Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
محمد بن سيرين
«Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин аль-Ансари аль-Басри — известный и великий табиин, авторитетный знаток хадисов, правовед, комментатор Корана и толкователь снов. Он был вольноотпущенником и писарем Анаса ибн Малика.
Мухаммад ибн Сирин родился во времена правления халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана.
Он получал знания у Абу Хурайры, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Имрана ибн Хусайна, Анаса ибн Малика и других сподвижников.
Из числа его учеников Айюб ас-Сахтияни и другие». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 4/606-607.
Мухаммад ибн Сирин скончался спустя всего 100 дней после кончины аль-Хасана аль-Басри и был похоронен рядом с ним. См. «ас-Сикат» ибн Хиббан, 5/349.
Муваррик аль-‘Иджли сказал о нём: «Я не видел более грамотного в вопросах богобоязненности и более богобоязненного в вопросах права, чем Ибн Сирин». См. «Тарих аль-Багдад» аль-Хатыб аль-Багдади, 5/331.
Ибн Шубрума сказал: «Я встретился с Ибн Сирином в Васите и никогда не видел более осторожного в издании фетв и более смелого в толковании сновидений, чем он». См. «Тарих Димашк» Ибн ‘Асакир, 15/218.
‘Усман аль-Баттий сказал: «Я никого не видел в Басре более знающего в вопросах судопроизводства, чем Ибн Сирин». См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д 7/195.
Передается от Мухаммада ибн Сирина, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ совершил с нами одну из дневных молитв [зухр или ’аср]».
Мухаммад ибн Сирин сказал: «Абу Хурайра назвал эту молитву, однако я забыл [его слова]».
Абу Хурайра сказал: «Он прочитал с нами два рака’ата, затем дал салям. Затем он подошел к деревянной палке, стоявшей в мечети [горизонтально в направлении Киблы] и оперся на нее как-будто бы он в гневе. Поставил свою правую руку на левую и переплел свои пальцы между собой и оперся правой щекой на внешнюю сторону левой кисти. [Между тем] торопившиеся уже выходили [из мечети] говоря: „Неужели молитва стала короче?“ Среди людей были Абу Бакр и ‘Умар, которые не решались заговорить [с Пророком ﷺ из-за почета и уважения к нему]. Также среди людей был один мужчина с длинными руками, по прозвищу „Зуль-йадайн [Обладатель двух рук, двурукий, длиннорукий]“, который сказал [Пророку ﷺ]: „О посланник Аллаха, ты забыл или молитва стала короче?“ Пророк ﷺ сказал: „Я не забыл и молитва не стала короче“, после чего спросил [людей]: „Дело действительно обстоит так, как говорит Зуль-йадайн?“ Они ответили: „Да“, и тогда он встал вперед [вернувшись на свое место имама], помолился то, что осталось [пропущенные рака’аты], затем дал салям [произнес слова таслима], затем дал такбир [сказал „Аллах велик“] и совершил суджуд подобный его суджуду [т.е. по продолжительности равный тому, который он совершал обычно] или даже длиньше. Затем поднял свою голову со словами „Аллаху акбар“. Затем дал такбир и совершил [обычный свой] суджуд или даже длиньше, затем поднял голову со словами „Аллаху акбар“».
Возможно его [Мухаммада ибн Сирина] спросили: «А [Абу Хурайра сказал, что] потом он [Пророк ﷺ] дал салям [после двух саджда-сахуа]?» Он ответил: «Мне рассказали, что ’Имран ибн Хусайн сказал: „Затем он дал салям“».
Хадис привели аль-Бухари 1229.
- Тема хадиса: Разъяснение положения того, кто дал салям по забывчивости, не закончив свою молитву.
