Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
عطاء بن أبي رباح
Абу Мухаммад ‘Ата ибн Абу Рабах аль-Кураши — известный табиин, учёный, авторитетный знаток хадисов, правовед, имам и муфтий Мекки. Он родился в 27 году мусульманского летоисчисления в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана.
‘Ата ибн Абу Рабах пересказывал хадисы со слов таких известных сподвижников, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Амр и других.
‘Ата говорил: «Я застал 200 сподвижников Посланника Аллаха ﷺ».
Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп. Относительно точной даты его смерти есть разногласия. Согласно одним источникам он скончался в 114 году по мусульманскому летоисчислению, а по другим источникам — в 115 году по мусульманскому летоисчислению, и это ближе к истине. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 5/78–88 с сокращением.
Передаётся множество сообщений о том, что ‘Ата был самым сведущим в вопросах хаджа, как сказал Абу Джа‘фар аль-Бакыр: «На поверхности земли не осталось никого более знающего об обрядах хаджа, чем ‘Ата».
Саляма ибн Кухайл сказал: «Я не видел никого, кто, приобретая знание, стремился бы к Лику Всевышнего Аллаха, кроме этих троих: ‘Ата, Тавуса и Муджахида».
Сообщается, что ‘Ата бин Абу Рабах, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, спросил меня: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей рая?» Я ответил: «Да». Он сказал: «Эта чёрная женщина (в своё время) пришла к Пророку ﷺ и сказала: “У меня бывают приступы падучей, и (из-за этого) я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. (В ответ ей) он сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя (ожидает) рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, а потом (добавила): “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, и он обратился к Аллаху с такой мольбой за неё». Передано аль-Бухари, 5652; Муслим, 2576.
- В другой версии этого хадиса сообщается, что причиной припадков этой женщины, которую звали Умм Зуфар, было поражение от шайтана, поскольку она сказала: «Я опасаюсь того, что скверный (шайтан) сделает так, что я обнажусь». аль-Баззар в «аль-Бахр аз-захар» 11/281.
- Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал: «Исходя из всех версий этого хадиса, следует, что припадки, которые были у Умм Зуфар — были следствием поражения джина, а не следствием какой-либо болезни». См. «Фатхуль-Бари» 10/143.
- Также хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам Ибн аль-Асир в своих книгах о жизнеописании сподвижников говорили в биографии Умм Зуфар, что причиной ее болезни было поражение джином. См. «аль-Исти’аб» 4/453, «Асад аль-гъаба» 6/333.
- Ка’б ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что из числа мольб Пророка ﷺ, было: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите …от прикосновения шайтана перед смертью». Ахмад 3/427, Абу Дауд 1552-1553, ан-Насаи 5531. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Сахих аль-джами’» 1282, «Джами’ аль-усуль» 4/361.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, говорил: «Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура — это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Это девятый день”». См. «Лятаиф аль-ма’ариф» 109.
‘Ата’ сказал: «Задняя часть седла (достигает высоты) локтя и не превышает его». См. «Сунан Абу Дауд» 686. Также это сообщение передали ‘Абду-р-Раззакъ 2272 и аль-Байхакъи 2/269. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверное сообщение».
- Сообщается, что Тальха ибн ‘Убайдуллах сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Если ты установишь перед собой нечто (высотой) с заднюю часть седла (верблюда), то тебе не помешает тот, кто пройдет перед тобой”». «Сунан Абу Дауд» 685. Также этот хадис передали Муслим 499, ат-Тирмизи 335, Ибн Маджах 940, Ибн Абу Шейба 2861. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 476.
- Сутра — это преграда, которую молящийся ставит перед собой, чтобы она ограждала его во время молитвы.
Совершение молитвы, приблизившись к сутре является обязательным, поскольку Посланник Аллаха ﷺ, повелевал это и не выстаивал молитву без сутры.- Пророк ﷺ, говорил: «Не совершайте молитву, кроме как позади преграды (сутра), и никому не позволяйте проходить перед вами, а если кто-то пытается пройти, то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находится спутник (шайтан)». Ибн Хузайма 1/93. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
- Сутрой может являться любая вещь, будь то стена, дерево, камень, стул и т.п. Любой предмет, который возвышается от уровня земли на размер седла, поскольку в достоверных хадисах наименьшим, что упоминается из сутры, является седло.