Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

أبو الدرداء

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах

сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ

Абу ад-Дарда ‘Уваймир ибн ‘Амир ибн Малик аль-Ансари аль-Хазраджи — сподвижник Посланника Аллаха ﷺ, предводитель, мудрец этой общины, судья Дамаска и господин чтецов Корана в Дамаске. Он являлся из числа тех, кто собирал Коран во времена Пророка ﷺ. ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил его в Шам учить людей Книге их Господа. Упоминается, что он был первым, кто установил кружки по заучиванию Корана. В некоторых сообщениях передаётся, что в этих кружках сидело по 1600 человек. Во времена правления ‘Усмана ибн ‘Аффана он был судьёй Дамаска, и упоминается, что он был первым судьёй этого города. Сообщается, что он передал от Пророка ﷺ  179хадисов. Он умер в Дамаске в 32 году по мусульманскому летоисчислению. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 2/335-353 с сокращением.

Абу ад-Дарда, принял Ислам в год Бадра, и его Ислам был прекрасен. Он присутствовал при битве Ухуд и в других военных походах и он был из ученых мудрецов, обладателей достоинства. Му’авия, да будет доволен им Аллах, назначил его судьей в Дамаске во время правления ’Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, где он и умер в 32-м году хиджры. См. «Танбихуль-афхам би-шархи ’умдатуль-ахкам».

Достоинства Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда умер Пророк ﷺ, собравшими Коран (т.е. выучившими наизусть полностью) были только четверо: Абу ад-Дарда, Му‘аз ибн Джабал, Зайд ибн Сабит, Абу Зейд».

Имам ан-Навави сказал: «Знания сподвижников олицетворяются в шести из них: ‘Умар, ‘Али, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит, Абу ад-Дарда  и Ибн Мас‘уд, а знания этих шестерых сводятся к ‘Али и Ибн Мас‘уду».

Однажды ‘Ауф ибн Малик аль-Ашджа‘и увидел во сне обширную зелёную и тенистую лужайку, на которой стояла большая кожаная палатка, а вокруг паслось огромное стадо овец.
— Кому принадлежит всё это? — спросил он.
— ‘Абдуррахману ибн ‘Ауфу, — было сказано ему.
И ‘Абдуррахман, выйдя из палатки, сказал ему:
— О Ибн Малик, это всё Всемогущий Аллах ниспослал нам посредством Корана. Если бы ты шёл этим путём, то увидел бы то, чего никогда не видел, и услышал бы то, чего никогда не слышал, а также нашёл бы то, о чём даже и не помышлял.
Ибн Малик спросил:
— А для кого всё это, о Абу Мухаммад?
Он ответил:
— Всемогущий Аллах приготовил всё это для Абу ад-Дарды, который отталкивал от себя всё мирское и руками, и сердцем.
См. «аль-Исти‘аб» Ибн ‘Абдульбарр 4/1647.

Хадисы, передаваемые от Абу ад-Дарды

Касир ибн Къайc рассказывал: «Однажды один человек прибыл из Медины к Абу ад-Дарде, да будет доволен им Аллах, который находился в Дамаске. Абу ад-Дарда спросил его: «Что тебя привело ко мне, о брат мой?» Тот человек сказал: «Хадис, о котором мне сообщили, что ты передаёшь его от Посланника Аллаха ﷺ». Абу ад-Дарда спросил: «Ты не прибыл сюда по какой-то иной нужде?!» Тот ответит: «Нет». Абу ад-Дарда спросил: «И ты не прибыл сюда для торговли?!» Тот ответил: «Нет». Абу ад-Дарда вновь спросил: «Ты прибыл только ради этого хадиса?!» После этого Абу ад-Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: „Кто вышел в путь, желая приобрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай. Поистине, ангелы непременно будут простирать свои крылья перед искателем знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. Поистине, за учёного обращаются с мольбой о прощении все обитатели небес и земли, и даже киты в море. А превосходство учёного над поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами. И поистине, учёные — это наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, однако они оставляют в наследство знание, и кто приобрёл его, тот приобрёл великий удел“».
ат-Тирмизи 2682, Абу Дауд 3641, Ибн Маджах 223. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн аль-Къайим, аз-Зайля’и, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Мифтаху дари-сса’ада» 1/254, «Тахридж аль-Кашшаф» 3/7, «Сахих аль-Джами’» 6297, «Тахкыкъ Джами’ аль-усуль» 8/6.

Со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ничего тяжелее из того, что будет взвешиваться на Весах (в Судный день), чем благой нрав. И поистине, обладатель благого нрава может достичь посредством этого степени постящегося и молящегося!»
ат-Тирмизи 2003. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5726.