- Некоторые пользы, извлекаемые из хадиса [ученые извлекли из него больше 150 полезных моментов]:
Мухаммад ибн Сирин передал, что Абу Хурайра рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не говорит: „Я взрастил“, однако пусть скажет „Я посадил“». [Далее] Мухаммад [ибн Сирин] сказал: «Абу Хурайра сказал: „Разве вы не слышали слов Аллаха, Великого и Всемогущего: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?» Сура «аль-Уакы’а», аяты 63-64“». («Сахиха», 2801). См. «Сильсиля ахадис ас-сахиха» 457
Достоверно передаётся от таких великих саляфов, как Мухаммад ибн Сирин, Зейд ибн Аслям, Ибн ‘Аун, аль-Ауза’и, Абу Зур’а, и др., что они говорили:
«Эти знания — религия, так смотрите же на того, от кого берёте свою религию!». См. Муслим (1/23), ад-Дарими (1/124), Ибн Хиббан в «ас-Сикъат» (1/27), аль-Хатыб в «аль-Кифая» (2/92).
Сообщается, что имам таби’инов – Мухаммад ибн Сирин, да будет доволен им Аллах, в своё время был очень богатым, однако впоследствии был обременён большими долгами, за что даже был заключён в темницу.
Хишам рассказывал: “Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, завещал, чтобы после его смерти его омыл Мухаммад ибн Сирин. Когда же это произошло и Ибн Сирину сообщили об этом, он сказал: «Я заточён». Ему сказали: «Но амир разрешил тебе выйти для этого». На что он ответил: «Поистине, меня заточил не амир, а хозяин имущества». Тогда хозяин имущества разрешил ему, и он вышел и обмыл Анаса”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/267.
Более того, эта его обременённость долгами стала поводом тому, что люди стали злословить о нём. Сабит аль-Бунани рассказывал: “Как-то Мухаммад ибн Сирин сказал мне: «О Абу Мухаммад, ничто не мешало мне посещать ваше собрание, кроме опасения славы и известности. И не переставало испытание одолевать меня, пока не схватило меня за бороду». Люди говорили: «Это – Мухаммад ибн Сирин, который съел имущество людей!», ибо на нём был большой долг”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/199, аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 2/61.
Что касается причины его долга, то Абу-ль-Хасан аль-Мадаини в биографии Ибн Сирина сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.
Вероятно Ибн Сирин опирался в своём поступке на хадис, который с различных путей передаётся со слов Маймуны и Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о мышке, которая упала в жир, он ответил: «Если жир твёрдый, то срежьте то, что было вокруг мыши. А если жир был жидким, то не приближайтесь к нему». ан-Насаи 4260, Ибн Хиббан 1390.
Имамы разногласили касательно достоверности этого хадиса. Так, аль-Бухари, Ибн Хазм, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани и др. считали этот хадис отклонённым (шазз), который противоречит достоверному хадису с таким же смыслом, в котором нет добавки про жидкий жир.
Тогда как ат-Тахауи, Ибн Хиббан, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир и др. считали этот хадис достоверным, который не противоречит, а дополняет ту версию.
В любом случае, имам Ибн Сирин проявил в этом вопросе великую осторожность и не стал торговать таким маслом, а вылил его, несмотря на то, что на сегодняшний день эта сума оценивалась бы в миллионы.
Так вот, далее, самое поразительное в этой истории:
Абу-ль-Хасан аль-Мадаини сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло. И он говорил: «Тридцать лет назад я упрекнул человек кое-чем, и полагаю, что этим самым был наказан сейчас сам». Было сказано, что он упрекнул некого человека нищетой и сам был испытан этим”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.
А хафиз Ибн Раджаб передал: “Когда Ибн Сирин был заточён по причине долга, он сказал: «Поистине, я знаю тот грех, который стал причиной этого положения. Я упрекнул человека около сорока лет назад, сказав ему: «О банкрот»”. См. “Маджму’ ар-расаиль” 2/413.
Свят Аллах, а ведь насколько хуже произносят вещи в наше время мусульмане, чем эти слова Ибн Сирина, да помилует его Аллах, после чего пожинают последствия своих упрёков и злорадств, не понимая о причине постигших их трудностей и бед.
