Ученые современности — раздел о выдающихся мусульманских ученых последних столетий, возродивших призыв Пророка Мухаммада ﷺ к чистому поклонению Одному Всевышнему, очищавших религию от примесей нововведений и искажений, а также призывавших к следованию по пути сподвижников и первых поколений праведных предшественников.
محمد الأمين الشنقيطي
Мухаммад аль-Амин ибн Мухаммад аль-Мухтар ибн ‘Абдуль-Кадир аш-Шанкыти. Родился в 1325 г.х. / 1907 г. в Мавритании, воспитался сиротой в семье дяди по материнской линии. Происходил из племени Джаккян, известным своим стремлением к знанию, и уже с самых ранних лет проявлял большую тягу к приобретению знаний.
Он, да смилуется над ним Аллах, вырос в местечке под названием Шанкыт, в Мавритании, где детей с раннего возраста традиционно обучали базовым исламским знаниям, таким как чтение Корана, Сира Пророка ﷺ, а также таким наукам как география и др.
Уже тогда будущий шейх показал себя как очень способного и умного ученика. Далее Мухаммад аль-Амин, да смилуется над ним Аллах, продолжил получать шариатские знания у шейхов Мавритании и добился в этом огромных успехов. Он стал знатоком маликитского фикха, в совершенстве изучил язык. Также он был очень талантливым поэтом.
В 1367 году шейх аш-Шанкъыти, да смилуется над ним Аллах, совершил Хадж, и это путешествие стало судьбоносным для него. По дороге в благословенную Мекку, посетил многих ученых Исламского мира. Добравшись до Саудовской Аравии, он стал вести уроки в мечети Пророка ﷺ в Медине. Также шейх непрестанно продолжал требовать знания, изучая тонкости ’акыды и ханбалитский фикх в Медине и Мекке. Среди его учителей был шейх ’Абдуль-’Азиз бин Салих, да смилуется над ним Аллах.
Местным къадыем (судьёй) в Медине был тогда ’Абдуллах бин Мухаммад аз-Захим, которого король ’Абдуль-’Азиз, да смилуется над ними обоими Аллах, лично попросил оповещать о каждом прибывшем учёном.
При встрече с шейхом аш-Шанкъыти къадый аз-Захим спросил о его вероубеждении и о том, что он слышал о Саудовской Аравии. Шейх честно признал, что люди отзываются как хорошо, так и плохо, при чём вторых больше чем первых. Судья же отметил, что касается имён и атрибутов, то их позиция такова: полная вера во все имена и атрибуты, что причислил Аллах Себе Сам, и что причислил Ему Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, без попытки изменить или истолковать их. Что же касается вопросов фикха, то судья подчеркнул, что они следуют мазхабу ханбали, за исключением тех случаев, когда находятся более весомые доказательства, противоречащие принятому положению в мазхабе. Шейх аш-Шанкъыти, да смилуется над ним Аллах, в свою очередь подчеркнул, что его позиция в вопросах вероубеждения абсолютна такая же, и что между ним и собеседником нет никаких разногласий. Позже ’Абдуллах аз-Захим, да смилуется над ним Аллах, в своём личном разговоре с главой государства саказал, что шейх аш-Шанкъыти настоящий кладезь знаний и что он никогда не видел подобного ему. Также он сказал: «С кем бы я ни встречался из учёных, всегда оказывалось, что его знания меньше тех, что ему приписывают, за исключением шейха Мухаммада аль-Амина! Его знания даже больше, чем я себе представлял! Я не видел подобных ему!»
Он, да смилуется над ним Аллах, обладал глубокими, основательными знаниями в фикхе, в основах тафсира, в филологии арабского языка, достиг уровня иджтихада. Был блистательным оратором и литератором, очень эрудированным человеком. Но несмотря на это, всегда оставался очень скромным человеком.
Затем с ним связался тогдашний муфтий Саудовкой Аравии шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, и в своём письме сказал: «Нас связывает Книга Аллаха. Мы нуждаемся в тебе, а ты — в нас. Так давай содействовать друг другу в распространении блага!».
В 1371 году Шейх Мухаммад аль-Амин, да смилуется над ним Аллах, откликнулся на это предложение и переехал из Медины, где он преподавал в Мечети Пророка, в ар-Рияд, где стал одним из первых преподавателей исламского университета Имама Мухаммада Са’уда.