Со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Хотел бы ты, чтоб смягчилось твое сердце, и исполнилась твоя нужда? Будь милостив по отношению к сироте, погладь его по голове, накорми из того, что ешь сам, и тогда смягчится твое сердце и исполнится твоя нужда». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир». Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса. См. «Файдуль-Къадир» 1/142; «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 80.

От Абу ад-Дарды передается, [что Пророк ﷺ сказал]: «Из двух человек, полюбивших друг друга ради Аллаха не только явно [на словах], но и скрыто [в сердце], наиболее любимым Аллаху является тот, чья любовь сильнее к своему товарищу».«Сахиха», 3273, шейха аль-Альбани. «Сильсиля ахадис ас-сахиха»

Сообщается, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Не сообщить ли вам о том, что лучше (выше) степенью, нежели пост, молитва и милостыня/садака/?“ Они сказали: „Конечно!“ Он сказал: „Это примирение людей, ибо разлаживание взаимоотношений это сбривание (религии)“». Этот хадис передали Ахмад (6/444), Абу Дауд (4919), ат-Тирмизи (2509), Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (5092). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2595), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2814, 2827), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (4965).

Абу ад-Дарда рассказывал: «Я слышал как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель (отец) является центральной дверью в Рай»». «Сахиха», 914.  «Сильсиля ахадис ас-сахиха»

От Абу ад-Дарды передается, [что Пророк ﷺ сказал]: «Если два человека мусульманина идут вместе и между ними оказалось дерево, камень или какое-либо глиняное строение, то пусть один из них даст «салям» другому, а тот ответит ему [после того как они обойдут препятствие]». «Сахиха», 3962. «Сильсиля ахадис ас-сахиха»

Абу ад-Дарда рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не кушай оперившись*, и не кушай оперившись на бедро и не выбирай в мечети себе определенное место и не перешагивай через шеи людей по пятницам, а то Аллах сделает тебя мостом для них в Судный день». «Сахиха», 3122.  «Сильсиля ахадис ас-сахиха»
_____________________________________________
* Как говорят ученые, речь идет о тех, кто опирается либо на правый, либо на левый бок, либо на спину.

Наиболее известные асары, передаваемые от Абу ад-Дарды

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, первое проявление лицемерия человека — это ругань в адрес правителя мусульман». См. Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид», 21/287.

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто считает, что путешествие в поисках знания не джихад, того разум и понимание испортились!». См. «Джами’ баяниль-‘ильм», 159.

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если бы не три вещи, то люди стали бы праведными: Страсть, за которой следуют, жадность, которой повинуются и восхищение своим мнением» Ахмад в «аз-Зухд» 169, Абу Дауд в «аз-Зухд» 221

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто обращает внимание на все, что делают люди, никогда не рассеет свою печаль и не умалит свой гнев». См. Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Маусу’а», 7/523

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ты не станешь богобоязненным, пока не будешь знать религию.
Причем ты не достигнешь достоинства через знания, пока не будешь поступать в соответствии с ними». См. Джами’ баян аль-ильм ва фадлих, 2/9.

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, собрал людей Дамаска и сказал: «Послушайте и примите искренний совет вашего брата. Воистину, вы копите то, чего не вкусите, надеетесь на то, чего не застанете, строите то, в чём не живете. Воистину, те, кто был до вас накопили много имущества, имели далёкие надежды, строили великие строения, однако их имущество исчезло, их надежды оказались обольщением и их жилищами стали могилы. Воистину, адиты наполняли землю между Аденом (Йемен) и Амманом (Шам) лошадьми и верблюдами, но кто же сейчас купит у меня наследство адитов хотя бы за два дирхама?». См. Абу Дауд в «аз-Зухд», 247

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, больше всего я боюсь того, что когда предстану (в Судный День) для расчета, мне будет сказано: „Ведь ты знал, и что ты делал из того, что знал?!“».
См. Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд», 39

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто не видит милость Аллаха кроме как в еде и питье, тот мал в понимании и будет уготованы мучения для него».  Абу Дауд в «аз-Зухд«,210 (198/1)

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет имана (веры) у того, кто не совершает молитву, и нет молитвы у того, кто не совершает омовение (для нее)». Ибн Батта в «аль-Ибана» 887 (2/679)

Однажды Абу ад-Дарда написал Сальману аль-Фариси: «Спеши на святую землю (аль-Къудс — Иерусалим)», он ответил ему: «Поистине, святая земля не делает никого святым, однако человека делают святым его дела!» Малик 2/235. Иснад достоверный.