Абдуль-Хамид бну АбдиЛлях бну Муслим бну Ясар:
«Когда посадили ибн Сирина в тюрьму, сказал ему тюремщик: «Когда ночь наступит, иди к своей семье, уходи домой, а потом утром вернёшься». Ибн Сирин сказал: «Нет! Клянусь Аллахом, я не буду помогать тебе поступать вероломно по отношению к правителю». Рубрика «Мудрость праведных предшественников»
Мухаммад Ибн Сирин, говорил: «Желательно для мужчины, чтобы он каждую пятницу угощал свою семью сладостями». См. «Мау’иза аль-муъминин», 1/110.
Мухаммад ибн Сирин сказал: «Однажды ночью мы были у Абу Хурайры и он сказал: «О, Аллах! Прости Абу Хурайре, его матери и тем, кто просит за них прощения!».
Ибн Сирин сказал: «После этого мы просим за них прощения, дабы попасть под мольбу Абу Хурайры». См. «Аль-Адаб аль-Муфрад » имама Бухари 37
Сказал Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах: «Клянусь Аллахом, я не смотрел ни на одну женщину, ни на яву, ни во сне, кроме Умм АбдиЛлях (его жена). Когда во сне я видел какую-либо женщину, то я вспоминал о том, что она не дозволена для меня, и убирал свой взгляд от неё». См «ас-Сияр» 4/423
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Больше всех совершает проступков тот, кто чаще других говорит о грехах и ошибках людей». См. المجالسة وجواهر العلم لدينوري ( ٢٤٠٦ ) ( ٨٦/٦ )
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута. Когда же это произошло, то стали говорить: “Назовите нам ваших мужчин (передатчиков)!”. И они смотрели, если передатчики были из приверженцев Сунны, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!». См. Мукъадима сахих Муслим 1/15.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек будет следовать тому, на чём были сподвижники, да будет доволен им Аллах, то он на прямом пути». Имам аль-Лялякаи «Шарх усуль аль-И’тикад» стр.109.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Они (сподвижники) считали желательным мужчине, после купания совершить два рака’ата, а затем обратиться с мольбой.»
В версии Халида аль-Хаззаа есть добавка от Ибн Сирина: «Ближе всего раб бывает к своему Господу, когда он чист».
См. Сунан» Са’ид ибн Мансура 2496.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Я никому не завидовал ни в чём из земных благ. Если человек из обитателей Рая, то как я могу завидовать ему в то время, как он устремился к Раю? А если человек из обитателей Огня, то как я могу завидовать ему в то время, как он устремился в Огонь?». См. Танбих аль-Гафилин стр. 178.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, некоторые люди оставили приобретение знания и сидение с учёными, всецело посвятив себя молитве и посту вплоть до того, что их кожа стала облегать кости! Но затем эти люди стали противоречить Сунне и погибли, начав проливать кровь мусульман. И клянусь Тем, кроме которого нет никого достойного поклонения, кто бы ни совершал какое нибудь деяние, основанное на невежестве — он обязательно приносил больше вреда, чем пользы!». См.«аль-Истизкар» 8/616.
Язид ан-Нахаи сказал: «Однажды я пришёл к Мухаммаду ибн Сирину, который попросил меня, чтобы я сел на подушку, в ответ я ему сказал: «ничего страшного мое место хорошее»,
Он спросил меня: «для чего ты пришёл?»
Я сказал: «Чтобы учится»
Он сказал: «Первое, чему я тебя научу: сядь куда указывают тебе сесть». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба (3/168).
Имам Ибрахим ан-Наха’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-нибудь из вас заходит в гости, то он должен сесть где ему укажут, (хозяева дома) они лучше знают недостатки своего дома».
Судья Тартуса сказал: «Однажды, домой к имаму Малику пришёл его друг и Малик ему сказал: “сядь здесь”, но друг ответил: “лучше я здесь сяду”.
У Малика там лежал арбуз покрытый платком, так он на него и сел, арбуз лопнул под ним.
Малик сказал: “да помилует тебя Аллах, мы же лучше знаем недостатки нашего дома”». См. «Фаваид Абуль-Касима».Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если приходишь (в гости) садись где скажет хозяин дома, ибо он прекрасно знает недостатки своего дома, так дошло до нас от Пророка ﷺ». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба 3/168.
Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, говорил: «Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура — это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Это девятый день”». См. «Лятаиф аль-ма’ариф» 109.