Помимо преподавания, шейх занимался и научными вопросами. Он стал активно участвовать в научной жизни Королевства.
В 1386 году стал членом Высшего Юридического Совета в ар-Рияде, а в 1391 году членом Совета Больших Учёных.
В 1385 году Шейх, да смилуется над ним Аллах, путешествовал по ряду исламских стран, призывая к акыде саляфов.
Среди работ шейха известный семитомный тафсир Корана Кораном «Адуа уль-байан». Также труд по вопросам Имён и Атрибутов Аллаха «Манхадж дирасат ли-айати ль-асмаи уа ссыфат». Книга по оновам ханбалитского фикха «Музаккират усули ль-фикъх ’аля раудати нназыр», за основу которой взят трактат Муваффакъ уд-Дина ибн Къуддамы аль-Макъдиси по усуль уль-Фикъх «Раудату нназыр», а также другие работы, включающие труды по адабу, поиску научных знаний и автобиографические очерки.
Самое великое наследие шейха Мухаммада аль-Амина, это, пожалуй, его ученики, среди которых очень многие учёные современности, как ’Абдуль-’Азиз ибн Баз, аль-’Атыя, Мухаммад аль-’Усаймин, Салих аль-Люхайдан, аль-Гъудаян, Мухаммад ибн Хъунейн, Бакр Абу Зейд, аль-Ансари и другие.
Особенно близкие дружеские отношения связывали шейха аш-Шанкыти с шейхом Ибн Базом, которым шейх Мухаммад аль-Амин сильно восхищался и говорил, что не видел никого, настолько полезного для мусульман, как шейх Ибн Баз, да смилуется Аллах над ними обоими.
Шейх Бакр Абу Зейд говорил: «Если кто-то и достоин в наше время иметь титул „Шейх уль-Ислам“, то это Шейх Мухаммад-Амин аш-Шанкыти!»
Поучительную историю о первой встрече с аш-Шанкыти рассказал сам шейх Ибн аль-’Усаймин: «В ту пору мы были студентами в Научном институте Эр-Рияда. Сидим мы в классе, как вдруг к нам входит шейх. Как только я увидел его, то сказал про себя: „Чему нас может научить этот бедуин?“. Дело в том, что он был одет в потрепанную и простую одежду, на которой не было заметно никаких следов почета. И из-за этого шейх как-то сразу упал в наших глазах. Я даже подумал: „Стоило ли уезжать от шейха ас-Саади для того, чтобы сидеть перед этим бедуином?!“. Но едва аш-Шанкыти начал свой урок, как на нас сразу же посыпались жемчужные россыпи его знаний, подобные морской бездне. И в тот момент все мы осознали, что находимся перед одним из самых великих и выдающихся ученых мира. Мы извлекли огромную пользу из его знаний, свойств характера, нравственных качеств, богобоязненности и равнодушия к мирским благам». См. «Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-’Усаймина», стр. 49.
Имам и шейхуль-мащаих Мухаммад ибн Ибрахим сказал о нем:
«Он с головы до пяток наполнен знаниями».
Еще он сказал:
«Он знамение в науке Корана, языка и арабских стихах».
≡ Сказал шейх Ибн Баз:
«Кто услышит его речь о Коране, удивится его широчайшим познаниям, осведомленности и красноречию».
≡ Сказал имам мухаддис аль-Альбани:
«В плане объединения различных наук, я не видел подобного ему».
≡ Сказал ‘алляма Бакр Абу Зейд:
«Если был-бы в наше время тот, кого стоило назвать «шейхуль-ислям», то только он».
И это при том, что Бакр Абу Зейд учился у Ибн База тоже!
Он же сказал:
«Он был далек от дунья. Я видел его, как он не разбирался в бумажной денежной валюте».
≡ Имам мухаддис Хаммад аль-Ансари сказал:
«У него удивительная память. Он считается редким явлением в свое время».
Умер шейх аш-Шанкыти в 1393 г.х. / 1973 г. после того, как совершил Хадж, да смилуется над ним Аллах. Молитву по нему возглавлял его близкий друг шейх Ибн Баз в аль-Харам аль-Маккий.