталось около сотни. Тогда Сальман разгневался и сказал им: «Собрались для слов, которые для вас приукрашены, а когда я стал читать вам Книгу Аллаха, разошлись?!» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/203.

Джарир, да будет доволен им Аллах сказал: Сальман (аль-Фариси) сказал мне: «О Джарир, будь скромным перед Аллахом! Поистине, скромного перед Аллахом в этой жизни, Аллах возвышает в Судный День». Ахмад в «аз-Зухд» 813

Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «В День воскрешения семерых Аллах укроет в тени Своего Трона. И из них: Человек, который провёл свою юность и активность в поклонении Аллаху». Этот асар приводит Са’ид ибн Мансур в «ас-Сунан». Хафиз Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим. См. «Фатхуль-Бари» 2/144.

Сообщается, что Салман (аль-Фариси) сказал, что (однажды) у него спросили: «Правда ли что ваш Пророк обучил вас всему, и даже тому, как справлять нужду?» (Салман) сказал: «Да. Он запретил нам поворачиваться в сторону къиблы при справлении большой или малой нужды, подмываться правой рукой, использовать для очищения (после справления нужды) меньше трёх камней, и очищаться навозом и костями». Сунан Аби Дауд. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если у тебя есть друг или сосед или родственник, зарабатывающий на запретном, который даст тебе подарок или же позовет к себе покушать, то прими это. Поистине, его угощение для тебя, а грех на нем». ‘Абдур-Раззакъ 8/150.

Саид ибн Уахб говорил : «Как-то раз мы вместе с Салманом аль Фариси, зашли проведать одного человека из рода Кинда и Салман сказал : «Поистине Аллах Всевышний испытывает Своего раба разными бедами, а потом когда Аллах облегчает его положение это становится для него прощением,или же стираются его прегрешения и этот человек обращается к Аллаху после этого с мольбой о прощении». После этого Салман аль Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине Аллах испытывает грешного или неверующего его бедами и невзгодами, а затем когда облегчает ему, то он становится подобно верблюду, которого привязал хозяин, а затем отпустил его и он понятии не имеет, почему его привязывали и почему его отпустили». Мудрость саляфов

Сказал Сальман аль-Фариси: «Аллах замешивал глину, из которой сотворил Адама, сорок ночей, затем собрал её своей Рукой» — и тут передатчик этого сообщения Хаммад Ибн Саляма показал своей рукой — «и вышло всё благое из Его Правой Руки, а всё скверное — из Его Левой Руки». И когда Хаммад сказал это, провёл одной своей рукой по другой. Так же поступил и Хаджадж аль-Ауар.
«Исбат аль-Яд», 24, аль-Байхакы, 2/151, «аль-Азама», 5/1546, Ибн Батта, 2/169.
__________________________________________
Этот жест имамы сделали ради дополнительного подкрепления подтверждения атрибута — Рука Аллаха — буквально, что невозможно истолковать как Мощь Аллаха.