Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.
حفصة بنت عمر
Хафса бинт ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-Курашийя аль-‘Адавийя — мать правоверных и дочь второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба.
Родилась приблизительно за пять лет до начала пророчества и приняла Ислам вместе с отцом в Мекке.
Была замужем за Хунайсом ибн Хузафой ас-Сахми и вместе с ним совершила хиджру сначала в Эфиопию, а затем в Медину. Во время битвы при Ухуде, Хунайс получил тяжелое ранение и скончался. Хафса осталась вдовой, а затем вышла замуж за Пророка ﷺ. Брак между Пророком ﷺ и Хафсой был заключён в 3 году хиджры. В это время Пророк Мухаммад уже был женат на ‘Аише и Сауде.
После смерти своего отца она хранила тот самый первый экземпляр Корана, который был собран при халифе Абу Бакре, а затем по просьбе халифа ‘Усмана, был передан ему и размножен [1].
С её слов было передано 60 хадисов. Хафса бинт ‘Умар умерла в Медине в 41 г. х. в возрасте 60 лет.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (о том, что было после того, как) дочь ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, Хафса овдовела, (‘Умар) рассказал (следующее):
«Я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном, да будет доволен им Аллах, и предложил ему (в жёны) Хафсу, сказав: «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар». (В ответ мне) он сказал: «Я подумаю над этим». И я (ждал несколько) дней(, а потом) он встретил меня и сказал: «Я думаю, что не стану жениться сейчас». (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, и сказал (ему): «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар», — (однако) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, промолчал, вообще ничего не ответив мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана, и так прошло ещё несколько дней, после чего к ней посватался Пророк ﷺ, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: «Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне (в жёны) Хафсу, а я ничего не ответил тебе?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Ответить на твоё предложение помешало мне лишь знание о том, что о ней упоминал Пророк ﷺ, выдать же тайну Посланника Аллаха ﷺ, я не мог, а если бы он отказался от неё, то я обязательно взял бы (твою дочь) сам!»».
Этот хадис передали Ахмад 1/12, аль-Бухари 4005, ан-Насаи 6/77, 83, Ибн Хиббан 4039. См. «Сахих ан-Насаи» 3248, 3259.
————————————————————————
[1] Хотя после размножения экземпляров Корана халиф ‘Усман приказал уничтожить все остальные фрагменты и свитки Корана, он не прикоснулся к свитку Абу Бакра, который был возвращен матери правоверных Хафсе бинт Умар.
Он был уничтожен только после смерти Хафсы — Маруаном ибн аль-Хакамом, который объяснил свой поступок следующим образом: «Я поступил так, потому что я боюсь, что с течением времени появлятся люди, которые впадут в сомнение по причине этого свитка».
Абу Убейд и Ибн Абу Дауд описали это событие со слов Салима ибн Абдуллаха ибн Умара: «Когда Муауийа назначил Маруана губернатором Медины, он часто посылал людей к Хафсе, чтобы она отдала ему листы, с которых был переписан Коран, но она отказывалась отдать их ему. Когда же Хафса скончалась, и мы вернулись с ее похорон, Маруан обязал Абдуллаха ибн Умара передать ему эти листы. Абдуллах послал их ему, и Маруан велел расшить их и сказал: «Я поступил так, потому что я боюсь, что с течением времени появлятся люди, которые впадут в сомнение по причине этого свитка».
В другой версии, переданной Ибн Абу Даудом, сообщается, что он расшил их и сжег.
В другой версии, рассказанной со слов Зейда ибн Сабита, отмечается, что он смыл с них текст Корана. Если объединить эти версии, то становится ясно, что он расшил свиток Абу Бакра, смыл текст Корана и сжег листы. А лучше всего об этом известно Аллаху! Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 26-27.
Хафса рассказывала, что слышала, как посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Армия будет направляться к Ка’бе для сражения. Когда они окажутся на пустыре, середина войска провалится под землю. Оставшиеся воины будут взывать друг к другу, а затем тоже провалятся под землю. Из них спасется только беглец, который и сообщит людям весть о случившемся». Этот хадис передал Муслим 2883. А также шейх аль-Альбани в «Сахиху-ль-Джами’» 5351.
Хафсы, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, рассказала о том, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Каждый совершеннолетний обязан отправляться на пятничную молитву, а каждый, кто отправляется на пятничную молитву, обязан совершить полное омовение (гуль)». Этот хадис передал Абу Дауд 342. Он является достоверным, а все его передатчики являются передатчиками достоверного сборника, за исключением Язида ибн Халида ар-Рамли, который является крепким. Первую часть этого хадис передал также ан-Насаи 1371.
Передают со слов Хафсы, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, что посланник Аллаха ﷺ, пользовался правой рукой, когда пил, ел и одевался, а левой — во всех остальных случаях. Этот хадис приводят Абу Дауд 32. Также этот хадис передали Ахмад 6/287-288, Ибн Хиббан 5227, аль-Байхакъи 1/112-113 и аль-Хаким 4/109, который сказал: «Иснад хадиса достоверный». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» 25, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4912.
Передают со слов Хафсы, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, что когда муаззин заканчивал призывать (людей) к утренней молитве и начинало светать, Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву в два лёгких ракаата. Аль-Бухари 618; Муслим 723.
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим (, сообщается, что Хафса, да будет доволен ею Аллах, сказала): Когда начинала заниматься заря, Посланник Аллаха ﷺ не совершал никаких (дополнительных) молитв, кроме (молитвы в) два лёгких ракаата.
Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что Хафса, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После рассвета Посланник Аллаха ﷺ не совершал никаких молитв, за исключением молитвы в два лёгких рак‘ата». Муслим 723.
Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда Посланник Аллаха ﷺ, хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды* говорил: «О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов!
/Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя!/»
* Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным без добавки «трижды». См. «Сильсиля ас-сахиха» 2754, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4656.